Элективный курс по русскому языку для 10 класса : "Текст: от замысла к созданию"
Элективный курс по русскому языку для 10 класса : "Текст: от замысла к созданию"
Элективный курс по русскому языку соответсвует современным требованиям к профильному образованию учеников 10-х классов. Состот из пояснительной записки и тематического планирования. Направлен на подготовку старшеклассников к Единому Государственному Экзамену, часть С, а также может использоваться для подгтовки к итоговому сочинению. Расчитан на 1 час в неделю ,то есть 34 часа в год. Содержание программы элективного курса «Текст: от замысла к созданию» по русскому языку вытекает из требований Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Государственного образовательного стандарта 2004 года.
Развивать дар слова, составлять тексты разных жанров поможет факультативный курс «Текст. Теория и практика». Курс необходим и актуален в связи с тем, что в современных условиях модернизации образования возникает новая форма экзамена по русскому языку за курс основной школы. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях поможет им выразить свою позицию по теме, предложенной на экзамене, привести аргументы, подтверждающие их точку зрения. Тексты, представленные для работы и анализа, обладают актуальной тематикой, особенной эстетичностью, экспрессивностью и оригинальностью. Поэтому элективный курс по русскому языку предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к филологии. Программа тесно связана с основным курсом обучения русскому языку. Новизна программы элективного курса «Текст: от замысла к созданию» заключается в том, что она создана на основе критериев оценивания задания с развернутым ответом Демонстрационного варианта ЕГЭ 2014 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку для 10 класса : "Текст: от замысла к созданию" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района
«Средняя образовательная школа №7»
Элективный курс по русскому языку для 10 класса
«Текст: от замысла к созданию»
Разработан учителем
русского языка и литературы
высшей категории
Качановой Оксаной Владимировной.
Новый 2014
Пояснительная записка
Содержание программы элективного курса «Текст: от замысла к созданию» по русскому языку вытекает из требований Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Государственного образовательного стандарта 2004 года.
Обоснование программы.
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Развивать дар слова, составлять тексты разных жанров поможет факультативный курс «Текст. Теория и практика». Курс необходим и актуален в связи с тем, что в современных условиях модернизации образования возникает новая форма экзамена по русскому языку за курс основной школы. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях поможет им выразить свою позицию по теме, предложенной на экзамене, привести аргументы, подтверждающие их точку зрения. Тексты, представленные для работы и анализа, обладают актуальной тематикой, особенной эстетичностью, экспрессивностью и оригинальностью. Поэтому элективный курс по русскому языку предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к филологии. Программа тесно связана с основным курсом обучения русскому языку.
Новизна программы элективного курса «Текст: от замысла к созданию» заключается в том, что она создана на основе критериев оценивания задания с развернутым ответом Демонстрационного варианта ЕГЭ 2014 г.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Задачи курса:
Развитие коммуникативных и лингвистических компетенции обучающихся;
Совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания;
Формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
Овладение нормами русского литературного языка;
Обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию, речемыслительного потенциала выпускника;
Формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;
Обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;
Воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова, а также личности, бережно относящейся к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры.
Методы преподавания:
Информационно-обобщающий.
Инструктивно-практический.
Объяснительно-побуждающий.
Методы учения:
Репродуктивный.
Продуктивно-практический.
Частично-поисковый.
Поисковый.
Формы изучения курса:
Групповая и индивидуальная;
Работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с текстами;
Практикум;
Ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач;
Мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов;
Написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ;
Анализ образцов ученических сочинений;
Использование различных каналов поиска информации.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих:
Примеры из литературных произведений, в которых использованы изобразительные возможности лексики;
Высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;
Лингвистические справки о происхождении терминов;
Определение новых понятий;
Создание «банка аргументов».
Программа элективного курса по русскому языку «Текст: от замысла к созданию» предназначен для учащихся 10 класса и рассчитана на 34 часа: 1час в неделю.
Техническую оснащённость курса обеспечивают магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, тексты.
Содержание курса
Введение (2 ч.)
Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки и сочинения-рассуждения. Анализ образцов ученических сочинений с самостоятельным оцениваем работ по критериям.
Языковые нормы (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Текст (3 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами. Анализ готовых текстов.
Функциональные стили речи (2 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.
Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.
Коммуникативная компетенция (21 ч.)
Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.
Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.
Данный элективный курс реализует межпредметные связи с историей, литературой, МХК, требует логического мышления, аналитических и синтетических навыков.
Внутрипредметные связи заключаются в неразрывном единстве всех разделов лингвистики ( синтаксис, орфография, морфология ) при написании сочинений – рассуждений и анализе текстов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНэлективного курса «Текст на ЕГЭ: от замысла к созданию».
№ п/п
Тематика курса
кол-во часов
теоретич. часть
практич.часть
1
Введение
2
1
1
2
Языковые нормы
1
1
-
3
Текст
3
2
1
4
Функционально-смысловые типы речи
2
1
1
5
Функциональные стили речи
2
1
1
6
Изобразительно-выразительные средства языка
3
1
2
7
Коммуникативная компетенция.
21
8
13
Всего в 11 классе
34
15
19
Методическая часть
Методические принципы построения курса:
Нелинейность (каждая тема в определенной степени самодостаточна и автономна);
Минимизация репродуктивности, необходимой, тем не менее, для формирования алгоритма, за счет усиления творческого и рефлексивного начала;
Равноразделенная ответственность учителя и обучающихся за достижение поставленных целей.
Методическое обеспечение программы.
Курс носит практико-ориентированный характер. Это нашло отражение в структуре программе: большую часть знаний, навыков и умений десятиклассники получают в результате практической деятельности. Практические занятия - работа с текстами, со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, написание сочинений-рассуждений, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка.
Таким образом, обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности: практическая, творческая, исследовательская. Это способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
Повторение теоретико-литературного материала, изученного в среднем звене, часто с его расширением;
Выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой языкового анализа художественного текста;
Выполнение обучающимися устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам анализа.
Таким образом, каждое учебное занятие предусматривает двусторонний подход: теоретическая и практическая часть.
Работа по данной программе обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим
Список литературы для учащихся;
Методические рекомендации к отдельным занятиям, включающие методику проведения практических занятий, примерные темы творческих заданий;
Тексты для анализа.
Материалы для контроля:
Отрывки из художественных произведений;
Тексты;
Вопросы для обсуждения.
Сочинение на свободную тему.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать: теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
уметь применять такие коммуникативные умения как умение:
Интерпретировать содержание исходного текста;
Последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
Выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
Создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С;
Анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
владеть:
Коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.
Главный результат курса – воспитание творческой личности, умеющей пользоваться всеми достижениями языковой культуры и создавать собственные тексты разных жанров.
Формы контроля по освоению элективного курса и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности ЗУН по освоению курса осуществляется на трёх уровнях:
1. Текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
2. Промежуточный (проводится в форме творческих работ: сочинения- рассуждения);
3. Итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями и критериями оценивания: соответствие форме, структуре, требованиям к отбору лексических, грамматических и синтаксических норм.
Критерии эффективности реализации программы заключаются в выполнении учащимися творческих работ – сочинений рассуждений на различные темы (в зависимости от предложенного текста).
Система оценивания:
При оценке сочинений-рассуждений и творческих работ обучающихся следует руководствоваться критериями оценивания задания ответа на задание «С» ЕГЭ по русскому языку 2014 года, подготовленного Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ». Максимальное количество баллов – 23.
При оценке презентаций поисково-исследовательских работ следует использовать систему «зачёт» / «незачёт» (более 50 % баллов – «зачет», менее 50% баллов – «незачет»).
В своей работе я применяю различные методы проверки оценки знаний учеников:
1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся (позволяет мне составить представление о том, как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков).
2. Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотнённый. Сущность этого метода заключается в том, что я задаю учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждаю их к ответам. Этот метод является наиболее распространённым при проверке и оценке знаний. В данном элективном курсе устный опрос (беседа) сочетаю с выполнением учениками устных и письменных упражнений.
индивидуальный метод позволяет охватить всех учащихся на уроке;
фронтальный опрос: расчленяю изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путём проверить знания каждого ученика;
уплотнённый опрос: вызываю одного ученика для устного ответа, а трём – четырём учащимся предлагаю дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках), экономлю время на проверку знаний, умений и навыков. Тем самым увеличиваю время для объяснения нового материала.
