Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.),
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа по русскому языку»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
начального образования
Протокол №1
От « 27» августа 2019 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по НМР
Лёвина Л.Н./____________/
« 28» августа 2019г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор гимназии
Балашкина Н.В. /___________/
«___» августа 2019г.
Образовательная программа педагога
Митрейкиной Веры Борисовны,
учителя высшей квалификационной категории
по русскому языку в 3 Б классе
(базовый)
Количество часов: всего 136 ч.; в неделю 4 ч.
Программа разработана на основе:
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.),
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования «Русский язык»- авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Разработана на основе УМК «Школа России».
Учебник :Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», учебник для 3 класса в 2 частях, издательство Москва «Просвещение» 2017г.
Содержание.
Тема 1. Язык и речь ( 1час)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и
Тема №3.Слово в языке и речи (16 часов)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.
Тема №4. Состав слова (13 часов).
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление).
Тема № 5. Правописание частей слова ( 22 часов).
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Тема №6. Части речи ( 1 час).
Имя существительное ( 26 ч).
Имя прилагательное (16 ч).
Местоимение ( 5ч).
Глагол ( 18ч).
Всего 65 часов.
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Тема №7 Повторение изученного за год ( 7 часов).
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, г
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Тематическое планирование.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Теоретическое обучение, ч.
Тесты.
Контрольн.
работа, ч.
Самостоятельная работа, ч.
Развитие речи
Изложение
Сочинение
I.
Язык и речь .
1 ч
1
1
II
Текст.
1ч
1
1
III
Предложение.
10 ч
8
2
1
1
IV
Слово в языке и речи.
16 ч
15
3
1
1
2
V
Состав слова.
13ч
10
4
1
1
1
1
VI
Правописание частей слова.
22 ч
17
2
2
1
2
1
VII
Части речи.
1 ч
1
VIII
Имя существительное.
26ч
20
4
3
2
2
2
IX
Имя прилагательное.
16ч
13
3
1
1
1
2
X
Местоимение.
5ч
4
1
1
X I
Глагол.
18ч
15
2
1
1
XII
Повторение.
7ч
5
2
1
1
1
Итого
136ч
103
25
11
7
12
6
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Характеристика деятельности
Дата проведения
Планируемая
Фактическая
I.
Язык и речь .
1 ч
Определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу
Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
Регулятивные: Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
Коммуникативные: Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
- Критично относиться к своему мнению
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела;
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами:
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.
Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Регулятивные:
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью
-Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела;
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами:
1
Наша речь. Виды речи.
1
I I.
Текст .
1ч
2
Текст. Типы текстов.
1
III.
Предложение.
10 ч
3
Виды предложений по цели высказывания.
1
4
Виды предложений по интонации.
1
5
Предложение с обращением.
1
6
Р Обучающее изложение.
1
7
Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения.
1
8
Главные и второстепенные члены предложения.
1
9
Простое и сложное предложения.
1
10
Словосочетание.
1
11
Словосочетание.
1
12
Контрольный диктант №1 по теме «Предложение».
1
IV.
Слово в языке и речи.
16 ч
13
Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
1
14
Синонимы и антонимы. Омонимы.
1
15
Слово и словосочетание.
1
16
Фразеологизмы.
1
17
Р Обучающее изложение.
1
18
Части речи. Имя существительное.
1
19
Имя прилагательное.
1
20
Глагол.
1
21
Что такое имя числительное?
1
22
Однокоренные слова.
1
23
Звуки и буквы .Гласные и согласные звуки.
1
24
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь.
1
25
Р Обучающее изложение.
1
26
Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного.
1
27
Проект «Рассказ о слове».
1
28
Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи.»
1
V
Состав слова.
13ч
29
Работа над ошибками. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?
1
30
Сложные слова.
1
31
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
1
32
Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
1
33
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
1
34
Значения суффиксов.
1
35
Р Сочинение по картине А.А.Рылова.
1
36
Работа над ошибками. Что такое основа слова?
1
37
Обобщение знаний о составе слова.
1
38
Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова».
1
39
Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.
1
40
Обучающее изложение.
1
41
Работа над ошибками. Проект «Семья слов».
1
VI
Правописание частей слова.
22 ч
42
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
43
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
44
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
1
45
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
1
46
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
1
47
Р Обучающее изложение.
1
48
Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
49
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
50
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
51
Правописание слов с удвоенными согласными.
1
52
Р Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка».
1
53
Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов».
1
54
Правописание суффиксов и приставок.
1
55
Правописание суффиксов и приставок.
1
56
Правописание суффиксов и приставок.
1
57
Правописание приставок и предлогов.
1
58
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
1
59
Разделительные твёрдые и мягкие знаки.
1
60
Разделительные твёрдые и мягкие знаки.
1
61
Р Обучающее изложение.
1
62
Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слов».
1
63
Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь».
1
VII
Части речи.
1ч
64
Части речи.
VIII
Имя существительное .
26ч
65
Имя существительное и его роль в речи.
1
66
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
1
67
Р Обучающее изложение.
1
68
Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные.
1
69
Проект «Тайна имени».
1
70
Число имён существительных.
1
71
Род имён существительных.
1
72
Словарный диктант.
1
73
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
1
74
Р Обучающее изложение.
1
75
Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное».
1
76
Работа над ошибками. Склонение имен существительных.
1
77
Падеж имен существительных.
1
78
Падеж имен существительных.
1
79
Р Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
1
80
Работа над ошибками. Именительный падеж.
1
81
Родительный падеж.
1
82
Дательный падеж.
1
83
Винительный падеж.
1
84
Творительный падеж.
1
85
Предложный падеж.
1
86
Обучающее изложение.
1
87
Все падежи. Самостоятельная работа.
1
88
Р Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».
1
89
Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное».
1
90
Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка».
1
IX
Имя прилагательное .
16ч
91
Значение и употребление имён прилагательных в речи.
1
Регулятивные:
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
- сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;
- проявлять интерес к различным точкам зрения. Познавательные:
- делать выводы на основе обобщения знаний;
- извлекать информацию, представленную в разных формах;
- пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия. Коммуникативные:
Р Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками».
1
105
Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное».
1
106
Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках».
1
X
Местоимение .
5ч
107
Личные местоимения.
1
108
Изменение местоимений по родам.
1
109
Местоимение.
1
110
Местоимения. Тест.
1
111
Р Обучающее изложение.
1
XI
Глагол.
18ч
112
Работа над ошибками. Значение и употребление глаголов в речи.
1
Познавательные:
- находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы;
- делать выводы на основе обобщения знаний;
- пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия.
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения
- Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого
Регулятивные: Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
Коммуникативные:
Читать вслух и про себя тексты учебников
113
Значение и употребление глаголов в речи.
1
114
Неопределённая форма глаголов.
1
115
Неопределённая форма глаголов.
1
116
Число глаголов.
1
117
Число глаголов.
1
118
Времена глаголов.
1
119
Времена глаголов. Второе лицо.
1
120
Изменение глаголов по временам.
1
121
Изменение глаголов по временам.
1
122
Р Обучающее изложение.
1
123
Работа над ошибками. Род глаголов в прошедшем времени.