Курс обучения рассчитан на 1 год. Возрастная группа детей, для которой предназначена программа - учащиеся 7, 10 классов общеобразовательных школ.
Объём занятий - 72 часа. Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных практических упражнений и выполнением творческих проектов.
По типологической классификации, программа относится к экспериментальным - первый год находится в процессе апробации. По уровню дополнительного образования программа относится к профессиональным, т.к. предполагает получение учащимися профессиональных навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни.
По направлению деятельности - научно-техническая,
по уровню освоения - углубленная,
по уровню деятельности - продуктивная,
по целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития личности - профессионально-прикладная,
по основной направленности - прикладная.
Цель: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа занятий кружка «Творческая мастерская» »
Программа
занятий кружка
«Творческая мастерская»
учителя русского языка и литературы
Новичковой Екатерины Алексеевны
Возраст детей, на который направлена программа – 12-17 лет
Срок реализации программы – 1год
Пояснительная записка
Курс обучения рассчитан на 1 год. Возрастная группа детей, для которой предназначена программа - учащиеся 7, 10 классов общеобразовательных школ.
Объём занятий - 72 часа. Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных практических упражнений и выполнением творческих проектов.
По типологической классификации, программа относится к экспериментальным - первый год находится в процессе апробации. По уровню дополнительного образования программа относится к профессиональным, т.к. предполагает получение учащимися профессиональных навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни.
По направлению деятельности - научно-техническая,
по уровню освоения - углубленная,
по уровню деятельности - продуктивная,
по целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития личности - профессионально-прикладная,
по основной направленности - прикладная.
Цель: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с разными компьютерными программами (Power Point, Excel, Movie Maker) и способами работы с ними
Создать мультимедийную продукцию, как-то: тесты, кроссворды, презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов, звуковые лингвистические сказки, документальные фильмы, теле- и радиопередачи о русском языке и литературе, заочные экскурсии
Развивающие:
Развивать познавательные способности учащихся в области филологии
Способность воспринимать учебный предмет в прикладном плане
Художественно-творческие способности
Умение осознанно использовать ИКТ для создания материала, который в дальнейшем может использоваться на уроках
Воспитательные:
Воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы
Потребность расширять кругозор в изучаемой области
Обоснование содержания
В учебном процессе всё большее распространение получают практико-ориентированные задания, развивающие креативные способности учащихся, умение применять полученные знания на практике. Особенно продуктивным является метод проекта, в реализации которого учащиеся создают готовый продукт, который может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности.
Хорошо усваиваются правила русского языка, как бы «пропущенные» через себя. Такая возможность появляется у учащихся, когда они переводят полученные знания в схемы, алгоритмы рассуждения, опорные конспекты, лингвистические сказки.
Повышают интерес к урокам кроссворды, игры, тесты. Они не только проверяют знания учащихся, но и помогают систематизировать изученное, когда ребята подключаются к созданию таких работ.
Без сомнения, современная жизнь предъявляет к человеку требования уметь грамотно представить результаты своей работы в виде презентации. Такие умения потребуются учащимся и в вузе, и в других учебных заведениях, и на работе. На занятиях по литературе часто учащиеся выступают с сообщениями о биографии того или иного писателя. Правильно оформить работу, представить её в виде изобразительного ряда – неотъемлемая часть современного учебного процесса. Кроме того, рассказ о биографии писателя может быть оформлен и в виде документального фильма.
Мы давно привыкли к письменной интерпретации лирического текста. Но насколько интереснее, более творчески проходит работа, когда интерпретация стихотворения создаётся в виде фильма или диафильма. С такими навыками работы также знакомит предложенный курс.
Создание рекламного фильма - мечта любого руководителя фирмы. Создать анимационный фильм - презентацию довольно просто с помощью редактора презентаций Microsoft PowerPoint, а также Movie Maker. Во втором полугодии учащиеся овладеют навыками создания учебных и рекламных фильмов, телепередач о русском языке.
Принципы
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
Самоопределение подростков в выборе содержания деятельности в рамках занятий
Наглядность работы, демонстрация процесса обучения
Методы и приёмы
Активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
Пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Эвристический
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
В ходе занятий кружка «Творческая мастерская» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Знать основы работы в программах Excel, Power Point, Movie Maker
Уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой
Уметь находить необходимые сведения в Интернете
Уметь создавать кроссворд, тест, игру в программах Excel и Power Point
Уметь создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, телепередачи в программе Movie Maker
Уметь создавать флеш-анимации и работать в 3-Д графических редакторах
Ближайшие последствия
Дети, способные переводить свои знания в практически и социально необходимый продукт, получают моральное удовлетворение от необходимости своей работы. В будущем они смогут планировать свою работу при использовании ИКТ, планировать работу при написании творческой или научной работы, находить неординарные пути решения. С данным материалом они могут выступить на школьной научно-практической конференции «Окоём», городском конкурсе «Шаг в будущее. Электросталь», всероссийском конкурсе «20 век. История и судьбы».
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы:
Компьютер и интерактивная доска
Художественная, справочная и научная литература по изучаемым темам
Охват учащихся
Занятия кружка рассчитаны на учащихся 5-10 классов. В данном учебном году предполагаются занятия с учащимися 7М и 10М классов в рамках работы с одарёнными детьми. В 10М классе – 10 учащихся, в 7 М – 17 учащихся. Всего 27 учащихся. Занятия рассчитаны на попеременные занятия то с 7-ой параллелью, то с 10-ой. Более сложную работу выполняют старшеклассники, менее сложную – 7-классники. Занятия проводятся по группам. См. тематическое планирование.
Автор
Программа разработана и реализуется учителем МОУ «СОШ №13 с УИОП» Перовой И. Н. Данный курс имеет практическую направленность и создан с целью научить ребят работать с ИКТ и использовать ИКТ в различной проектной, исследовательской и творческой деятельности. Поэтому никакого методического обеспечения не требует, так как имеет практическую направленность.
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
Теоретических
Практических
Всего
1.
Инструктаж по ТБ и ОТ
1
1
2.
Информационные технологии на службе учителя и ученика
1
1
3
Лингвистическая сказка
4
4
4
Тест. Игра. Кроссворд
1
7
8
5
Презентация на литературную тему
2
2
6
Документальный фильм
6
6
7
Интерпретация лирического произведения
6
6
8
Заочная экскурсия
1
6
7
9
Создание фильма «Судьбы священников Богородского края»
9
9
10
Спектакль по литературе
13
13
11
Телепередача о русском языке
1
6
7
12
Телепередача о литературе
1
5
6
13
Резерв
2
2
Всего
72
Содержание курса
Тема 1: Инструктаж по ТБ и ОТ (1 час)
Техника безопасности, правила поведения в компьютерном классе, права и обязанности учащихся в компьютерном классе. Порядок работы.
Тема 2: Информационные технологии на службе учителя и ученика (1 час)
Рассказ о работе кружка. Демонстрация проектных работ учащихся прошлых лет с использование ИКТ.
Обсуждение достоинств и недостатков работ.
Тема 3: Лингвистическая сказка (4 часа)
Что такое лингвистическая сказка. Чтение примеров лингвистических сказок. Создание авторских лингвистических сказок. Озвучивание работ, создание иллюстративного материала. Создание анимации в программах Power Point и Movie Maker.
Тема 4:Тест, игра, кроссворд (8 часов)
Знакомство с особенностями теста, игры, кроссворда. Просмотр и обсуждение разных видов работ. Создание теста, сценария игры, кроссворда. Анимирование данных работ в программе Power Point.
Тема 5: Презентация на литературную тему (2 часа)
Выбор темы для презентации. Написание реферативной работы на литературную тему. Знакомство с правилами презентования работы. Написание сценария презентации. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point.
Тема 6: Документальный фильм (6 часов)
Выбор темы для создания документального фильма. Написание сценария документального фильма. Технология работы в программе Movie Maker. Подбор иллюстративного материала. Создание документального фильма в программе Movie Maker.
Тема 7: Интерпретация лирического произведения 6 часов)
Анализ стихотворения. Создание изобразительного ряда. Подбор музыкального сопровождения. Озвучание фильма. Работа над выразительным чтением стихотворения. Создание проекта в программе Power Point и Movie Maker.
Тема 8:Заочная экскурсия (7 часов)
Выбор темы для заочной экскурсии. Подбор текстового материала. Создание сценария экскурсии. Подбор иллюстративного материала. Озвучание фильма. Создание фильма в программе Movie Maker.
Тема 9: Создание фильма «Судьбы священников Богородского края»
Сбор материала по теме. Создание и обсуждение сценария фильма. Приёмы работы с видеокамерой. Подбор иллюстративного материала. Запись озвучания фильма. Создание фильма в программе Movie Maker .
Тема 10: Спектакль по литературе (13 часов)
Распределение мизансцен. Работа над декламацией, жестикуляцией, мимикой. Планирование сценического пространства. Создание костюмов и декораций. Подбор музыкального сопровождения. Репетиция танцев и пения.
Тема 11: Телепередача о русском языке (7 часов)
Знакомство с передачами «Радионяня». Выбор тем для телепередачи. Написание сценария. Репетиция телепредачи. Запись клипа.
Тема 12: Телепередача о литературе (6 часов)
Выбор тем для телепередачи. Написание сценария. Репетиция телепредачи. Запись клипа.
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Дата
Класс
Тема занятия
Виды и формы работы
1
Инструктаж по ТБ и ОТ
Лекция учителя, беседа
2
04.09
7М, 10М
Задачи работы кружка. Информационные технологии на службе ученика и учителя
Лекция учителя, беседа, просмотр и обсуждение различных работ учащихся с использованием ИКТ
3
05.09
7М, 10М
Сочинение лингвистических сказок
Чтение и обсуждение работ учащихся, обсуждение правил русского языка, которые можно переложить в формат сказки, творческая работа
4
11.09
7М, 10М
Озвучивание лингвистических сказок
Декламация
5
12.09
7М, 10М
Создание иллюстративного материала к лингвистической сказке
Рисование, сканирование, подбор иллюстративного материала, создание готового продукта в программе Power Point
6
18.09
7М, 10М
Настройка анимации лингвистической сказки
Демонстрация анимационных возможностей программы Power Point
7
19.09
7М
Тест. Игра. Кроссворд. Особенности каждой формы
Лекция учителя, беседа, участие в тесте, кроссворде, игре, просмотр и обсуждение работ учащихся
8
25.09
7М
Сочиняем тест
Подбор и формулирование тестовых заданий, написание сценария
9
26.09
7М
Анимация теста
Создание анимированного теста в программе Power Point
10
02.10
7М
Сочиняем сценарий игры
Деловая игра «Кто придумает интереснее задание». Обсуждение заданий, выбор самой интересной формы. Создание сценария игры
11
03.10
7М
Анимация игры
Создание анимированной игры в программе Power Point
12
09.10
7М
Сочиняем кроссворд
Подбор вопросов и конструирование кроссворда на бумаге
13
10.10
7М
Анимация кроссворда
Создание анимированного кроссворда в программе Power Point
14
16.10
7М
Как создать кроссворд в программе Excel
Демонстрация теста в программе Excel, обработка теста в данной программе
15
17.10
7М, 10М
Презентация в Power Point на литературную тему
Выбор темы, сбор материалов, создание сценария, распределение на слайды
16
23.10
7М, 10М
Секреты хорошей презентации
Лекция учителя, выбор макета, цветовой гаммы, шрифта, подбор иллюстративного и звукового материала, настройка анимации
17
24.10
10М
Создаём сценарий документального фильма о писателе или поэте
Выбор темы, сбор материала, написание сценария
18
30.10
10М
Создаём сценарий документального фильма о писателе или поэте
Выбор темы, сбор материала, написание сценария
19
31.10
10М
Обсуждение сценариев
Чтение и обсуждение сценариев. Редактирование работ, взаимопроверка
20
13.11
10М
Запись звуковой части фильма
Декламация
21
14.11
10М
Создание фильма в программе Movie Maker
Этапы работы над созданием фильма – лекция и демонстрация учителя
22
20.11
10М
Создание фильма в программе Movie Maker
Этапы работы над созданием фильма – подбор иллюстративного материала, эффекты кадра, переходы, публикация фильма
23
21.11
7М
Анализ лирического произведения и его интерпретация
Эвристическая беседа
24
27.11
7М
Создание иллюстраций к лирическому произведению
Рисование, сканирование
25
28.11
7М
Подбор звукового оформления к проекту по стихотворению
Прослушивание и обсуждение музыки
26
04.12
7М
Создание фильма в программе Movie Maker по лирическому стихотворению
Монтаж фильма, наложение эффектов и переходов
27
05.12
7М
Конкурс «Лучшая интерпретация лирического произведения»
Просмотр и обсуждение фильмов
28
11.12
10М
Проведение уроков в 5 и 6 классах учащимися 10М класса
29
12.12
10М
Заочная экскурсия. Этапы работы над данным видом.
Лекция учителя, предложение и обсуждение тем, демонстрация работ учащихся и учителя
30
18.12
10М
Сбор материалов, создание сценария заочной экскурсии
Творческая работа
31
19.12
10М
Чтение и обсуждение сценариев
Редактирование, взаимопроверка работ
32
25.12
10М
Озвучивание сценария заочной экскурсии
Декламация
33
26.12
10М
Подбор иллюстративного материала к заочной экскурсии
34
10М
Монтаж заочной экскурсии
Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов
35
10М
Выездная экспедиция для съёмки видеосюжета
Работа с цифровой видеокамерой
36
10М
Чтение и обсуждение сценария на тему «Судьбы священников Богородского края»
Эвристическая беседа, редактирование работы
37
10М
Чтение и обсуждение готового сценария документального фильма «Судьбы священников Богородского края»
38
10М
Выездная экспедиция для съёмки интервью со священниками Фрязево и Ногинска
Интервью и особенности работы над ним
39
10М
Воссоздание исторических эпизодов
Обсуждение сценария на предмет воссоздания исторической обстановки
40
10М
Съёмка эпизодов
41
10М
Озвучивание фильма
Декламация
42
10М
Монтаж фильма
Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов
43
10М
Просмотр готового продукта
Просмотр и обсуждение достоинств и недостатков фильма
44
10М
Редактирование готового фильма, его публикация
45
7М, 10М
Чтение сценария спектакля по литературе. Распределение ролей
Декламация
46
7М, 10М
Репетиция 1-ой сцены спектакля
Декламация
47
7М, 10М
Репетиция 2-ой сцены спектакля
Декламация
48
7М, 10М
Репетиция 3-ей сцены спектакля
Декламация
49
7М, 10М
Репетиция 4-ой сцены спектакля
Декламация
50
10М
Запись звукового сопровождения спектакля
Декламация
51
10М
Подбор художественного оформления спектакля
Рисование
52
7М, 10М
Сводная репетиция
Декламация
53
7М, 10М
Сводная репетиция
Декламация
54
7М
Репетиция музыкальных фрагментов спектакля
Пение
55
10М
Репетиция танцевальных фрагментов спектакля
Постановка танцев
56
7М, 10М
Генеральная репетиция
Декламация, пение, танцы
57
7М, 10М
Спектакль на литературную тему
58
10М
Концепция телепередачи о русском языке
Лекция учителя
59
10М
Выбор темы для телепередачи о русском языке
Обсуждение, беседа
60
10М
Работа над проектом телепередачи о русском языке. Деловая игра
Разработка сценария телепередачи
61
10М
Чтение и обсуждение сценариев телепередачи
Беседа
62
10М
Репетиция телепередачи о русском языке
Декламация
63
10М
Запись телепередачи
Декламация
64
10М
Монтаж телепередачи о русском языке
Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов
65
10М
Концепция телепередачи о литературе
Обсуждение, беседа
66
10М
Работа над проектом телепередачи о литературе. Деловая игра
Разработка сценария телепередачи
67
10М
Чтение и обсуждение сценариев телепередачи
Беседа
68
10М
Репетиция телепередачи о литературе
Декламация
69
10М
Запись телепередачи
Декламация
70
10М
Монтаж телепередачи о литературе
Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов
71
7М
Создание флеш
Доклад учащихся
72
резерв
Использованная литература:
Практически направленные работы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» и фестиваля ученических проектных работ «Портфолио»
Так как кружок практико-ориентированный, то специальной литературы не требует.