Родная История – …, исходя из содержания стихотворения «Четыре матери».
Составлять и дополнять диалог.
Найти пословицы и поговорки в контексте стихотворения «Четыре матери».
Некоторые учащиеся смогут:
Определять общее в тематике произведений «Четыре матери» М.Шаханова и «Легенда о манкурте» Ч.Айтматова.
Выписать афоризмы в контексте стихотворения «Четыре матери».
Критерии оценивания
Учащийся на уровне А
понимает содержание стихотворения; определяет основную мысль текста. Учащийся на уровне В
участвует в дискуссии;
отбирает более точную информацию, но не в полном объеме. Учащийся на уровне С
проявляет полное понимание содержания стихотворения;
применяет безошибочно правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.
Привитие ценностей
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»:
казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные
связи
Взаимосвязь с предметами:
история
казахский язык
самопознание
Предваритель ные знания
Сложные предложения и знаки препинания в них.
Ход урока
Запланирован ные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Вызов
Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
(К) Создание положительного эмоционального настроя.
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Релаксмузыка
Переход к теме урока
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание
Предтекстовая работа
Развитие речевых навыков: говорение – умение аргументированно высказать свою точку зрения.
Работа с эпиграфом.
Кодекс и безграничное поле поэзии унаследовано Шахановым
от отцовской и мировой культуры…
Ч. Айтматов
Учебник
Составление словосочетаний на русском, казахском, английском языках со словами мать, ана, mother, история, тарих, history.
Работа с глоссарием: благостный, беспамятный, прах.
Учитель помогает учащимся понять новую лексику.
Учащиеся знакомятся с биографией М. Шаханова.
Словарь
Осмысление
Сообщение темы и целей урока.
(К) Работа с текстом. Слушание стихотворения «Четыре матери». Развитие речевых навыков: слушание – учить понимать содержание прозаических произведений, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям.
Учащиеся дописывают свое понимание понятий:
Родная Земля – …
Слово Родное – …
Родные Обычаи – …
Родная История – …
Учащимся необходимо ответить на вопрос: Какая общая тема объединяет «Четыре матери» М. Шаханова и «Легенду о манкурте» Ч.Айтматова? Учащиеся сравнивают содержание данных произведений.
Указывают, что в них общего? Чем они различаются?
Используется прием аналитическое чтение.
Учебник
Послетекстовая работа
Развитие речевых навыков: говорение – развивать умение соблюдать речевые нормы. Каждый учащийся составляет 3-4 реплики.
Составление диалога.
Кто такой Мухтар Шаханов?
Мухтар Шаханов поэт …
Какую премию получил М.Шаханов за книгу «Лики времен»?
1982 г. ….
Как называется книга, написанная в 1995 г в соавторстве с Ч. Айтматовым? - …
Какому поэту-воину посвящена «Нарынкумская трагедия»?
…
Учебник, тетрадь
Работа над грамматической темой урока.
Учащимся необходимо составить 3-4 сложносочиненных предложения, учитывая тематику урока, и объяснить расстановку знаков препинания. Развитие речевых навыков: письмо – учащиеся составляют 3-4 сложносочиненных предложения по теме урока.
Упражнение на внимание
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по звуку гонга отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется. Проигравшие должны спеть им хором песню о Родине или матери.
Релаксмузыка
Рефлексия
Итог урока. Проверка усвоения материала.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Назовите несколько важных, на ваш взгляд, фактов из биографии М. Шаханова.
Родная Земля – …
Слово Родное – …
Родные Обычаи – …
Родная История – … для вас это…
СПП с соединительными союзами – это…
Стратегия формативного оценивания: Оценка «превращения» знаний и достижения целей: учащиеся строят высказывания «Я не знал…- Теперь я знаю…».
В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее (на выбор учащихся):
Найдите произведения (стихотворные) русских и зарубежных писателей о матери или о Родине.