3. Письменная проверка: позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся.
4. Поурочный балл. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала. На уроках электива - это и работа с текстом.
5. Творческие работы. Это эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы я провожу в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.
Программа снабжена списком рекомендуемой литературы, которая окажет учителю дополнительную методическую помощь.
Список рекомендуемой литературы.
Литература для учителя:
1. Власенкова А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи, М. 2012г.
2. Григорян Л.Г. Язык мой – друг мой. М., 2007
3. Голуб И.Б., Давыдова Л.В. Сочинения и изложения без репетитора. М., 2009
4. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М., 2010
5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке, М. 2010г.
6. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 2009
7. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. М. 2012г.
8. И.П. Цыбулько ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий А, В, С. Актив-тренинг. М: Национальное образование, 2014.
9. Т.Н. Сокольницкая Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2014.
Литература для ученика:
1. Введенская Л.А., Павлова А.Г. Человеческое слово могуче. М., 2009
2. Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое
пособие. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2013.
3. Власенкова А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи, М. 2012г.
4. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2012.
5. Григорян Л.Г. Язык мой – друг мой. М., 2007
6. Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике. М., 2000
7. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М., 2010
8. Е.С. Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». М.: АСТ Астрель, 2012.
9. Лингвистические словари.
Интернет-ресурсы
http://www.ege.edu.ru
http://rustest.ru
http://www.prosa.ru
http://www.pritchi.nm.ru
Приложение №1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Дата
Тема занятия (34 часа)
К-во час.
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Лекция
Практика
I
Введение
2
1
Цели и задачи курса.
1
Знать: цели и задачи данного элективного курса как существенного дополнения уроков русского языка.
Уметь: ставить перед собой учебные цели и задачи.
Фронтальный опрос
1
2
Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения-рассуждения.
1
Знать: критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Уметь: оценивать готовое сочинение-рассуждение.
Анализ сочинений-рассуждений по критериям
1
2
Языковые нормы
1
3
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
1
Знать: основные литературные нормы, виды словарей.
Уметь: пользоваться словарями.
Фронтальный опрос
1
3
Текст (3 ч.)
3
4
Смысловая и композиционная целостность текста.
1
Знать: структуру и признаки текста.
Уметь: составлять текст в соответствии с требованиями.
Фронтальный опрос
1
5
Разноаспектный анализ текста.
1
Знать: план разноаспектного анализа, включающего основные виды и понятия о тексте.
Уметь: применять теорию на практике в процессе разноаспектного анализа.
Анализ текста
1
6
Основная и дополнительная информация микротекста.
1
Знать: признаки микротекста, виды информации.
Уметь: распределять информацию, работать с источниками информации.
Работа с текстами
1
4
Функционально-смысловые типы речи
2
7
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
1
Знать: типы речи и их особенности.
Уметь: отличать тексты различных типов речи, составлять тексты нужного типа речи.
Фронтальный опрос
1
8
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
1
Знать: ошибки при употреблении типов речи.
Уметь: составлять тексты различных типов.
Работа с текстами
1
5
Функциональные стили речи
2
1
9
Функциональные стили, их характеристика.
1
Знать: стили и их признаки.
Уметь: отличать стили речи.
Фронтальный опрос
1
10
Предупреждение ошибок при определении стиля текста.
1
Знать: ошибки при употреблении стилей речи.
Уметь: составлять тексты различных стилей.
Анализ текстов
1
6
Изобразительно-выразительные средства языка
3
11
Речь. Языковые средства выразительности.
1
Знать: художественно-изобразительные средства текста.
Уметь: находить языковые средства в тексте.
Фронтальный опрос
1
12
Тропы, их характеристика.
1
Знать: понятие «троп», виды тропов.
Уметь: употреблять тропы в речи.
Работа с текстами
1
13
Стилистические фигуры. Работа с текстами.
1
Знать: стилистические фигуры, их виды.
Уметь: находить в тексте стилистические фигуры.
Работа с текстами
1
7
Коммуникативная компетенция
21
14
Виды информации в тексте.
1
Знать: виды информации.
Уметь: работать с информацией.
Фронтальный опрос
1
15
Употребление языковых средств.
1
Знать: особенности языковых средств.
Уметь: использовать языковые средства в тексте.
Фронтальный опрос
1
16
Жанровое многообразие сочинений.
1
Знать: жанры сочинений.
Уметь: создавать сочинения различных жанров.
Практикум
1
17
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем.
1
Знать: типы проблем.
Уметь: формулировать проблему текста.
Фронтальный опрос
1
18
Типовые конструкции для формулирования проблемы.
1
Знать: способы формулирования проблемы.
Уметь: определять проблемы разными способами.
Работа с текстами
1
19
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте.
1
Знать: особенности комментирования проблемы.
Уметь: комментировать проблему.
Практикум
1
20
Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь.
1
Знать: способы употребления цитат и прямой речи в тексте.
Уметь: использовать цитаты и прямую речь в тексте.
Написание сочинений – рассуждений по тексту №1
1
21
Типовые конструкции для комментирования проблемы.
1
Знать: способы построения проблемы.
Уметь: комментировать проблему.
Практикум
1
22
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
1
Знать: признаки авторской позиции в тексте.
Уметь: определять позиция автора любого текста.
Фронтальный опрос
1
23
Средства выражения позиции автора.
1
Знать: средства выражения позиции автора.
Уметь: выражать позицию автора.
Анализ текста
1
24
Типовые конструкции для выражения авторской позиции.
1
Знать: типовые конструкции для выражения авторской позиции.
Уметь: пользоваться типовыми конструкциями.
Работа с теоретическим материалом
1
25
Виды аргументов, их «ценность».
1
Знать: виды аргументов, их «ценность».
Уметь: пользоваться различными видами аргументов.
Фронтальный опрос
1
26
Структура аргумента. Источники аргументации.
1
Знать: структуру аргумента и источники аргументации.
Уметь: составлять убедительную аргументацию.
Составление «банка аргументов»
1
27
Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов».
1
Знать: типичные ошибки аргументации.
Уметь: правильно аргументировать свою позицию.
Самостоятельная работа
1
28
Композиция сочинения.
1
Знать: композицию сочинения.
Уметь: составлять сочинение по плану.
Фронтальный опрос
1
29
Абзацное членение. Смысловая цельность.
1
Знать: особенности абзацного членения.
Уметь: делить текст на абзацы.
Работа с текстом
1
30
Основные средства связи между предложениями в тексте.
1
Знать: основные средства связи между предложениями в тексте.
Уметь: связывать предложения в тексте.
Фронтальный опрос
1
31
Виды и формы вступления. Виды заключения.
1
Знать: виды и формы вступления. Виды заключения.
Уметь: правильно составлять вступление и заключение текста.
Фронтальный опрос
1
32
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка.
1
Знать: правила речевого оформления текста.
Уметь: оформлять сочинение в соответствии с требованиями.
Оформление сочинения-рассуждения по тексту №2
1
33
Соблюдение фактологических норм в фоновом материале.
1
Знать: фактологические нормы в фоновом материале.
Уметь: соблюдать фактологические нормы.
Фронтальный опрос
1
34
Презентация творческой работы (сочинения - рассуждения на одну из предложенных тем).
1
Знать: особенности ЕГЭ по русскому языку.
Уметь: распределять время при выполнении заданий.
Сочинение-рассуждение по тексту №3
1
ИТОГО:
34 ч.
15
19
Содержание
Пояснительная записка.
Содержательная часть.
Методическая часть.
Приложения.
Приложение №2
Текст №1
Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература 19 века – явление исключительное.
Впечатление, которое производит этот золотой человек русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».
Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не подходили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные».
Одни только имена Льва Толстого или Достоевского сразу же вызывают представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей.
Каждая из великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории.
Недаром Тургенев сказал о Гоголе: «Для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих».
Схема анализа текста «Русская литература 19 века»
Каждая из великих книг – это не только часть души…автора, но и страницы народной истории
Возрождение страны Н.В. Гоголь связывает с возрождением национального духа народа.
Н.В. Гоголь раскрыл нам нас самих, а в «птице – тройке» выразил символ национальной души.
Без «Мертвых душ» не было бы «Войны и мира» Л. Толстого
Герцен в ссылке: «…Вся Россия …все прошли школу «Мертвые душ».
Белинский «отчитывался» «Мертвыми душами».
Достоевский воспитывался на произведении Гоголя «Мертвые души»