| 
 
 
 
 Администрация Шпаковского муниципального района  Ставропольского края Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  « Средняя общеобразовательная школа №13» 
 
 УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МКОУ» СОШ №13» От «_____» ______________ уч. года 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
  Программа элективного курса по русскому языку    « Русское слово» для 9 класса 
 
 
 
 
 
 Класс- 9А,9В Учитель – Фабрикантова О. И. Всего 16ч. В неделю-1ч. 
 
 
  
 
  
 
  
 
 
 
 
 
 Курс русского языка в 9 классе может быть определён как предметный курс (лингвистический), расширяющий темы общеобразовательной программы, и как ориентационный (межпредметный), требующий синтеза знаний по ряду учебных предметов. Курс полезен и при подготовке к ГИА , ЕГЭ (часть С предполагает поиск аргументов из научной, публицистической, художественной литературы). Пояснительная записка. Элективный курс «Русское слово» разработан для учащихся 9 класса, проявляющих интерес к языку как к системе знаков. Целевая направленность курса. 1.освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; расширение круга используемых грамматических средств; обогащение словарного запаса; развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений. 2. формирование умений сравнивать и сопоставлять языковые факты и факты мира, закономерности в системе языка и в системе природного или общественного мира.  В основе занятий практика наблюдения, исследования, сообщения  Элективный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:  выделение характерных причинно-следственных связей;сравнение и сопоставление;умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;самостоятельное выполнение различных творческих работ;владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.   Тематическое планирование занятий курса        | № | Темы занятий | Примерное содержание, структура и виды занятий | Дата 9а | Дата   9в |   | 1 |  Аналитические и синтетические языки.   | Сообщение учителя об аналитических и синтетических языках | 07.09 | 03.09 |   | 2 | Грамматика как система. Единицы языка. Нулевые единицы в языке. | Сообщение учителя .Овладение приёмами запоминания орфограмм. | 14.09 | 10.09 |   | 3 | Норма в языке. | Сообщения учащихся «Русский язык - это путь цивилизации и культуры.» | 21.09 | 17.09 |   | 4 | Согласные и гласные звуки. Реформы русского письма. | Сообщение учащихся о реформах русского письма. Решение занимательных задач по фонетике | 28.09 | 24.09 |   | 5 | Заимствование в языке. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Окказионализмы. | Метапредметная деятельность обучающихся с учебниками литературы, истории, физики, химии и др. | 05.10 | 01.10 |   | 6 |  Многозначность слова. Каламбур. Паронимы. Народная этимология. | Игра « Кто больше?» - определение значений слов.   | 12.10 | 08.10 |   | 7 |  Из истории русской пунктуации  (15-17 век) | Сообщения учащихся о введении знаков   | 19.10 | 15.10 |   | 8 | Из истории русской пунктуации ( 18-21 век) | Сообщения учащихся о введении знаков. Пунктуационная викторина для учащихся   | 26.10 | 22.10 |   | 9 | Лингвистическая относительность. |  Сообщение учителя об особенностях лингвистики 
 | 09.11 | 05.11 |   | 10 | Социолингвистика. |  Применение знаний по русскому языку в профессиональной деятельности. (практическое занятие) | 16.11 | 12.11 |   | 11 | Практическая стилистика русского языка в социально- культурных ситуациях общения   | Стилистический анализ текстов, выполнение практических заданий по стилистике   | 23.11 | 19.11 |   | 12 | Внутренние законы языка. Подчинение и соподчинение. | Проведение интонационно-смыслового эксперимента в работе с текстом | 30.11 | 26.11 |   | 13 | Семья индоевропейских языков | Сообщения обучающихся об общих признаках индоевропейских языков   | 07.12 | 03.12 |   | 14 | Древо славянских языков. Общее и индивидуальное в славянских языках | Практическая работа по переведению текстов на славянских языках на основе сходства с русским | 14.12 | 10.12 |   | 15 | Язык и речь. Язык и мышление. | Подбор материала для выполнения задания С2 ГИА | 21.12 | 17.12 |   | 16 |  Богатство русского языка | Подбор материала для выполнения задания С2 ГИА | 28.12 | 24.12 |  
 
 Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения элективного курса русского языка обучающийся должен:   знать/понимать  уметь  аудирование и чтение  адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);  читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);  извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;    говорение и письмо  владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. 
  Список литературы.  Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975  Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2001Гудков Л. Литература как социальный институт. – М., 1994Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001Кожевников В. М., др. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1994Панов М. В. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). – М., 2001Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку М. Просвещение 1980Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. – М., 1980    
 
 |