kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический материал к уроку русского языка "Комплексный анализ текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Методический материал к уроку русского языка "Комплексный анализ текста" предполагает шаги по закреплению  навыков выразительного чтения учащихся; возможности научить озаглавливать текст, составлять план, определять тему, идею текста; развивать навыки определения и доказательства стиля и типа речи; научить объяснять орфограммы и пунктограммы в данном тексте; научить производить различные виды грамматических разборов.

       Комплексный анализ текста может проводиться с разной степенью полноты, может включать в себя разные виды анализов. Такая работа формирует у учащихся аналитические способности, заставляя более осмысленно и осознанно подходить к содержанию и оформлению текста (да и своей работы, будь то сочинение, сообщение, реферат), скрупулезно наблюдать за художественными особенностями и выразительными возможностями языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал к уроку русского языка "Комплексный анализ текста" »

Комплексный анализ текста


Цели: Закрепить навыки выразительного чтения; научить озаглавливать текст, составлять план, определять тему, идею текста; развивать навыки определения и доказательства стиля и типа речи; научить объяснять орфограммы и пунктограммы в данном тексте; научить производить различные виды грамматических разборов.

Ход урока

Текст


Родина серебристой ели – Канада. Продолжительность жизни этого дерева 500-800 лет. Но серебристая ель выр_щенная в п_томнике под городом Нальчиком ещё совсем молода.

Выр_стил эту ель строгую и гордую старый селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко удосто_ый за это Государственной премии. Нелёгок был его труд. (Н_) как (н_)всходили семена в (не)привычных (не)подходящих для них условиях. Но терпение и опыт селекционера победили. Последние три килограмма семян оставшиеся после гибели первых всходов он высадил в еловые опилки. И тысячи крепких всходов почувствовавших родную среду потянулись к солнцу.

Первая из выращ_ых в питомнике серебристых елей уехала на Днепрогэс. Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля и на Мамаевом кургане и возле Брестской крепости.

(По В. Черткову)

Работа с орфограммой

Выращенная – в корнях с чередованием – раст---ращ---рос- перед щ пишется буква а.

Питомнике – в корне слова пишется безударная непроверяемая гласная и, правописание слова нужно запомнить.

Вырастил – корнях с чередованием – раст---ращ---рос- перед ст пишется а.

Удостоенный – в суффиксе полного страдательного причастия пишется нн; в причастии перед нн пишется буква е, так как оно образовано от глагола на – ить (удостоить).

Никак – в отрицательном наречии без ударения пишется приставка ни-.

Не всходили – отрицательная частица не с глаголом пишется раздельно.

Непривычныхне с полным прилагательным пишется слитно, так как нет противопоставления, нет зависимых слов, прилагательное можно заменить синонимом без не.

Не подходящихне с полным причастием пишется раздельно, так как при причастии есть зависимые слова.

Терпение – в корне слова пишется безударная проверяемая гласная е, так как есть проверочное слово терпит.

Выращенных – в суффиксе полного страдательного причастия пишется нн; в причастии перед нн пишется буква е, так как оно образовано от глагола на – ить (вырастить).

Далее учащиеся объясняют пунктограммы.


Родина серебристой ели – Канада.

- в этом предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, так как подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.

Но серебристая ель, /выращенная в питомнике под городом Нальчиком/, еще совсем молода – и в этом предложении обособляется согласованное, определение, выраженное причастным оборотом, так как оно стоит после определяемого слова.

Вырастил эту ель, /строгую и гордую/, старый селекционер… - в этом предложении обособляется согласованное, нераспространенное определение, выраженное двумя одиночными прилагательными, связанными союзам и, так как оно стоит после определяемого слова.


Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля, и Мамаевском кургане, и возле Брестской крепости – в этом предложении запятая ставится при однородных членах, так как есть повторяющийся союз и.

Далее при необходимости можно провести логическую работу такого типа:

  1. Что такое Канада? Где она находится? (Объяснить, показать на карте).

  2. Выяснить что такое Нальчик, Днепрогэс, Мамаев курган, Брестская крепость, где она находятся.

  3. Найти в словаре точное значение слов питомник, селекционер и при необходимости записать их в тетрадь.

  4. Выяснить у учащихся, видели ли они серебристую ель, и ответить на такие вопросы:


  1. Родина серебристой ели?

  2. Почему было трудно вырастить ель у нас?

  3. Благодаря чему была выращена серебристая ель даже в непривычных для нее условиях?

  4. Где теперь можно увидеть это дерево?

Затем учащимся даются такие задания:

  1. Докажите, что это текст (Учащиеся отвечают примерно следующее: это текст, так как он состоит из нескольких предложений, которые тесно связаны между собой по смыслу и грамматически.)

  2. Озаглавьте текст. (Предлагается несколько вариантов, но ребята останавливаются на одном: Ель Ковтуненко.)

  3. Определите тему текста. (Нелегкий труд по выращиванию серебристой ели у нас в стране.)

  4. Сформулируйте основную мысль текста (идею) текста. В каких предложениях она заключена? (Основная мысль – можно достигнуть всего, даже самого невозможного, если есть большое желание, терпение, умения, знания, опыт. Эту мысль можно извлечь из таких предложений: Нелегок был его труд. Но терпение и опыт селекционера победили.)

  5. Можно задать вопрос: на что указывает ваш заголовок – на тему текста или на его идею?

  6. Найдите ключевые слова, которые подтверждают тему и идею текста. (Ключевые слова: серебристая ель, питомник, труд, селекционер, терпение, опыт, семена, всходы…)

  7. Составьте план текста. (План ребята предложили следующий.)


Ель Ковтуненко

План

  1. Родина серебристой ели – Канада.

  2. Нелегкий путь селекционера Ковтуненко.

  3. Путешествие серебристой ели по стране.


  1. Следующее задание – определить стиль текста и аргументировать свое мнение.

При выполнении этой непростой работы учащимся хорошо помогают подготовленные мною справочные материалы, которые собраны в специальных папках и выдаются при необходимости на урок на каждую парту. В этих папках есть следующие материалы: «Фигуры речи», «Изобразительно – выразительные средства языка». Эти характеристики я составила сама, выбирая материал из разных источников; они, наверное, не вполне совершенны, их можно изменить, дополнить, но для учащихся школы, я думаю, они приемлемы. Учащиеся говорят, что этот текст написан в публицистическом стиле. Теперь им предстоит самое главное – доказать это утверждение. Вот для этого они и воспользуются листом «Характеристика публицистического стиля речи». С пунктами 1-5 поработать фронтально, а с пунктами 6-8 лучше работать в парах или по группам. Необходимо дать какое-то время на подготовку, чтобы ученики смогли всё обдумать, сделать нужные записи. В результате совместной работы получается примерно такое доказательство.

Данный текст можно отнести к публицистическому стилю речи, так как:

1). Он написан с целью сообщения значимой информации, привлечения внимания читателя и слушателя к событию в общественной и научной жизни страны, с целью уважения к работе наших специалистов и гордости за их деятельность;

2). Этот текст представляет собой, вероятно, статью в газете или журнале;

3.) Для данного текста характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, доходчивость изложения;

4.) Этот текст имеет следующие лексические особенности: широко используются общеупотребительные слова общественной и профессиональной сферы (родина, жизнь, город, премия, труд, питомник, селекционер, семена, всходы, среда…); используются изобразительно-выразительные средства языка – эпитеты (строгая, гордая ель, крепкие всходы),олицетворения (тысячи всходов, почувствовавших родную среду, потянулись к солнцу; ель уехала, ель встала);

5). Для данного текста характерны такие морфологические особенности: использование существительных в р.п. в роли не согласованных определений (у стен Кремля, ель Ковтуненко, терпение и опыт селекционера…), использование в роли сказуемых возвратных глаголов (потянулись);

6). В данном тексте используются следующие синтактические особенности публицистического стиля: короткие предложения (Родина серебристой ели-Канада. Нелегок был его труд.); многочисленное использование причастных оборотов; использование однородных членов, причём в последнем предложении используется такая фигура речи, как инверсия (Вырастил эту ель, строгую и гордую, старый селекционер… Нелегок был его труд. Никак не всходили семена…), чтобы выделить главные по смыслу слова.


  1. Определить тип речи.


Этот текст представляет собой повествование, так как в нём идёт изображение конкретного события. Характерна для данного типа речи композиция: можно чётко выразить экспозицию (первый абзац), завязку, развитие действия, кульминацию (второй абзац) и развязку (третий и четвёртый абзацы).

Наряду с повествованием можно выделить и другой тип речи-описание. Он используется во втором абзаце текста, где идет последовательное описание работы селекционера по выращиванию серебристой ели из семян. Для данного типа речи характерна параллельная связь между предложениями внутри второго абзаца.


В конце урока делается вывод о том, как надо строить текст, как использовать стилистические особенности, выразительные средства языка, чтобы раскрыть тему, донести до читателя основную мысль, сделать чтение познавательным, полезным и приятным.

Комплексный анализ текста может проводиться с разной степенью полноты, может включать в себя разные виды анализов. Такая работа формирует у учащихся аналитические способности, заставляя более осмысленно и осознанно подходить к содержанию и оформлению текста (да и своей работы, будь то сочинение, сообщение, реферат), скрупулезно наблюдать за художественными особенностями и выразительными возможностями языка.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методический материал к уроку русского языка "Комплексный анализ текста"

Автор: Кокошко Елена Александровна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 141975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ. "
    ["seo_title"] => string(46) "komplieksnyi-analiz-tieksta-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "107949"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403512935"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "101023"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402403410"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "рабочая программа по русскому языку 6 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "103918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402648945"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Урок русского языка в 10 кл.Сложноподчиненные предложения. Совершенствование пунктуационных навыков и умений "
    ["seo_title"] => string(124) "urok-russkogho-iazyka-v-10-kl-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-soviershienstvovaniie-punktuatsionnykh-navykov-i-umienii"
    ["file_id"] => string(6) "156939"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421508655"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства