kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сыныптан тыс ж?мысы: "Ту?ан тілде сыры тере? жаным бар".

Нажмите, чтобы узнать подробности

У каждого человека должны быть обязательно,

кроме родителей, четыре корня, как четыре матери: родная земля, родной язык, родная история, родная культура.

М. Шаханов

Саба?ты? ма?саты:

ü  Елімізде т?рып жат?ан ?лттар арасында?ы досты?пен ынтыма?ты д?ріптеу;

ü  ?р ?лтты? тілі мен д?ст?ріне ??рмет к?рсету;

ü  Мемлекеттік тіл ?аза? тілімізді? ?ыр-сырына тере? ?нілуге, сыйлау?а, ?астерлеуге т?рбиелеу;

ü  Ана тілінде таза, саутты с?йлеуге баулу;

ü  Ту?ан жерге с?йіспеншілігін арттыру, елжанды??а, отаншылды??а т?рбиелеу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сыныптан тыс ж?мысы: "Ту?ан тілде сыры тере? жаным бар". »

Сыныптан тыс жұмысы.
Саяхат сабағы:
«Туған тілде сыры терең жаным бар».


У каждого человека должны быть обязательно,

кроме родителей, четыре корня, как четыре матери: родная земля, родной язык, родная история, родная культура.

М. Шаханов

Сабақтың мақсаты:

  • Елімізде тұрып жатқан ұлттар арасындағы достықпен ынтымақты дәріптеу;

  • Әр ұлттың тілі мен дәстүріне құрмет көрсету;

  • Мемлекеттік тіл қазақ тіліміздің қыр-сырына терең үнілуге, сыйлауға, қастерлеуге тәрбиелеу;

  • Ана тілінде таза, саутты сөйлеуге баулу;

  • Туған жерге сүйіспеншілігін арттыру, елжандыққа, отаншылдыққа тәрбиелеу.


І жүргізуші: Сәлеметсіздер ме, құрметті ұстаздар мен оқушылар. Сіздерді тілдер мерекесімен құттықтаймыз!

ІІ жүргізуші: Здравствуйте, уважаемые учителя и ученики. Поздравляем Вас с днем Языков народов Казахстана.

/Түрлі түсті карточкалар арқылы оқушылар екі топқа бөлінед/і:

І топ:

ІІ топ:

1 оқушы:

Мен қазақпын, биікпін, байтақ елмін,

Қайта тудым, өмірге қайта келдім.

Мен мың да бір тірілдім мәңгі өлмеске-

Айта бергім келеді, айта бергім.

2 оқушы:

Умирал я тысячу раз

Воскресал, чтоб о жизни продолжить рассказ.

Коли плакал я, солнце на небе темнело

А смеялся-и тьма отступала от глаз.

І жүргізуші: Ал, енді біз өзіміздің саяхатымызды бастайық.

ІІ жүргізуші: Сегодня мы будем путешествовать по замечательной, удивительно красивой стране, стране с древней культурой, стране контрастов, в котором есть и море, и пустыни, степи и горы, вечные снега и таежные леса. По стране, которая вот уже 20 с лишним лет независима.

1 оқушы: Ұлы ел.

Азабынды шеккен ел,

Тозағыңнан өткен ел.

Батысында қар жатса,

Шығысында көктем ел.

Бір шеті мен бір шеті

Жеткізбейтін неткен ел?!

2 оқушы: Удивительная легенда о создании Казахстана /тихо звучит домбыра/.

“В дни сотворения мира бог создал небо и землю, моря и океаны, все страны, все материки, а про Казахстан забыл. Вспомнил в последнюю минуту, а материала уже нет. От разных мест быстренько отхватил он кусочку-краешек от Америки, крошку Италии, отрезок африканской пустыни, полоску Кавказа, сложил и прилепил туда, где положено быть Казахстану”.

Не поверить в эту легенду почти невозможно, потому, что на нашей удивительной земле можно найти все: и вечно голые, будто проклятые небом, пространства безводного солончака, и живописнейшие горы, и голубизну неба, сливающегося с безбрежной гладью моря, и великолепные животворящие леса.

Сиқырлы сандық: “Әліпби-аукцион”.

/Сандықтың ішіндегі сұрақтарға жауап беру/.

ІІ жүргізуші: Ал, балалар! “Әліпби-аукционды” бастайық

“А”-теңіз аты

“Ә”-алғашқы оқулық

“Б”-тәтті мұзды тағам

“Г”-өсімдік

“Ғ”-аспан әлемін шарлайды

“Д”-дене шынықтыру құралы

“Ж”-автокөлік жүретін

“К”-киіз үй қабьбырғасы

“Л”-ешкінің төлі

“М”-оқушылар үйіі

“Н”-ең қадірлі ас-

“О”-балалар құралы

“П”-орыс ақыны

“Р”-гүлдің түрі

“С”-қала аты

“Ә”-әуе көлігі

“Ү-”құстың ваты

“Х”-қазақ телеарнасы

ІІ жүргізуші:

ІІ топ: “Легенды о Боровом”.

В одном из аулов Кокшетау жыл батыр. Был он огромен, ростом с гору. И не водился он ни скем, ходил в олиночку, как в мирное время, так и при встрече с неприятелем. Люди прозвали его...

ІІ жүргізуші: Тіл қай ұлтта, қай елде болса да қастерлі, құдіретті. Тіл-атадан балаға қалып отыратын баға жетпес мұра.

