программа курса по выбору по русскому языку "Законы русской орфографии"
Программа курса по выбору по русскому языку "Законы русской орфографии"
Курс по выбору "Законы русской орфографии" направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, позавательных способностей и творческих возможностей учащихся. Программа данного курса отвечат общеобразовательным задачам школы, помогает учащимся лучше овладеть языком, совершенствовать речевые умения учащихся, вооружает школьников культурой речевого общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа курса по выбору по русскому языку "Законы русской орфографии" »
ГУ «Смирновская средняя школа отдела
образования акимата Карабалыкского района»
Курс по выбору
«Законы русской орфографии»
(5 класс)
Составила учитель русского языка и литературы
Борисевич Н.С.
Смирновка, 2014
Костанайская область
Карабалыкский район
ГУ «Смирновская средняя школа отдела образования
акимата Карабалыкского района»
Утверждено
решением районного экспертного совета
Протокол № __ от «__» _______ 2014 г.
Председатель РЭС: ________ Гардер Г.И.
Обсуждено
на заседании экспертного совета
Протокол № ___ от «__» ___ 2014 г.
Председатель ЭС:_______ _Борисевич Н.С.
Утверждено
педагогическим советом
Протокол №___от «____» ________ 2014 г.
Директор школы: _________ Демченко С.В.
Пояснительная записка
Актуальность введения в школе курса по выбору «Законы русской орфографии» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.
Данный курс предназначен для учащихся 5 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). В основе курса использованы «Правила русской орфографии».
Курс по выбору «Законы русской орфографии» направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого учащегося.
Программа данного курса отвечает широким образовательно-воспитательным задачам школы; помогает учащимся лучше овладеть языком, совершенствовать речевые умения; вооружает школьников столь необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого общения.
Цель изучения данного курса: формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение, и применение на практике орфографических правил.
Курс по выбору «Законы русской орфографии» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
Дидактические принципы отбора содержания материала:
-научность;
-доступность;
-последовательность и системность изложения материала;
-преемственность и перспективность;
-связь теории с практикой;
-наглядность;
-целостность.
Формы проведения:
- лекция учителя;
- беседы с учащимися;
- консультации;
- практикумы;
- сообщения учащихся на заданную тему;
- индивидуальные задания;
- проблемно – поисковые задания;
- орфографические игры.
Ожидаемые результаты
В результате изучения дисциплины обучаемый должен
знать:
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов.
Содержание программы
Введение – 1 час
Роль орфографии в письменном общении – 1 час
Показать смыслоразличительную роль орфографии, её возможности для более точной передачи смысла речи.
Разделы русской орфографии и принципы написания – 1 час
Дать представление об орфографии как системе правил. Познакомить с разделами русской орфографии и её основными принципами.
Правописание гласных – 17 часов
Безударные проверяемые гласные в корне слова. Непроверяемые гласные. Безударные гласные в приставках. Безударные гласные в суффиксах. Гласные в безударных падежных окончаниях. Гласные после шипящих. Гласные ы и и после ц. Буквы а,о в корне –лаг-, -лож-, - раст-, -рос-. О,Е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных и прилагательных.
Правописание согласных – 7 часов
Проверяемые согласные в корне слова. Непроверяемые согласные. Непроизносимые согласные в корне слова. Двойные согласные. Буквы з,с на конце приставок.
Разделительные ъ и ь – 6 часов
Правописание разделительных Ъ и Ь. Употребление ь на конце существительных после шипящих. Употребление ь для обозначения мягкости согласных. Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глагола.
Итоговое занятие – 1 час
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Дата
1
Введение
1
2
Роль орфографии в письменном общении
1
3
Разделы русской орфографии и принципы написания
1
Правописание гласных – 17 часов
4
Безударные проверяемые гласные в корне слова.
1
5-6
Непроверяемые гласные
2
7
Безударные гласные в приставках.
1
8
Безударные гласные в суффиксах.
1
9-10
Гласные в безударных падежных окончаниях.
2
11-12
Гласные после шипящих.
2
13-14
Гласные ы и и после ц.
2
15-16
Буквы а,о в корне –лаг-, -лож-, - раст-, -рос-.
2
17-18
О,Е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных и прилагательных.
2
19
Тестирование
1
20
Работа над ошибками
1
Правописание согласных – 7 часов
21
Проверяемые согласные в корне слова
1
22
Непроверяемые согласные.
1
23
Непроизносимые согласные в корне слова.
1
24
Двойные согласные.
1
25
Буквы з,с на конце приставок.
1
26
Тестирование
1
27
Работа над ошибками
Разделительные ъ и ь – 6 часов
28
Правописание разделительных Ъ и Ь.
1
29
Употребление ь на конце существительных после шипящих.
1
30
Употребление ь для обозначения мягкости согласных.
1
31
Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глагола.
1
32
Тестирование
1
33
Работа над ошибками
1
34
Итоговое занятие
1
Список используемой литературы
Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 2007.
Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2011.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии , 2007.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 2002.
Муратов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// 2008