kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса по выбору "Русский язык и культура общения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представлена рабочая программа курса по выбору для обучающихся 9 класса "Русский язык и культура общения" (основные виды языковых норм современного русского литературного языка).

Целью данного курса является оказание помощи учащимся в составлении представлений об особеностях руччкого литературного произношения, выработке навыков владения орфоэпическими, орфографическими, лексическими, стилистическими нормами языка., повышение интереса к изучению родного языка.

Курс рассчитан на 17 часов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору "Русский язык и культура общения" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гусёвская средняя общеобразовательная школа





ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА





РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

(основные виды языковых норм русского литературного языка)













Программу составила учитель

русского языка и литературы

МБОУ Гусевская СОШ

АНАНИЧ В.Е.









2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Государственным образовательным стандартом изучения русского языка направлено на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому воздействию и взаимопониманию; потребность в речевом самоусовершенствовании.

Целью данного курса является оказание помощи учащимся в составлении представлений об особенностях русского литературного произношения, выработке навыков владения орфоэпическими, грамматическими, лексическими, стилистическими нормами, более глубокого изучения сложных участков орфоэпической системы русского литературного языка; развитие навыков практической и исследовательской работы; повышение интереса к изучению русского языка.

Особое внимание уделяется наиболее сложным случаям, связанным с действием орфоэпических, грамматических, лексических, стилистических норм, определенным закономерностям, существующим моделям, а также подвижность ударения, произношения и др.

Для выработки навыка литературного произношения слов и форм слов предусматривает система упражнений, практических занятий и заданий. С одной стороны, эти задания отрабатывают навыки произношения слов и оборотов, в которых часто допускаются ошибки, а с другой – направлены на то, чтобы выработать умения по выявлению ошибочных вариантов произношения, а также выработать навыки по сознательному использованию в речи того или иного литературного орфоэпического варианта.

Кроме того, курс учитывает, что подростков объединяет использование речи молодежного сленга, и они испытывают также влияние просторечной культуры; предусмотрена специальная работа над теми словами и формами слов, которые достаточно часто используются неправильно в средствах массовой информации.

Курс рассчитан на 17 часов.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения данного курса обучающийся должен знать:

- Основные виды языковых норм русского литературного языка;

- О важности владения культурой речи;

- О коммуникативных качествах речи;

- Особенности русского ударения и произношения в словах, формах слов.



Уметь:

- Использовать приобретенные знания в практической деятельности;

- Пользоваться словарем трудностей, орфографическим словарем и др.;

- Свободно, четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

- Соблюдать нормы произношения;

- Различать функциональные стили речи.











ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРС ПО ВЫБОРУ

П\П

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЗАНЯТИЯ В ЧАСАХ

ВСЕГО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1

Вводное занятие

2

1

1

Основные виды языковых норм русского литературного языка

2

1

1

2

Орфоэпические нормы

6

2

4

Ударение в словах и формах слов

1

0,5

0,5

Слова иноязычного происхождения.

Их произношение

2

0,5

1,5

Заимствованные слова с твердыми и мягкими согласными перед – е - (твердое и мягкое произношение);

1

0,5

0,5

Произношение отдельных сочетаний звуков, слов и форм

1

0,5

0,5

Контрольная работа

1

-

1

3

Лексические нормы

4

1,5

2,5

Употребление слов в несвойственном им значении

1

0,5

0,5

Различение паронимов

1

0,5

0,5

Плеоназмы и тавтология

1

0,5

0,5

Контрольный срез

1

-

1

4

Грамматические нормы

2

1

1

Трудные случаи формообразования именительного падежа мн. числа

1

0,5

0,5

Трудные случаи при определении рода имен существительных;

Правильные формы согласования подлежащего и сказуемого

1

0,5

0,5

5

Стилистические нормы

2

1

1

Книжные стили речи (научный, официально-деловой, публицистический). Разговорный стиль речи. Их функции и характерные особенности. Срез по теме.

2

1

1

6

Итоговая контрольная работа по теме: «Нормы русского языка»

1

-

1



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие № 1-2

Тема: Основные виды языковых норм русского литературного языка.

- Литературное произношение звуков и звукосочетание;

- Трудные случаи при определении имен существительных;

- Нарушение грамматической нормы;

- Работа с составными количественными числительными;

- типы речевых ошибок в школьных сочинениях.

Орфоэпические нормы – 6 часов.

Занятие № 3-4

Тема: У дарение в словах и формах слов.

- Слог, ударные и безударные гласные;

- Постоянное ударение во всех падежных формах существительных;

- Работа со словами вызывающими трудность в правильной постановке ударения;

- Слова с постоянным ударением на основе;

- Слова с подвижным ударением, типа: запасной – запасный, заговор – заговор и т.д..

Занятие № 5-6

Тема: Слова иноязычного происхождения. Их произношение.

- Заимствованные слова с твердыми и мягкими согласными перед – е (твердое и мягкое произношение);

- Работа с безударными гласными иноязычного происхождения.

Занятие № 7

Тема: Произношение отдельных сочетаний звуков, слов и форм.

- Сочетание согласных звуков;

- Двойная роль букв е, ё, ю, я;

- Оглушение и озвончение согласных;

- Работа с орфоэпическим словарем;

- Фонетический разбор слова.

Занятие №8

- контрольная работа (см. приложение)

Лексические нормы – 4 часа

Занятие № 9

Тема: Употребление слов в несвойственном им значении.

- Проблема речевой культуры в современном российском обществе;

- Работа с различными типами лексических ошибок;

- Работа с материалами СМИ и письменными работами школьников;

- Работа с толковыми словарями;

- Нахождение речевых ошибок в текстах и их устранение.

Занятие № 10

Тема: Различие паронимов.

- Понятие паронимов;

- Работа со словарем паронимов;

- Составление предложений и словосочетаний с паронимами типа: адресат – адресант, экономный – экономический и т.д..

Занятие № 11

Тема: Плеоназмы и тавтология.

- Понятие плеоназмов и тавтологии;

- Частые ошибки, связанные с нарушением лексической нормы;

- Работа с исправлением нарушения в сочетаемости слов;

- Классификация ошибок;

- выполнение предложений с предложениями содержащими плеоназмы и тавтологию.

Занятие № 12

- Контрольный срез (см. приложение).



Грамматические нормы - 2 часа

Занятие №13

Тема: Трудные случаи формообразования именительного падежа мн. Числа.

- Нарушение грамматической нормы;

- Составление предложений с трудными случаями формообразования именительного падежа мн. числа;

- Употребление форм родительного падежа мн. числа;

- Выполнение тренировочных упражнений.

Занятие№14

Тема: Трудные случаи при определении рода имен существительных;

Правильные формы согласования подлежащего и сказуемого.

- Определение рода имен существительных в деформированном тексте;

- Работа со словарями и справочниками; выбор падежной формы и соответствующего предлога;

- Случаи нарушения грамматической нормы;

- Работа над исправлением ошибок;

-Выбор правильных форм согласования подлежащего и сказуемого в тренировочных упражнениях;

- Работа с текстами СМИ и школьными сочинениями, нахождение и исправление имеющихся ошибок.

Стилистические нормы - 2 часа

Занятие № 15-16

Тема: Книжные стили речи (научный, официально-деловой, публицистический). Разговорный стиль речи. Их функции и характерные особенности.

- Научный стиль – информационная функция;

- Характерные особенности: объективность, точность, конкретность, насыщенность терминами;

- Официально-деловой: понятие клише, аббревиатура, канцелярская лексика, стандартизованность, точность;

- Работа со словами, сгруппированными в зависимости от их общей стилистической окраски;

- Составление предложений, с использованием данных слов;

- Синонимические ряды слов;

- Работа с фразами, взятыми из научных работ, докладов, интервью по радио. Уместность их употребления;

- Написание деловых бумаг (заявление, доверенность);

- Написание среза по теме.

Занятие № 17

Итоговая контрольная работа по теме: «Нормы русского литературного языка».
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Программа курса по выбору "Русский язык и культура общения"

Автор: Ананич Валентина Евгеньевна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243680

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Элективный курс по русскому языку "Культура русской речи" 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-kul-tura-russkoi-riechi-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420130060"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа курса История русского литературного языка "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-kursa-istoriia-russkogho-litieraturnogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "198547"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428417907"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа по русскому языку в 10 классе"
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_v_10_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "464604"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1522609947"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов"
    ["seo_title"] => string(68) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-dlia-10-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "290645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455008236"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства