Выпрямляем свои спинки, На носочках потянулись, Вправо-влево повернулись И друг другу улыбнулись. Раз, два, три, четыре, пять Урок пора нам начинать.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Введение в тему урока.
На уроках русского языка мы знакомились с богатством, точностью и выразительностью русского языка. И в этом помогали нам различные слова, которые необходимы человеку для общения.
“Человек нашёл слова для всего, что обнаружено во вселенной, но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает”. С.Я. Маршак.
Слайд № 2
– Слова какой части речи обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояние предмета и т.д.?
(Имена существительные)
– Без меня не обходится ни одно действие, все предметы остаются неподвижными.
(Глагол)
– Я обозначаю признак предмета, делаю речь богатой и выразительной.
(Имя прилагательное)
– А я указываю на предмет, но не называю его.
(Местоимение)
– О местоимении.
Но это далеко не все части речи, которыми богат русский язык.
2. Создание проблемной ситуации.
Постановка учебной задачи.
Запиши слова по группам. ( Считать, ты, девять, карандаши, деревянный, он, быстрый, второй, пенал, умножить, шесть, умный, парта, вычитать, вы)
Слайд № 3
Слайд № 4
– Какие слова вы не записали? ( девять, второй, шесть)Слайд № 5
(Имена числительные)
Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи «Имя числительное», получим новые знания об этой части речи.
III. Формирование новых знаний.
1. Знакомство с именем числительным.
Итак, что же такое имя числительное?
Везде и во всём нас окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Из них и возникло многообразие числительных, позволяющих не только вести счёт, но и употреблять их в речи, использовать в пословицах, загадках, фразеологизмах.
Имя числительное – это часть речи, которая называет количество предметов или порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? который? Слайд № 6
Имя числительное самостоятельная часть речи, обладающая, как и другие части речи своими грамматическими признаками.
– Приведите примеры числительных, ответив на вопросы. – Сколько тебе лет? – В каком классе ты учишься? – Сколько учеников в нашем классе? – На каком этаже находится наш класс?Слайд №7
– Поставим вопросы к числительным.
Сколько?
Какой? В котором?
Сколько?
На каком? На котором? – Все ли вопросы одинаковы?
(Нет)
Правильно.
Имена числительные, которые обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? – это количественные числительные. Слайд № 8
Имена числительные, которые называют порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы который? какой? какая? какое? какие? – порядковые числительные. Слайд № 9
2. Задание: Напишите числа первого десятка в форме количественных и порядковых числительных. Слайд № 10
Сколько? Который?
один первый
двавторой
три третий
четыре четвёртый
пять пятый
шесть шестой
семь седьмой
восемь восьмой
девять девятый
3. Задание:упр.420 с.159
1) Сколько лет жили старик со старухой в сказке “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина?
2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
3) Сколько богатырей было в “Сказке о мертвой царевне”?
4) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?
5) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением “ очень похожи, одинаковые”?
Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, два зайца, две капли.
– На какой вопрос отвечают эти числительные?
– Что они обозначают?
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа с пословицами.
Эти имена числительные используются в пословицах и поговорках, которые являются народной мудростью русского народа. Пословицы делают нашу речь более богатой и выразительной.
Игра “Собери пословицу”. Слайд № 11
Обещанного а имей сто друзей
Семь раз отмерь тем работа второй дом
В одно ухо влетело три года ждут
Не имей сто рублей один раз отрежь
Кто живёт своим трудом в другое вылетело
– Определите, какие числительные в пословицах являются количественными, а какие – порядковыми. Докажи. Напиши вверху вопрос (работа с карточками).
Раз, два, три, четыре, Кто живёт у нас в квартире? Раз, два, три, четыре, пять, Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестра, Кошка Мурка, два кота, Мой сверчок, щегол и я – Вот и вся моя семья.
– Какие числительные порядковые и количественные встретились в физкультминутке
– На какие вопросы отвечают?
V. Работа в тетради упр.421
Прочитать пословицы и поговорки. Числительные написать словами и подчеркнуть.
Задание: решить примеры, ответы написать прописью. Это и будет темой нашего следующего урока «Правописание числительных».
5+8=
13+14=
21+9=
VI. Подведение итогов.
– Что вы узнали об имени числительном?
– Как вы считаете, что на уроке удалось, а над чем ещё надо поработать?
Рефлексия.
– Оцените свою работу на уроке цифрой первого десятка.
Майтюбекская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок
по русскому языку
в 4 классе
Тема: «Имя числительное»
Провела: Майманова Жанар Кабыкеновна
Майтюбекская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок
по познанию мира
в 4 классе
Тема: «Естественные места произрастания растений и обитания животных. Луга. Растения и животные луга.»