№ | Наименование темы (разделы) | Содержание учебного материала (дидактические единицы) | Планируемые результаты ( предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Контрольные мероприятия |
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуника тивные УУД | Личностные УУД | |
Добуквенный период - 17 ч |
1 | Знакомство с прописью | Знакомство с гигиеническими требованиями при письме. Правила посадки и пользования письменными принадлежностями | Знакомство учащихся с гигиеническими правилами письма: посадка, положение прописи, ручки. Выявление уровня готовности руки к письму | Учиться соблюдать гигиенические требования при письме. | Контролировать свои действия в процессе работы. Организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на парте | | Пробуждение интереса к учебному предмету | |
2 | Выполнение рисунков в прописи | Гигиенические правила письма, посадка, положение прописи. Понятие вертикальных и горизонтальных наклонных | Формирование умений правильно держать ручку, сохранять позу за столом, располагать тетрадь при выполнении заданий. Формирование умения выполнять графическое задание по образцу | Выполнять работу по образцу | Следить за положением ручки при письме, посадкой за столом | | Заинтересованность в правильном выполнении заданий | |
3 | Знакомство с разлиновкой прописи. Письмо горизонтальных и наклонных линий. Обведение предметов по контуру | Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения рук. Пространственная ориентация на странице тетради, ее разлиновка | Знать границы рабочей строки, уметь ориентироваться в тетради | Различать направление линий в прописи. | Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения | | Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний. | |
4 | Знакомство с основным алгоритмом письма. Написание и соединение крючка и наклонной. Шесть элементов основного алгоритма письма | Работа с маршрутным листом. Письмо крючка и наклонной. Шесть элементов основного алгоритма письма | Знать гигиенические правила письма и уметь писать в соединении крючка и наклонной | Отслеживать этапы освоения основного алгоритма письма с помощью маршрутного листа. Различать последовательность написания элементов буквы и | | | Становление позиции ученика. Осознание особенностей своего нового статуса. | |
5 | Знакомство с основным алгоритмом письма. Седьмой элемент алгоритма | Нахождение основных мест соединения элементов и букв между собой – 1/2, 1/3, просветов в верхней и нижней частях букв и их соединений | Знать гигиенические правила письма и уметь ориентироваться в тетради | Находить характерные элементы основного алгоритма в образце письма | Комментировать этапы выполнения основного алгоритма письма (написание буквы и). | | Развитие произвольности внимания | |
6 | Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма | Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения рук. Пространственная ориентация на странице тетради | Умение правильно сидеть за партой, ориентироваться в тетради. Знать написание элементов основного алгоритма письма | Сопоставлять изученные элементы, находить их сходство и различия. Строить монологическую речь в процессе выполнения графических действий. Определять элементы алгоритма на слух и воспроизводить их на бумаге | | | Совершенствование зрительного восприятия предметов окружающей действительности. | |
7 | Знакомство с рабочим пространством дополнительных строк. Написание крючков | Письмо прямых линий, закруглений с одной стороны влево и вправо | Знать элементы печатных и письменных букв русского алфавита. Уметь писать прямую линию с закруглением с одной стороны влево и вправо | Ориентироваться в разлиновке прописи, различать рабочую и дополнительную строчки. | Тренироваться в написании крючков и контролировать свою работу (находить правильно выполненные, исправлять неверные | | Формирование положительного отношения к учебной деятельности. Совершенствование навыков самоконтроля. | |
8 | Написание элементов букв И, Г, П, Т | Написание элементов букв И, Г, П, Т | Знать правила посадки. Знать, что элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв. | Выполнять задание по образцу. Сопоставлять похожие элементы прописных букв И, Г, П, находить сходства и различия в их написании. Развитие наблюдательности | | Умение работать в паре со сверстником, слушать его и отвечать самому. | | |
9 | Написание элементов букв Л, Г | Нахождение основных мест соединения элементов и букв между собой в слове: 1/2, 1/3, просветов в верхней и нижней частях букв и их соединений | Знать гигиенические правила письма. Умение соединять элементы букв между собой | Сопоставлять похожие элементы прописных букв Л и Г, находить сходства и различия в их написании (письмо буквы Г начинается сверху, а в букве Л — снизу). | Ориентироваться в тетради товарища при обмене тетрадями (работа в паре) | | Формирование положительного отношения к учебе и к учебному предмету | |
10 | Написание элементов букв Н, К, Э | Нахождение основных мест соединения элементов и букв между собой в слове: 1/2, 1/3, просветов в верхней и нижней частях букв и их соединений | Умение писать новый элемент, встречающийся в буквах Н, К, Э. Уметь ориентироваться в тетради | Анализировать образцы письма: находить места соединения элементов в букве и в слове, находить усвоенные элементы в незнакомых буквах, обозначать их условными значками. | | Проверять выполнение задания товарищем при работе в парах, корректно сообщать об ошибках товарища | Формирование умения ответственно относиться к выполнению задания, к проверке работы товарища | |
11 | Написание элементов букв К, И | Написание большого крючка и маленького двойного | Уметь писать большой крючок и маленький двойной. Правильно сидеть за партой, пользоваться письменными принадлежностями | Самостоятельно находить усвоенные элементы в незнакомых буквах, обозначать их условными значками | Контролировать расстояние между элементами во время их написания | | Пробуждение интереса к учебному предмету. Развитие умения соотносить результат своего труда с эталоном и адекватно его оценивать | |
12 | Написание элементов буквы У | Написание элементов буквы У. Письмо петли. Упражнение в написании изученных элементов букв | Знать гигиенические правила письма. Уметь писать элемент буквы У (петлю) | | Соблюдать пропорции при написании петли буквы У. Развитие наблюдательности | Участвовать в анализе новых элементов. | Формирование положительного отношения к учебной деятельности. Совершенствование навыков самоконтроля. | |
13 | Написание элементов букв П, Н | Написание элементов букв П, Н. Сравнение написания элементов Н и петли у буквы У | Знать элементы печатных и письменных букв алфавита. Уметь писать элементы буквы П, Н. | | Сопоставлять услышанный алгоритм с написанным элементом. | Рассуждать при сравнении выполняемых элементов букв. Комментировать вслух написание изученных элементов | Развивать внимание, усидчивость | |
14 | Соединение 3-х и 4-х крючков в связку | Соединение 3-х и 4-х крючков в связку и нахождение мест соединения | Знать элементы печатных и письменных букв алфавита. Уметь правильно сидеть за партой, пользоваться письменными принадлежностями | Писать буквы и, ш. Соблюдать наклон при письме | | - Проверять выполнение задания товарищем. Развитие наблюдательности | Становление навыка рефлексии и адекватной самооценки собственных достижений | |
15 | Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма. | Письмо изученных элементов букв. Нахождение основных мест соединения элементов и букв между собой в слове | Уметь правильно писать элементы изученных букв. Знать границы рабочей строки. Уметь ориентироваться в тетради | воспроизводить написание элементов по памяти (под диктовку учителя) | Воспроизводить полностью основной алгоритм письма (букву и) и комментировать его при письме. В | | Умение работать в коллективе, осознавая себя его неотъемлемой частью | |
16 | Упражнение в написании элементов букв | Развитие мелких мышц пальцев и свобода движения руки. Составление предложений по заданным схемам | Умение писать элемент – крючковую линию. Знать гигиенические правила письма | Тренировать написание основного алгоритма письма (буквы и), воспроизводить его по образцу и на слух. Сопоставлять предложенные элементы букв и соединений, находить известные | | | Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний | |
17-18 | Закрепление изученных букв | Развитие мелких мышц пальцев и свобода движения руки. Составление предложений по заданным схемам | Умение писать элемент – крючковую линию. Знать гигиенические правила письма | Сопоставлять предложенные элементы букв и соединений, находить известные | | | | |
Букварный период (86 ч) |
19 | Письмо строчной буквы а | Гласные звуки и буквы. Письмо строчной буквы а | Знать признаки гласных звуков. Уметь писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму. | Сравнивать написание букв а и и, находить общие элементы. | Планировать последовательность написания буквы а. Анализировать графические ошибки в написании буквы а. Вписывать изученную букву в образец, читать незнакомые слова с опорой на рисунок. Находить изученную строчную букву в алфавите | | Формирование положительного отношения к учебе и к учебному предмету | |
20 | Письмо строчной буквы у | Письмо строчной буквы у | Знать правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Уметь соотносить печатные и письменные буквы | Воспроизводить написание буквы у по образцу. Сравнивать написание букв а и у, находить одинаковые элементы. Правильно соединять две буквы. | Восстанавливать последовательность алгоритма письма буквы у | | Умение работать в паре со сверстником, слушать его и отвечать самому, с целью развития социальных навыков взаимодействия | |
21 | Письмо заглавной буквы А | Гласные звуки и буквы. Письмо заглавной буквы А. Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное | Знать признаки гласных звуков, уметь писать буквы по определенному алгоритму | Узнавать характерные элементы букв и дополнять буквы недостающими элементами. Находить изученную заглавную букву в алфавите | Находить графические ошибки в написании слов. | Участвовать в анализе алгоритма написания заглавной буквы А. Выполнять поэтапно письмо букв. | Социализация через развитие навыков межличностного взаимодействия. Формирование положительной учебной мотивации. | |
22 | Письмо заглавной буквы У | Письмо заглавной буквы У | Уметь соотносить и писать печатную и письменную буквы | Правильно соединять изученные буквы на письме. Обозначать на письме интонацию восклицания знаками завершения. Классифицировать печатные и письменные буквы. | | | Заинтересованность в процессе учения. Направленность на результат | |
23 | Закрепление изученных букв | Верхнее и нижнее соединение АУ, УА. Алгоритм их написания. Слуховой и зрительный диктант | Знать формы изученных букв, уметь писать буквы по определенному алгоритму | Дополнять буквы недостающими элементами. Классифицировать буквы по разным признакам. Тренироваться в написании математических знаков. Не читая, определять место каждого слова в записи предложения, вписывать пропущенные буквы в слова | | | Развитие морально-нравственных качеств личности по средствам соотнесения текста учебного материала и жизненных ситуаций. | |
24 | Письмо строчной буквы м | Звуки и буквы, гласные и согласные. Звонкие согласные, различающиеся по мягкости и твердости. | Знать, что звуки делятся на гласные и согласные. Уметь писать букву м | Читать слова с опорой на рисунки, определять место буквы в слове, вписывать недостающие буквы. Восстанавливать деформированное слово (дописывать недостающие элементы букв) | Воспроизводить написание буквы, по произнесенному алгоритму. Писать слово из 4-х букв (мама). | | Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний. Совершенствование навыков самоконтроля. | |
25 | Письмо строчной буквы н | Письмо строчной заглавной буквы н. Упражнение в написании изучаемой буквы и слов малина, лимоны, в которых она встречается | Уметь писать букву н, производить звукобуквенный разбор слов | Анализировать написание буквы н, находить знакомые элементы письма. Угадывать букву по комментированию. Писать букву под комментирование | | Проверять работу друг друга. | | |
26 | Письмо заглавной буквы М | Письмо заглавной буквы М. Введение алгоритма записи слов под диктовку и самопроверки | Знать, что звуки делятся на гласные и согласные. Уметь писать букву М | Писать слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно). Конструировать слово из набора букв. Писать буквы в связке. | | Давать графическое задание товарищу и проверять его выполнение | Социализация через развитие навыков межличностного взаимодействия | |
27 | Письмо заглавной буквы Н | Письмо заглавной буквы Н. Большая буква в начале предложения и в именах | Знать, что в начале предложения и в именах пишется заглавная буква. Уметь писать букву Н | Анализировать написание буквы Н, находить знакомые элементы письма | Писать предложение, правильно оформлять его на письме. Классифицировать буквы по разным признакам. Восстанавливать буквы по характерным элементам | | Становление положительной учебной мотивации. Развитие творческого мышления. | |
28 | Закрепление изученных букв | Упражнение в правильном соединении изученных букв между собой. Работа над алгоритмом списывания слов, письмо по памяти | Знать форму изученных письменных букв, уметь списывать слова. Уметь производить звукобуквенный разбор слов | Составлять слова из слогов. Вычленять слово в таблице, заполненной буквами | | Дописывать букву в словосочетание, предлагать разные варианты. | Умение грамотно излагать свои мысли. Учиться выслушивать мнения, отличные от собственного. | |
29 | Письмо строчной буквы о | Письмо строчной гласной буквы о | Знать признаки гласных звуков. Уметь писать буквы по определенному алгоритму | Экспериментировать с изображением буквы о (сложение листа бумаги), наблюдать, делать выводы (совпадение верхней и нижней частей буквы о). Участвовать в анализе начертания буквы о, совместно вырабатывать алгоритм ее написания. Сопоставлять верхнее и нижнее соединение букв с буквой о. Писать слова (слоги) по образцу (по пунктиру, самостоятельно). | | | Умение осуществлять самоконтроль, ориентируясь на заданную инструкцию | |
30 | Письмо строчной буквы э | Письмо строчной гласной буквы э | Знать признаки гласных звуков. Уметь писать буквы по определенному алгоритму | Воспроизводить изученные буквы на слух. Угадывать место изученных букв в слове, вписывать их. Восстанавливать буквы по характерным элементам | | | Устойчивый интерес к предмету, как основа формирования положительной учебной мотивации. | |
31 | Письмо заглавной буквы О | Письмо заглавной буквы О. Звукобуквенный анализ как основа перевода слова звучащего в слово написанное | Знать элементы печатных и письменных букв русского алфавита. Знать признаки гласных звуков | Соотносить слова «он», «она», «оно» с названиями предметов. Восстанавливать деформированное слово по нижним элементам букв и дописывать его. Объяснять смысл пословицы | Оценивать свои возможности и выбирать задание из предложенных (письмо по пунктиру или самостоятельное | | Заинтересованность в процессе учения. Направленность на результат | |
32 | Письмо заглавной буквы Э | Письмо заглавной буквы Э. Звукобуквенный анализ как основа перевода слова звучащего в слово написанное | Уметь писать заглавную букву Э. Знать признаки гласных звуков | Сравнивать начертание букв, выявлять их графическое сходство, определять, по каким признакам сгруппированы буквы. Соотносить букву и ее элементы. Ориентироваться в таблице, находить и вычеркивать заданную букву | | | Совершенствование навыков социального взаимодействия при работе в паре. | |
33 | Закрепление изученных букв | Письмо под диктовку, работа над алгоритмом записи букв и слов под диктовку, самопроверка | Знать написание изученных букв, уметь писать изученные буквы, определять гласные и согласные | Анализировать и сравнивать написание изученной и новой букв (м и л). Составлять слова из букв. Выбирать задание из предложенных (письмо по пунктиру или самостоятельное). Записывать ответ на вопрос. Ориентироваться в таблице букв, находить слова среди букв | | | Формирование положительной учебной мотивации на основе сформированной позиции школьника. | |
34 | Письмо строчной буквы р | Письмо строчной согласной буквы р | Уметь писать букву р, соотносить печатную и письменную буквы | Анализировать начертание новой буквы, самостоятельно выводить алгоритм ее написания. Конструировать буквы из элементов | | | Умение преодолевать трудности в учебном процессе. Стремление к достижению результатов. | |
35 | Письмо строчной буквы л | Письмо строчной согласной буквы л | Уметь писать букву л, соотносить печатную и письменную буквы | Писать слова и предложения по пунктиру и самостоятельно. | Правильно оформлять запись предложения, соблюдать интервал между словами. Анализировать графические ошибки, находить правильно написанную букву | | Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний. Закрепление навыков взаимодействия в классном коллективе. | |
36 | Письмо заглавной буквы Р | Письмо заглавной буквы Р | Уметь писать букву Р, писать слова и предложения с изученными буквами | Анализировать образец письма, вычленять все мелкие элементы предложенного слова. Дописывать деформированные слова. Находить заданную букву в таблице | | | Развитие внимания, мышления, способности анализировать. | |
37 | Письмо заглавной буквы Л | Письмо заглавной буквы Л. Производить звукобуквенный разбор слов | Уметь писать согласную букву Л. Письмо слов с изученными буквами | Сравнивать и анализировать начертание буквы Л с изученными буквами. Наблюдать за изменением слов в предложении (по родам). Конструировать слово из заданного набора букв | | | Умение работать в коллективе, осознавая себя его неотъемлемой частью. | |
38 | Закрепление изученных букв | Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов в системе обучения грамоте. Правильное начертание букв, их соединений | Знать письменные буквы русского алфавита. Осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений в письме | | Писать слова и предложения по образцу, выбирать способ выполнения задания (письмо по пунктиру или самостоятельно). Наблюдать за изменением слов по родам и по числам. | Читать предложение-палиндром. | Развитие умения соотносить результат своего труда с эталоном и адекватно его оценивать | |
39 | Письмо строчной буквы ы | Развернутый алгоритм написания буквы ы. Написание изучаемой буквы. Письмо слогов и слов с данной буквой | Знать элементы печатных и письменных букв русского алфавита, производить звукобуквенный разбор слов | Выполнять задание по образцу. Восстанавливать деформированные буквы. Устанавливать последовательность поэтапного письма. Наблюдать за изменением слов по числам. Решать ребусы | | | Развитие воображения, логики, смекалки | |
40 | Письмо строчной буквы и | Письмо строчной буквы и. Написание слов с изученной буквой. Смягчающая роль гласной буквы и | Знать форму изученных письменных букв, уметь писать под диктовку изученные буквы | Сопоставлять начертание буквы и с другими буквами. | | Комментировать письмо изученных букв. Узнавать деформированные слова и восстанавливать их. Задавать вопросы, формулировать задание товарищу | Формирование коммуникативных умений, развитие речи | |
41 | Письмо заглавной буквы И | Письмо заглавной буквы И. Письмо слогов, слов, предложений с изученной буквой | Знать, что звуки делятся на гласные и согласные. Умение писать заглавную и строчную букву и | Выводить самостоятельно алгоритм написания букв И. Наблюдать за соединением букв между собой, правильно соединять их на письме. Подбирать букву, чтобы восстановить слово. Сопоставлять строчные и заглавные буквы | | | Направленность на самосовершенствование и достижение положительных результатов учения, как залога успешного формирования положительной учебной мотивации младшего школьника. | |
42 | Закрепление изученных строчных букв | Графический диктант букв, выделение одинакового элемента в буквах Л, Н, М, Р и запись предложения под диктовку | Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы и знать формы изученных письменных букв | Писать слова под диктовку и по образцу. Определять букву на слух по заданному алгоритму. Записывать печатные слоги письменными буквами. Восстанавливать деформированные слова | | | Формирование адекватной самооценки. | |
43 | Закрепление изученных заглавных букв | Сходство и отличие элементов заглавных букв М, А, Л, У. Запись букв рядом с образцами. Запись этих букв в соединениях | Уметь перекодировать звуковую схему в графическую; писать изученные буквы | Сравнивать начертание букв, находить общее и отличия. Упражняться в соединении букв между собой. Составлять и записывать слоги с печатной буквой. Восстанавливать деформированные слова | | | Развитие логики, внимания, наблюдательности | |
44 | Письмо строчной буквы й | Анализ и написание согласной буквы й. Письмо предложений с изученной буквой | Знать правила посадки, уметь соотносить и писать печатную и письменную буквы | Правильно употреблять заглавные буквы при письме (начало предложения, имена людей, клички животных). Конструировать слово из предложенного набора букв. | Сравнивать свою работу с образцом, оценивать свои достижения с помощью листа диагностики | | Умение осуществлять самоконтроль, ориентируясь на заданную инструкцию. | |
45 | Письмо заглавной буквы Й | Графический диктант, письмо изучаемой буквы. Письмо слов по пунктиру | Знать написание заглавной буквы Й. Уметь писать под диктовку изученные буквы | Сравнивать слова, находить общую часть, использовать наблюдения при письме. Выполнять письмо по памяти. Составлять слова по образцу. Конструировать буквы из графических элементов, слова из слогов. | | Проверять выполнение задания товарищем, корректно сообщать об ошибках | Заинтересованность в процессе учения. Направленность на результат | |
46 | Письмо строчной буквы б | Воссоздание алгоритма написания буквы б. Виды соединения буквы б с другими буквами, запись слов и слогов с изученной буквой | Знать написание строчной буквы б. Уметь производить звукобуквенный анализ | Анализировать начертание буквы б, вырабатывать алгоритм ее написания. Находить правильно выполненную букву среди 6 предложенных, объяснять графические ошибки в других буквах | | | Совершенствование навыков социального взаимодействия при работе в паре. | |
47 | Диагностика качества учебно-познавательной деятельности | Письмо изученных букв и соединений | Знать написание изученных букв Уметь писать по образцу | | Сравнивать свою работу с образцом, оценивать свои достижения с помощью листа диагностики | | Устойчивый интерес к предмету, как основа формирования положительной учебной мотивации. | Контрольное списывание |
48 | Письмо строчной буквы п | Письмо строчной буквы п | Уметь писать строчную букву п, соотносить печатную и строчную букву п | Анализировать начертание буквы б, вырабатывать алгоритм ее написания. Наблюдать за изменением значения слова при замене буквы на письме. | | | Формирование положительной учебной мотивации на основе сформированной позиции школьника. | |
49 | Письмо заглавной буквы Б | Письмо заглавной буквы Б. Виды соединений изучаемой буквы с другими | Уметь писать заглавную букву Б, производить звукобуквенный анализ слов, содержащих данную букву | Вычленять известные элементы в начертании буквы Б. | | Выполнять письмо с графическим комментированием. Наблюдать за парами слов, устанавливать сходство и различие | Умение преодолевать трудности в учебном процессе. Стремление к достижению результатов. | |
50 | Письмо заглавной буквы П | Письмо заглавной буквы П. Письмо слов и слогов с данной буквой | Уметь писать заглавную букву П. Производить звукобуквенный разбор слов | Коллективно составлять алгоритм написания буквы П. Определять в слове графические ошибки, сравнивать с образцом. Конструировать слова из слогов, из заданного слова (анаграммы) | | | Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний. Закрепление навыков взаимодействия в классном коллективе | |
51 | Закрепление изученных букв | Сравнение парных согласных Б-П по звонкости и глухости. Письмо слов, предложений с изученными буквами | Знать формы изученных письменных букв, уметь списывать слова и предложения | Составлять предложение из данных слов. Наблюдать за изменением слов по смыслу и на письме. Записывать слова, данные печатными буквами. | | | Направленность на самосовершенствование и достижение положительных результатов учения, как залога успешного формирования положительной учебной мотивации младшего школьника. | |
52 | Письмо строчной буквы в | Письмо согласной строчной буквы в | Знать изученные буквы, уметь писать строчную букву в | Проговаривать алгоритм написания строчной буквы в. Записывать буквы по алгоритму под диктовку; слова, данные печатными буквами. Находить общие элементы в буквах | | | Умение работать в коллективе, осознавая себя его неотъемлемой частью | |
53 | Письмо строчной буквы ф | Письмо строчной буквы ф | Знать изученные буквы, уметь писать строчную букву ф. | Находить известные элементы в новых буквах. | Самостоятельно выстраивать алгоритм написания изучаемой буквы. Вычленять из ряда правильно написанную букву | | Развитие умения соотносить результат своего труда с эталоном и адекватно его оценивать | |
54 | Письмо заглавной буквы В | Письмо заглавной буквы В. Сравнение парных согласных В-Ф по звонкости и глухости | Умение писать заглавную букву В, знать форму изученных письменных букв | Записывать слоги под диктовку алгоритма написания. Анализировать виды соединения с другими буквами. Наблюдать за изменением слов по числам, использовать наблюдения при записи слов с глухими согласными | | | Развитие воображения, логики, смекалки | |
55 | Письмо заглавной буквы Ф | Письмо заглавной буквы Ф | Умение писать буквы и списывать предложения | Выполнять письмо по образцу (самостоятельно). Восстанавливать деформированные слова, буквы. Ориентироваться в столбцах таблицы, дополнять слова буквами. | | | Формирование коммуникативных умений, развитие речи | |
56 | Закрепление изученных букв | Чтение и письмо изученных букв. Письмо предложений на изученные буквы | Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, знать формы изученных букв | Классифицировать заглавные буквы по предложенному графическому признаку. Наблюдать над написанием слов и видеть в них одинаковую часть. Различать интонацию и записывать предложения по интонации. Восстанавливать с помощью учителя деформированное предложение. Дополнять слово недостающим слогом | | | Заинтересованность в процессе учения. Направленность на результат | |
57 | Письмо строчной буквы г | Письмо строчной буквы г | Знать написание изученной буквы, уметь писать изученную букву, уметь производить звукобуквенный разбор слов | | Выполнять написание слов по образцу. Наблюдать за получением нового слова с помощью перестановки букв | Комментировать алгоритм буквы, определять правильность написания и пути устранения графических ошибок. | Развитие логики, внимания, наблюдательности | |
58 | Письмо строчной буквы к | Письмо строчной буквы к. Соединение буквы с другими буквами, письмо слов и предложений | Знать написание согласной буквы к, уметь писать букву к | | Объяснять устранение графических ошибок. Рассуждать при дописывании в слове недостающих элементов букв. Овладевать графической зоркостью | | Формирование положительного отношения к учебе и к учебному предмету | |
59 | Письмо заглавной буквы Г | Письмо заглавной буквы Г и сравнение Г-К по звонкости и глухости | Уметь писать букву Г, знать приемы верхнего и нижнего соединения | Самостоятельно выстраивать алгоритм написания изучаемой буквы Различать на письме парные согласные и выделять их подчеркиванием. Классифицировать слова по обозначенному признаку | | Проговаривать алгоритм буквы для записи одноклассниками. | Умение работать в паре со сверстником, слушать его и отвечать самому, с целью развития социальных навыков взаимодействия. | |
60 | Письмо заглавной буквы К | Письмо заглавной буквы К и сравнение Г-К по звонкости и глухости | Уметь писать букву К, производить звукобуквенный анализ | Самостоятельно дописывать в буквах недостающие элементы. Правильно переводить печатный текст в письменный. Составлять анаграммы, решать ребусы | | Наблюдать за образцом, выполнять задания по образцу. | Социализация через развитие навыков межличностного взаимодействия. Формирование положительной учебной мотивации. | |
61 | Закрепление изученных букв | Запись парных согласных б-п, в-ф, г-к. Запись слов и предложений с этими буквами | Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, знать формы изученных письменных букв | | | Различать на слух и при письме парные согласные. Различать слова в единственном и множественном числе, изменять их по заданному образцу. Списывать печатный текст. Составлять из заданных букв слова | Становление положительной учебной мотивации. Развитие творческого мышления. | |
62 | Письмо строчной буквы д | Письмо строчной буквы д | Знать написание изученных букв, уметь писать букву д | Составлять из слов слова, знать, какие из них всегда пишутся с большой буквы и почему | | Самостоятельно объяснять и проговаривать алгоритм написания буквы д. Сравнивать предложенную группу слов, наблюдать за их изменением. Без ошибок переводить печатный текст в письменный, видеть в словах «опасные» места. | Развитие морально-нравственных качеств личности по средствам соотнесения текста учебного материала и жизненных ситуаций | |
63 | Письмо строчной буквы т | Письмо строчной буквы т. Парные звонкие и глухие согласные | Знать написание изученных букв, уметь писать букву т | Видеть в букве т уже изученную букву п. Составлять самостоятельно алгоритм проговаривания для написания | | Обосновывать правильность выбора буквы из группы с графическими ошибками. Находить графические ошибки в заданных словах | Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний. Совершенствование навыков самоконтроля. | |
64 | Письмо заглавной буквы Д | Письмо заглавной буквы Д | Знать написание изученных букв, уметь писать букву Д | Овладевать точным графическим письмом по образцу. Соблюдать правильный интервал между словами на письме. Восстанавливать деформированное предложение. Писать имена и фамилии с большой буквы | Воспроизводить написание по образцу под комментирование алгоритма учителем. Точно повторять различные виды соединений с другими буквами. | | Формирование умений работать в паре | |
65 | Письмо заглавной буквы Т | Письмо заглавной буквы Т, парные согласные Д-Т | Знать формы изученных письменных букв. Уметь писать букву Т | Самостоятельно выводить алгоритм написания буквы Т. Самостоятельно выполнять работу по образцу | | | Социализация через развитие навыков межличностного взаимодействия | |
66 | Закрепление изученных букв | Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам | Знать приемы верхнего, среднего, нижнего соединения букв. Уметь писать предложения и слова с изученными буквами | Орфографически грамотно писать слова с сочетаниями жи-ши. Изменять слова по образцу. Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент. Чётко прочитывать скороговорку | | | Становление позиции ученика. Осознание особенностей своего нового статуса | |
67 | Письмо строчной буквы ж | Письмо строчной буквы ж. Запись слов, близких по смыслу | Знать написание изученных букв, уметь писать букву ж | Видеть в предложенных буквах графические ошибки и показывать пути их устранения. Писать предложенные слова по образцу. Записывать печатные слова письменными буквами. Находить в группе слов одинаковую часть и доказывать сходство | | | Умение грамотно излагать свои мысли. Учиться выслушивать мнения, отличные от собственного. | |
68 | Письмо строчной буквы ш | Письмо строчной буквы ш. Письмо слов и предложений с изученной буквой | Знать формы изученных письменных букв. Уметь писать букву ш | Определять графические ошибки в заданных буквах. Наблюдать за словами с общей частью, находить эту часть, обосновывать сходство в написании слов. Изменять слова по образцу. Самостоятельно составлять слова из слогов и записывать в тетрадь. Дополнять элементы до букв, классифицировать их по заданным признакам | | | Развитие внимания, мышления, способности анализировать. | |
69 | Письмо заглавной буквы Ж | Письмо заглавной буквы Ж. Знакомство с написанием сочетания ЖИ | Знать правила составления и списывания предложения. Уметь списывать предложения | - Различать слова с написанием с большой буквы. Доказывать, почему в середине предложения слово пишется с большой буквы. Работать с образцом. Находить в слове мелкие элементы письма и обозначать их значками. Воспроизводить слово по заданным слогам. Объяснять значение пословицы. Отгадывать ребусы, решать кроссворды, загадки | | | Формирование умение оценивать свои возможности, например, через написание образца по подсказке (по точкам) или самостоятельно | |
70 | Письмо заглавной буквы Ш | Письмо заглавной буквы Ш. Знакомство с написанием сочетания ШИ | Уметь писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ | Находить знакомые элементы в букве Ш. Различать слова, которые всегда пишутся с большой буквы. Наблюдать за словами, которые имеют изменения на конце, доказывать разницу между ними. Подбирать в слово правильные недостающие элементы. Наблюдать за написанием слов со слогом ши. Работать с анаграммами | | | Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний | |
71 | Закрепление изученных букв | Правила написания сочетаний ЖИ-ШИ. Письмо слов и предложений на данное правило. | Знать изученные буквы. Уметь писать слова с сочетанием ЖИ-ШИ | | Списывать предложения с образца. Наблюдать за словами. Овладевать правильным написанием слов с удвоенными согласными. Восстанавливать деформированное предложение. Наблюдать за изменением слов с помощью вопроса | | Формирование положительного отношения к учебе и к учебному предмету | |
72 | Письмо строчной буквы з | Письмо строчной буквы з. Письмо слов, слогов и предложений с данной буквой | Знать формы изученных письменных букв. Уметь писать букву з | Формулировать пути устранения графических ошибок в букве. Классифицировать буквы с дописанными недостающими элементами. | Доказывать обоснованность предложенной классификации. Находить в группе предложенных слов общую часть, давать признаки сходства и различия между ними. Восстанавливать слова с пропущенными элементами. Решать ребусы | | Развитие произвольности внимания. | |
73 | Письмо строчной буквы с | Письмо строчной буквы с | Знать изученные буквы. Уметь писать букву с и производить звукобуквенный разбор слов | Наблюдать за словами, находить различия в них. Подбирать к заданному элементу буквы, в которых он встречается. Уметь анализировать слова в предложении | | | Совершенствование зрительного восприятия предметов окружающей действительности | |
74 | Письмо заглавной буквы 3 | Письмо заглавной буквы 3. Сравнение согласных звуков З-С по звонкости и глухости | Знать изученные буквы. Уметь писать изученную букву З | Сравнивать начертание заглавной и строчной буквы. Наблюдать над видами соединений изучаемой буквы с другими. Писать имена и фамилии с большой буквы. Работать по образцу. Составлять анаграммы. Решать ребусы | | | Формирование положительного отношения к учебной деятельности. Совершенствование навыков самоконтроля. | |
75 | Письмо заглавной буквы С | Письмо заглавной буквы С. Сравнение согласных звуков З-С по звонкости и глухости | Знать изученные буквы. Уметь писать изученную букву С и определять твердость и мягкость согласных звуков | Списывать печатный текст. Наблюдать над изменением слова по родам и числам. Правильно формулировать письменный ответ на поставленный вопрос. Восстанавливать букву из заданных элементов, слова с недостающими элементами | | | Умение работать в паре со сверстником, слушать его и отвечать самому. | |
76 | Закрепление изученных букв | Сравнение парных согласных б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Письмо трехсложных слов с данными буквами. Письмо предложений под диктовку | Знать парные согласные. Уметь определять звонкость и глухость парных согласных | Собирать из разбросанных слогов слова | Сравнивать печатный и письменный шрифт. Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке | | Развивать внимание, усидчивость | |
77 | Письмо строчной буквы е | Письмо строчной буквы е, смягчающая роль гласной буквы е | Уметь писать букву е, производить звукобуквенный разбор слов | Списывать слова с образца. Списывать печатный текст. Наблюдать за изменением слов, различать признаки их изменения. Дописывать недостающие элементы в букве, классифицировать их по графическому признаку. Решать ребусы. Изменять слова по образцу, доказывать обоснованность своего выбора | | | Пробуждение интереса к учебному предмету. Развитие умения соотносить результат своего труда с эталоном и адекватно его оценивать | |
78 | Письмо строчной буквы ё | Письмо строчной буквы ё, смягчающая роль гласной буквы ё | Уметь писать букву ё, производить звукобуквенный разбор слов | Списывать слова с образца. Списывать печатный текст. Наблюдать за изменением слов, различать признаки их изменения. Дописывать недостающие элементы в букве, классифицировать их по графическому признаку. Решать ребусы. Изменять слова по образцу, доказывать обоснованность своего выбора | | | Пробуждение интереса к учебному предмету. Развитие умения соотносить результат своего труда с эталоном и адекватно его оценивать | |
79 | Письмо заглавной буквы Е | Письмо заглавной буквы Е | Уметь писать заглавную букву Е, списывать предложения | Сравнивать изучаемые буквы с ранее изученными. Находить в изучаемых буквах уже изученные элементы. Дописывать в предложении окончания у некоторых слов | | | Формирование положительного отношения к учебной деятельности. Совершенствование навыков самоконтроля | |
80 | Письмо заглавной буквы Ё | Письмо заглавной буквы Ё | Уметь писать заглавную букву Ё, производить звукобуквенный разбор слов | Сравнивать изучаемые буквы с ранее изученными. Находить в изучаемых буквах уже изученные элементы. Дописывать в предложении окончания у некоторых слов | | | Формирование положительного отношения к учебной деятельности. Совершенствование навыков самоконтроля | |
81 | Закрепление изученных букв | Письмо изученных букв. Звуковой разбор слов, письмо по памяти, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных | Уметь писать слова и предложения с изученными буквами | Сравнивать печатный и письменный шрифт. | Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке. Собирать из разбросанных слогов слова | | Развивать внимание, усидчивость | |
82 | Письмо строчной буквы ю | Письмо строчной буквы ю, смягчающая роль гласной буквы ю | Уметь писать букву ю и списывать предложение | Конструировать букву ю из знакомых элементов. Находить недочёты в графическом написании предложенной ленты букв ю. | Объяснять вид соединения, устанавливать причину недочёта. Сравнивать начертание новой буквы с изученными, вычленять схожие элементы | | Становление навыка рефлексии и адекватной самооценки собственных достижений | |
83 | Письмо строчной буквы я | Письмо строчной буквы я, смягчающая роль гласной буквы я | Знать написание буквы я. Уметь писать букву я, производить звукобуквенный разбор слова | Воспроизводить изменённые имена по образцу. Находить в родственных словах общую часть, устанавливать их лексическое значение, доказывать обоснованность своего выбора. Восстанавливать слова путём дописывания недостающих элементов | | Вступать в диалог с учителем при объяснении новой буквы. | Формирование умения писать в заданном темпе. Расширение словарного запаса | |
84 | Письмо заглавной буквы Ю | Письмо заглавной буквы Ю | Уметь писать заглавную букву Ю, списывать предложение | Работать по заданному образцу. Отмечать в слове заданными значками мелкие элементы письма в буквах и соединениях. Собирать из элементов буквы и составлять слова | | Комментировать написание известных букв по алгоритму или писать их под диктовку учителя, учащихся. | Формирование адекватной самооценки. | |
85 | Письмо заглавной буквы Я | Письмо заглавной буквы Я. Письмо предложений с изученной буквой | Уметь писать букву Я, производить звукобуквенный разбор слова | Составлять из слогов слова. Дописывать недостающие элементы в буквах слова. Объяснять смысл пословицы | Самостоятельно находить графические ошибки в словах | | Заинтересованность в правильном выполнении заданий | |
86 | Закрепление изученных букв | Письмо под диктовку изученных букв. Письмо предложений, орфографическое чтение по слогам | Знать приемы соединений букв. Уметь писать слова и предложения с изученными буквами | Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент. | Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке | Объяснять смысл пословицы | Умение работать в коллективе, осознавая себя его неотъемлемой частью. | |
87 | Письмо строчной буквы ь | Письмо строчной буквы ь. Письмо слов с мягким знаком | Знать согласные и гласные буквы. Уметь различать на слух звуки, писать слова со смягчающим мягким знаком | Анализировать образец, работать по образцу. Отгадывать загадки. Наблюдать за изменением слов при добавлении ь. Дополнять заданный элемент до буквы. Правильно ставить ударение | | | Заинтересованность в процессе учения. Направленность на результат | |
88 | Мягкий знак как показатель мягкости | Мягкий знак как показатель мягкости | Знать двойную роль мягкого знака в русском языке | Анализировать образец, работать по образцу. Отгадывать загадки. Наблюдать за изменением слов при добавлении ь. Дополнять заданный элемент до буквы. Правильно ставить ударение | | | Развитие морально-нравственных качеств личности по средствам соотнесения текста учебного материала и жизненных ситуаций | |
89 | Письмо строчной буквы ь. Разделительный ь | Наблюдение за ь как смягчающим и разделяющим | Знать двойную роль ь в русском языке. Уметь различать на слух и писать слова с ь | Анализировать образец, работать по образцу. Отгадывать загадки. Наблюдать за изменением слов при добавлении ь. Дополнять заданный элемент до буквы. Правильно ставить ударение | | | Развитие морально-нравственных качеств личности по средствам соотнесения текста учебного материала и жизненных ситуаций | |
90 | Разделительный ь и ь как показатель мягкости | Повторение изученных букв. Фонетический разбор слов мельник, календарь. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков | Умение писать слова с разделительным ь, давать краткую характеристику звукам | Анализировать образец, работать по образцу. Отгадывать загадки. Наблюдать за изменением слов при добавлении ь. Дополнять заданный элемент до буквы. Правильно ставить ударение | | | Развитие морально-нравственных качеств личности по средствам соотнесения текста учебного материала и жизненных ситуаций | |
91 | Письмо строчной буквы ъ | Письмо строчной буквы ъ. Письмо слов с разделительным ъ | Уметь писать слова с разделительным ъ, давать краткую характеристику звукам | Наблюдать за написанием буквы ъ в словах. Наблюдать за словами типа сесть—съесть, объяснять написание ъ в словах. Дописывать недостающие элементы в буквах и группировать их по выбранному графическому признаку | | | Развитие морально-нравственных качеств личности по средствам соотнесения текста учебного материала и жизненных ситуаций. | |
92-93 | Разделительный ъ | Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков. Ъ и Ь – разделительные знаки. Соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными | Уметь писать слова с разделительным ъ, соотносить звуки и буквы в словах с йотированными гласными | Наблюдать за написанием буквы ъ в словах. Наблюдать за словами типа сесть—съесть, объяснять написание ъ в словах. Дописывать недостающие элементы в буквах и группировать их по выбранному графическому признаку | | | Развитие морально-нравственных качеств личности по средствам соотнесения текста учебного материала и жизненных ситуаций. | |
94 | Письмо строчной буквы х | Письмо строчной буквы х. Правильное начертание букв и их соединений | Знать изученные буквы. Уметь писать заглавную букву в именах собственных | Наблюдать за изменением слов по родам. Соблюдать при списывании заданные параметры написания букв и слов. | Анализировать своё письмо и находить пути исправления графических ошибок | | Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний. Совершенствование навыков самоконтроля. | |
95 | Письмо строчной буквы ц | Письмо строчной буквы ц. Запись слов и предложений на изученную букву | Знать написание буквы. Уметь писать букву ц | Наблюдать за словами, делать выводы о написании слова в одном случае с большой буквы, а в другом — с маленькой (в середине предложения)Восстанавливать деформированное предложение. Собирать буквы из заданных элементов, слова из букв | Находить графические ошибки в заданных буквах. | | Формирование умений работать в паре | |
96 | Письмо заглавной буквы X | Письмо заглавной буквы X. Правильное начертание букв и их соединение | Знать изученные буквы. Уметь писать заглавную букву в именах собственных | Собирать буквы из заданных элементов, слова из букв | Соблюдать при списывании заданные параметры написания слов. Анализировать своё письмо и находить пути исправления графических ошибок. | | Социализация через развитие навыков межличностного взаимодействия. | |
97 | Письмо заглавной буквы Ц | Письмо заглавной буквы Ц. Правильное начертание букв и их соединение | Знать, что согласный Ц всегда твердый. Уметь списывать предложения | Конструировать модель изучаемой буквы. Восстанавливать деформированное предложение. Составлять слова по заданию, наблюдать за изменением слов | | Проверять работу товарища | Становление положительной учебной мотивации. Развитие творческого мышления. | |
98 | Закрепление изученных букв | Письмо букв, буквосочетаний, слов, слогов, предложений в системе обучения грамоте. Правильное начертание букв, их соединений, разделительный ь и ъ | Знать письменные буквы русского алфавита. Осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединение на письме | Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент. Объяснять смысл пословицы | Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке | | Умение грамотно излагать свои мысли. Учиться выслушивать мнения, отличные от собственного. | |
99 | Письмо строчной буквы ч | Письмо строчной буквы ч | Знать, что согласный [ч] всегда мягкий. Уметь писать изученные буквы | Самостоятельно, без помощи учителя составлять алгоритм написания буквы ч. Собирать из слогов слова и самостоятельно их записывать с предварительным анализом | | | Развитие внимания, мышления, способности анализировать. | |
100 | Письмо строчной буквы щ | Письмо строчной буквы щ | Знать, что согласный [щ] всегда мягкий | Самостоятельно списывать печатный текст. Давать письменный ответ на поставленный вопрос. Самостоятельно определять допущенное количество графических ошибок в слове, находить пути их устранения | | | Формирование умение оценивать свои возможности, например, через написание образца по подсказке (по точкам) или самостоятельно | |
101 | Письмо заглавной буквы Ч | Письмо заглавной буквы Ч. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ЧА, ЧУ | Знать, что согласный звук [ч] всегда мягкий. Правописание ча-чу. Уметь писать изученные буквы | Находить элементы буквы Ч в изученных буквах, конструировать букву Ч из изученных элементов. Составлять предложения по образцу и записывать их. Составлять анаграммы. Составлять буквы из заданных элементов | | | Становление позиции ученика. Осознание особенностей своего нового статуса | |
102 | Письмо заглавной буквы Щ | Письмо заглавной буквы Щ. Произношение и обозначение на письме слов в сочетании ЩА, ЩУ | Знать, что согласный звук [щ] всегда мягкий. Правописание ща-щу. Уметь писать изученные буквы | Самостоятельно составлять алгоритм написания буквы Щ. Строго следовать образцу при письме, соблюдать все правила графического начертания букв, их соединений, интервала между словами, отступов на строке | | | Совершенствование зрительного восприятия предметов окружающей действительности. | |
103 | Закрепление изученных букв | Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Раздельное произношение звуков в слове и способы их обозначения, разделительные ь и ъ | Знать письменные буквы русского алфавита. Уметь составлять и записывать предложения из двух, трех слов. Уметь писать имена собственные с заглавной буквы | Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент. | Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке. Объяснять смысл пословицы | | Развитие произвольности внимания | |
104 | Закрепление изученных букв | Составление текста с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу | Уметь выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу | Самостоятельно составлять алгоритм написания буквы Щ. Строго следовать образцу при письме, соблюдать все правила графического начертания букв, их соединений, интервала между словами, отступов на строке | | | Совершенствование зрительного восприятия предметов окружающей действительности. | |
105 | Закрепление изученных букв. Алфавит | Письмо под диктовку. Заглавные буквы в именах собственных | Знать письменные буквы русского алфавита. Уметь связно, с усвоенными алгоритмами писать как отдельные слова, так и слова в предложении | Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент. | | Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке. Объяснять смысл пословицы | Развитие произвольности внимания | |
106 | Закрепление изученных букв. Алфавит | Диагностирование орфографической зоркости. Слуховой диктант | Знать письменные буквы русского алфавита. Уметь писать под диктовку 20 слов | Вносить дополнения и коррективы в план, и способ работы в случае расхождения реального эталона, реального действия и его продукта. | | Объяснять смысл пословицы | Развитие произвольности внимания | |
107 | Диагностика и тренинг имеющихся знаний, умений и навыков | Письмо изученных букв и соединений | Знать написание изученных букв. Уметь писать по образцу | | Диагностика и тренинг имеющихся знаний, умений и навыков | | Самоутверждение в ситуации успеха за счет уже имеющихся знаний | Контрольное списывание |
| Резерв 8 ч. | | | | | | | |
Русский язык (50 ч) | |
Синтаксис (4 ч) | |
1 | Речь устная и письменная | Восприятие и понимание звучащей речи. Отличие устной и письменной речи | Знать: - что такое речь; - отличие устной и письменной речи. Уметь: - владеть речевым поведением | умение различать случаи использования устной и письменной речи; обсуждать возможности аудио-, видеотехники сохранять и передавать речь; наблюдать за словарными словами; узнавать о происхождении слов из этимологического словарика в учебнике; запоминать правильное произношение слов. | находить и исправлять ошибки | | Формирование ценностного отношения к умению грамотно писать | |
2 | Слово и предложение | Различие слова и предложения. Связь слов в предложении | Уметь: - вычленять из предложения слова | умение анализировать и корректировать предложения с нарушенным порядком слов; находить в предложениях смысловые пропуски и ошибки в графическом оформлении предложений; наблюдать за распространением предложений. | адекватно воспринимать оценку учителя. | вступать в диалог | Адекватная мотивация учебной деятельности; понимают значение знаний для человека и принимают его. | |
3 | Предложение и текст | Что такое текст. Заголовок. Красная строка. Связь предложений в тексте. Словарная работа | Знать: - правила оформления предложения на письме. Уметь: - правильно списывать текст; - вычленять из текста предложения | умение соотносить тексты и заголовки к ним; выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных; анализировать и восстанавливать непунктированные и деформированные тексты; составлять устный рассказ с опорой на рисунок; | исправлять свою работу | приходить к общему решению | Положительное отношение к урокам русского языка | |
4 | Знаки препинания | Различная интонация предложения в устной речи. Оформление предложения: большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Словарная работа | Уметь: - передавать различную интонацию предложения в устной речи; -правильно оформлять предложения: большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) | умение определять соответствие интонационных средств смыслу предложения; воспроизводить одно и то же предложение с логическим ударением на разных словах; | вносить дополнение | придумывать вопросительные предложения и задавать эти вопросы товарищу. | Учебно-позновательный интерес к новому учебному материалу. | диктант |
Фонетика и графика (23 ч) |
5 | Слог | Деление слов на слоги. Определение количества слогов в слове. Дополнение слогов до слов. Словарная работа | Уметь: - вычленять из слов слоги; - определять количество слогов в слове | умение объяснять слогообразующую роль гласного звука; определять количество слогов в слове; восстанавливать слова с нарушенным порядком слогов, конструировать слова из слогов | принимать и сохранять учебную задачу. | вступать в диалог | Осознание ценностного отношения к полученным знаниям. | |
6-7 | Перенос слов | Употребление пробела между словами, знака переноса. Словарная работа | Знать: - правила переноса слов. Уметь: - делить слова на слоги и для переноса; - переносить слова | умение обсуждать необходимость переноса слов; сравнивать деление слов на слоги и для переноса; запоминать пословицу и записывать её по памяти; умение анализировать слова и выбирать подходящее правило переноса слов на письме; конструировать слова из заданного слова с помощью перестановки букв (решать анаграммы | | соблюдать правила культуры речевого общения. | Формирование ценностного отношения к умению грамотно писать | |
8 | Звуки и буквы | Звуки и буквы русского алфавита. Обозначение звука на письме. Словарная работа | Знать: - звуки и буквы русского алфавита; - отличие звука и буквы. Уметь: - вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; - соотносить число букв с числом звуков в словах | умение объяснять смыслоразличительную роль звуков речи; выполнять звукобуквенный анализ; корректировать слова путём замены в них букв. | планировать необходимые действия. | вносить дополнения | Положительное отношение к урокам русского языка. | |
9 | Алфавит | Русский алфавит. Алфавитная последовательность слов. Использование словарей русского языка. Словарная работа | Знать русский алфавит. Уметь записывать слова в алфавитном порядке | умение правильно называть буквы русского алфавита; объяснять необходимость существования алфавита; приводить примеры использования алфавита в своей учебной и жизненной практике; распределять слова по алфавиту; | находить и исправлять ошибки | договариваться об очерёдности действий при работе в паре. | Учебно-позновательный интерес к новому учебному материалу. | Словарный диктант |
10 | Гласные звуки | Гласные звуки и буквы, их обозначающие. Словарная работа | Знать: - гласные звуки. Уметь: - различать гласные звуки | умение соотносить гласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки; восстанавливать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки, и контролировать их написание по орфографическому словарику в учебнике; объяснять смыслоразличительную роль гласных звуков, приводить свои примеры. | находить и исправлять ошибки | работать в паре | Формирование ценностного отношения к умению грамотно писать. | |
11 | Ударение | Ударные и безударные слоги. Словарная работа | Уметь: - определять в слове ударение | умение находить ударный гласный в слове; наблюдать за смыслоразличительной ролью ударения; экспериментировать с изменением ударения в словах; наблюдать за словами с буквой ё, самостоятельно делать вывод о том, что слог с буквой ё всегда ударный. | осознавать возникающие трудности. | участвовать в коллективном обсуждении | Адекватная мотивация учебной деятельности. | |
12-14 | Ударные и безударные гласные | Определение ударного и безударного слога в словах. Пользование словарем. Работа над орфографической зоркостью. Словарная работа | Уметь: - находить в словах безударный гласный звук, требующий проверки | умение находить в словах безударные гласные звуки; фиксировать случаи расхождения произношения гласных и обозначения их буквами; восстанавливать пословицы, используя возможные варианты; объяснять наличие словарных слов на странице учебника и необходимость их запоминания; конструировать слова из заданного слова с помощью перестановки букв (решать анаграммы). | | соблюдать правила культуры речевого общения; умение совместно вырабатывать порядок проверки безударного гласного в слове; умение совместно вырабатывать порядок проверки безударного гласного в слове; | Положительное отношение к урокам русского языка: Формирование ценностного отношения к умению грамотно писать. | |
15 | Согласные звуки | Согласные звуки и буквы, их обозначающие. Словарная работа | Знать: - согласные звуки. Уметь: - различать согласные звуки | умение объяснять смыслоразличительную роль согласных звуков, приводить свои примеры; восстанавливать слова, записанные без букв, обозначающих согласные звуки, и контролировать их написание по орфографическому словарику в учебнике; восстанавливать деформированный текст; составлять устный рассказ на заданную тему. | осознавать возникающие трудности. | договариваться и приходить к общему решению | Адекватная мотивация учебной деятельности. | |
16 | Парные твердые и мягкие согласные звуки | Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я. Словарная работа | Знать: - согласные звуки твердые и мягкие. Уметь: - различать твердые и мягкие (парные и непарные) согласные звуки | умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме; осознавать отсутствие специальных букв для обозначения мягких и твёрдых согласных. | контролировать процесс и результаты деятельности | | Положительное отношение к урокам русского языка. | Комплексная работа |
17 | Мягкий знак – показатель мягкости | Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака. Сопоставление двух способов обозначения мягкости согласных. Словарная работа | Уметь: - обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью ь | умение характеризовать роль мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я как показателей мягкости предшествующих согласных звуков; изменять предложение по образцу. | | умение осуществлять совместную деятельность в парах. | Учебно-позновательный интерес к новому учебному материалу. | |
18-19 | Парные звонкие и глухие согласные звуки | Произношение и обозначение на письме парных согласных звуков в конце слова и перед буквами гласных звуков. Словарная работа | Знать: - согласные звуки звонкие и глухие (парные). Уметь: - различать звонкие и глухие (парные) согласные звуки | умение дифференцировать в словах парные звуки; контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки; работать с толковым словариком в учебнике. | в сотрудничестве с учителем определять последовательность материала | работать в парах | Формирование ценностного отношения к умению грамотно писать. | |
20 | Непарные звонкие и глухие согласные звуки | Согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Словарная работа | Знать: - непарные звонкие и глухие согласные звуки. Уметь: - различать звонкие и глухие (непарные) согласные звуки | умение определять непарные согласные звуки (звонкие и глухие); подбирать близкие по значению слова и слова с противоположным значением; дополнять предложение подходящими по смыслу словами. | | умение осуществлять совместную деятельность в парах. | Положительное отношение к урокам русского языка. | |
21 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | Употребление заглавной буквы в начале предложения. Звуки гласные и согласные, буквы, их обозначающие. Русский алфавит. Перенос слов. Ударение. Словарная работа | Уметь: -правильно оформлять предложение на письме; -различать гласные и согласные звуки; твердые и мягкие (парные и непарные), звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки; -распределять слова по алфавиту; -определять в слове ударение; -переносить слова | умение конструировать предложения; оформлять предложения на письме; подбирать проверочные слова. | контролировать процесс и результаты деятельности. | | Учебно-позновательный интерес к новому учебному материалу. | Словарный дикттант |
22 | Шипящие согласные звуки | Произношение шипящих звуков в конце слов и перед мягким знаком. Словарная работа | Знать: - шипящие согласные звуки | умение находить и правильно называть повторяющиеся звуки в скороговорках; дифференцировать в словах шипящие звуки ж, ш, ч, щ; запоминать правильное произношение слов | контролировать процесс и результаты деятельности | вступать в диалог | Формирование ценностного отношения к умению грамотно писать. | |
23 | Сочетание жи-ши | Лексическая работа. Словарная работа. Правописания буквосочетаний жи-ши | Знать: - правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Уметь писать слова с этими сочетаниями | умение сравнивать произношение и написание сочетаний жи и ши; восстанавливать слова, вставляя пропущенные буквы и слоги; конструировать слова из слогов; | | распределять работу в паре и контролировать её выполнение. | Адекватная мотивация учебной деятельности. | |
24 | Сочетание ча-ща | Правописания буквосочетаний ча-ща. Словарная работа | Знать: - правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Уметь писать слова с этими сочетаниями | умение изменять слова по образцу; выписывать из текста ответы на вопросы; восстанавливать слова с пропущенными буквами | контролировать процесс и результаты деятельности | | Положительное отношение к урокам русского языка. | Комплексная работа |
25 | Сочетание чу-щу | Правописания буквосочетаний чу-щу. Словарная работа | Знать: - правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Уметь писать слова с этими сочетаниями | умение изменять слова в предложении так, чтобы повествование шло от первого лица; изменять и записывать слова по образцу; узнавать и называть предмет по его описанию; определять ударные слоги и составлять из них слова. | находить и исправлять ошибки | участвовать в коллективном обсуждении | Учебно-позновательный интерес к новому учебному материалу. | |
26 | Сочетание чк-чн | Правописания буквосочетаний чк-чн. Словарная работа | Знать: - правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Уметь писать слова с этими сочетаниями | умение доказывать, почему не нужно обозначать на письме мягкость согласного [ч] в сочетаниях чк, чн; придумывать предложения с заданным словом; рассматривать ребусы, устанавливать в них роль точек и запятых, решать ребусы. | контролировать процесс и результаты деятельности | | Формирование ценностного отношения к умению грамотно писать. | |
27 | Повторение по теме « Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн» | Правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Словарная работа | Знать: - правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Уметь писать слова с этими сочетаниями | умение писать под диктовку, расставлять знаки препинания; контролировать написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. | контролировать процесс и результаты деятельности. | | Адекватная мотивация учебной деятельности. | |
Слово (10 ч) |
28 | Большая буква в фамилиях, именах, отчествах | Употребление заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах. Словарная работа | Знать: -правописание имен собственных Уметь: - использовать большую букву в написании имен собственных | умение различать имена собственные и имена нарицательные; сопоставлять полные и краткие имена; произносить имя собеседника с интонацией вежливого обращения; | | | Учебно-позновательный интерес к новому учебному материалу | |
29 | Большая буква в кличках животных | Употребление заглавной буквы в кличках животных. Словарная работа | Знать: - правописание имен собственных. Уметь: - использовать большую букву в написании имен собственных | умение соотносить название животного с его кличкой; сопоставлять и объяснять случаи употребления прописной или строчной буквы в словах (майка – Майка); дифференцировать клички животных; составлять устный рассказ по предложенной теме. | | вступать в диалог | Формирование ценностного отношения к умению грамотно писать. | |
30 | Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек | Употребление заглавной буквы в названиях стран, городов, деревень, рек. Словарная работа | Знать: -правописание имен собственных. Уметь: - использовать большую букву в написании имен собственных | умение объяснять написание в словах больших букв; выбирать слова и дополнять ими двустишия; рассказывать о своём городе; узнавать, какие ещё значения имеют слова «Лена» и «Владимир». | | | Адекватная мотивация учебной деятельности. | Словарный диктант |
31 | Повторение по теме «Письмо слов с большой буквы» | Употребление заглавной буквы в именах собственных | Знать: -правописание имен собственных. Уметь: - использовать большую букву в написании имен собственных | умение подбирать имена людям и клички животным; составлять рассказ с опорой на рисунок; узнавать и объяснять происхождение своей фамилии; придумать названия новым улицам | планировать необходимые действия, операции | | Положительное отношение к урокам русского языка. | |
32 | Кто? Что? | Разграничение слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Словарная работа | Уметь: - разграничивать слова, писать имена собственные с большой буквы | умение дифференцировать слова, отвечающие на вопросы кто? что?; дополнять группы слов своими примерами; составлять различные слова из данного набора букв; группировать слова и составлять из них предложения. | | | проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками | |
33 | Предлог | Слова-предметы, слова-действия, слова - признаки. Назначение слов; классификация слов по функции. Слова, близкие и противоположные по значению. Словарная работа | Знать, что слова могут называть, указывать, помогать другим словам связываться друг с другом, основные группы слов-названий. Уметь разграничивать слова в функциональном и смысловом значении, ставить вопросы | умение объяснять роль предлога для связи слов в предложении; правильно использовать предлоги в своей речи; определять название предмета по его описанию; использовать предлоги при решении ребусов. | адекватно оценивать свои достижения | | Формирование ценностного отношения к умению грамотно писать | |
34 | Какой? Какая? Какое? Какие? | Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Назначение слов; классификация слов по функции. Слова, близкие и противоположные по значению. Словарная работа | Знать, что слова могут называть, указывать, помогать другим словам связываться друг с другом, основные группы слов-названий. Уметь разграничивать слова в функциональном и смысловом значении, ставить вопросы | умение находить среди группы слов «лишнее»; подбирать к словам-названиям предметов слова-названия признаков и наоборот; списывать предложения, вставляя нужные по смыслу слова; обсуждать смысл пословицы. | | используют адекватную самооценку на основе критерия успешности в учебной деятельности | Адекватная мотивация учебной деятельности. | |
35 | Что делал? Что делает? | Слова-предметы, слова-действия, слова - признаки. Назначение слов; классификация слов по функции. Слова, близкие и противоположные по значению. Словарная работа | Знать, что слова могут называть, указывать, помогать другим словам связываться друг с другом, основные группы слов-названий. Уметь разграничивать слова в функциональном и смысловом значении, ставить вопросы | умение подбирать к словам-названиям предметов слова-названия действий; образовывать глаголы от имён существительных по образцу; объяснять использование слов в прямом и переносном значении; заменять фразеологические обороты соответствующими словами. | | | Положительное отношение к урокам русского языка. | |
36 | Повторение по теме «Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки» | Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Назначение слов; классификация слов по функции. Слова, близкие и противоположные по значению. Словарная работа | Знать, что слова могут называть, указывать, помогать другим словам связываться друг с другом, основные группы слов-названий. Уметь разграничивать слова в функциональном и смысловом значении, ставить вопросы | умение выполнять задания по образцу; находить близкие по значению слова; выявлять общие признаки одушевлённых и неодушевлённых предметов; рассказывать о своих впечатлениях на весеннюю тему. | | используют адекватную самооценку на основе критерия успешности в учебной деятельности | Учебно-позновательный интерес к новому учебному материалу. | |
37-38 | Родственные слова | Словарная работа. Слова, близкие по значению. Родственные слова (пропедевтическая работа) | Уметь: - списывать, находить однокоренные слова, комментировать опасные места | умение группировать родственные слова, находить «лишнее» слово в группе; письменно отвечать на вопросы к тексту; придумывать клички животным в соответствии с описанием их внешнего вида; фантазировать на тему стихотворения в учебнике; умение находить в тексте слова, близкие по значению к выделенному слову; группировать родственные слова; узнавать и объяснять происхождение слов. | адекватно оценивать свои достижения. | | Формирование ценностного отношения к умению грамотно писать. | |
Повторение (5 ч) |
39-46 | Комплексное повторение изученного. До свидания, первый класс! | Обобщение и систематизация знаний за весь курс; совершенствование орфографических, графических умений | Знать: - известные орографические правила и уметь использовать их при письме | умение расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки, и контролировать их написание по орфографическому словарику; объяснять прямое и переносное значение слов; записывать слова в алфавитном порядке; образовывать слова, заменяя выделенную букву в слове; умение восстанавливать деформированный текст, озаглавливать его; находить в текстах слова-названия предметов, слова-названия признаков, слова-названия действий; группировать согласные звуки по их общим признакам. умение сочинять рассказ о своей маме, используя упражнение-образец; писать четверостишие по памяти; узнавать предмет по его описанию; узнавать значения слов из толкового словаря. | адекватно оценивать свои достижения | распределять работу в паре, обсуждать полученные результаты | Формирование ценностного отношения к умению грамотно писать. | Словарный диктант. Диктант. Контрольное списывание |
Резерв 4 ч |