Просмотр содержимого документа
«План внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
Унцукульского района
Программа внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика».
Класс: 6
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Заргалаева Мадина Гитинавасовна
2017
Пояснительная записка
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.
Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.
Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
Принципы:
Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи.
Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов - это принцип системности.
Методы:
Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации:
Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательноразвлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы .
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
2
Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие принадлежности:
о наличие лингвистических словарей;
о наличие карточек с играми и заданиями;
о наличие текстов для работы на занятиях;
о подборка видеофрагментов и аудиозаписей;
о подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
о компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
о набор ЦОР по русскому языку.
3
№
п/п
Кол.
часов
Дата
Тема
Содержание занятий
1
1
Введение. Язык мой - друг мой.
Беседа о богатстве и разнообразии русского языка, его значении в жизни общества и месте, занимаемом в мире
2
1
Словарь - мой добрый друг и верный помощник.
Знакомства со словарями, отработка навыков пользования словарем, знакомство со словарной статьей, обогащение словарного запаса учащихся
3
1
Конкурс «Доброе слово сказать - посошок в руки дать» (Русские пословицы и поговорки).
Практическое занятие с привлечением художественной литературы, изготовления тематических карточек
4
1
Устный журнал «Что в имени тебе моем?»
Собственные имена.
Отработка навыков поисковой деятельности учащихся по теме «История моего имени». Презентации.
5
1
Звуки не буквы!
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции.
6
1
Банты и шарфы. Что такое орфоэпия?
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Разыгрывание ситуаций со словами.
7
1
В царстве смыслов много дорог.
Знакомство с многозначными словами, словами и омонимами. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
8
1
Об одном и том же разными словами.
Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. Игра «У кого ряд самый длинный?»
9
1
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими словарями. Определение первоисточников слова.
10
1
Они всегда противоречат.
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
11
1
Словари «чужих» слов.
Работа со словарем иностранных слов, отработка практических навыков нахождения слов иностранного происхождения в русском языке.
12
1
Фразеологические обороты.
Знакомство с фразеологическим словарём. Игра «Скажи иначе».
13
1
Орфография. Без него нельзя никак - Ь
Работа над словом. Грамматические сказки и весёлые рифмы.
14
1
Мягкий знак в конце и середине слова.
Игра «Превращение слова в другое». Дидактические игры, упражнения, головоломки.
15
1
Его не слышно в этом слове. Мягкий знак после шипящих.
Грамматические сказки.Инсценировка.
4
16
1
Страна Ошибок. Словарик Словознайкина.
Практическое занятие по орфографическому словарю, решение орфографических кроссвордов.
17
1
Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец».
Знакомство с происхождением правила в современном русском языке, решение орфографических задач.
18
1
Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку». Игра “Найди пару”.
Решение орфографических задач и кроссвордов.
19
1
Непроизносимые согласные.
Решение кроссвордов, составление веселых рифм.
20
1
Играем в загадки.
Знакомство с технологией составления загадок и кроссвордов. Практическое занятие.
21
1
Как строятся слова?
Сказка «Мудрый корень». Решение орфографических задач.
22
1
Из чего состоят слова? Слова- родственники.
Дидактическая игра «Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов»
23
1
Занимательная викторина «Строители слова»
Повторение навыков правописания морфем.
24
1
Существительные - слова с предметным значением
Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное” Нахождение существительных в тексте.
25
1
Местоимения. Достойная замена.
Дидактические игры, отработка навыков использования местоимений в речи.
26
1
Прилагательные - слова, называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное».
Нахождение прилагательных в тексте, отработка умения образовывать прилагательные.
27
1
Глаголы - слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! Слова - части речи.
Нахождения глаголов в тексте, дидактическая игра.
28
1
Игра “Я знаю части речи”.
Определение смысловых и грамматических связей между словами.
29
1
Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как?
Работа по нахождению наречий в тексте.
30
1
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Рассказ о происхождении «маленьких слов»
31
1
Сколько слов Вы знаете?
Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра - соревнование “Кто больше знает слов на букву...»
32
1
Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.
Занятие по расширению словарного запаса слов.
33
1
Сколько языков на Земле?
Занятие по расширению кругозора учащихся.
34
1
Мы говорим его стихами. Афоризмы.
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.
5
Список литературы
Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М.: АСТ, 1996 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург: АРГО, 1996г.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! - М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! - М.: Самовар, 1995 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! - М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? - М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. - М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Шибаев А.А. Весёлая грамматика. - Смоленск: Русич, 2001 г.
Шибаев А.А. Весёлый алфавит. - М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
Шмаков С. А. Игры - шутки, игры - минутки. - М.: Новая школа, 1993 г.
Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. - Минск: Юнипресс, 2004 г.