kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Предметная неделя по русскому языку как инновационная форма реализации внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметная неделя по русскому языку – традиционное мероприятие в школе. Стремительные изменения в современной педагогике заставляют учителя использовать новые подходы к решению задач современного образования. В рамках проведения предметных недель педагоги совершают апробации новых технологий, новых форм организации уроков и внеклассных мероприятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Предметная неделя по русскому языку как инновационная форма реализации внеурочной деятельности"»

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт филологии и межкультурной коммуникации

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования





ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов повышения квалификации

для учителей русского языка и литературы по проблеме


«Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка

(в условиях внедрения ФГОС ОО)»


на тему:

«Предметная неделя по русскому языку

как инновационная форма реализации внеурочной деятельности"




Авторы проекта:

Гиниятуллина Г.И, учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ "Арская средняя общеобразовательная школа №2"

Арского муниципального района РТ,

Гумерова Н.З., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Лесхозская средняя общеобразовательная школа»

Арского муниципального района РТ,

Зарипова Ф.Р., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ – Арской гимназии № 5 Арского муниципального района РТ,

Сибгатуллина Р.Ш., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ – Арской гимназии № 5 Арского муниципального района РТ,

Хайрутдинова Р.Т., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Хасаншаихская основная общеобразовательная школа»

Арского муниципального района РТ.



Научный руководитель:

Давлатова М.М., ст. преподаватель ИФМК КФУ, к.п.н.


Куратор:

Галиуллин К.Р., профессор ИФМК КФУ, д.ф.н.



Казань, 2019

Оглавление



1. Введение ………………………………………………………………….…3

2. Актуальность проекта………………………………….…………………..3

3. Цель и задачи проекта…………………………………………………......4

4. Теоретическая значимость, практическая значимость…………………..4

5. Целевая аудитория проекта…………………………………………….….4

6. Этапы подготовки и проведения предметных недель……………………5

7. Основное содержание проекта……………………………………………..5

8. Основная цель предметной недели………………………………………...6

9. Задачи предметной недели…………………………………………………6

10. Проектное решение………………………………………………………..6

11. Тематика предметной недели………………...…………………………...7

12. Подготовительный этап…………………….……………………………..7

13. Сроки реализации проекта, план реализации проекта…………………..8

14. Ожидаемые результаты реализации проекта……………………………11

15. Риски реализации проекта и пути их преодоления……………………..11

16. Заключение……………………………………………………………..….12

17. Список литературы………………………………………………………..12

18. Приложение…………………………………………………….................13


 







Введение


Предметная неделя по русскому языку – традиционное мероприятие в школе. Стремительные изменения в современной педагогике заставляют учителя использовать новые подходы к решению задач современного образования. В рамках проведения предметных недель педагоги совершают апробации новых технологий, новых форм организации уроков и внеклассных мероприятий. Отличительная особенность нового стандарта - его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Каждый ребенок является активным участником всех событий, может попробовать свои силы в различных видах деятельности. Стандарт определяет реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Требования к результатам обучения в новых стандартах сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.


Метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.


Предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систем основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Именно эти положения стали ключевыми ориентирами для подготовки и проведения в школе предметной недели по русскому языку.


Актуальность проекта: внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом.


Цель проекта: систематизировать теоретический и практический опыт проведения предметной недели по русскому языку, представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.


Задачи проекта:

  • определить содержание предметной недели в школе;

  • выявить условия, определяющие педагогически эффективные формы и методы внеклассной работы по русскому языку при проведении предметной недели;

  • провести мероприятия, содействующие формированию и развитию учебно-познавательной, коммуникативной компетенций, а также компетенции личного самосовершенствования;

  • создать условия для творческой самореализации учащихся в рамках предмета, для повышения мотивации к изучению русского языка.


Теоретическая значимость. Теоретически обоснована и разработана программа проведения недели русского языка, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.


Практическая значимость. Результаты настоящего проекта могут быть внедрены в практику учителей общеобразовательных школ при проведении уроков, элективных курсов, внеклассных мероприятий.

Целевая аудитория

Проект рассчитан на обучающихся 5–9-х классов общеобразовательной школы. Отбор участников проекта осуществляется на основе следующих принципов:

  • принцип добровольности. Школьники участвуют в предметной неделе добровольно, из желания познать непознанное. Каждый обучающийся может попробовать свои силы в различных видах деятельности: выдвигать идеи, реализовывать их, фантазировать, рисовать, участвовать в театральных постановках, готовить сообщения и выступать с докладами.

  • принцип массовости. Желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше обучающихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия в предметной неделе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.


Выделяется три основных этапа подготовки и проведения предметных недель:

Название этапа

Содержание деятельности

1

Подготовительный этап

формулировка основных целей и задач;

определение основных мероприятий, их форм, содержания и участников;

утверждение плана проведения предметной недели;

утверждение состава жюри различных конкурсов;

распределение заданий по классам;

подготовка к мероприятиям, конкурсам;

проведение репетиций в классах;

оформление стендов.

2

Основной этап

Проведение открытия недели, олимпиад, конкурсов, открытых уроков, мероприятий.

3

Заключительный этап

Подведение итогов предметной недели;

размещение на сайте школы информации о проведенных мероприятиях, победителях и призерах конкурсов, проводимых в рамках предметной недели;

фотоотчеты.


Основное содержание проекта

Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.

Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя русского языка – это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету “русский язык”. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник.

При организации предметной недели учитываются следующие конкретные условия: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому языку, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы и т.д.

Внеклассная работа строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся.


Основная цель проведения предметных недель – формирование познавательной активности, кругозора, расширение образовательного пространства, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, повышение интереса учащихся к предмету.


Задачи предметной недели:

  • вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

  • выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка;

  • совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.


Проектное решение.

В основе проекта лежит идея непрерывного системного подхода к реализации творческого и интеллектуального потенциала учеников в процессе подготовки к предметной неделе.

С чего следует начать работу?

  1. Содержание заданий должно соответствовать изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы.

  2. Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.

  3. Задания должны требовать от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.

  4. В связи с тем, что предметные недели нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.

  5. Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития.

  6. Практическое задание требует времени на его изготовление, поэтому можно сделать его домашним, четко определив сроки сдачи.


Тематика предметной недели: «Век живи – век учись» (посвящена Международному дню родного языка).


В 1 день Недели вывешивается план – карта “Путешествие по дороге знаний” (карту заранее готовит группа обучающихся с помощью преподавателей). В конце каждого дня Недели карта будет заполняться творческими отчетами, репортажами, отзывами, рисунками, фотографиями. Лучшие работы, созданные в рамках мероприятий предметной недели, помещаются в “Библиотеку шедевров”, публикуются на школьном сайте. Предварительно оформляются информационные стенды: “Великие лингвисты”, “Словари – наши верные друзья”, “Грамоте учиться всегда пригодится”, “Стилистические приёмы русского языка”. Ежедневно из выпусков школьного радио можно будет узнать информацию о теме дня и победителях различных конкурсов.


Награды победителям:

  • победителям в отдельных конкурсах – дипломы;

  • активным участникам мероприятий – свидетельство для портфолио;

  • учителям – благодарственные письма администрации, материальные выплаты.


Подготовительный этап

Подготовка Недели ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются на заседании методического объединения учителей. Важным этапом подготовки Недели русского языка является избрание оргкомитета, в который входят, кроме ведущих учителей-словесников, обучающиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по языку. В оргкомитет могут входить по 1-2 ученика от каждого класса. Учительский энтузиазм, желание заинтересовать учащихся своим предметом окажут плодотворное воздействие на учеников. Организационный комитет Недели может выполнять все необходимые действия, связанные с организацией тех или иных мероприятий, но научная и методическая консультация о способах проведения их может быть дана только учителем.


Сроки реализации проекта: 17-22 февраля 2020 года


План реализации проекта


 Этапы

Мероприятия

Сроки проведения

Ответствен ные

Подготовительный этап

 

Проектные работы по русскому языку

Планирование работы, подготовка оформления актового зала, предметных кабинетов, реклама предстоящих мероприятий. Контроль за ходом подготовки к Неделе.

За 2 месяца


За 2 недели до проведения мероприятий

Руководитель МО, учителя русского языка и литературы

Основной этап

1 день

Станция «Творчес-

кая»

Открытие Недели русского языка. Вход в школу – чтение наизусть стихотворения или высказывания о русском языке

Перед первым уроком

Оргкомитет

 

Линейка, посвященная открытию Недели

8.00

Руководитель МО

 

Конкурс сочинений на одну из тем “Ода русскому языку”, “Ода грамотному человеку” (7–9-е классы)

Вторая половина дня, свободная от учебных занятий

Учителя русского языка и литературы


Открытый урок в 6 классе «Буква о и ё в суффиксах существительных»

3 урок

Учитель русского языка и литературы


Внеклассное мероприятие "Обрати свое сердце к книгам", 5-й класс

По окончании учебных занятий

Учителя русского языка

2 день

Станция «Лингвисти- ческая»

Цикл бесед под общей рубрикой “Экология слова” (беседы о русском языке, об ученых-лингвистах (проводят заранее подготовленные ученики))

В начале второго урока

 Заранее подготовлен

ные учащиеся


Викторина «Переводим с русского на русский»

(8 класс)

На больших переменах

Учителя русского языка

 

 

Создание коллажа “Похвальное слово русскому языку” (5–6-е классы.)

Вторая половина дня, свободная от учебных занятий

 Библиотекарь

 


Мастер-класс. Практикум по русскому языку. «От анализа текста к сочинению», 10 класс

6 урок

Учителя русского языка и литературы


Школьная олимпиада «Знатоки русского языка», 5-8 классы

По графику

Учителя русского языка и литературы

3 день

Станция «Заниматель-ная»

6-й класс – КВН “Увлекательная фразеология”

7-й класс – Брейн-ринг “Веселая грамматика”

Вторая половина дня, свободная от учебных занятий

Члены кружка «Развиваем дар слова»


Открытый урок в 7 классе «Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом»

3 урок

 Учителя русского языка и литературы


Экскурсия в музей азбуки «Алифба» на базе ГАПОУ «Арский педагогический колледж имени Габдуллы Тукая – Ресурсный центр по подготовке национальных кадров», 5 класс

Вторая половина дня, свободная от учебных занятий

Классные руководители

4 день

Станция «Интеллекту-альная»

Тотальный диктант, 9-11 классы

В течение дня на всех уроках

 Учителя-предметники

 

5-й класс – Интеллектуальная игра “Слова – близнецы”

 6 урок

 Библиотекарь,заранее подготовлен

ные учащиеся


Защита проектных работ по русскому языку

По графику

Учителя русского языка


Выставка лингвистических и энциклопедических словарей

В течение дня

Библиотекарь

5 день

Станция «Эстетичес- кая»

Конкурс тетрадей “Пишу красиво” (5–7-е классы - самый аккуратный, прилежный ученик)

В течение дня

Учителя русского языка, старшеклассники


Внеклассное мероприятие на русском, татарском и английском языках «Родной язык – неиссякаемый родник…»

6 урок

Учителя русского языка

 

Торжественное закрытие Недели. Подведение итогов, награждение победителей

По окончании учебных занятий

Руководитель МО, оргкомитет

Контрольно-аналитический этап

6 день

Станция «Конечная»

Обсуждение проведенной работы, поэтапный анализ достоинств и недостатков хода проведения Недели

Вторая половина дня, свободная от учебных занятий

Учителя – предметники, обучающиеся из числа оргкомитета

 

Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Создание творческой группы по реализации проекта, формирование группы учащихся, ориентированных на дополнительную работу по предмету.

2. Изучение литературы о внеурочной деятельности учащихся, составление сценариев мероприятий, игр, пополнение методической копилки кабинета русского языка и литературы.

3. Развитие личностных качеств ученика: когнитивных (любознательность, пытливость, увлечённость, сообразительность, аналитичность), креативных (вдохновлённость, воображение, неординарность, изобретательность, чувство новизны, независимость и др.); оргдеятельностных (целеполагание, коммуникативность, смысловое видение, рефлексивность, самоанализ).

4. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, анализ результатов.

5. Последующее результативное участие членов творческой группы в олимпиадах и конкурсах различного уровня, реализация творческого и интеллектуального потенциала.


  Риски реализации проекта и пути их преодоления

1

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Низкая активность и слабая мотивация на участие в основных мероприятиях проекта.

Организация научно-познавательного интереса через интересные обучающимся области знания

Разработка системы стимулов 

Организационные

Перегрузки, у ребёнка может не хватать времени на данную предметную область.

Мероприятия осуществляются во внеурочной деятельности, используется интеграция образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка



Заключение

Программа предметной недели выстроена с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении русского языка. Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках реализации проекта являются педагоги, обучающиеся, родители, взаимодействие которых происходит на различных уровнях.

В перспективе – это может быть дистанционная предметная неделя, которая предоставит возможность через продуктивную деятельность с использованием телекоммуникаций закреплять знания, полученные на уроках, развивать ключевые и предметные компетентности обучающихся, реализовывать творческий потенциал школьников и педагогов. Это повлечет изменение содержания мероприятий (например, путешествие по разделам русского языка или тематическая неделя, посвященная какому-то значимому событию); формы их проведения (например, викторины, конкурсы, олимпиады, конференции и т.п.), изменение контингента участников, организаторов, расширение территории.


Список литературы

  1. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2101 “Русский язык и литература”/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990.

  2. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. – М.: Просвещение, 1989.

  3. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.– М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.

  4. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980.

  5. Педагогическое проектирование / Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. – М.,2007.


Интернет-ресурсы

  1. http://www.bibliofond.ru/

  2. http://www.bestreferat.ru/

  3. http://festival.1september.ru/

  4. http://lisitsinageo.narod.ru/



ПРИЛОЖЕНИЕ

Исследовательский проект по русскому языку

«Роль глаголов в повести А.С. Пушкина «Метель»

Вступление. Глагол - одна из употребляемых частей речи  

Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи.  

В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка.  

И назначение глагола – выражать само действие! 

А.Югов 

Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи; к тому же он обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. Глагол - одна из употребляемых частей речи. Известный русский писатель Л.Н. Толстой писал: «Движение и его выражение – глагол - является основой языка. Найти верный глагол для фразы - значит дать движение фразе».  В художественных произведениях всё, о чем рассказывает автор, лишь тогда «оживает», когда события, люди, мотивы их поступков, свойства характеров представлены в динамике, в действии.  

В своей исследовательской работе я решила рассмотреть роль глагола в художественном произведении и доказать, что именно эта часть речи является одной из самых необходимых и самых выразительных. 

Объектом исследования являются глаголы и глагольные формы, встречающиеся в рассказе А.С. Пушкина «Метель». 

Целью данной работы является выявление и описание глаголов и глагольных форм и определение их роли в художественном произведении. Для достижения цели были решены следующие задачи: 

- прочитать рассказ, найти все глаголы и глагольные формы, 

- определить соотношение глаголов, глагольных форм и других частей речи в рассказе, 

- выяснить значение глаголов, глагольных форм в раскрытии характера, жизни героев, в описании природы,  

- найти, рассмотреть, систематизировать изобразительно – выразительные средства, в которых главную роль играют глаголы,  

- познакомиться с высказываниями русских писателей о глаголе. 

Методы исследования, использованные в работе: изучение литературы о глаголе; об изобразительно – выразительных средствах, анализ текста. 

Практическая ценность данного исследования в том, что его результаты могут быть использованы на уроках русского языка и литературы. Например, при  изучении раздела «Морфология» («Глагол», «Причастие», «Деепричастие»), для комплексного анализа текста,  при анализе повести «Метель» на уроках литературы. 

Актуальность исследования состоит в том, что тема «Глагол» - довольно сложная, но занимательная тема, изучаемая в школе. Но, к сожалению, у многих обучающихся она не вызывает никакого интереса. А ведь глагол – одна из самых ярких и необходимых частей речи. Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь». 

Основная часть.  

«Вся выразительность прозы – в глаголе, ибо глагол это действенность характера» 

«По моему глубокому убеждению, - отмечал русский писатель Ю. Бондарев, - вся выразительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера». Давайте попробуем доказать слова известного писателя о том, что глагол является средством выразительности именно в прозе, в особенности – в повествовании, проанализировав язык произведения А. С. Пушкина.  

        В основном, все глаголы, которые выполняют в тексте функцию – создание повествования, описания - несовершенного вида, прошедшего времени. Можно сделать вывод о том, что глаголы несовершенного вида, прошедшего времени используются в тексте как изобразительно – выразительное средство также и при описании, создании образов, картин. Они не только передают действие сюжета, но и отражают эмоциональное состояние героев, качества характера, формируют у читателя определённое отношение к персонажам, обусловливая тем самым наиболее адекватное восприятие авторской идеи. «Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь; она укладывалась, увязывала белье и платье, написала длинное письмо к одной чувствительной барышне, ее подруге, другое к своим родителям. Она прощалась с ними в самых трогательных выражениях, извиняла свой проступок неодолимою силою страсти и оканчивала тем, что блаженнейшею минутою жизни почтет она ту, когда позволено будет ей броситься к ногам дражайших ее родителей». Глаголы в данном отрывке раскрывают характер Марьи Гавриловны, указывают на её доброту, внимание, любовь к родителям, в то же время нам кажется, что она просто играет. Уход из дома дается ей нелегко. 

Иногда в значении прошедшего времени несовершенного вида может употребляться форма настоящего времени глагола.  Сначала описание дается в прошедшем времени, затем на этом фоне появляется настоящее время, то есть события будто приближаются к моменту речи. Они словно проходят перед глазами слушателя или читателя и становятся особенно яркими, живыми. «Там они клялися друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения. Переписываясь и разговаривая таким образом, они (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?» Мы как будто слышим эти слова, чувствуем некоторое преувеличение, наигранность чувств. 

Богатыми изобразительными возможностями обладает инфинитив. Давая минимальную грамматическую информацию, он с наибольшей полнотой выражает лексическое значение, называя действие как отвлеченное понятие. Рассмотрим следующий отрывок. «Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: «Дети! придите в наши объятия». Употребление инфинитива в данном отрывке также подчеркивает, что чувства героев очень похожи на переживания из любовных романов, но это  не настоящая любовь.   

Кроме того, вневременной, внеличностный характер инфинитива придает всему высказыванию некоторый оттенок обобщенности. «Марья Гавриловна долго колебалась; множество планов побега было отвергнуто. Наконец она согласилась: в назначенный день она должна была не ужинать и удалиться в свою комнату под предлогом головной боли. Девушка ее была в заговоре; обе они должны были выйти в сад через заднее крыльцо, за садом найти готовые сани, садиться в них и ехать за пять верст от Ненарадова в село Жадрино, прямо в церковь, где уж Владимир должен был их ожидать». 

Рассматривая данные глаголы, я пришла к выводу, что чувства Марьи Гавриловны к Владимиру были ещё не настоящими, они появились на основе тех романов, которые девушка любила читать.  

Причастие в художественном тексте не только образно описывает предмет, явление, но и представляет его признак в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Причастия способствуют смысловой точности, сжатости и лаконичности речи, вносят в высказывание элемент книжности. «Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Музыка играла завоеванные песни: Vive Henri-Quatre1), тирольские вальсы и Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное   

Деепричастие, выражая добавочное действие к действию, переданному глаголом-сказуемым, позволяет передать его различные качественные оттенки, в том числе временную последовательность нескольких действий в лаконичной и яркой форме.  

Использование многочисленных глаголов, причастий и деепричастий в этом небольшом по объему фрагменте текста позволяет создать картину стремительного движения, делая речь яркой, образной, лаконичной и выразительной. Деепричастия также устраняют однообразие в описании действий. «Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу. Они насилу дошли до конца сада. На дороге сани дожидались их. Лошади, прозябнувне стояли на месте; кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых. Он помог барышне и ее девушке усесться и уложить узлы и шкатулку, взял вожжи, и лошади полетели». 

Перечитывая рассказ, мы обратили внимание и на то, что А.С. Пушкин использовал глаголы в составе таких изобразительно – выразительных средств как метафоры, олицетворения, сравнения, фразеологизмы.  

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. 

Метафоры «пылал страстью, летела стремглав, впал в задумчивость, глаза с таким огнем останавливались, открыть ей свое сердце, противиться судьбе, лошади полетели, женихи кружились» описывают внутреннее состояние героев, их переживания, подтверждая, как все в жизни человека быстротечно. 

Олицетворение - это  литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. В рассказе олицетворения в основном описывают природу (метель): «зима прекратила их свидания, ветер выл, ставни тряслись и стучали, всё утихло и заснуло, метель не утихала, небо слилося с землёю, ветер не мог тут свирепствовать, погода утихла, лежала равнина, ставень поднялся, поднялась метель, метель не унималась». Мы видим, как природа участвует в судьбе героев: пытается остановить Марью Гавриловну, Владимира, как будто тоже препятствует их любви. Теперь я понимаю, почему, ведь настоящая любовь их ждала ещё впереди, герои не должны были ошибиться. А следующие олицетворения усиливают чувства героини «молчание подстрекало ее любопытство, вопросы раздирали сердце, мысль стесняла ее сердце, печаль ее посетила, горячка не возвратилась». 

Сравнение -   яркое изображение ветра, участвующего в судьбе Марьи Гавриловны удается благодаря сравнению «ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу». И состояние главного героя мы представляем через сравнение «Владимир схватил себя за волосы и остался недвижим, как человек, приговоренный к смерти».  

Фразеологизмов – устойчивых сочетаний слов – мы  встретили в тексте только пять, в составе трех из них  используется глагол: «суженого конем не объедешь,  жить не с богатством, а с человеком», которые, конечно же, хранят в себе вековую мудрость, пот катился градом. 

Заключение.  

Проза А.С. Пушкина и в 21 веке современна,

его творческое наследие живо. 

Проанализировав глаголы и глагольные формы в рассказе А.С. Пушкина «Метель» мы сделали следующие выводы: 

- в рассказе много глаголов и глагольных форм (485 глаголов, 47 причастий и причастных оборотов, 32 деепричастия и деепричастных оборотов), которые передают быструю смену действий, состояний,  динамичность, стремительность в повествовании событий. Глагол используется в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека: небольшой по объему рассказ воспроизводит жизнь Марьи Гавриловны, которая стремительно быстро протекает перед нашим взором,  описывает становление характера молодой девушки. 

- при создании повествования, описания используются глаголы несовершенного вида, прошедшего времени, но иногда для передачи действий прошедшего времени используются глаголы несовершенного вида настоящего времени, иногда инфинитив, 

- глаголы и глагольные формы – причастия и деепричастия - делают речь яркой, образной, лаконичной и выразительной (они помогают раскрыть характеры героев, описать картины природы), 

- глаголы часто используются в составе метафор (13), олицетворений (22), сравнений (5), фразеологизмов (5). 

Благодаря глаголам и глагольным формам за несколько страниц перед нами стремительно протекает жизнь Марьи Гавриловны, её жениха, Бурмина; мы понимаем, насколько сложна и запутанна бывает жизнь человека,   

Действительно, если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Благодаря глаголу мы относимся к тексту как к живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что происходит вокруг него. Преобладание глаголов способствует эмоциональности, яркости текста. Говоря словами Н. В. Гоголя, глагол становится «бездной пространства» - пространства смыслового и эмоционального. 

Мне понравилось работать с текстом А.С. Пушкина, для себя я по- новому открыла язык великого русского поэта, писателя. Я считаю, что проза А.С. Пушкина и в 21 веке современна, его творческое наследие живо. Его тексты должны звучать на уроках русского языка, поэтому мы приготовили отрывки из рассказа для комплексной работы, которые можно использовать на уроках русского языка при изучении причастий, деепричастий. А отрывки с изобразительно- выразительными средствами помогут понять суть сравнений, метафор, олицетворений, являясь отличными образцами.   

 Комплексная работа по тексту по теме «Причастия» 

1.Спишите текст,  вставляя пропущенные буквы. 

1)Наступила з_ма и пр_кратила их св_дания; но переписка сделалась тем живее.2) Владимир Николаевич в каждом письме ум_лял ее  в_нчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к н_гам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим пост_янством и (не)счастием любовников и скажут им непременно: «Дети! придите в наши объятия».   

3)Марья Гавриловна долго кол_балась; множество планов п..бега было отвергнуто. 4)Наконец она согл_силась: в назначе(н/нн)ый день она должна была не ужинать и удалиться в свою комнату под предлогом головной боли. 5) Девушка ее была в заг…воре; обе они должны были выйти в сад через заднее крыльцо, за садом найти готовые сани, садиться в них и ехать за пять верст от Ненарадова в село Жадрино, прямо в церковь, где уж Владимир должен был их ож_дать. 

6) Накануне р_шительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь; она уклад_валась, увяз…вала белье и платье, написала дли(-нн/-н)ое письмо к одной чу(в)ствительной барышне, ее подруге, другое к своим родителям.7) Она прощалась с ними в самых трогательных выражениях, изв_няла свой пр_ступок неодолимою силою страсти и ок_нчивала тем, что блаже(-нн/-н)ейшею минутою жизни почтет она ту, когда позволено будет ей броситься к ногам др_жайших ее родителей. 

2.Определите стиль и тип речи. 

3.Подсчитайте все глагольные формы в тексте, ответ напишите цифрами. 

4.Найдите слово, правописание суффикса в котором диктуется правилом  «Правописание суффиксов        -н или -нн в причастиях». 

5.Среди предложений 1-4 найдите предложение с кратким причастием. 

6.Выделите все обособленные определения. 

7.Сделайте морфологический разбор слова «тронуты»  

Комплексная работа по тексту по теме «Деепричастия»  

1.Озаглавьте отрывок из произведения А.С. Пушкина  «Метель» 

1)Подали ужинать; сердце ее сильно забилось.2)Дрожащим голосом объявила она, что ей ужинать не хочется, и стала прощаться с отцом и матерью. 3)Они ее поцеловали и, по обыкновению, благословили: она чуть не заплакала. Приходя в свою комнату, она кинулась в кресла и залилась слезами. 4) Девушка уговаривала ее успокоиться и ободриться. 5) Все было готово. 6) Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь.. 7)На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. 8)Скоро в доме все утихло и заснуло. 9)Маша окуталась шалью, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо.. 10)Служанка несла за нею два узла.11) Они сошли в сад.12) Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу. 13)Они насилу дошли до конца сада. 14) На дороге сани дожидались их.15) Лошади, прозябнув, не стояли на месте; кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых. 16)Он помог барышне и ее девушке усесться и уложить узлы и шкатулку, взял вожжи, и лошади полетели .17)Поручив барышню попечению судьбы и искусству Терешки кучера, обратимся к молодому нашему любовнику. 

2.Определите стиль и тип речи. 

3.Выделите все грамматические основы и обособленные обстоятельства в предложениях. 

4.Спишите предложения с деепричастием несовершенного вида. 

5.Укажите номер предложения с возвратным деепричастием. 

6.Замените слово «удерживая» синонимом. 

7.Сделайте морфемный и морфологический разбор слова «поручив». 

Задания при изучении изобразительно- выразительных средств.  

  1. Найдите предложение, в котором средством выразительности является метафора.  

1) Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь. 

2) Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. 

3) Он помог барышне и ее девушке усесться и уложить узлы и шкатулку, взял вожжи, и лошади полетели. 

4) Мало-помалу деревья начали редеть, и Владимир выехал из лесу; Жадрина было не видать.   

  1. Найдите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение. 

  1. Мысль, что уже в последний раз провожает она день посреди своего семейства, стесняла ее сердце. 

  1. Владимир поехал к ней. У первой избушки он выпрыгнул из саней, подбежал к окну и стал стучаться.    

  1.  Подали самовар, и Гаврила Гаврилович послал девчонку узнать от Марьи Гавриловны, каково ее здоровье и как она почивала 

  1.  Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким образом очутились мы в незнакомой стороне.    


  1. Найдите предложение, в котором средством выразительности является сравнение. 

  1.  Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. 

  1.  Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина. Церковь была заперта. 

  1. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу. 

Мать иногда уговаривала ее выбрать себе друга; Марья Гавриловна качала головой и задумывалась.


Внеклассное мероприятие "Обрати свое сердце к книгам". 5-й класс


Цели:

• познакомить учащихся с историей книги;

• способствовать расширению кругозора, формированию творческого отношения к выполняемой работе;

• прививать любовь и уважение к книгам.

Оборудование: рисунки учащихся, памятки, проектор, экран, макет устного журнала, высказывания писателей о книгах, костюмы для инсценирования сказок, презентация.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя.

Сегодня книги окружают нас повсюду. Они входят в нашу жизнь с детских лет и становятся затем постоянными спутниками. Они с нами в часы досуга, они наши помощники в труде и учёбе.

Трудно себе представить время, когда книга была величайшей редкостью: чтобы с ней встречаться, найти её, смельчаки отправлялись в рискованные путешествия.

Мы сегодня отправимся в путешествие по страницам истории книги. Я хочу вас познакомить с одной волшебницей, и она поможет мне вести путешествие. (На двери висит табличка с надписью: «Здесь живёт волшебница Читалия, покровительница книг»).

Здравствуйте, уважаемая Волшебница! Вы покровительница очень редких и мудрых книг. Сегодня наши ребята - читатели будут рады встрече с вами.

Волшебница: Здравствуйте! Да, действительно, в моём доме живут добрые, умные друзья- книги. Я часто с ними разговариваю. Они рассказывают мне столько забавных историй!

Кто на вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

Книга - лучший спутник мой и друг.


Первая страница нашего устного журнала «Обрати своё сердце к книгам» называется «По страницам истории книги».

Раскрыть содержание этой истории нам помогут учёные - историки.

Что такое книга? В словарях она определяется как произведение печати в виде сброшюрованных переплетённых лист бумаги с каким- нибудь текстом. Но книга в таком виде возникла не сразу. У неё было немало прообразов в древности.

Ученик-историк: Самый первый из них – «человек - книга». В очень далёкие времена, когда люди не умели писать и читать, свои законы, верования, предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти. Поколения за поколениями уходили из жизни, а предания оставались. Тех, кто рассказывал предания, называли сказителями. У древних греков, например, сказителя именовали аэдом. Его часто приглашали на пир. Когда пир заканчивался, него участники требовали песен, легенд, сказаний. Аэд брал лиру и, перебирая струны, начинал петь о мудром царе Одиссее и храбром воине Ахилле. Сказание о войне греков с троянцами вначале жили в памяти народа. И лишь спустя века они были записаны.

Ученица-историк: До появления письменности человек пользовался и другими способами запоминания и передачи информации. Один из них - узелковое письмо. Им владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Для узелкового письма требовалась толстая верёвка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. К толстой верёвке шнурки привязывались особым способом в зависимости от содержания информации. Чем ближе к верёвке был узелок, тем важнее было событие, о котором шла речь. Чтобы прочитать письмо, нужно было обращать внимание на самые малые детали: толщину шнурка, способ завязки узла.

Ученик-историк: На смену узелковому письму, которое было трудно читать (ему обучались годами), пришло письмо в картинках. Нужно было рассказать об охоте - рисовали диких зверей, копья, направленные на дичь. Рисунок, высеченный на могильной плите, рассказывал историю человека, погребенного под ней. Зачастую таким рисунком человек украшал своё тело. Татуировка имела своё значение - узоры говорили о числе походов, побед, о силе и доблести человека.

Ученик - историк: Позже на каменных плитах стали появляться надписи- иероглифы, наиболее древние изобразительно- образные знаки египетского письма, применявшиеся в конце 4 тысячелетия до нашей эры. Длинными строчками, как буква в книге, вырезаны на египетских памятниках змеи, совы, ястребы, гуси, львы с птичьими головами, цветок лотоса, люди. Вперемежку с этими изображениями - причудливые значки: дужки, чёрточки, крючочки, петли.

Ученица - историк: Изобретение славянской азбуки связано с буквенной системой, которую мы называем кириллицей, возникшей на базе византийского (греческого алфавита). Создателями кириллицы являются братья - просветители Кирилл и Мефодий. С течением времени к ней добавлялись те знаки славянского языка, которым не было соответствия в звуках греческого языка. Прошло около тысячи лет, прежде чем кириллица превратилась в тот алфавит, которым мы пользуемся сегодня.

Ученик: первые библиотеки были хранилищами книг - плиток. Одна такая книга…

Ученица: «Книги - ленты». Придумали такие книги египтяне. Они выглядели в виде длинной - предлинной ленты. Строчки писались не во всю длину ленты, а несколько десятков или даже сотен столбцов. Делалась эта диковинная книга из бумаги. Похожей на плетеную циновку. Почему же эта книга у египтян выглядела в виде ленты? Потому что папирус – бумага при сгибании лопалась. А ленту можно было скатать в трубку. Книгу тех времен нельзя было сунуть в карман. Круглые свитки аккуратно укладывали в ящик с ремнями и несли его за спиной.

Ученик: «Книга из воска». Восковые книжечки изобретены были ещё во времена древних римлян. Выглядела восковая книга так: несколько табличек-дощечек, аккуратно выструганных в середине. Скреплялись шкурками через дырочки, проделанные в двух углах дощечки. Квадратную выемку каждой дощечки заполняли воском - желтым или окрашенным в черный цвет.

Первая и последняя дощечка не покрывались воском. Писали на такой книге стальной палочкой, имевшей название стило. С одного конца она бала острой, а с другого – закругленной. Острием писали по воску, а тупым сглаживали то, что не нужно.

Таблички могли служить очень долго. Можно было бесконечно стирать написанное, затем писать снова. У каждого школьника в то далекое время была подвешена к поясу такая табличка.

Ученик: «Книга из кожи». Но вот у папируса и воска появился соперник- пергамент, и свитки из папирусной бумаги и восковые дощечки стали вытесняться книгами из кожи. Материал для письма стали изготавливать из овечьей и козьей шкуры. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными треугольниками, драгоценными камнями; книга закрывалась на застежки и замки, которые запирались.

В библиотеках такие книги приковывали железными цепами к столбам, чтобы никто не мог их украсть.

«Берестяная книга». По свидетельству ученых, берестяные книги на Руси возникли в 11 веке и использовались для письма вплоть до 15 века. Они являются уникальными памятниками древнерусского письма и свидетельствуют об определенном уровне грамотности и культуры. Берестяные книги берут свое начало от берестяных грамот. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стрежнем. Для изготовления берестяных книг брали бересту, кипятили её, соскабливали с внутренней стороны смолу, а затем обрезали по краям, придавая нужную, как правило, прямоугольную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой.

«Книга из бумаги». Бумажные фабрики или, как их тогда называли, «бумажные мельницы» появились во Франции, в Германии, в Италии в 13 веке. На Русь завезли бумагу итальянские купцы, приезжавшие в Новгород. Со временем бумажные мельницы появились в селе Канино, в 30 верстах от Москвы. В крупных европейских городах стали возникать школы и университеты. Потребность в книгах увеличилась. В Европе книгопечатание стало распространяться в середине 15 века, когда Иоганн Гутенберг в середине 15 века в г.Майнус в Германии напечатал так называемую 42-строчную Библию - первое полнообъёмное печатное издание в Европе. Первопечатником а нашей стране стал Иван Фёдоров, который в 1564 году в Москве совместно с Петром Мстиславцем выпустил первую русскую книгу «Апостол».

Волшебница: Спасибо вам, историки!

Учитель: Пройдет время, и стальные великаны, а не типографические станки будут умножать число книг с невиданной силой, книга изменится внешне, она будет оснащаться разными шрифтами, великолепными иллюстрациями, наконец настанет такой, какой мы её знаем её сегодня. Книга- великолепное чудо, способное передавать опыт и знании человечества через века. Книги- наши спутники в жизни, наставники , друзья, мудрые советчики! Они подобны светочу, который никогда не должен погаснуть!


Вторая страница нашего устного журнала называется «Книга в твоих руках».

Раскрыть ее содержание нам поможет добрая фея.

Фея: Здравствуйте, ребята! Я хочу узнать, какие книги вы любите читать, чем интересуетесь. Я прислала вам вопросы, давайте проверим, как вы на них ответили.

-Где ты берешь книги для чтения?

-Какие книги ты любишь читать?

-Какие книги, прочитанные за последние полгода, тебе запомнились?

-Делишься ли ты с друзьями информацией о прочитанных книгах?

-Читаешь ли ты журналы? Если да, то какие?

-Читаешь ли ты газеты? Какие?

Спасибо вам за ответы!

А теперь откроем этот волшебный ларец, здесь лежат письма ребят. Вот послушайте, что нам пишет Салават Галиуллин (Хакимов Искандер, Ризванова Фарида).

Оказывается, ребята, вы любите читать книги, с большим интересом относитесь к ним.

Волшебница: Добрая фея! Наши ребята не только любят читать произведения, а составлять по ним сценарии. Они с удовольствием читали басни Крылова, даже инсценировали их. Итак, И.А.Крылов « Стрекоза и муравей».


Третья страница нашего устного журнала называется «Книжкино царство - мудрое государство».

Это, конечно же, библиотека. А библиотекарь - ближайший друг и мудрый советчик наших учеников.

Библиотекарь: Книги, как мудрые друзья, вводят вас в удивительный мир. Читая, вы и сами становитесь умнее, сильнее, добрее. А теперь давайте вспомним книги, которые вы уже читали, отгадаем имена героев, о которых идет речь.

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик - луковка знаком.

Очень просто и не длинно

Он зовется… (Чипполино)

Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила, пряла

То голову принц от любви потерял.

А я башмачок потеряла тогда же.

Кто я такая? Кто мне подскажет? (Золушка)

Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку - малышку … (Дюймовочка)

Библиотекарь:

Пусть всегда на помощь

К нам приходит Книга!

У тебя друзей немало,

И живут они вокруг,

Но из всех друзей хороших

Книга – самый лучший друг.

Медаль «Самая читающая ученица» вручается…


Четвертая страница называется «Как обращаться с книгой».

1. С библиотечными книгами нужно обращаться особенно бережно. Ведь эти книги будут читать дети. Книга не должна мокнуть – от этого она портится. У вымокшей под дождём или снегом книги коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплёт. Её неприятно брать в руки.

Чего боится книга? Дождя и снега.

2. Грязные руки оставляют на страницах книги пятна, делают её неопрятной. Особенно трудно отметить жировые пятна. А они появляются, если ты кладешь книгу рядом с тарелкой. Не читай во время еды.

Чего боится книга?

Грязных рук.

3. Прежде чем начать читать книгу, оберни её бумагой, плёнкой или надень специальную обложку. Не бросай раскрытую книгу вверх переплётом, не загибай уголки страниц. Пользуйся закладкой.

Чего боится книга? Рассыпаться на отдельные листочки.

4. Если ты хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетрадке.

Не разбрасывай книги - они могут попасть в беду.

5. Чтение памятки (по экрану). А чтобы книжки не были на нас в обиде,

нужно запомнить несколько правил: (читаем правила - памятки).


Пятая страница называется «Скорая помощь книгам».

Доктор Айболит: Я доктор, книжкин друг. Лечу не ребят, не зверят, а книжки. Да-да, не удивляйтесь. Книжки тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют. Мои терпеливые пациенты не плачут, не стонут, не жалуются, но они страдают: как-то незаметно начинают бледнеть, желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. И вот тут они ждут от нас помощи. Мы с вами, ребята, подклеиваем книжку, расправляем её странички, делаем новый корешок. А теперь для вас задание по группам.

• Первая группа (вам задание с памяткой сделать закладку).

• Вторая группа (у страницы оторван угол).

• Третья группа (выпал из книжки лист).

• Четвёртая группа (если у книжки оторвалась обложка или переплёт). Теперь, ребята, расскажите, как вы вылечили книги.


Шестая страница называется «Волшебное дерево сказок».

Книг в библиотеке очень много. Как познакомиться со всеми?

Какие ваши самые любимые книги? Это, конечно же, сказки.

Сейчас прозвучит песня из любимой сказки «Золушка» Шарля Перро.

А на следующих встречах мы будем говорить о том, «Как рождается книга», «Кто помогает книге появиться на свет?», «Как сделать книгу?», «Как построена книга».


29


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гиниятуллина Гульнара Ильдусовна

Дата: 23.07.2023

Номер свидетельства: 635070

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "План методического совета на 2013 год "
    ["seo_title"] => string(43) "plan-mietodichieskogho-sovieta-na-2013-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104788"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402757757"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства