Рабочая программа по русскому языку для 1 класса под редакцией Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой по УМК "Перспектива" разработана по всем требованиям ФГОС. В программу входит пояснительная записка и календарно-тематическое планирование с планируемыми результатами и универсальными учебными действиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку для 1 класса»
МБОУ «Тюлькинская ООШ»
Согласовано Утверждаю
Руководитель РМО Директор школы
______________ ---------------- Л.И.Якупова
« » 2014г. « » 2014г
Рабочая программа
По русскому языку для 1 класса
На 2014-2015 учебный год
Разработала
учитель начальных классов
Хохлова Н.Б.
Тюлькино, 2014
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой для 1-4 классов начальной школы по УМК «Перспектива», 2011 г.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Общая характеристика курса
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Для реализации программного содержания используется методическое обеспечение.
№ п/п
Название пособия
Авторы
1
Русский язык. 1 класс (1-4). М: «Просвещение», 2011 г.
Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева
2
Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. М: «Просвещение», 2015 г.
Л.Ф.Климанова
3
Русский язык. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2011 г.
Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева
Место предмета в учебном плане
В первом классе часы распределены следующим образом: 17 недель ,5 часов в неделю.
I
II
III
IV
Год
В мире общения. Роль слова в общении. Слово и его значение. Имя собственное. Слова с несколькими значениями. Слова, близкие и противоположные по значению. Группы слов.
34
34
Звуки и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки и обозначение их буквами.
12
12
Слоги. Перенос слов. Ударение.
4
10
14
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких согласных звуков на письме. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
7
7
Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак. Звонкие и глухие согласные звуки, обозначение их буквами.
10
10
От слова к предложению.
8
8
Итого
50
35
85
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Особенности организации контроляпо русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Планируемые результаты обучения
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
находить корень в группе доступных однокоренных слов.
1. Речевые:
- соблюдать правила поведения во время общения, в том числе на уроке: слушать говорящего; смотреть на собеседника, не говорить о присутствующем он, она; не перебивать (или извиниться); не говорить слишком громко или слишком тихо и т.п.; уместно пользоваться этикетными формулами приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения;
- замечать слова, значения которых неизвестны, спрашивать о них, находить их в толковом словаре учебника.
- распознавать деловые и изобразительные тексты, определять, о чем и что в них говорится;
- выбирать из предложенных слов и их сочетаний уместные и конструировать записки, телеграммы, поздравления, создавать свои устные воспоминания на заданную тему и выразительно рассказывать;
- в соответствии с нормами произносить слова из словаря учебника «Как правильно говорить?».
2. Грамматические:
- на слух определять границы предложений, правильно обозначать их при письме (слева - большой буквой, а справа - точкой и в ясных случаях - вопросительным или восклицательным знаком); членить предложения на слова;
- распознавать группы слов по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям (в том числе разграничивать вопросы кто? что? какой? какая? какие? и др.), отличать от слов-названий слова-помощники и слова-указатели;
- различать звуки и буквы. Выполнять звуковой анализ слов, частичный и полный: распознавать звуки речи, выделять их из слова, давать им характеристику, определять последовательность в слове и отражать результаты анализа в звуковой модели (закрепление);
- фиксировать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции «звуковых значков»). Читать записи, сделанные «значками звуков» и осознанно переводить их в буквенные;
- правильно обозначать твердость и мягкость согласных и звук [й'] (без случаев с разделительными знаками). Обнаруживать и исправлять графические ошибки (обозначение твердости и мягкости, звука [й'], а также пропуски, перестановки и замены букв), именуемые «описками», как в специально предложенных записях, так и в собственных;
- правильно называть буквы; располагать буквы и слова по алфавиту;
- использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника.
3. Орфографические:
- обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, перенос слова, ударный слог жи-ши (или ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного звука, парности по глухости – звонкости согласного на конце слова или перед другим парным по глухости-звонкости; распознавать среди орфограмм «опасные места» на известные и неизвестные правила;
- применять при письме изученные правила: оформления границ предложений и границ слов, использования большой буквы в собственных именах, переноса слов, написания ударных слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- пользоваться словарем учебника «Как правильно писать?» для выяснения букв в указанных словах;
- списывать и писать под диктовку учителя текст объемом 15-18 слов, соблюдать требования каллиграфии при письме; - выделять в собственных записях случаи неверного (неудачного) начертания букв;
- писать слова с непроверяемыми орфограммами: альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошел, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
к концу 1 класса.
