Программа включает в себя темы, которые необходимо изучить с целью овладения ораторской речью.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КУРСА – научить готовить и произносить убедительные речи на доступные учащимся темы с учетом интересов аудитории, участвовать в дискуссиях, отстаивая свою точку зрения.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ:
Учебные тексты, художественные произведения, статьи из детских журналов и газет, теле- и радиопередачи, лекции - беседы специалистов.
ВЕДУЩИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
Изучающее, аналитическое чтение; конструирование вопросов к непонятным словам, реалям, явлениям; всесторонний анализ слова – понятия; работа с толковыми синонимическими, антонимическими, орфоэпическими и другими словарями; сжатый и подробный пересказ художественного текста; упражнения в технике речи; выразительное чтение художественных произведений; устное сообщение о прочитанном в газете или журнале с собственной краткой оценкой – рекомендацией; оценочный рассказ о прослушанной или увиденной передаче, фильме, спектакле и т. д.; рассказ, основанный на собственном жизненном опыте.
К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Основные орфоэпические нормы (произношение, ударение), лексические возможности языка (значение слова, синонимы, антонимы, историзмы, неологизмы и др.), понятие логического ударения, основные виды связи предложений в тексте, понятие композиции, основные лексические словари.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Внимательно вчитываться в учебный, художественный, публицистический текст, не оставляя не прояснённым ни одного понятия, слова; систематически обращаться и уметь работать с основными лексическими словарями; наблюдать за своим речевым аппаратом; правильно произносить слова; пользоваться логическим ударением в речи; выразительно читать художественные произведения; составлять план собственного устного высказывания; составлять рассказы по рисункам, на основе услышанного, по определённым темам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа преподавания курса по риторике »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Программа преподавания курса по риторике
«По тернистому пути Цицерона»
для учащихся 8 класса
Составила:
учитель русского языка и литературы
Назырова Галина Алексеевна
г. Коркино
2015г
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ПО РИТОРИКЕ.
Риторика рассматривается как наука об ораторской речи, теория красноречия.
ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЯЮТ ТРИ УРОВНЯ:
1. Уровень замысла и содержания, то есть определение темы, цели речи, отбор фактического материала.
2. Уровень стиля, то есть использование языковых средств в системе.
3. Уровень композиции, то есть расположение и порядок следования смысловых частей речи.
Все эти уровни связаны с психологией воздействия на аудиторию, с процессом общения с нею.
Программа включает в себя темы, которые необходимо изучить с целью овладения ораторской речью.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КУРСА – научить готовить и произносить убедительные речи на доступные учащимся темы с учетом интересов аудитории, участвовать в дискуссиях, отстаивая свою точку зрения.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ:
Учебные тексты, художественные произведения, статьи из детских журналов и газет, теле- и радиопередачи, лекции - беседы специалистов.
ВЕДУЩИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
Изучающее, аналитическое чтение; конструирование вопросов к непонятным словам, реалям, явлениям; всесторонний анализ слова – понятия; работа с толковыми синонимическими, антонимическими, орфоэпическими и другими словарями; сжатый и подробный пересказ художественного текста; упражнения в технике речи; выразительное чтение художественных произведений; устное сообщение о прочитанном в газете или журнале с собственной краткой оценкой – рекомендацией; оценочный рассказ о прослушанной или увиденной передаче, фильме, спектакле и т. д.; рассказ, основанный на собственном жизненном опыте.
К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Основные орфоэпические нормы (произношение, ударение), лексические возможности языка (значение слова, синонимы, антонимы, историзмы, неологизмы и др.), понятие логического ударения, основные виды связи предложений в тексте, понятие композиции, основные лексические словари.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Внимательно вчитываться в учебный, художественный, публицистический текст, не оставляя не прояснённым ни одного понятия, слова; систематически обращаться и уметь работать с основными лексическими словарями; наблюдать за своим речевым аппаратом; правильно произносить слова; пользоваться логическим ударением в речи; выразительно читать художественные произведения; составлять план собственного устного высказывания; составлять рассказы по рисункам, на основе услышанного, по определённым темам.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КУРСА.
№ урока
Темы
Количество часов
1
Вводный урок. Что изучает риторика?
1
Речь – 18 часов
2
Что такое речь?
