Методический материал к уроку русского языка "Комплексный анализ текста"
Методический материал к уроку русского языка "Комплексный анализ текста"
Методический материал к уроку русского языка "Комплексный анализ текста" предполагает шаги по закреплению навыков выразительного чтения учащихся; возможности научить озаглавливать текст, составлять план, определять тему, идею текста; развивать навыки определения и доказательства стиля и типа речи; научить объяснять орфограммы и пунктограммы в данном тексте; научить производить различные виды грамматических разборов.
Комплексный анализ текста может проводиться с разной степенью полноты, может включать в себя разные виды анализов. Такая работа формирует у учащихся аналитические способности, заставляя более осмысленно и осознанно подходить к содержанию и оформлению текста (да и своей работы, будь то сочинение, сообщение, реферат), скрупулезно наблюдать за художественными особенностями и выразительными возможностями языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический материал к уроку русского языка "Комплексный анализ текста" »
Комплексный анализ текста
Цели: Закрепить навыки выразительного чтения; научить озаглавливать текст, составлять план, определять тему, идею текста; развивать навыки определения и доказательства стиля и типа речи; научить объяснять орфограммы и пунктограммы в данном тексте; научить производить различные виды грамматических разборов.
Ход урока
Текст
Родина серебристой ели – Канада. Продолжительность жизни этого дерева 500-800 лет. Но серебристая ель выр_щенная в п_томнике под городом Нальчиком ещё совсем молода.
Выр_стил эту ель строгую и гордую старый селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко удосто_ый за это Государственной премии. Нелёгок был его труд. (Н_) как (н_)всходили семена в (не)привычных (не)подходящих для них условиях. Но терпение и опыт селекционера победили. Последние три килограмма семян оставшиеся после гибели первых всходов он высадил в еловые опилки. И тысячи крепких всходов почувствовавших родную среду потянулись к солнцу.
Первая из выращ_ых в питомнике серебристых елей уехала на Днепрогэс. Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля и на Мамаевом кургане и возле Брестской крепости.
(По В. Черткову)
Работа с орфограммой
Выращенная – в корнях с чередованием – раст---ращ---рос- перед щ пишется буква а.
Питомнике – в корне слова пишется безударная непроверяемая гласная и, правописание слова нужно запомнить.
Вырастил – корнях с чередованием – раст---ращ---рос- перед ст пишется а.
Удостоенный – в суффиксе полного страдательного причастия пишется нн; в причастии перед нн пишется буква е, так как оно образовано от глагола на – ить(удостоить).
Никак – в отрицательном наречии без ударения пишется приставка ни-.
Не всходили – отрицательная частица не с глаголом пишется раздельно.
Непривычных – не с полным прилагательным пишется слитно, так как нет противопоставления, нет зависимых слов, прилагательное можно заменить синонимом без не.
Не подходящих – не с полным причастием пишется раздельно, так как при причастии есть зависимые слова.
Терпение – в корне слова пишется безударная проверяемая гласная е, так как есть проверочное слово терпит.
Выращенных – в суффиксе полного страдательного причастия пишется нн; в причастии перед нн пишется буква е, так как оно образовано от глагола на – ить (вырастить).
Далее учащиеся объясняют пунктограммы.
Родина серебристой ели – Канада.
- в этом предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, так как подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
Но серебристая ель, /выращенная в питомнике под городом Нальчиком/, еще совсем молода – и в этом предложении обособляется согласованное, определение, выраженное причастным оборотом, так как оно стоит после определяемого слова.
Вырастил эту ель, /строгую и гордую/, старый селекционер… - в этом предложении обособляется согласованное, нераспространенное определение, выраженное двумя одиночными прилагательными, связанными союзам и, так как оно стоит после определяемого слова.
Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля, и Мамаевском кургане, и возле Брестской крепости – в этом предложении запятая ставится при однородных членах, так как есть повторяющийся союз и.
Далее при необходимости можно провести логическую работу такого типа:
Что такое Канада? Где она находится? (Объяснить, показать на карте).
Выяснить что такое Нальчик, Днепрогэс, Мамаев курган, Брестская крепость, где она находятся.
Найти в словаре точное значение слов питомник, селекционер и при необходимости записать их в тетрадь.
Выяснить у учащихся, видели ли они серебристую ель, и ответить на такие вопросы:
Родина серебристой ели?
Почему было трудно вырастить ель у нас?
Благодаря чему была выращена серебристая ель даже в непривычных для нее условиях?
Где теперь можно увидеть это дерево?
Затем учащимся даются такие задания:
Докажите, что это текст (Учащиеся отвечают примерно следующее: это текст, так как он состоит из нескольких предложений, которые тесно связаны между собой по смыслу и грамматически.)
Озаглавьте текст. (Предлагается несколько вариантов, но ребята останавливаются на одном: Ель Ковтуненко.)
Определите тему текста. (Нелегкий труд по выращиванию серебристой ели у нас в стране.)
Сформулируйте основную мысль текста (идею) текста. В каких предложениях она заключена? (Основная мысль – можно достигнуть всего, даже самого невозможного, если есть большое желание, терпение, умения, знания, опыт. Эту мысль можно извлечь из таких предложений: Нелегок был его труд. Но терпение и опыт селекционера победили.)
Можно задать вопрос: на что указывает ваш заголовок – на тему текста или на его идею?
Найдите ключевые слова, которые подтверждают тему и идею текста. (Ключевые слова: серебристая ель, питомник, труд, селекционер, терпение, опыт, семена, всходы…)
Составьте план текста. (План ребята предложили следующий.)
Ель Ковтуненко
План
Родина серебристой ели – Канада.
Нелегкий путь селекционера Ковтуненко.
Путешествие серебристой ели по стране.
Следующее задание – определить стиль текста и аргументировать свое мнение.
При выполнении этой непростой работы учащимся хорошо помогают подготовленные мною справочные материалы, которые собраны в специальных папках и выдаются при необходимости на урок на каждую парту. В этих папках есть следующие материалы: «Фигуры речи», «Изобразительно – выразительные средства языка». Эти характеристики я составила сама, выбирая материал из разных источников; они, наверное, не вполне совершенны, их можно изменить, дополнить, но для учащихся школы, я думаю, они приемлемы. Учащиеся говорят, что этот текст написан в публицистическом стиле. Теперь им предстоит самое главное – доказать это утверждение. Вот для этого они и воспользуются листом «Характеристика публицистического стиля речи». С пунктами 1-5 поработать фронтально, а с пунктами 6-8 лучше работать в парах или по группам. Необходимо дать какое-то время на подготовку, чтобы ученики смогли всё обдумать, сделать нужные записи. В результате совместной работы получается примерно такое доказательство.
Данный текст можно отнести к публицистическому стилю речи, так как:
1). Он написан с целью сообщения значимой информации, привлечения внимания читателя и слушателя к событию в общественной и научной жизни страны, с целью уважения к работе наших специалистов и гордости за их деятельность;
2). Этот текст представляет собой, вероятно, статью в газете или журнале;
3.) Для данного текста характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, доходчивость изложения;
4.) Этот текст имеет следующие лексические особенности: широко используются общеупотребительные слова общественной и профессиональной сферы (родина, жизнь, город, премия, труд, питомник, селекционер, семена, всходы, среда…); используются изобразительно-выразительные средства языка – эпитеты (строгая, гордая ель, крепкие всходы),олицетворения (тысячи всходов, почувствовавших родную среду, потянулись к солнцу; ель уехала, ель встала);
5). Для данного текста характерны такие морфологические особенности: использование существительных в р.п. в роли не согласованных определений (у стен Кремля, ель Ковтуненко, терпение и опыт селекционера…), использование в роли сказуемых возвратных глаголов (потянулись);
6). В данном тексте используются следующие синтактические особенности публицистического стиля: короткие предложения (Родина серебристой ели-Канада. Нелегок был его труд.); многочисленное использование причастных оборотов; использование однородных членов, причём в последнем предложении используется такая фигура речи, как инверсия (Вырастил эту ель, строгую и гордую, старый селекционер… Нелегок был его труд. Никак не всходили семена…), чтобы выделить главные по смыслу слова.
Определить тип речи.
Этот текст представляет собой повествование, так как в нём идёт изображение конкретного события. Характерна для данного типа речи композиция: можно чётко выразить экспозицию (первый абзац), завязку, развитие действия, кульминацию (второй абзац) и развязку (третий и четвёртый абзацы).
Наряду с повествованием можно выделить и другой тип речи-описание. Он используется во втором абзаце текста, где идет последовательное описание работы селекционера по выращиванию серебристой ели из семян. Для данного типа речи характерна параллельная связь между предложениями внутри второго абзаца.
В конце урока делается вывод о том, как надо строить текст, как использовать стилистические особенности, выразительные средства языка, чтобы раскрыть тему, донести до читателя основную мысль, сделать чтение познавательным, полезным и приятным.
Комплексный анализ текста может проводиться с разной степенью полноты, может включать в себя разные виды анализов. Такая работа формирует у учащихся аналитические способности, заставляя более осмысленно и осознанно подходить к содержанию и оформлению текста (да и своей работы, будь то сочинение, сообщение, реферат), скрупулезно наблюдать за художественными особенностями и выразительными возможностями языка.