Программа курса по выбору "Русский язык и культура общения"
Программа курса по выбору "Русский язык и культура общения"
Здесь представлена рабочая программа курса по выбору для обучающихся 9 класса "Русский язык и культура общения" (основные виды языковых норм современного русского литературного языка).
Целью данного курса является оказание помощи учащимся в составлении представлений об особеностях руччкого литературного произношения, выработке навыков владения орфоэпическими, орфографическими, лексическими, стилистическими нормами языка., повышение интереса к изучению родного языка.
Курс рассчитан на 17 часов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору "Русский язык и культура общения" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гусёвская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
(основные виды языковых норм русского литературного языка)
Программу составила учитель
русского языка и литературы
МБОУ Гусевская СОШ
АНАНИЧ В.Е.
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Государственным образовательным стандартом изучения русского языка направлено на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому воздействию и взаимопониманию; потребность в речевом самоусовершенствовании.
Целью данного курса является оказание помощи учащимся в составлении представлений об особенностях русского литературного произношения, выработке навыков владения орфоэпическими, грамматическими, лексическими, стилистическими нормами, более глубокого изучения сложных участков орфоэпической системы русского литературного языка; развитие навыков практической и исследовательской работы; повышение интереса к изучению русского языка.
Особое внимание уделяется наиболее сложным случаям, связанным с действием орфоэпических, грамматических, лексических, стилистических норм, определенным закономерностям, существующим моделям, а также подвижность ударения, произношения и др.
Для выработки навыка литературного произношения слов и форм слов предусматривает система упражнений, практических занятий и заданий. С одной стороны, эти задания отрабатывают навыки произношения слов и оборотов, в которых часто допускаются ошибки, а с другой – направлены на то, чтобы выработать умения по выявлению ошибочных вариантов произношения, а также выработать навыки по сознательному использованию в речи того или иного литературного орфоэпического варианта.
Кроме того, курс учитывает, что подростков объединяет использование речи молодежного сленга, и они испытывают также влияние просторечной культуры; предусмотрена специальная работа над теми словами и формами слов, которые достаточно часто используются неправильно в средствах массовой информации.
Курс рассчитан на 17 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения данного курса обучающийся должен знать:
- Основные виды языковых норм русского литературного языка;
- О важности владения культурой речи;
- О коммуникативных качествах речи;
- Особенности русского ударения и произношения в словах, формах слов.
Уметь:
- Использовать приобретенные знания в практической деятельности;
- Пользоваться словарем трудностей, орфографическим словарем и др.;
- Свободно, четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- Соблюдать нормы произношения;
- Различать функциональные стили речи.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРС ПО ВЫБОРУ
№
П\П
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ЗАНЯТИЯ В ЧАСАХ
ВСЕГО ЧАСОВ
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
1
Вводное занятие
2
1
1
Основные виды языковых норм русского литературного языка
2
1
1
2
Орфоэпические нормы
6
2
4
Ударение в словах и формах слов
1
0,5
0,5
Слова иноязычного происхождения.
Их произношение
2
0,5
1,5
Заимствованные слова с твердыми и мягкими согласными перед – е - (твердое и мягкое произношение);
1
0,5
0,5
Произношение отдельных сочетаний звуков, слов и форм
1
0,5
0,5
Контрольная работа
1
-
1
3
Лексические нормы
4
1,5
2,5
Употребление слов в несвойственном им значении
1
0,5
0,5
Различение паронимов
1
0,5
0,5
Плеоназмы и тавтология
1
0,5
0,5
Контрольный срез
1
-
1
4
Грамматические нормы
2
1
1
Трудные случаи формообразования именительного падежа мн. числа
1
0,5
0,5
Трудные случаи при определении рода имен существительных;
Правильные формы согласования подлежащего и сказуемого
1
0,5
0,5
5
Стилистические нормы
2
1
1
Книжные стили речи (научный, официально-деловой, публицистический). Разговорный стиль речи. Их функции и характерные особенности. Срез по теме.
2
1
1
6
Итоговая контрольная работа по теме: «Нормы русского языка»
1
-
1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие № 1-2
Тема: Основные виды языковых норм русского литературного языка.
- Литературное произношение звуков и звукосочетание;
- Трудные случаи при определении имен существительных;
- Нарушение грамматической нормы;
- Работа с составными количественными числительными;
- типы речевых ошибок в школьных сочинениях.
Орфоэпические нормы – 6 часов.
Занятие № 3-4
Тема: У дарение в словах и формах слов.
- Слог, ударные и безударные гласные;
- Постоянное ударение во всех падежных формах существительных;
- Работа со словами вызывающими трудность в правильной постановке ударения;
- Слова с постоянным ударением на основе;
- Слова с подвижным ударением, типа: запасной – запасный, заговор – заговор и т.д..
Занятие № 5-6
Тема: Слова иноязычного происхождения. Их произношение.
- Заимствованные слова с твердыми и мягкими согласными перед – е (твердое и мягкое произношение);
- Работа с безударными гласными иноязычного происхождения.
Занятие № 7
Тема: Произношение отдельных сочетаний звуков, слов и форм.
- Сочетание согласных звуков;
- Двойная роль букв е, ё, ю, я;
- Оглушение и озвончение согласных;
- Работа с орфоэпическим словарем;
- Фонетический разбор слова.
Занятие №8
- контрольная работа (см. приложение)
Лексические нормы – 4 часа
Занятие № 9
Тема: Употребление слов в несвойственном им значении.
- Проблема речевой культуры в современном российском обществе;
- Работа с различными типами лексических ошибок;
- Работа с материалами СМИ и письменными работами школьников;
- Работа с толковыми словарями;
- Нахождение речевых ошибок в текстах и их устранение.
Занятие № 10
Тема: Различие паронимов.
- Понятие паронимов;
- Работа со словарем паронимов;
- Составление предложений и словосочетаний с паронимами типа: адресат – адресант, экономный – экономический и т.д..
Занятие № 11
Тема: Плеоназмы и тавтология.
- Понятие плеоназмов и тавтологии;
- Частые ошибки, связанные с нарушением лексической нормы;
- Работа с исправлением нарушения в сочетаемости слов;
- Классификация ошибок;
- выполнение предложений с предложениями содержащими плеоназмы и тавтологию.
Занятие № 12
- Контрольный срез (см. приложение).
Грамматические нормы - 2 часа
Занятие №13
Тема: Трудные случаи формообразования именительного падежа мн. Числа.