1
3
Формы речи
1
4
Понятие нормы. Нормы и варианты
6
5
Точность и правильность речи
1
6
Богатая ли у тебя речь?
1
7
Умение рисовать словами
1
8
Что такое сравнение?
1
9
Как живут слова. Историзмы и неологизмы
1
10
Синонимы и антонимы
1
11
Выразительность речи
1
12
Интонация, мимика, жесты
1
13
Ударение. Орфоэпические формы
1
14
Логическое ударение
1
ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА РЕЧИ – 6 часов
15
Понятие предложения
1
16
Построение предложений
2
17
Порядок слов в предложении
2
18
Интонация предложений
1
ТЕКСТ -4 часа
19
Что такое текст. Ораторский текст
1
20
Построение предложения в тексте
1
21
Описание. Повествование. Рассуждение
1
22
Понятие о композиции
1
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - 5 часов
23
Культура поведения и культура общения
1
24
Этикет и речь
1
25
Речевые ситуации и речевое поведение
2
26
Заключительный урок
1
ВСЕГО
34 ЧАСА
1 РАЗДЕЛ.
Первый урок целесообразно провести в форме лекции с элементами беседы. Что изучает риторика? Зачем мы её изучаем? Как развивалась эта наука? Эти вопросы должны стать главными на уроке.
От риторики Древней Греции (Аристотель, Платон) и Древнего Рима (Цицерон, Сенека) до риторики наших дней. Такой может быть лекция учителя. Уже на первом уроке преподаватель должен выступить в роли оратора (ритора), показывая учащимся огромные возможности языка, его богатство и выразительность.
«А всегда ли мы говорим правильно?» - с этого вопроса можно перейти к беседе.
Тефтели или тефтели?
Торты или торты?
Класть или ложить?
(Што) или (что)?
Целесообразно уже на вводном уроке завести словари «Говори правильно».
Как правильно построить предложение?
Как правильно выразить свою мысль, задать вопрос?
Как передать свои чувства?
На эти и другие вопросы нам поможет ответить риторика.
2 РАЗДЕЛ
РЕЧЬ.
ТЕМА 1. ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ?
Для целенаправленной работы по произношению можно ввести в практику так называемые «Орфоэпические пятиминутки», которыми будут начинаться все уроки риторики.
Слово или слова записываются в словарик (Щавель, квартал, коне(ш)но и т.д.), затем произносятся в соответствии с нормами. Возможно знакомство с «Орфоэпическим словарём», «Словарём ударений».
Главным вопросом урока должен стать вопрос: «Для чего нужна человеку речь?». В форме беседы знакомимся с артикуляционным аппаратом человека, как из звуков получаются слова, зачем мы эти слова говорим, почему важно точно и правильно произносить слова.
Практическая работа. Произношение скороговорок. Почему их трудно говорить?
Домашнее задание. Конкурс скороговорок.
ТЕМА 2. ФОРМЫ РЕЧИ.
На этом уроке знакомим ребят с двумя формами речи - письменной и устной. Каждая из этих форм имеет свою цель.
С письменной речью учащиеся знакомятся на уроках русского языка и литературы. Урок риторики - это урок, прежде всего устной речи.
Учащиеся должны различать виды речевой деятельности, когда мы говорим и читаем (письменная форма), когда мы говорим и слушаем (устная форма).
Исследования, проведённые в разных странах, показывают, что современный «средний» человек на чтение и письмо затрачивает 20% времени, а на слушание и говорение - 80%.
Значит, исходя из специфики предмета, более подробно знакомимся с устной формой речи.
Устная форма речи имеет два вида: говорение и слушание.
Слушание и говорение имеют свои цели. Говорящий преследует определённую цель - сообщить новую смысловую, эмоциональную и другую информацию, спросить о чём - либо, побудить собеседника к чему – то, убедить в чём – либо, произвести впечатление на адресата, доставить ему удовольствие (неудовольствие), выразить своё к нему отношение и т.д. В зависимости от этого возникают высказывания – сообщения, высказывания – побуждения, высказывания – вопросы.
Люди слушают что – либо также с разной целью. Они могут получать или смысловую, или эмоциональную, эстетическую информацию.
Умение слушать – одно из самых сложных умений, поэтому об умении слушать и понимать партнёра, вслушиваться и извлекать ту информацию, которую вложил в текст говорящий, а также правильно себя при этом вести, мы будем знакомиться на отдельных уроках, посвящённых речевому этикету.
Домашнее задание: Подготовить различные по цели высказывания.
ТЕМА 3. ПОНЯТИЕ НОРМЫ. НОРМЫ И ВАРИАНТЫ.
После проверки домашнего задания и «Орфоэпической пятиминутки» логично перейти к рассмотрению «норм» в языке. Ведь очень важно для говорящего то, чтобы его понял собеседник. Главный вопрос урока: зачем нужен нормативный язык? Возможно знакомство учащихся с ненормативной лексикой (диалектами и жаргонизмами), словарями говоров. Большую помощь в проведении этого урока может оказать книга Корнея Чуковского «Живой как жизнь». Интересно провести следующую практическую работу: составить словарик жаргонизмов, которые используются в школе, классе. Эту работу можно продолжить дома.
Тема «НОРМА» получит своё развитие и на следующем уроке, посвящённом точности и правильности речи. Тема «Нормы ударения и произношения и их нарушения», «Нормы грамматики и их нарушения», «Синтаксическая норма: управление» рассматриваются на последующих уроках.
Следующие темы второго раздела так или иначе будут посвящены слову. Как рождаются и умирают слова (историзмы и неологизмы), почему важно знать как можно больше слов (богатая ли у тебя речь). Лексические возможности слова (сравнения, синонимы, антонимы), интонация, логическое ударение, мимика и жесты – все эти темы помогут учащимся перейти к рассмотрению построения предложений и текста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Язык – настолько привычный компонент всякого человеческого коллектива, что мы часто не замечаем его особенностей, не задумываемся над тем, как он устроен, как используется в разных ситуациях. Отсюда иллюзия, что ничего сложного в языке нет, и поэтому, стало быть, изучение языка практически ненужное, досужее занятие.
Но почему же одного человека слушать интересно, почему иные выступления заставляют нас переживать, смеяться, плакать, восхищаться. А от выступления другого «оратора» мы засыпаем через пять минут? Именно риторика учит человека не просто говорить, а говорить так, чтобы слово могло «И В БОЙ ПОВЕСТИ». Но учитель риторики должен помнить, в какой «БОЙ» может повести это слово.
«Красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека. Опираясь на знания предмета, оно выражает словами наш ум и волю с такой силой, что набор его движет слушателей в любую сторону. Но чем занимательнее эта сила, тем обязательнее должны мы соединять её с честностью и высокой мудростью, а если бы дали обильные средства выражения людям, лишённых этих достоинств, то не ораторами бы их сделали, а безумцам бы дали оружие». (ЦИЦЕРОН)
Приложение
Игровые моменты на уроки:
СКАЖИТЕ МАМЕ ЧТО – НИБУДЬ ЛАСКОВОЕ.
Методика и содержание урока на тему «ИНТОНАЦИЯ»
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Иногда человек говорит как будто совсем безобидные слова, но его собеседник обижается, даже может возникнуть ссора, и всё это потому, что слова произносятся не тем тоном.
Мы должны выяснить, что такое интонация, зачем она нам нужна?
ПРОСЛУШАЙТЕ ТЕКСТ.
Одна девочка Лена сидела в трамвае, и всё время вертелась, болтала ногами.
Её соседка, старушка, очень вежливо сделала ей замечание:
- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста.
- Пожалуйста, буду сидеть спокойно! - грубо ответила Лена.
Вопрос к классу:
Была ли девочка вежливой? Почему?
Произнесите слова Лены - грубо, вежливо, спокойно, равнодушно.
Вывод: Одну и ту же фразу можно произнести по–разному. Эмоциональная окраска фразы называется интонацией, тоном.
РАБОТА НАД СКОРОГОВОРКАМИ.
(Лист со скороговорками у каждого ученика на столе).
Прочитаем сначала все скороговорки, РАЗОМНЁМ ЯЗЫЧКИ.
А теперь попробуем каждую скороговорку произнести с разной интонацией.
ИЗ – ПОД ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ.
Радостно, восторженно. «Как красиво мчатся кони!»
Раздражение, неудовольствие. «Фу, как напылили!»
ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА .
Сожаление. «Жалко воронёнка».
Осуждение. «Вот распята эта ворона!»
Удивление. «Не может быть!»
НА ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ ДРОВА.
Радость. (Здесь можно интересно поиграть).
Грусть. «Ох, сколько здесь работы!»
Равнодушие. «Ну и что!»
Восхищение. «Как это красиво!»
Вопрос к классу:
От чего зависит изменение тона речи?
От чего зависит выбор интонации?
Тон речи помогает рассказчику выразить своё отношение к тому, о чём он говорит.
УГАДАЙ, С КАКОЙ ИНТОНАЦИЕЙ ПРОИЗНОСИТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Мы завтра идём в поход.
Учитель произносит это предложение радостно, грустно, равнодушно, удивлённо и т.д.
РАБОТА НАД ИНТОНАЦИЕЙ.
По отрывкам вспомни название сказки, её автора и героев.
Обрати внимание на выделенные слова и произнеси слова героев подходящим тоном.
«Буратино, умоляю тебя - зажмурься, зажми нос и выпей…»
«Тогда девочка сказала строго, взрослым голосом:
- Зажми нос и гляди в потолок… Раз, два, три…»
«Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:
- Да ну вас, в самом деле…»
«Тогда девочка сказала ему строго:
- Вытащите из–под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки».
« От возмущения она хлопала ресницами.
- Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?»
«У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка.
- Займёмся диктантом…»
ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР ИНТОНАЦИИ.
Прочитайте стихотворение и выберите правильный тон речи.
МОЙ БРАТ МИША.
Ох, до чего ж он рыжий.
Мой новый братик Миша!
И волосы рыжие,
И ресницы рыжие.
Проснусь и сразу весело,
Когда его увижу я.
Над непослушным Мишей
Хлопочет вся семья.
Но мой братишка рыжий
Всё делает как я.
Я прыгаю - он прыгает,
Ем кашу - кашу ест.
Я съел тарелку мигом –
И он в один присест.
Я Мишу не обижу,
Толкнёт меня – терплю:
Он, маленький, мой рыжий
И я его люблю.
(Я. Аким)
С любовью, нежно, немножко весело.
Найдите слова в тексте, которые помогли нам правильно выбрать интонацию.
«…всем вместе весело.
«…толкнёт меня – терплю…
Я Мишу не обижу…
И я его люблю».
РАБОТА ПО КАРТИНКАМ.
По предложенным учителем сюжетным картинкам составить небольшой рассказ. Выбрать нужную интонацию.
ИТОГ УРОКА.
Сегодня мы познакомились с интонацией, с различными видами тона речи, уместностью или неуместностью того или иного тона в определённой речевой ситуации; учились правильно использовать это качество в нашей речи».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Когда будете дома, скажите маме что-нибудь (всё равно, что) очень ласково и нежно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова С. « Если без риторики…». Журнал «Народное образование» № 6, 1991г. Стр.50-52.
2. Иванова С. «Я бы в риторы пошёл…». «Учительская газета», № 10-11,17 марта 1992 г., стр.5.
3. «Речевые секреты». Книга для учителя начальных классов. Под редакцией Т.А. Ладыженской, Москва, « Просвещение», 1992г.
4. «Речь». Книга для учителя. Под редакцией Т.А. Ладыженской, Москва, «Педагогика», 1990г.
5. Крысин П.П. «Язык в современном обществе», Москва. «Просвещение» 1999г.
6. Дерягин В.Я. «Беседы о русской стилистике». Москва. «Знание», 1978г.
7. Голуб И.Б. Розенталь Д.Э. «Занимательная стилистика». Москва «Просвещение» 1988г.
8.Формановская Н.И. «Речевой этикет и культура общения». М. «Высшая школа»,1989г.
9. Горбачевич К.С. «Нормы современного русского литературного языка» .М. «Просвещение» 1978г.
10. Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой». М. «Молодая гвардия», 1977г.
11. Н.Н.Кохтев «Риторика». «Просвещение». М. 1994 г. Учебное пособие для 8-11кл. учебных заведений с углублённым изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "177814"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424710306"
}
}