kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Причастие как особая форма глагола (Урок проблемного обучения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причастие как особая форма глагола

(Урок проблемного обучения)

Цели:

Воспитательная: воспитывать в учащихся любовь

Образовательная: научить учащихся определять причастия, определять признаки прилагательного и глагола;

Развивающая: развивать у учащихся навыки связной устной речи.

 

Оборудование: таблицы, интерактивная доска, карточки.

 

Ход урока:

  1. Организационный  момент.

 

I этап урока: Актуализация и выравнивание знаний обучающихся:

 

Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (на карточке).

 

Бушующий вет…р гнул и гр…зил сломать мач…ты к…раблей  которые носились в море  как скорлу…ки.

 

Анализ предложения (ученики работают в парах):

- Какие виды орфограмм  вы нашли?

- Объясните постановку знаков препинания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Причастие как особая форма глагола (Урок проблемного обучения) »

Причастие как особая форма глагола

(Урок проблемного обучения)

Цели:

Воспитательная: воспитывать в учащихся любовь

Образовательная: научить учащихся определять причастия, определять признаки прилагательного и глагола;

Развивающая: развивать у учащихся навыки связной устной речи.


Оборудование: таблицы, интерактивная доска, карточки.


Ход урока:

  1. Организационный момент.


I этап урока: Актуализация и выравнивание знаний обучающихся:


Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (на карточке).


Бушующий вет…р гнул и гр…зил сломать мач…ты к…раблей которые носились в море как скорлу…ки.


Анализ предложения (ученики работают в парах):

- Какие виды орфограмм вы нашли?

- Объясните постановку знаков препинания.


Выполните задание: Укажите морфологическую характеристику каждого слова.


Бушующий ветер (сущ) гнул (глаг.) и (союз) грозил (глаг.) сломать (глаг.) мачты (сущ.) кораблей (сущ.), которые (мест) носились (глаг.) в (предл.) море (сущ.), как (союз) скорлупки (сущ.).

Постановка проблемного вопроса: У всех ли слов вы смогли определить морфологическую принадлежность? Какое слово вызвало у вас затруднения? Почему?


Анализ слова «бушующий»:


- На слово какой части речи похоже слово «бушующий»? (Ответ: на глагол «бушевать»).

- Какие вопросы можно задать к этому слову? (Ответ: вопросы какой? Что делающий?).

- Т.о., на какие части речи «похоже» это слово? (Ответ: на прилагательное и глагол).

- А вы знаете, как называется часть речи, которая «собрала» в себе признаки глаголов и прилагательных? (Ответы учеников)

Слово учителя:

- Это причастие. Причастие – особая форма глагола.


II этап урока. Организационно-исполнительский.


Решение учебной задачи.

- Давайте выясним, какие признаки глагола имеет причастие (одновременный повтор грамматических категорий глагола: вид, время, переходность, возвратность).

- Можно ли определить вид причастия? (Ответ: Да, задаем вопрос что делающий? - несов. вид).

- Определите время (Ответ: бушующий когда? сейчас – наст.время).

- Образуйте причастие от глагола улыбаться. (Ответ: улыбающийся).

- Чем отличаются причастия бушующий и улыбающийся? (Ответ: наличие постфикса СЯ).

- Как называется этот признак глагола? (Ответ: возвратность).

- Каким способом образованы причастия бушующий и улыбающийся? (Ответ: с помощью суффикса ЮЩ).


Практическое задание: образуйте причастия от глаголов: идут, дышат, смотрятся, строить, принести, читать, ведут, гонят, прочитать, видеть, сжать.

Вывод: с помощью каких суффиксов образуются причастия? (Ответ: с помощью суффиксов –ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -вш, -ш, -ем,-ом, -им, -енн, -нн, -т)


Начать составление кластера:


ПРИЧАСТИЕ

(особая форма глагола)

Признаки:

Глагола:

1. Вид: соверш., несоверш.

2. Время: наст., будущ.

3. Возвратность


-Давайте с вами выясним, какие признаки прилагательного есть у причастия. Составьте словосочетания со словом «бушующий» и словами «море, ураган, волна». (Ответ: причастие изменяется по родам).

- Измените эти словосочетание по числам и падежам.

Какой вывод вы можете сделать? (Ответ: причастие как прилагательное изменяется по числам, родам, падежам).


Заполнение кластера:


ПРИЧАСТИЕ

(особая форма глагола)

Признаки:

Глагола: Прилагательное:

1. Вид: соверш., несоверш. 1. Изменяется по числам,

2. Время: наст., будущ. родам, падежам.

3. Возвратность 2. В предложении выполняет

функцию определения


Тренировочное упражнение (по учебнику): Прочитайте текст, найдите и выпишите причастия, определите их вид, время, род, число, падеж.


II этап урока. Рефлексивно-оценочный.


  1. Какую задачу мы решали сегодня на уроке?

  2. Какие признаки глаголов и прилагательных вобрали в себя причастия?

  3. Какие трудности возникли у вас в ходе работы?


Общая самооценка обучающихся.


Д\з. Написать сказку о причастии








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Причастие как особая форма глагола (Урок проблемного обучения)

Автор: Магауина Гульнар Жалмагамбетовна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154438

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Причастие как особая форма глагола. "
    ["seo_title"] => string(41) "prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola-2"
    ["file_id"] => string(6) "135889"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417001604"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Причастие как особая форма глагола (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(47) "prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135890"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417001662"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(21) "урок рус.яз "
    ["seo_title"] => string(12) "urok-rus-iaz"
    ["file_id"] => string(6) "196145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427999701"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "понятие о деепричастии как о добавочном действии"
    ["seo_title"] => string(55) "poniatiie-o-dieieprichastii-kak-o-dobavochnom-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "274498"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452414865"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Среднесрочное планирование по русскому языку . "
    ["seo_title"] => string(52) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-1"
    ["file_id"] => string(6) "125802"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415048804"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства