Просмотр содержимого документа
«Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них.»
Тема: Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них.
Целевая аудитория: 8 класс
Цели: дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, вырабатывать умения находить их в предложении, правильно ставить знаки препинания.
Ход урока
Орг.момент (приветствие учащихся)
Повторение изученного материала (самостоятельная работа на раздаточных материалах)
В тексте заменить выделенные глаголы деепричастиями, образовав деепричастные обороты. Записать полученные предложения. (на выполнение 5 минут). (листочки собрать)
В воздухе пахнет весной. Деревья в лесу отбрасывают на снег лиловые тени и стоят неподвижно.
Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Почти над самой головой послышались звонкие удары. Это лесной музыкант – дятел выбрал сухое дерево и барабанит по нему. Прислушаешься внимательно и непременно услышишь эти звуки. Дятел – барабанщик как бы перекликается с кем-то и торжественно приветствует приход весны.
Вот прогрелась лучами мартовского солнца и свалилась с макушки дерева белая шапка, она рассыпалась снежной пылью. Ветка освободилась от зимних оков и долго еще колышется точно живая.
Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
В устной и письменной речи часто необходимы уточнения и конкретизация сообщения. Для этого используются уточняющие члены предложения, выраженные обстоятельством или дополнением. На письме они выделяются запятыми, в устной речи – интонацией. Уточняющими могут быть любые члены предложения. Чаще всего в качестве уточнения употребляются обстоятельства места и времени.
Например, (написать на доске и показать, где уточнение)
Обозрасположилсяв стороне* от деревни, на берегу реки.
(расположился (где?) в стороне, и уточнение, а в стороне (где конкретно?) на берегу реки – обстоятельство места)
Чтение учащимися теоретических сведений и правил на с. 182-183.
Выполнение упражнений.
Упр. 324 (устно, прочитать, найти уточняющие члены предложения).
Упр. 326 (комментированное письмо) – работа у доски с объяснением.
Закрепление изученного материала. Выбрать из класса 5 сильных учеников и раздать каждому по одному предложению. По очереди вызывать к доске. Ученик записывает свое предложение на доске, находит в предложении уточнение и правильно ставит знаки препинания, а остальные работают в тетрадях.
Мы отправились в лес и бродили долго, до вечера.
В лесу, под деревьями, снег лежит еще почти везде.
Было очень тепло, даже жарко.
Вопреки ожиданию, ночь была теплая, несмотря на безоблачное небо.
Весь май, за исключением нескольких ясных и солнечных дней, шли беспрерывные дожди.
Подведение итогов. Рефлексия.
- как вы понимаете обособление уточняющих членов предложения.
- чем отличаются уточняющие члены предложения от обособленных? (уточняющими могут быть любые члены предложения)
- почему эти члены предложения называются уточняющими?
Домашнее задание.
П.52 – знать теорию, Упр. 325
В тексте заменить выделенные глаголы деепричастиями, образовав деепричастные обороты. Записать полученные предложения. (на выполнение 5 минут).
В воздухе пахнет весной. Деревья в лесу отбрасывают на снег лиловые тени и стоят неподвижно.
Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Почти над самой головой послышались звонкие удары. Это лесной музыкант – дятел выбрал сухое дерево и барабанит по нему. Прислушаешься внимательно и непременно услышишь эти звуки. Дятел – барабанщик как бы перекликается с кем-то и торжественно приветствует приход весны.
Вот прогрелась лучами мартовского солнца и свалилась с макушки дерева белая шапка, она рассыпалась снежной пылью. Ветка освободилась от зимних оков и долго еще колышется точно живая
В тексте заменить выделенные глаголы деепричастиями, образовав деепричастные обороты. Записать полученные предложения. (на выполнение 5 минут).
В воздухе пахнет весной. Деревья в лесу отбрасывают на снег лиловые тени и стоят неподвижно.
Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Почти над самой головой послышались звонкие удары. Это лесной музыкант – дятел выбрал сухое дерево и барабанит по нему. Прислушаешься внимательно и непременно услышишь эти звуки. Дятел – барабанщик как бы перекликается с кем-то и торжественно приветствует приход весны.
Вот прогрелась лучами мартовского солнца и свалилась с макушки дерева белая шапка, она рассыпалась снежной пылью. Ветка освободилась от зимних оков и долго еще колышется точно живая
В тексте заменить выделенные глаголы деепричастиями, образовав деепричастные обороты. Записать полученные предложения. (на выполнение 5 минут).
В воздухе пахнет весной. Деревья в лесу отбрасывают на снег лиловые тени и стоят неподвижно.
Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Почти над самой головой послышались звонкие удары. Это лесной музыкант – дятел выбрал сухое дерево и барабанит по нему. Прислушаешься внимательно и непременно услышишь эти звуки. Дятел – барабанщик как бы перекликается с кем-то и торжественно приветствует приход весны.
Вот прогрелась лучами мартовского солнца и свалилась с макушки дерева белая шапка, она рассыпалась снежной пылью. Ветка освободилась от зимних оков и долго еще колышется точно живая
Мы отправились в лес и бродили долго до вечера.
В лесу под деревьями снег лежит еще почти везде.
Было очень тепло даже жарко.
Вопреки ожиданию ночь была теплая несмотря на безоблачное небо.
Весь май за исключением нескольких ясных и солнечных дней шли беспрерывные дожди.