Обучающиеся должны знать и понимать:
виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные;
оформление предложений на письме;
смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
различие между звуками и буквами, гласные и согласные звуки и буквы, их обозначение;
звук и буква и;
слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
гласные ударные и безударные;
согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
согласные только твёрдые, согласные только мягкие;
согласные, парные по звонкости и глухости;
•соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
соблюдение орфоэпических норм в наиболее употребительных словах;
оформление на письме предложений;
деление слов на слоги и для переноса;
определение ударного слога в слове;
использование прописной буквы в именах собственных;
написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;
обозначение в словах мягкости согласных звуков на письме;
правильного написания слов типа пень, яма;
правописание слов с непроверяемыми орфограммами;
четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
( планируемые результаты)
УУД
В мире общения. Роль слова в общении. Слово и его значение. Имя собственное. Слова с несколькими значениями. Слова, близкие и противоположные по значению. Группы слов (34 ч)
3 четверть 50 ч
1-2-3
В мире общения.
Цели и формы общения.
Смысловая сторона русской речи.
Практическое введение понятия «общение»; знакомство детей с персонажами учебной книги и друг с другом; способствовать развитию навыков устного общения – умения говорить и слушать; различать цель и результат общения; привлечь внимание к слову и его номинативной (назывной) функции; привлечь внимание детей к различным способам решения проблем; усвоить слова, обозначающие действия предметов.
Учащийся научится различать устную и письменную речь, писать без ошибок слова язык и русский язык.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека
Личностные
Проявлять уважение к языкам других народов.
Познавательные
Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.
Регулятивные
Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»
Коммуникативные
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
4-5-6
Слово, его роль в нашей речи.
Практическое знакомство с целями и средствами общения через игровые ситуации и диалог литературных героев; осмысление роли слова в общении; развитие умения быстро находить слова для обозначения окружающих предметов
Определение количества слов в предложении, вычленение слова из предложения.
Классифицирование и объединение слов по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.
Использование в речи «вежливых слов».
Определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения
Личностные
Чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к происхождению слов.
Познавательные
Работать со словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове.
Регулятивные
Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»
Коммуникативные
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
7-8-9
Слово и его значение
10-11-12
Развитие речи. Слово как средство создания образа.
Выбор точного слова как средство выражения мысли, создание образа, расширение, уточнение словарного запаса.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять текст по рисунку и опорным словам.
13-14-15
Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного.
Отличие имени собственного от нарицательного; упражнение в правописании имён собственных.
Научится отличать имя собственное от нарицательного
16-17-18
Правописание имен собственных
Практическое освоение правописания имён собственных; наблюдение за превращением в художественном тексте имён нарицательных в собственные.
Научится правописанию имен собственных
19-20-21
Слова с несколькими значениями
Формирование представления о многозначности слова; ценностное отношение к русскому языку как богатому и выразительному; расширение словарного запаса детей.
Научится определять многозначные слова
22-23-24
Слова, близкие по значению.
Формирование представления о словах, близких по значению; расширение словарного запаса учащихся словами, близкими по значению, активизирование их употребления в речи
Научится понимать и употреблять в речи слова, близкие по значению
25-26-27
Слова, противоположные по значению
Формирование представления о словах, противоположных по значению; расширение словарного запаса учащихся словами, противоположными по значению, активизирование их употребления в речи
Научится понимать и употреблять в речи слова, противоположные по значению
28-29-30
Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета
Различение предмета и слова как название предмета; определение слова-названия предметов, признаки предметов, действия предметов; наблюдение за ролью каждой группы слов в речи.
Определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения;
различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять текст по рисунку и опорным словам.
Личностные
Чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к происхождению слов.
Познавательные
Работать со словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове.
Регулятивные
Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»
Коммуникативные
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
31-32-33
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Постановка вопросов кто? что? к словам, обозначающим предметы; различение слова -названия одушевлённых и неодушевлённых предметов
Научится ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы; различать слова-названия одушевлённых и неодушевлённых предметов
34
Развитие речи. Слова- признаки предметов, действия предметов в творчестве поэтов.
Определение количества слов в предложении, вычленение слова из предложения.
Различение действия, признака и слов, называющих признак предмета, действие предмета.
Приобретение опыта в различении слов признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.
Классифицирование и объединение слов по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.
Использование в речи «вежливых слов».
Определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения; различать действие, признак и слово, называющее признак предмета, действие предмета; классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять текст по рисунку и опорным словам.
Звуки и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки и обозначение их буквами (12 ч)
35-36-37
Звуки и буквы
Различение звуков и букв.
Наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.
Осуществление знаково-символических действий при моделировании звуков.
Распознавание условных обозначений звуков речи.
Сопоставление звуковое и буквенное обозначения слова.
Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков.
Наблюдение над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы
Научится различать гласные и согласные звуки; правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.
Личностные
Проявлять познавательный интерес к новому знанию.
Познавательные
- использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;
- работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова;
- использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами;
- работать с графической информацией, анализировать таблицу с целью поиска новых сведений о языке.
Регулятивные
Оценивать результаты выполненного задания
Коммуникативные
осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач
38-39
Алфавит
Формирование представления о практическом применении алфавита; закрепление первоначальных знаний детей об алфавите
Высказываться о значимости изучения алфавита.
Правильно называть буквы в алфавитном порядке
Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.
Располагать заданные слова в алфавитном порядке.
Применять знание алфавита при пользовании словарями.
Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.
40-41-42
Гласные звуки. Обозначение их буквами.
Использование приёма планирования учебных действий: определение с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.
Нахождение в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.
Различение проверочного и проверяемого слова.
Использование приёма планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (слоны — слóн, трáва — трáвы).
Письмо двусложных слов с безударным гласным и объяснение их правописания.
Научится различать гласные и согласные звуки; правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.
43-44-45
Согласные звуки. Обозначение их буквами.
Различение в слове согласных звуков по их признакам.
Наблюдение над образованием согласных звуков и правильное их произнесение.
Определение согласного звука в слове и вне слова.
Различение согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки.
Дифференцирование гласных и согласных звуков.
Определение «работы» букв, обозначающих согласные звуки в слове.
Наблюдение над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определение способа переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са).
46
Развитие речи. Словесное творчество.
Определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор и запись предложений, которыми можно подписать рисунки.
Оценивание результата выполненного задания
Слоги. Перенос слов. Ударение (14 ч)
47
Слоги. Деление слов на слоги.
Различие слова и слога.
Наблюдение над слоговой структурой различных слов.
Определение количества в слове слогов.
Нахождение новых способов определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом.
Анализ модели слов, сопоставление их по количеству слогов и нахождение слова по данным моделям.
Анализ слогов относительно количества в них гласных и согласных звуков.
Классификация слов по количеству в них слогов.
Составление слова из слогов.
Учащийся научится различать слово и слог; определять количество в слове слогов.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом; составлять слова из слогов. Учащийся научится переносить слова по слогам.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы
Личностные
Проявлять познавательный интерес к новому знанию.
Познавательные
- использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;
- работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова;
- использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами;
- работать с графической информацией, анализировать таблицу с целью поиска новых сведений о языке.
Регулятивные
Оценивать результаты выполненного задания
Коммуникативные
осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач
48
Диктант по итогам 3 четверти.
49
Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
50
Развитие речи. Словесное творчество.
Определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор и запись предложений, которыми можно подписать рисунки.
Оценивание результата выполненного задания
4 четверть 35 ч
51-52-53
Перенос слов
Деление слов на слоги; практическое применение правило переноса на письме слова с одной строки на другую.
Учащийся научится переносить слова по слогам.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами.
Личностные
Проявлять познавательный интерес к новому знанию.
Познавательные
- использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;
- работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова;
- использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами;
- работать с графической информацией, анализировать таблицу с целью поиска новых сведений о языке.
Регулятивные
Оценивать результаты выполненного задания
Коммуникативные
осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач
54-55-56
Ударение
Нахождение в слове ударного слога; наблюдение за ролью ударения в различении смысла слова; развитие орфоэпической культуры учащихся.
Находить в слове ударный слог
Личностные
Проявлять познавательный интерес к новому знанию.
Познавательные
- использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;
- работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова;
- использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами;
- работать с графической информацией, анализировать таблицу с целью поиска новых сведений о языке.
Регулятивные
Оценивать результаты выполненного задания
Коммуникативные
осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач
57-58-59
Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.
Развитие умения проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова; упражнение детей в нахождении ударного слога в словах.
Проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова; находить ударный слог в слове.
60
Развитие речи. Сочинение стишков.
Определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор и запись предложений, которыми можно подписать рисунки.
Оценивание результата выполненного задания
Подбирать рифму к словам
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких согласных звуков на письме. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу (7 ч)
61-62-63
Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Развитие способности различать мягкие твердые согласные звуки; формирование умения обозначать мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака; закрепление умения переносить слова с мягким знаком
Формирование представления о твёрдых согласных ж, ш; развитие умения писать буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Различать мягкие твердые согласные звуки; обозначать мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака; переносить слова с мягким знаком
Писать буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу
Личностные
Проявлять познавательный интерес к новому знанию.
Познавательные
- использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;
- работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова;
- использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами;
- работать с графической информацией, анализировать таблицу с целью поиска новых сведений о языке.
Регулятивные
Оценивать результаты выполненного задания
Коммуникативные
осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач
64
Развитие речи. Словесное творчество.
65-66-67
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак. Звонкие и глухие согласные звуки, обозначение их буквами (10 ч)
68-69-70
Разделительный мягкий знак.
Развитие умения правильно писать слова с разделительным мягким знаком; развитие творческого отношения к слову.
Писать слова с разделительным мягким знаком
Личностные
Проявлять познавательный интерес к новому знанию.
Познавательные
- использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;
- работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова;
- использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами;
- работать с графической информацией, анализировать таблицу с целью поиска новых сведений о языке.
Регулятивные
Оценивать результаты выполненного задания
Коммуникативные
осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач
71-72-73
Разделительный твёрдый знак
Развитие умения правильно писать слова с разделительным твердым знаком; развитие творческого отношения к слову.
Писать слова с разделительным твердым знаком
74-75-76
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.
Развитие умения различать звонкие и глухие согласные; практическое освоение звукового анализа; развитие творческих речевых способностей.
Различать звонкие и глухие согласные
77
Развитие речи. Словесное творчество.
Определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор и запись предложений, которыми можно подписать рисунки.
Оценивание результата выполненного задания
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять текст по рисунку и опорным словам.
78-79-80
Предложение. Отличие слова от предложения.
Формирование умения различать слово и предложение; строить предложение; наблюдение над связью слов в предложении; использование соответствующих знаков препинания.
Формирование умения Различать текст и предложение; подбирать заголовок к тексту.
Составление текста из деформированных предложений.
Составление небольших текстов по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу.
Формирование умения находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание;
отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Выделение предложения из речи.
Определение границ предложения в деформированном тексте. Формирование умения выбирать знак препинания в конце предложения.
Соблюдение в устной речи интонации конца предложения.
Сравнение схемы предложений, соотношение схемы и предложения.
.
Учащийся научится отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог в письменной речи.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться озаглавливать текст, составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по рисунку, составлять предложения по заданной схеме.
Личностные
Проявлять познавательный интерес к новому знанию.
Познавательные
- использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;
- работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова;
- использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами;
- работать с графической информацией, анализировать таблицу с целью поиска новых сведений о языке.
Регулятивные
Оценивать результаты выполненного задания
Коммуникативные
осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач
81-82
Знаки препинания в конце предложения.
83
Текст. Отличие предложения от текста.
84
Контрольный диктант за курс первого класса.
85
Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Материально-техническое обеспечение.
1.Русский язык. 1 класс (1-4). М: «Просвещение», 2011 г. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева
2.Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. М: «Просвещение», 2015 г. Л.Ф.Климанова
3.Русский язык. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2011 г. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева