Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений "Литература" под редакцией В.Я.Коровиной, 11-е издание, М.Просвещение 2010.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.Литература 8 класс:учебник: в 2-х частях. М. Просвещение 2013
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно- тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно- тематический план, перечень практических работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. Класс 8. »
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического объединения учителей от 29.08.2014 г. № 1 _______М.А.Резниченко
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________Н.В. Пивнева
___ _________________2014 год
Утверждаю_________________
Директор школы МБОУ СОШ № 8 имени И.В. Орехова
Е.Д.. Саламахина
Приказ от 30.08.2014 года № 113
Рабочая программа
по русскому языку
Класс 8
Учитель Иваненко Светлана Ивановна
Количество часов - всего - 105 часов, в неделю – 3 часа
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку М.М.Разумовской, В.И. Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богданова, В.В.Львова. М., 2010 год.
Обучение проводится по учебнику для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 8 класс/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта — М.: Дрофа, 2013.
Пояснительная записка
Программа курса русского языка для 8 класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по русскому языку под ред. М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А. Богдановой, В.В. Львова для 5-9 классов (М.: Дрофа, 2010). Преподавание русского языка в 8 классе ведется по учебнику под редакцией М.М. Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова для 5-9 классов (М.: Дрофа, 2010) и рассчитано на 105 часов (3 часа в неделю).
Учебник и программа отражают обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:
1. Общения во всех сферах жизни.
2. Связи поколений.
3. Хранения и передачи информации.
Свободное владение родным, русским языком – необходимость в жизни каждого современного россиянина. Для реализации этой потребности необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Изучение русского языка опирается в основном на действующую программу и уже устоявшийся минимум понятий по синтаксису. Главная цель занятий русским языком в 8 классе - речевое и языковое развитие школьников - решается с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих понятий. Это означает, что материал языкового и речевого разделов изучается не в линейном порядке, а параллельно перемежаясь.
Стержневая грамматическая тема в 8 классе сохраняется традиционная – «Простое предложение». Теоретический материал подаётся в свете идей структурно-семантического подхода, предписывающего рассматривать семантические явления в единстве их значения, формы и функции. Поэтому особое внимание уделяется семантическому, функциональному и коммуникативному аспектам изучаемых синтаксических категорий. Особое внимание в 8 классе уделяется интонационной стороне речи, поскольку интонация является отличительной чертой, присущей предложению. Все сведения и умения интонационного характера, которыми располагают учащиеся, обобщаются, углубляются и обобщаются. Внимание обращается на особенности произношения фраз-предложений разных конструкций, на передачу разнообразных индивидуально-эмоциональных аспектов в ходе речевого общения. Пристальное внимание к интонации объясняется тем, что интонация – один из показателей речевого развития человека: от способности улавливать интонационные нюансы и самому владеть интонационным богатством речи в значительной степени зависит пунктуационная грамотность. В 8 классе пунктуационной грамотности уделяется самое серьёзное внимание. Поскольку многие правила пунктуации формируются на более сложном языковом материале, чем прежде, учащиеся знакомятся с новыми понятиями: вводные и вставные конструкции, уточняющие члены предложения.
Особенностью работы по развитию речи в 8 классе является то, что в качестве единицы обучения используется целый текст – рассматривается структура жанра. Особое внимание уделяется публицистическому стилю. Объясняется это тем, что разные жанры публицистики имеют практическое значение для дальнейшей, взрослой жизни. Поскольку, войдя в самостоятельную жизнь, бывший школьник должен уметь ориентироваться в материале, предлагаемом средствами массовой информации.
Цель курса:
более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка;
усиление речевой подготовки учащихся путём включения в курс русского языка системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста.
Задачи курса:
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста;
формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.
Умения и навыки учащихся, формируемые курсом:
• различать простые предложения разных видов;
• употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;
• уместно употреблять предложения с вводными словами и вставными конструкциями;
• правильно строить и употреблять предложения с обособленными глаголами;
• выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
• находить пунктограммы, обосновывать постановку соответствующих знаков препинания, правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;
• находить в молодёжных газетах репортажи и портретные очерки; определять характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя;
• писать изложения с элементами сочинения, писать сочинения в художественном и публицистическом стиле;
• вести репортажи, писать автобиографию, заявление, составлять тезисы небольшой статьи и конспект;
• участвовать в семинарах, олимпиадах, делать выступления на заданную тему.
Учащиеся должны уметь:
по фонетике:производить фонетический разбор слов;
по орфоэпии:правильно произносить употребительные слова разных частей речи;
по лексике и фразеологии:употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем;
по морфемике и словообразованию:производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;
по морфологии:классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;
по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями;
по связной речи:использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; пересказывать (устно и письменно) тексты художественного, публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию;
по орфографии:находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации:находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции.
Формы организации учебного процесса:
групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;
Предметное содержание учебного процесса: монопредметный
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.
Содержание данной рабочей программы состоит из содержания, определенного требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку и содержания гимназического компонента, введенного за счет углубления материала содержания авторской программы по русскому языку М.М. Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова для 5-9 классов (М.: Дрофа, 2011) в учебных темах уроков и дополнения содержания темами, в количестве _ часов. Таким образом, гимназический компонент реализуется на _ учебных уроках.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
.
Содержание учебного курса по русскому языку для 8 класса
рассчитано на 105 часов (3 часа в неделю)
Раздел I. Введение. Русский язык в семье славянских языков – 1 час
Раздел II. Морфология. Орфография. Закрепление ранее изученного – 19 часов
Буквы Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Употребление в тексте частицы НИ. Употребление дефиса. Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.
Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 8 классе»
Раздел III. Словосочетание и предложение – 6 часов
Словосочетание. Предложение.
Раздел IV. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения – 12 часов
Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Правильное согласование главных членов предложения.
Контрольная работа по теме «Главные члены предложения и способы их выражения»
Второстепенные члены предложения, их функция. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения.
Контрольная работа по теме: «Второстепенные члены».
Раздел V. Односоставное простое предложение – 11 часов
Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»
Раздел VI. Неполное предложение – 2 часа
Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме.
Раздел VII. Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами – 13 часов
Понятие однородности членов предложения. Средства связи между однородными предложения. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Контрольная работа по теме: «Предложения с однородными членами»
Раздел VIII. Предложения с обращениями и вводными словами – 6 часов
Обращение. Понятие водности как речевой категории. Вставные конструкции.
Проверочная работа по теме «Предложения с вводными словами и обращениями»
Раздел IX. Предложения с обособленными членами – 36 часов
Понятие обособления второстепенных членов предложения. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие члены предложения.
Проверочная работа по теме «Обособленные определения и приложения». Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами»
Раздел X. Прямая речь – 14 часов
Прямая речь и ее оформление. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и их обозначение.
Проверочная работа по теме «Прямая и косвенная речь»
Раздел XI. Развитие речи – 16 часов
Речь ее разновидности. Текст, его основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи. Изложение « Как я покупал собаку» по рассказу Б.Емельянова. Повторение. Типы речи. Текст: способы и средства связи предложений в тексте. Репортаж, его тематика, задачи речи. Сочинение по картине. Сочинение в жанре репортажа (упр.367). Сочинение с грамматическим заданием по картине А.П.Рябушкина «Московская девушка XVII века». Изложение «Что значит быть воспитанным?» Статья в газету, понятие о жанре, строение текста. Портретный очерк: представление о жанре, композиция, типы речи и языковые средства, используемые в нем. Сочинение по картине М.М.Кустодиева «Шаляпин» (портретный очерк). Урок-деловая игра «Мы делаем газету»
Контрольная работа. Сочинение в жанре портретного очерка
Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Гимназический
компонент
Требования к уровню
Вид контроля
Д/З
Дата
План.
Факт.
О языке
1
Язык. Правописание. Культура речи.
Русский язык в семье славянских языков
1
Комбинированный
Самостоятельное лингвистическое исследование
Знать структуру учебника, расположение разделов
Уметь найти справочный материал в учебнике
Фронтальная, индивидуальная работа с учебником и дополнительным материалом
Упр.5
Повторение и обобщение изученного в 5-7классах
Речь
2
Р/р Разновидности речи. Стили речи
1
РР
Выборочный диктант с творческим заданием (упр. из учебника А.И.Власенкова и Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов
Уметь определять осн. хар-ки текста
Знать особенности изученных стилей
Фронтальная, индивидуальная работа, тесты, работа по дидактическим материалам
Упр.8, 9
Упр.6 *
3-4
Р/р Контрольное изложение по речеведению «Как я покупал собаку»
2
РР
Уметь определять стиль и тип речи, выделять опорные слова в тексте
Проверить умение сохранять при пересказе композицию, тему и основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства
Орфография и морфология
5
Буквы Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий
1
Комбинированный
Уметь безошибочно разграничивать имена прил, прич. нареч,; опознавать и образовывать полные и краткие формы страдательных причастий. Уметь соотносить конкретные суффиксы с определенными группами слов. Правильно писать суффиксы с буквами Н-НН
Контроль усвоения Н-НН (тест)
Упр.18, упр.16 (Т)*
6-8
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи
3
Комбинированные
Предупредительный диктант с творческим заданием
Понимать и верно писать НЕ с глаголами и деепричастиями; с причастием; с существительным и наречием
Фронтальная, индивидуальная учащихся работа с учебником. Тест
Упр 22 ЗСП-1 (стр.23), 25(Д)*, заполнение таблицы с примерами из хрестоматии по литератруре
28,
9
Употребление дефиса
1
Практикум
Сочинение-миниатюра по прочитанному тексту
Закрепить основные навыки употребления дефиса в написании слов разных частей речи на основе знания дефисного написания в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах
Фронтальная, индивидуальная работа, тесты, работа с учебником
Упр.32, 31(Д)*
10
Слитное, полуслитное (дефисное) и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи
1
Практикум
Закрепить навык правописания. Знать способы разграничения смысла слов разных частей речи. Различать их лексическое и грамматическое значения слов, их морфемное строение
Фронтальная, индивидуальная работа, тесты, работа с учебником
Упр .34
11
Контрольный диктант по теме «Орфография и морфология»
1
Контрольный
Дифференцированные дополнительные задания
Уметь применять изученные правила
12
Анализ контрольного диктанта
1
Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание слов
Индивидуальные задания
13
Р/р Повторение. Типы речи
1
РР
Сочинение-миниатюра по прочитанному тексту
Уметь определять стили речи на основе анализа речевой ситуации, видеть языковые средства изученных стилей
Устный опрос
Упр. 35( выполняется на материале повести А.С. Пушкина «Метель»
14
Р /р Повторение. Способы и средства связи предложений в тексте
1
РР
Описание местности по картине Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу»
Формировать умения определять способ и средства связи предложений в тексте. Анализ текста своего изложения
Фронтальная, индивидуальная работа
Упр. 39
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса
15-17
Словосочетание
3
Комбинир.
Тесты «Готовимся к ЕГЭ»
Понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения. Знать и уметь вычленять из предложений словосочетания с разными видами связи (согласование, управление, примыкание). Уметь правильно употреблять словосочетания в составе предложений. Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний.
Фронтальная, индивидуальная работа, тесты, работа с учебником
Упр.44
46 (Д)
48, 52
18-19
Предложение и его типы
2
Комбинир.
Работа на материале прозы ХХ века
Знать и уметь характеризовать типы предложений: утвердительные и отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по количеству грамматических основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов. Параллельно отработать правильное произношение терминов русского языка.
Фронтальная, индивидуальная работа, тесты, работа с учебником
Упр.58, ЗСП-2
Упр.54,55
Простое предложение
20
Интонация простого предложения
1
Комбинир.
Конкурс «Лучший исполнитель»
Правильно читать фразы в соответствии с пометами, обозначающими: а) паузы; б) логическое ударение; в) мелодическое движение голоса. Уметь готовить устное высказывание с точки зрения интонации (на уровне фраз и небольших текстов)
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Аудирование
Упр.62, ЗСП-3
Двусоставное предложение
Главные члены предложения
21
Подлежащее и способы его выражения
1
Комбинир.
Орфографический мяч. Конкурс
Знать и пояснять функцию главных членов предложения
Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой
Упр. 65 (Д)
22-24
Сказуемое и способы его выражения
3
Комбинир.
Тире и дефис как лингвистические «знаки равенства», сравнительный анализ их функций
Знать, что такое сказуемое; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении
Лингвистический рассказ по таблице. Распределитель-ный диктант
Упр.73,74
Упр.76, стр.53-54*
Упр.87,88
25-26
Тире между подлежащим и сказуемым
2
Роль тире в создании средств выразительности
Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи
Фронтальная, индивидуальная работа, тесты, работа с учебником
Упр.87,88, 86(Т)*
27
Правила согласования главных членов предложения
1
Комбинир.
История происхождения фразеологизма притча во языцех
Формируется умение правильно согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующие правила и учитывая в ряде случаев сосуществующие в литературной речи варианты согласования
Фронтальная, индивидуальная работа, тесты, работа с учебником
Упр. 93, индивидуальные карточки
Второстепенные члены предложения
28-29
Определение
2
Лексико-стилистический анализ роли приложения как средства художественной выразительности на примере стихотворений О.Мандельштама
Знать и пояснять роль второстепенных членов предложения. Знать, что такое определение, виды определений. Знать, что такое приложение; соблюдать правила написания приложений: правильно и уместно употреблять определения в речи
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению второстепенных членов предложения
Упр.99
Упр.101+Д
Упр.102*
30
Дополнение
1
Комбинир.
Синтаксический анализ стихотворения Н.Заболоцкого
Знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению второстепенных членов предложения
Рубрика 2возьмите на заметку» (с.75)
Упр.107,
ЗСП-4
31-32
Обстоятельство.
Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом
2
Комбинир.
Синтаксический анализ стихотворения И. Бунина
Знать, что такое обстоятельство; знать разряды обстоятельств, способы их выражения. Уметь правильно употреблять знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению второстепенных членов предложения
Упр.113, 117(3)+ инд. задания
33
Порядок слов в предложении
1
Работа с отрывком из эссе Т.А. Злобиной «Читаем стихи..»
Иметь представление о прямом и обратном порядке слов, о месте главных и второстепенных членов в предложении. Формирование умения осознанно использовать порядок слов для большей выразительности речи
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов
Упр.121, ЗСП-5
34
Диктант по теме «Двусоставное предложение»
1
Контрольный
Уметь применять изученные правила
Контроль усвоения темы
35
Анализ диктанта.
1
Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание слов
Индивидуальная, групповая работа
Индивидуальные задания
Жанры публицистики
36-38
Р/р Репортаж как жанр публицистики. Репортаж, его строение; языковые средства, характерные для репортажа.
Типы репортажей
3
РР
Написание репортажа в гимназическую газету «Микс»
Дать представление о жанре. Сопоставить репортаж с информационной заметкой, отметить общее и различное в этих жанрах; подчеркнуть изобразительность и эмоциональность речи, свойственные репортажу. Обучение сжатию текста
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа с текстом
Упр.123 , продумать тему репортажа
Упр.134
39
Р/р Контрольное сочинение в жанре репортажа по упр. 136
1
РР
Односоставные предложения
40
Виды односоставных предложений
1
Пассивная конструкция
Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы
Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать их виды: четыре глагольных и назывное
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению видов предложения
Упр.137, зад.1
41-42
Определенно-личное предложение
2
Комбинир.
Наблюдение за использованием опр.-личных предложений в тексте на материале романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Знать особенности употребления в речи определенно-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно, а также уместно употреблять их в собственных высказываниях
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению видов предложения
Упр.139 или вариант выполнения в виде таблицы.
Упр.143
43-44
Неопределенно-личное предложение
2
Комбинир.
Специфика метонимии
Знать, когда употребляется в речи неопределенно-личные предложения, какие формы имеет сказуемое; опознавать в тексте эти предложения, уметь использовать их в собственных высказываниях
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению видов предложения
Упр.146.
Упр.148 +задание по выбору
45
Обобщенно-личное предложение
1
Практикум
Афоризмы Козьмы Пруткова
Знать функцию обобщенно- личных предложений в речи, форму сказуемого. Опознавать данные предложения в речи и употреблять их в собственных высказываниях
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению видов предложения
Упр. 152
46-47
Безличное предложение
2
Комбинир.
Анафора, инверсия, эллипсис
Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого; опознавать в тексте эти предложения и умело пользоваться ими в собственных высказываниях
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению видов предложения
Упр. 156, закончить таблицу;
Упр.157
48
Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»
Назывные предложения
1
Знать особенности употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего; опознавать в тексте и умело употреблять в собственной речи этот вид предложений
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению видов предложения
Упр. 162, подготовка к проверочной работе, индивид.- найти в стихотворениях назывные предложения
49
Назывные предложения
1
Творческое задание
Умение определять типы простых предложений
Индивидуальный контроль
50
Неполное предложение
1
Комбинир.
Тест
Уметь использовать в речи односоставные предложения
Индивидуальная работа
Доработать сочинение
51
Р/р Сочинение по картине О.А.Кипренского «Портрет мальчика Челищева»
1
Комбинир.
Понимать назначение неполных предложений в общении; опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях. Иметь навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений при письме.
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению видов предложения
Упр. 170(Т)*,
Составить диалог (стр.116)
Жанры публицистики (продолжение)
52
Р/р Статья в газету: понятие о жанре
1
РР
Лингвистический эксперимент
Сформировать представление о жанре. Работа с газетой, анализ наиболее интересных статей. Рассмотреть композицию статьи, ведущий тип речи, и сопутствующие типовые фрагменты, языковые средства, воздействующие на читателя
Фронтальная, индивидуальная работа
Упр.171;
выполнение задания на материале газетной статьи*
53
Р/р Статья в газету: строение текста
1
РР
Опыт составления тезисов
Исследовать строение статьи
Фронтальная, индивидуальная работа
Упр.177+ зад.2
54
Р/р Изложение «Что значит быть воспитанным?»
1
РР
Проверить сформированность умений сохранять при пересказе стиль речи и типологическое строение текста
Фронтальная, индивидуальная работа
Упр.241,242
Простое осложненное предложение
Предложения с однородными членами
55-57
Какие члены предложения являются однородными
3
Комбинир.
Лексико-стилистический анализ текста, упр.193(Т)
Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Уметь схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами. Общее представление о пунктуации при однородных членах, соединенных бессоюзной и союзной связью. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающих слов.Отличие простого предл. с однород. членами, соединенными неповторяющимся союзом и, да(=и) от сложного предложения с аналогичной связью.
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению однородных членов предложения
Упр. 187;
Упр.190, 191 (Т)*;
Упр.196 + творческая работа по материалам ЗСП -6
58-60
Как связаны между собой однородные члены предложения
3
Комбинир.
Лингвистический рассказ по интерактивной таблице;
Лингвистический эксперимент (по стихотворению И.Бродского)
Знать особенности сочинительной связи. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные. Опознавать эти виды связи, грамотно интонировать соотв. Предложения. Оформлять пунктуацию предложений с данными видами связи.
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению однородных членов предложения
Упр.199, Упр.202,
Упр.206
61-62
Однородные и неоднородные определения
2
Комбинир.
Творческое задание
Понимать, что такое однородные и неоднородные определения; уметь опознавать эти виды определений в тексте, грамотно оформлять их пунктуацию при письме
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению однородных /неоднородных определений в предложении.
Упр. 208,
Описание впечатления от картины
63-64
Обобщающие слова при однородных членах предложения
2
Особенности данной синтаксической конструкции, умелое употребление в речи. Владение правилами постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению однородных членов предложений и обобщающего слова при них
Упр.216,
упр.183. творч. зад по ЗСП-7
65-66
Контрольный диктант по теме «Простые предложения с однородными членами» и работа над ошибками
2
Контроль
Дифференцированные дополнительные задания
Уметь правильно ставить знаки препинания в предложении с однородными членами предложения
Индивидуальный контроль
Инд. задания
Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями и словами да и нет
67-68
Предложение с обращениями
2
Лексико-семантический анализ текстов
Повторить представление об обращении. Углубить представление об этой конструкции за счет осмысления основного назначения обращения в речи..
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению обращения в предложении
Упр.229, 232
Упр. 236, 237, ЗСП-8
69-73
Предложения с вводными конструкциями
5
Анализ текста с вводными словами (фрагменты из романа «Война и мир» Л.Толстого, «Господа Головлёвы» М.Салтыкова-Щедрина)
Познакомить с явлением вводности как речевой категории. Учить объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова. Познакомить с основными группами вводных слов по значению. Опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению вводных слов в предложении
Упр.241, 242, правописание вводных слов;
Упр.247;
Упр.251+(Д) упр.250
или мини-изложение;
упр.257;
упр.260
74
Предложения со вставными конструкциями
2
Комбинир.
Трансформационный диктант диктант на замену синтаксических конструкций
Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений. Учиться опознавать вставные конструкции, расставлять знаки препинания на письме
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению вставных конструкций в предложении
Подобрать 4-5 предложений со вставными кострукциями из произведений худ. литературы;
Упр.266
75-76
Диктант по теме «Вводные и вставные конструкции» и работа над ошибками Предложения со вставными конструкциями
2
Контроль.
77-78
Предложения со вставными конструкциями
2
Комбинир.
Определить уровень усвоения темы
Индивидуальные задания
Предложения с обособленными членами
79
Обособленные определения и определения, приложения
1
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению второстепенных членов предложения, их обособлению
Дать представление об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую значимость в высказывании. Учить характеризовать разные признаки обособленных оборотов. Совершенствовать умение опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами.
Упр.280
80-83
Обособленные определения и приложения
5
Комбинир.
Лингвистический эксперимент
Повторить и обобщить сведения об определении как второстепенном члене предложения и его разновидностях. Знать основные условия обособления определений и применять знания на практике
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению обособленных определений и приложений в предложении, их обособлению
Упр.286;
Упр.291;
Упр.296 (Т)*;
Упр.300;
Упр.303; 309, упр. 315, ЗСП-10
84-85
Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными определениями» и работа над ошибками
2
Комбинир.
Определить уровень усвоения темы
Индивидуальные задания
86-88
Обособленные обстоятельства
3
Комбинир.
Тесты ЕГЭ
Повторить и обобщить сведения об обстоятельстве как второстепенном члене и разных способах его выражения. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению обособленных обстоятельств в предложении, их обособлению
Упр.322;
Упр.335;
Упр.341, 342, ЗСП-11
89-90
Уточняющие члены предложения
2
Трудные случаи разграничения языковых явлений
Дать представление об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Учить опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению уточняющих членов предложения, их обособлению
Упр.345, 348, 349;
Упр.352
91-92
Р/р Портретный очерк: общее представление о жанре
Портретный очерк: композиция, типы речи, языковые средства
2
Определить уровень усвоения темы
Жанры публицистики (продолжение)
93
Р/р Подготовка к сочинению в жанре портретного очерка
1
РР
Буффонада
Дать представление о жанре, рассмотреть предметное содержание, задачи речи, набор микротем
Фронтальная, индивидуальная работа. Анализ текстов-образцов. Построение фрагментов очерка
Упр.358
94
Р/р Сочинение по картине М.М. Кустодиева «Шаляпин» (портретный очерк)
1
Упр.362
95
Урок -деловая игра «Мы делаем газету»
1
Комбинир.
Индивидуальная работа
Упр. 336
96
Урок -деловая игра «Мы делаем газету»
1
Комбинир.
97-98
Контрольный диктант «Предложения с обособленными членами»
Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.
Предложения с обособленными членами
2
Практикум
Пародия стиля
В процессе деловой игры обучить работе над составлением газеты
Групповое задание
Составить словарь
Прямая и косвенная речь
99-100
Прямая и косвенная речь.
Оформление прямой речи на письме
2
Практикум
Сопоставительный анализ фрагментов из романов Ф.М.Достоевского
Знать, что такое прямая речь. Уметь правильно оформлять прямую речь и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозна
чении предложений с прямой речью
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по предложений с прямой речью, обособление прямой речи в тексте
Упр.373;
Упр.376
101
Диалог
1
Комбинир.
Трансформационная работа с текстом (В.Набоков)
Сформулировать различия между прямой речью и диалогом
Диагностика усвоения по инд.заданиям
Составить тексты
102
Косвенная речь
1
Иметь представление о косвенной речи Уметь правильно трансформировать предложения с прямой речью в косвенную и наоборот
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению предложений с косвенной речью, обособление косвенной речи в тексте
Упр.386. ЗСП-13
103
Цитаты и их оформление на письме
1
Практикум
Сложные случаи цитирования
Иметь представление о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи
Фронтальная, индивидуальная работа, с учебником. Анализ текстов, практическая работа по определению предложений с цитатами, обособление их в тексте
Упр.389
104
Итоговый контрольный диктант
Проверить знания, умения и навыки уч-ся, сформированные в течение учебного года
105
Анализ диктанта.
Прямая и косвенная речь.
Перечень практических работ
Тематика разделов
Кол-во часов
Контрольные диктанты
Контрольные работы
Тесты
Сочинения
Изложения
О языке
1
7
1
4
2
Речь
19
Повторение и обобщение изученного в 5-7классах. Морфология и орфография
8
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение
6
Двусоставное предложение
15
Односоставное предложение
11
Простое осложненное предложение
44
Резервные часы
1
Итого в год
105
Контроль уровня обученности
Система контролирующих материалов
(основные дидактические единицы)
№ п\п
Название раздела
Кол-во часов
Форма контроля
Цели контроля
Проверить:
1.
Морфология. Орфография. Закрепление ранее изученного
Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах»
- уровень орфографической и пунктуационной грамотности за 7 класс;
2.
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения
Контрольная работа по теме «Главные члены предложения и способы их выражения»
- умение находить главные члены предложения,
выраженные различными частями речи
Контрольная работа по теме: «Второстепенные члены».
- умение обозначать члены предложения
3.
Односоставное простое предложение
Контрольная работа по теме: «Односоставные предложения»
- умение находить односоставные предложения и определять их тип
4.
Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами
Контрольная работа по теме: «Предложения с однородными членами»
- умение правильно ставить знаки препинания в предложении с однородными членами предложения
5.
Предложения с обращениями и вводными словами
Проверочная работа по теме «Предложения с вводными словами и обращениями»
- умение верно писать изученные орфограммы
6.
Предложения с обособленными членами
Проверочная работа по теме «Обособленные определения и приложения».
- умение правильно ставить знаки препинания в предложении с обособленными членами предложения
Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами»
- умение правильно ставить знаки препинания в предложении с обособленными членами предложения
7.
Прямая речь
Проверочная работа по теме «Прямая и косвенная речь»
- умение правильно писать предложения с прямой и косвенной речью
8.
Развитие речи
Контрольная работа. Сочинение в жанре портретного очерка.
- умение излагать мысли на бумаге
Список используемой учебно-методической литературы
Словари и справочники:
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.
Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.
Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.
(И. Соколов-Микитов) (153 слова)
Грамматическое задание.
1. Подберите 3-4 слова с аналогичным слову переступавших строением.
2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, определите, причастия какого вида не встретились.
3. Найдите два прилагательных: качественное и относительное.
4. Произведите синтаксический разбор предложения с причастным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).
Контрольный диктант за первое полугодие
Волга
На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.
От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули -жемчужина Волги.
Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.
Дополнительные задания
1. Обозначить грамматическую основу в первых четырех предложениях, определить вид сказуемого:
Первого абзаца (1 вариант). Второго абзаца (2 вариант)
2. Сделать синтаксический разбор предложения:
Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант)
Волга - красавица. (2 вариант)
Контрольный диктант за год
На тёплой земле
Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.
Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.
Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.
Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть.