kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса по выбору "Как вас зовут?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как вас зовут? (Происхождение русских имен, фамилий, отчеств): Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-9 классов.

Данная программа предназначена для осуществления предпрофильной подготовки девятиклассников, ориентирована на филологический профиль обучения в старшей школе, призвана сформировать интерес обучающихся к изучению русского языка, осуществить пробы в данной области знаний, оценить свои возможности и потребности

Осваивая программу, учащиеся получают знания о происхождении русских личных наименований (имен, фамилий, отчеств), времени их появления в русском речевом обиходе, связи с культурно-историческими явлениями различных эпох. Программа способствует усвоению учащимися навыков правописания имен, отчеств, фамилий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору "Как вас зовут?" »

13
















КАК ВАС ЗОВУТ?

(происхождение русских имен, фамилий, отчеств)

Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-9 классов









Автор: Зеленская Лилия Андреевна

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №28

















Пояснительная записка


Имена людей – часть истории народа. Благодаря им можно узнать о быте, верованиях, чаяниях, фантазии и художественном творчестве народов, их исторических контактах.

Изучением собственных имен занимается о н о м а с т и к а (от греч. onomas –“имя”). Имена людей относятся к ведению а н т р о п о н и м и к и (от греч. аntropos – “человек”). В школьном курсе русского языка данные разделы лексики не представлены. Учащиеся не имеют возможности познакомиться с семантикой, этимологией, словообразованием личных наименований, хотя интерес к значению собственного имени присущ каждому человеку как носителю определенной этнокультурной традиции. Особенно это проявляется в подростковом возрасте.

Курс «Как вас зовут?» рассчитан на 16 часов.

Цель курса – научить подростков ориентироваться в мире русских личных наименований, познакомить учащихся с наукой о собственных именах - ономастикой и ее отраслью – антропонимикой, занимающейся изучением личных наименований людей.

Задачи курса:

- расширять кругозор учащихся, их общую и филологическую культуру;

  • расширять знания учащихся о богатстве русской лексики;

  • заинтересовать учащихся историей возникновения русских личных наименований;

  • вооружить учащихся знаниями об этимологии русских личных наименований, способах словообразования, правилах правописания русских фамилий, имен, отчеств.

Программа курса ориентирована на филологический профиль, призвана сформировать интерес обучающихся к изучению русского языка, осуществить пробы в данной области знаний, оценить свои возможности и потребности. Она способствует расширению знаний учащихся о лексическом богатстве русского языка. Учащиеся знакомятся с историей возникновения русских имен, отчеств, фамилий, их многообразием и своеобразием, получают сведения о культурно-исторических явлениях эпох, когда те или иные имена возникли, вошли в речевой обиход русского народа.

Важным моментом при изучении антропонимики является проблема правописания личных наименований. Изучая данный курс, учащиеся получают возможность овладеть нормами образования, написания и изменения личных имен, отчеств, фамилий.

В процессе реализации программы учащиеся выполняют практические работы, способствующие осуществлению проб, оценке своих потребностей и возможностей, выбору филологического профиля в старшем звене обучения. По окончанию изучения курса учащиеся защищают проект по одной из тем: «Презентация любимого имени», «Моя родословная в личных наименованиях», «Именослов» нашего класса»


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Общее кол-во

часов

В том числе теоретические занятия

В том числе практические занятия

1.

Ономастика – наука о собственных именах, антропонимика – отрасль ономастики. Имена людей как часть истории народов.

1

1


2.

Рекло, назвище, прозвище, прозвание, проименование.

Какие бывают имена

2

1

1

3.

Три этапа формирования русского именослова

4

3

1

4.

Отчество (величание)

2

1

1

5.

Фамилия

3

2

1

6.

Грамматика личных наименований

2

1

1

7.

Защита проекта

2


2


Итого

16

9

7


Содержание курса


Тема 1. Ономастика как наука о собственных именах. Антропонимика – раздел ономастики, занимающийся изучением личных имен.

Имена людей как часть истории народов. Многообразие русских личных наименований.


Тема 2. Имена календарные (традиционные) и некалендарные.

Группа личных имен, связанная с героями греческих мифов. Имена исторических деятелей древности.

Имена, в основе которых лежат числительные.

Имена революционеров и мыслителей предыдущих эпох.

Новые календарные имена.

Практическая работа. Анализ тематических групп русских личных имен с точки зрения словообразования, происхождения, функционирования


Тема 3. Три этапа формирования русского именослова:

  • дохристианский (создание на восточнославянской почве средствами русского языка самобытных имен);

  • после введения христианства на Руси (насаждение церковью вместе с религиозными обрядами иноязычных имен, заимствованных от разных народов древности);

  • новый этап (проникновение в русский именослов большого числа заимствованных имен и активное имятворчество).

Практическая работа. Выбор имени новорожденному.


Тема 4. Как тебя звать-величать?

Отчество. Величание. Образование отчеств.

Практическая работа. Краткосрочный проект «Способы образования русских отчеств».


Тема 5. Фамилия как элемент именования русских людей. Происхождение понятия.

Русские фамилии – энциклопедия русского быта, истории, этнографии.

Фамилии, отражающие общественную структуру России на протяжении многих веков ее существования. Фамилии различных общественных групп: знати (князья, бояре), дворян, торговых и служилых людей, духовенства. Крестьянские фамилии.

Стандартные и нестандартные фамилии. Способы образования фамилий.

Практическая работа. Тематические группы русских фамилий.


Тема 6. Правописание личных имен, отчеств, фамилий. Правила изменения имен, отчеств, фамилий. Условные правила соотнесения вариантов имен.

Практическая работа. Составление памятки «Правила правописания русских имен, отчеств, фамилий».

Защита проекта «Презентация любимого имени», «Моя родословная в личных наименованиях», «Именослов» нашего класса» (на выбор).


Понятийный аппарат

Антропонимика – раздел лексикологии, изучающий собственные имена людей.

Именослов – совокупность имен языка.

Внутрисемейное имя – имя, которое давалось ребенку дома, в семье, вскоре после рождения.

Имяславие – традиция прославления людей специально созданными именами.

Календарное имя – имя, даваемое ребенку в память о святом, в день поминовения которого он родился.

Канонизация здесь: причисление к лику святых, признание церковно узаконенным.

Католицизм – одно из основных направлений христианства с церковной организацией, возглавляемой римским папой.

Минея – церковная книга, разделенная помесячно, четья-минея содержит жития святых в порядке празднования их памяти (по словарю В.И. Даля).

Ономастика – раздел лексикологии, посвященный изучению собственных имен.

Прозвищеимя, дававшееся человеку вне дома и семьи, помогавшее идентифицировать личность в коллективе односельчан, в военном отряде, позже на фабрике или заводе.

Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

Христианство – одна из трех основных мировых религий, основанная на культе сына Божия Иисуса Христа как богочеловека и спасителя мира, возникшая в 1 в. н. э. в Римской империи и существующая в трех основных направлениях: православии, католицизме и протестантизме.

Язычество – общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии.


Виды деятельности учащихся:


  • слушание лекции учителя, работа со справочной литературой;

  • анализ тематических групп русских личных имен с точки зрения словообразования, происхождения, функционирования;

  • подготовка докладов (сообщений), краткосрочного проекта;

  • исследования лексического материала;

  • составление памятки «Правила правописания русских имен, отчеств, фамилий»;

  • подготовка и защита проекта.



Требования к уровню подготовки учащихся


В процессе изучения курса учащиеся приобретают

знания:

  • об истории возникновения русских имен, фамилий, отчеств, этапах формирования русского именослова;

  • о связи тематических групп имен с событиями русской истории;

  • о правилах правописания и изменения личных имен, отчеств, фамилий;

умения:

  • работать со справочной литературой;

  • наблюдать и анализировать языковые явления;

  • описывать результаты наблюдений;

  • составлять понятийные словари; составлять словари личных наименований;

  • делать выводы; обсуждать результаты наблюдений, участвовать в дискуссии.



Учебно-методическое обеспечение

Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. Справочное издание. М.: Эксмо, 2004.

Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. Л.: Лениздат, 1991.




Список литературы


Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4 . М.: «Терра» - «Terra», 1995.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ Ltd. 1992.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1 – 4. С-Пб.: Азбука, 1996.



































Аннотация


Как вас зовут? (Происхождение русских имен, фамилий, отчеств): Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-9 классов.

Данная программа предназначена для осуществления предпрофильной подготовки девятиклассников, ориентирована на филологический профиль обучения в старшей школе, призвана сформировать интерес обучающихся к изучению русского языка, осуществить пробы в данной области знаний, оценить свои возможности и потребности

Осваивая программу, учащиеся получают знания о происхождении русских личных наименований (имен, фамилий, отчеств), времени их появления в русском речевом обиходе, связи с культурно-историческими явлениями различных эпох. Программа способствует усвоению учащимися навыков правописания имен, отчеств, фамилий.




























Фамилия,имя___________________________________Класс_________________ Практическая работа № 1. Дата выполнения «____»_____________________

Цель: определить, какие имена чаще всего встречаются в личных наименованиях учащихся МОУ СОШ № 28.

Класс

Древнерусские имена

Календарные имена

Новые имена, в том числе заимствованные из других языков после 1917 года

Имена других народов России и ближнего зарубежья


































































Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Практическая работа № 2. Дата выполнения «____»_____________________

Цель: выбрать имя новорожденному.

Дата рождения «____»_______________ _____ г. Фамилия___________________

Имя____________________________ Отчество______________________________

Обоснование выбора имени (в соответствии с памяткой)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Памятка «Какое имя дать ребенку»


  1. Имя не должно быть слишком длинным и трудным. Оно должно легко произноситься и запоминаться как само по себе, так и с отчеством, обязано звучать красиво, быть изящным по форме. «Мне дали имя при крещенье Анна, сладчайшее для губ людских и слуха…» (А.Ахматова.).

  2. Человек носит сразу три имени: собственное имя, отчество и фамилию. Выбирая имя, важно помнить, что оно должно сочетаться с отчеством и фамилией и со временем само превратится в отчество. В соединении с отчеством имя должно произноситься гармонично и при этом не должно быть нагромождения согласных. Гармоничное звучание возникает в том случае, если ударение в имени и отчестве приходится на одинаковый по счету слог, если на стыке имен и отчеств не появляется четырех согласных или двух гласных.

  3. Желательно, чтобы имя не затрудняло образование ласкательных форм (Светочка, Санечка, Василек, Алинушка и др.). Это дает возможность передавать различные нюансы отношения к человеку.

  4. Имя не должно вызывать неприятных ассоциаций. Выбирая имя, нельзя считаться только с собственным вкусом, ведь носить имя будете не вы, а судить о нем – не только вы.

  5. Нежелательно называть девочек именами, ведущими начало от мужского имени, если вы не хотите, чтобы у ваших дочерей сложился мужской характер.

Апрель

  1. Иннокентий, Дарья.

  2. Виктор, Иван, Никита, Сергей, Александра, Клавдия, Лидия, Светлана.

  3. Кирилл, Федор.

  4. Василий.

  5. Петр, Ефросинья.

  6. Петр.

  7. Гавриил, Яков, Иван.

  8. Марк, Лариса.

  9. Иван.

  10. Василий, Илларион.

  11. Кирилл, Константин.

  12. Иван.

  13. Вениамин, Иннокентий, Мария.

  14. Макар.

  1. Никита.

  2. Георгий, Иосиф.

  3. Марк, Платон, Семен.

  1. Даниил.

  2. Нифонт.

  3. Вадим.

  4. Александр, Максим, Терентий, Федор.

  5. Иван.

  6. Василий, Иван.

  1. Иван.

  2. Андрей, Аристарх, Виктор, Трофим, Анастасия.

  3. Леонид, Галина, Ирина, Ника.

  4. Александр.

Карта проекта

«Презентация любимого имени»

1 шаг. Определим цель и суть проекта.

  • Вопросы, на которые следует ответить:

  1. Какое имя я считаю своим любимым и почему?

  2. Что я знаю об этом имени:

  • время появления в русском именослове;

  • тематическая группа: древнерусское, календарное (традиционное), новое;

  • есть ли варианты у имени (например: Георгий и Юрий, Елена и Алёна);

  • варианты сокращенного имени (например: Александр – Саша, Саня, Алик, Аля, Адя, Алекса, Ася и др.) ;

  • формы образования отчества, если имя мужское.

Цель и основная идея проекта:________________________________________________________



Сроки выполнения:_________________________________________________________________


2 шаг. Условия для выполнения проекта.

  • Какая информация нужна и где я ее могу получить? _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Кто (что) может оказать помощь в реализации проекта?_______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3 шаг. Выполняю проект.

Чтобы выполнить проект, придется сделать несколько самых важных дел – этапов. На чистых строчках необходимо записать содержание этапов; что нужно сделать, как выполнять проект этап за этапом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что у меня должно получиться? (Ожидаемый результат)__________________________________

__________________________________________________________________________________


4 шаг. Подведение итогов.

Вопросы, на которые я отвечаю при создании проекта:

  • В каком случае я поставил(а) бы себе за выполнение проекта 5 баллов?__________________

__________________________________________________________________________________

  • По каким критериям я оценю успешность своего проекта?

  1. ______________________________________________________________________

  2. ______________________________________________________________________

  3. ______________________________________________________________________

  4. ______________________________________________________________________

  5. ______________________________________________________________________




Карта проекта

«Моя родословная в личных наименованиях»

1 шаг. Определим цель и суть проекта.

  • Вопросы, на которые следует ответить:

  1. Какие имена, фамилии, отчества составляют именослов моего рода?

  2. Что я знаю об этих именах, фамилиях, отчествах:

  • время появления в русском именослове;

  • тематические группы: древнерусские, календарные (традиционные), новые, имена других народов;

  • наиболее часто встречающиеся имена;

  • традиции в выборе имени детям в нашем роду;

  • есть ли варианты у имен (например, Георгий и Юрий, Елена и Алёна);

  • варианты сокращенных имен (например, Александр: Саша, Саня, Алик, Аля, Адя, Алекса, Ася и др.) ;

  • формы образования отчеств мужских имен.

Цель и основная идея проекта:________________________________________________________



Сроки выполнения:_________________________________________________________________



2 шаг. Условия для выполнения проекта.

  • Какая информация нужна и где я ее могу получить? _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Кто (что) может оказать помощь в реализации проекта?_______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3 шаг. Выполняю проект.

Чтобы выполнить проект, придется сделать несколько самых важных дел – этапов. На чистых строчках необходимо записать содержание этапов; что нужно сделать, как выполнять проект этап за этапом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что у меня должно получиться? (Ожидаемый результат)__________________________________

__________________________________________________________________________________


4 шаг. Подведение итогов.

Вопросы, на которые я отвечаю при создании проекта:

  • В каком случае я поставил(а) бы себе за выполнение проекта 5 баллов?__________________

__________________________________________________________________________________

  • По каким критериям я оценю успешность своего проекта?

    1. ______________________________________________________________________

    2. ______________________________________________________________________

    3. _____________________________________________________________________

    4. ______________________________________________________________________

    5. ______________________________________________________________________

Карта проекта

«Именослов» нашего класса»

1 шаг. Определим цель и суть проекта.

  • Вопросы, на которые следует ответить:

  1. Какие имена составляют именослов нашего класса (имена, фамилии, отчества)?

  2. Что я знаю об этих именах, фамилиях, отчествах:

  • время появления в русском именослове;

  • тематические группы: древнерусские, календарные (традиционные), новые, имена других народов;

  • наиболее часто встречающиеся имена;

  • есть ли варианты у имен (например, Георгий и Юрий, Елена и Алёна);

  • варианты сокращенных имен (например, Александр: Саша, Саня, Алик, Аля, Адя, Алекса, Ася и др.).

Цель и основная идея проекта:________________________________________________________



Сроки выполнения:_________________________________________________________________


2 шаг. Условия для выполнения проекта.

  • Какая информация нужна и где я ее могу получить? _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Кто (что) может оказать помощь в реализации проекта?_______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3 шаг. Выполняю проект.

Чтобы выполнить проект, придется сделать несколько самых важных дел – этапов. На чистых строчках необходимо записать содержание этапов; что нужно сделать, как выполнять проект этап за этапом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что у меня должно получиться? (Ожидаемый результат)__________________________________

__________________________________________________________________________________


4 шаг. Подведение итогов.

Вопросы, на которые я отвечаю при создании проекта:

  • В каком случае я поставил(а) бы себе за выполнение проекта 5 баллов?__________________

__________________________________________________________________________________

  • По каким критериям я оценю успешность своего проекта?

      1. ________________________________________________________________

      2. ________________________________________________________________

      3. ________________________________________________________________

      4. ________________________________________________________________

      5. ________________________________________________________________





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Программа курса по выбору "Как вас зовут?"

Автор: Зеленская Лилия Андреевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104922

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Родительское собрание «Как влияет выбор профессии на будущее»"
    ["seo_title"] => string(62) "roditielskoiesobraniiekakvliiaietvyborprofiessiinabudushchieie"
    ["file_id"] => string(6) "267805"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450459894"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Тематическое воспитательное воспитательное мероприятие на тему: "28 апреля Всемирный день охраны труда""
    ["seo_title"] => string(80) "tiematichieskoie_vospitatiel_noie_vospitatiel_noie_mieropriiatiie_na_tiemu_28_ap"
    ["file_id"] => string(6) "429120"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1506001955"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Внеклассное мероприятие «Роль языков в образование учащихся »"
    ["seo_title"] => string(64) "vnieklassnoiemieropriiatiieroliazykovvobrazovaniieuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "328334"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463596701"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства