Материал содержит пояснительную записку по русскому языку, преподаваемому в 6 классе, автор М.Т. Баранов., Т.А. Ладыженская. Включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, цель и задачи курса, содержание рабочей программа, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно - тематическое обеспечение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по русскому языку 6 класс.»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании:
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Авторы – составители:М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. 11-е издание. Москва «Просвещение» 2010 г.
4.
Русский язык 6 класс . Москва: Просвещение, 2008 г. Авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская , Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба.
Цели обучения в организации учебного процесса в 6 - м классе:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса речи и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информативный поиск;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, духовно - нравственных, эстетических, информационных , организационных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка (систематическая работа по устранению из речи учащихся жаргонизмов, сознательный выбор диалектизмов, анализ своей речи и речи товарищей с точки зрения соответствия её литературным нормам), обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения, развитию аналитического и креативного мышления, творческого воображения, потребности в самообразовании, саморазвитии, самопознании.
Место и роль учебного процесса
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе - 6 часов в неделю, 210 часов в год.
Содержание рабочей программы
Русский язык — один из развитых языков мира
(1 ч.)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ
(15 ч. + 2 ч.)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(16 ч. + 3 ч.)
I. Повторение пройденного по лексике в V классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(27 ч. + 4 ч.)
I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический)— приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- – -гар-, -кос- – -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Имя существительное
(21 ч. + 3 ч.)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек-, -ик-; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок- (-ек-), -онк, -онок-. Согласные ч и щ в суффиксе –чик- (-щик-).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -лея, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное
(26 ч. + 3 ч.)
I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Глагол
(24 ч. + 6 ч.)
I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва {ть), -ива (ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Имя числительное
(15 ч. + 2 ч.)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление — призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение
(20 ч. + 3 ч.)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО
В VI КЛАССЕ
(17 ч + 2 ч)
Учебно – тематический план
Содержание
Кол-во часов
В том числе развитие речи
В том числе
контроль-ных работ
Русский язык – один из развитых языков мира.
1
Повторение пройденного в V классе.
17
2
1
Лексика и фразеология.
19
3
Словообразование и орфография.
31
4
1
Морфология и орфография. Имя существительное.
24
3
1
Морфология и орфография. Имя прилагательное.
29
3
3
Морфология и орфография. Глагол.
30
6
1
Морфология и орфография. Имя числительное.
17
2
1
Морфология и орфография. Местоимение.
23
3
1
Повторение и систематизация пройденного в VI классе.
19
2
3
Итого:
210
28
12
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен:
знать/ понимать:- определения изученных в 6 классе основных языковых единиц, речеведческих
понятий;
- орфографические, пунктуационные правила;
-уметь:
Речевая деятельность:
аудирование:
- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную
информацию;
- определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
- вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
чтение:
- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тесты лингвистического
содержания;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
- разбивать текст на составные части и составлять сложный план;
- самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
- прогнозировать содержание теста, опираясь на средства зрительной наглядности
(заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
- выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;
говорение:
- пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-
рассуждения;
- подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые
средства выразительности;
- строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
письмо:
- подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного
текста;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые
средства выразительности;
- строить письменные высказывания на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
- собирать материал к сочинению и систематизировать его;
- составлять сложный план и на его основе создавать текст;
- использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
- употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства
выразительности текста и связи предложений;
- исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова
местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
Текст:
- определять основную мысль теста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить
текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого
текста;
- определять вид связи и средства связи предложений в тексте;- устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной
разновидности языка и стилю речи;
Фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
- использовать транскрипцию;
- правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных
частей речи;
- пользоваться орфоэпическим словарём, обнаруживать орфоэпические ошибки в
звучащей речи;
Морфемика и словообразование:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
- давать структурно- грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
- выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя
1. Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5 – 9 классы». Авторы – составители: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.– Москва, «Просвещение», 2010 год.
2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 кл. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 1999.
3. Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994.
5. Францман Е. К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы / Е. К. Францман. - М., 1996.
6. Халикова Н. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-7 классы: Методическое пособие / Н. В. Халикова, В. В. Леденева. – М.: Дрофа, 1996.
Для учащихся
1. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская,Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. Учебник «Русский язык» в 2-ух частях, 6 класс, М.: «Просвещение», 2012г
2. Е.В. Селезнева Тесты по по русскому язык ( в 2-ух частях): 6 класс/ . - М., «Экзамен», 2013
3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 6 класс/ А.Б.Малюшкин. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 1995.
5. Русский язык . Тематический контроль. Рабочая тетрадь: 6 класс/ под редакцией И.П. Цыбулько._М.: Национальное образование, 2012
6. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 6 класс».-М.: АСТ:Астрель, 2010
7. М.Ю. Никулина..- М.: «Экзамен», 2013Русский язык. Экспресс-диагностика. 6 класс
8. Е.Л. Ерохина Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку._М.: «Экзамен», 2013
Справочные пособия
1. Васюкова И. А. Словарь иностранных слов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
2. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1989.
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
Панов Б.Т. Школьный грамматико- орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1991
Таблицы по русскому языку 6 класс
Медиа-ресурсы: СД «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 5-6 классы»