  • Бүгін біздің мектебімізде үлкен қуанышты мереке-ол қандай мереке?

  • Қазақ тілі мемлекеттік мәртебесін қашан алды?

Оқушы:

Ана тілім-менің

Әлдилеген әнім.

Ана тілім-демім,

Ана тілім-жаным.

Оқушы:

Ана тілім-анам,

Аппақ қардай арым.

Мұра еткен бабам,

Жарқыраған шамым.

Оқушы:

Ана тілін білмеген-

Ақылы жоқ желкібас.

Ана тілін сүймеген-

Халқын сүйіп жарытпас.

ІІ жүргізуші: Расскажите легенду о танцующих березах.

Оқушы:

Молодые люди аулов вокруг Бурабая, похоже, были все любителями искусства. Они собирались на лужайке и на берегу озера и проводили игры, пели песни, устраивали танцы. Об этом узнает хан и хочет посмотреть на веселье. Переоделся он в простого джигита и пришел посмотреть веселье молодежи. Никто не узнавал в скромном джигите всесильного хана. Одни игры сменяли другие, и веселье разгорелось вовсю.

Пришла очередь показывать искусство танцев. На середину лужайки вышли девушки, как березки и устремились в хоровод. Развевающиеся белые платья, колыхающиеся на головах перья филинов, мелькание ног, вихрь кружения слились в прекрасное зрелище.

Увлекшись искусством, хан помимо воли воскликнул:

  • О прекрасные феи, будьте счастливы, живите долго!

Заметив хана, кто-то воскликнул:

- О всесильный хан!

Тут все собравшиеся удивились:

  • О всеслильный хан!

Танцующие девушки засуетились, не зная, куда деваться, где спрятаться. Они замерли в танце, да так и остались стоять, превратившись в молодые березки.

ІІ жүргізуші: Балалар, тақпақтар айтуды жалғастырайық.

Оқушы:

Тілім менің!

Осы тілде шежірем, жырым менің,

Асан қайғы арманы,

Қорқыт күйі-

Тағдырыммен тамырлас мұңым менің

Оқушы:

Тілім менің

Жауға айбарым, ұраным, туым менің,

Найзасымен тең ұстап осы тілді,

Намысымды қорғаған Сырым менің

Оқушы:

Тілім менің

Ұлы Абай, Мұқтардай пірім менің,.,.

Тұнығым, рухани жан азығым,

Ол бүлінсе, менің де бүлінгенім.

Оқушы:

Тілм менің

Тілім үшін мың өліп, тірілді елім.

Аралыммен,

Арымен қатар қойып,

Тілді қорғау-парызым бүгін менің

І жүргізуші: Продолжим наше путешествие по земле казахской.

Расскажите легенду о скале Оқжетпес.

Оқушы: Скала Окжетпес-одна из красивейших вершин Кокшетау. Название переводится дословно так: «Не долетит стрела». Многие батыры и джигиты пытались пустить стрелу на вершину горы и попасть в белый платок девушки, чтобы получить ее в жены, но ни одна стела не достигла цели. Разгневался хан на упрямую калмычку и приказал ей спуститься с вершины. Но ослушалась грозного хана красавица-калмычка. Не захотела стать женой грозного хана красавица-калмычка. Бросилась она с вершины горного утеса в воды Голубого залива.

Так погибла красавица-калмычка, бросив вызов ханской воле и всем желающим видеть ее своей женой.

Оқушы:

Мы дружною семьею живем в Казахстане-

Татары, уйгуры и русские с нами.

Так пусть же крепнет во веки веков

Дружба народов всех возрастов.

Оқушы:

Дружба народов не просто слова,

Дружба народов навеки жива.

Дружба народов-счастливые дети,

Колос на ниве и сила в расцвете.

Оқушы:

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица с небом, как травы с лугом,

Как ветер с морем, поля с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Оқушылар /хором/:

Мейірімді бол балаға

Бар әлемде анаға.

Басымызды иеміз,

Бабамыздың тілі деп,

Даламыздың үні деп,

Ана тілін,

Ана тілін,

Ана тілін сүйеміз

І жүргізуші: Знаете ли Вы, что...

  • Население Папуа-Новой Гвинеи говорит на 500 разных языках, что составляет около 10% от общего числа языков в мире. Объясняется такое разнообразие тем, что люди здесь живут в долинах, отгороженных горами одна от другой, и поэтому редко встречаются.

  • По-австралийски нельзя сказать:”На холме стоит дерево, а на нем сидит птица”. Австралиец обязательно назовет породу и растения и животного: “Стоит эвкалипт, а под ним эму. А вопрос, сколько разных птиц, скажем сидит на ветке приведет австралийца в замешательство: как можно прибавить к этому какаду?

  • На островах тихого океана есть народности, знающие только слова “мой брат” или “твой отец”. Они не могут сказать прсто “брат” или просто “отец”.

  • В китайском письме иероглиф, обозначающий “трудность, неприятность” изображаются как две женщины под одной крышей.

ІІ жүргізуші: Осымен біздің мерекеміз аяқталды. Сау болыңыздар!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Сыныптан тыс ж?мысы: "Ту?ан тілде сыры тере? жаным бар".

Автор: Альмишева Ляззат Шайзаевна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234885


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства