Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по русскому языку, 10 класс»
Промежуточная аттестация по русскому языку для 10 класса (2018-2019 учебный год)
Вариант 1
1. Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) На сегодняшний день добывается лишь небольшая часть растворённых в морской воде органических и неорганических элементов и соединений, этих практически неисчерпаемых химических ресурсов Мирового океана, так как ещё не созданы эффективные способы извлечения их из морской воды.
2) Растворённые в морской воде органические и неорганические элементы и соединения — это практически неисчерпаемые химические ресурсы Мирового океана, лишь небольшая часть которых добывается сегодня, так как ещё не созданы эффективные способы извлечения их из морской воды.
3) Растворённые в океанской и морской воде органические и неорганические элементы и соединения являются практически неисчерпаемыми химическими ресурсами Мирового океана, поэтому морскую воду образно называют «морской рудой».
4) Морская вода — сложный химический раствор, в состав которого входят в виде различных минеральных солей почти все известные в природе элементы, однако лишь несколько элементов и соединений находятся в морской воде в относительно больших концентрациях.
5) Растворённые в океанской и морской воде органические и неорганические элементы и соединения являются практически неисчерпаемыми химическими ресурсами Мирового океана; так, например, колоссальные ресурсы пресной воды заключены в айсбергах.
(1)Растворённые в океанской и морской воде органические и неорганические элементы и соединения являются химическими ресурсами Мирового океана. (2)Они практически неисчерпаемы, так как их запасы способны обеспечить потребности человечества на многие сотни лет. (3)В настоящее время добывается лишь небольшая часть химических богатств океанов и морей, человечеством ещё не созданы эффективные технические и технологические способы извлечения многих полезных компонентов из морской воды.
2. Самостоятельно подберите подчинительный составной союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЧАСТЬ, -и, мн. -и, -ей, жен.
1. Доля, отдельная единица, на к-рые подразделяется целое. Разделять на части. Ч. заработка. Ч. публики. Ч. яблока.
2. Предмет как составной элемент какого-н. целого, организма, механизма. Запасные части (детали машин).
3. Раздел, подраздел произведения. Роман в трёх частях. Четыре части симфонии.
4. Отдел какого-н. учреждения. Санитарная ч. Учебная ч. (1) в учебном заведении: отдел, занимающийся непосредственной организацией учебного процесса; 2) в вооружённых силах: организация, занимающаяся подготовкой специалистов из числа сержантов, старшин, солдат, матросов).
5. Область какой-н. деятельности, специальность (разг.). Работать по финансовой части. Это не по моей (твоей и т. д.) части (также перен.: я этим не занимаюсь, это не моё дело).
6. Отдельная войсковая единица. Мотопехотные части. Воинская ч.
7. В России до 1917 г.: административное подразделение города, а также полицейское управление такого подразделения.
8. Районная пожарная команда в городах (устар.) Каланча пожарной части.
9. (в части). Пай, доля (разг.). Быть в части с кем-н.
10. Доля, участь (стар.). Много бед выпало на чью-н. ч.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
созЫв
Отзыв (посла)
добелА
оптОвый
тубдиспансЕр
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Рыбак быстро НАДЕЛ наживку на крючок и забросил удочку в воду.
Особой гордостью державы был океанический РЫБОЛОВЕЦКИЙ флот.
Многие любители лёгкой наживы ОТКЛОНЯЮТСЯ от честной трудовой жизни.
В офисе компании нам ПРЕДОСТАВИЛИ всю необходимую информацию.
Мастер стоял в ГОРДЕЛИВОЙ позе, не сдерживая довольной ухмылки.
Вам нужно выбрать одно из двух альтернативных решений.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
о ПЯТИСТАХ сорока рублях
копчёные ОКОРОКИ
ПОЕЗЖАЙ домой
МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНО
ВЫКЛАДЫВАЙ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
1) Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания.
2) Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.
3)Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны.
4)Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят.
5)Вопреки рекомендаций врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок.
6)Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором.
7)Я с удивлением спросил, что где же крепость.
8)В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство.
9)Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) передёрг..вая, холодн..нький
2) забол..вающий, нищ..нка
3) доходч..вость, стрем..ни
4) вздраг..вающий, потч..вать
5) сбивч..вый, имень..це
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) постро..шь, (можно) наде..ться
2) задерж..вшийся, раду..щийся
3) раскле..шь, намет..ть (план)
4) пропол..шь, упроща..шь
5) (он) расстел..т, заправ..шь
13. В Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Коту Тимофею (не)меньше десяти лет.
Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает.
(Не)сули журавля в небе, дай синицу в руки.
У Насти были (не)правильные, но приятные черты лица.
Николай провалился в тяжкий, (не)облегчающий душу сон.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я ТО(ЖЕ), как и отец, верил в нашу идею, (ПРИ)ЧЁМ не только разумом, но и сердцем.
(ЗА)ТЕМ инструктор объяснил мне, что без специального снаряжения (В)ГЛУБЬ моря опускаться опасно.
О том, ( НА)СКОЛЬКО тяжело было Кате в тот момент, Арсений узнал позже, (В)НАЧАЛЕ следующего года.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего дня дети играли на лужайке, взрослые ТАК(ЖЕ) были во дворе.
Поверните (В)ЛЕВО, пройдите по коридору с множеством кабинетов и, ЧТО(БЫ) вы ни услышали из-за дверей, не останавливайтесь, а идите прямо.
15. Укажите все цифры в порядке возрастания, на месте которых пишется НН.
Человек остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожда(1)ой телеграммы, написа(2)ой белыми буквами на синей стеклянной табличке: «Почта, телеграф, телефон». Однако в этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставле(3)ы карто(4)ыми щитками с категоричным словом «Закрыто».
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.
2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходство так и различие.
3) Жизнь во всех её проявлениях очень интересовала И. Репина и ему претило равнодушие западных художников к общественным проблемам.
4) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.
5) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Никита (1) с трудом выпрямляя ноги (2) и (3) ссыпая с них снег (4) поднялся, и тотчас же мучительный холод пронизал его тело.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Всё стало (1) очевидно (2) с первого взгляда. Гости (3) очевидно (4) и не представляли себе того, что их ожидает вечером.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
У некоторых видов тропических и субтропических рыб на голове имеется присоска (1) с помощью (2) которой (3) они прикрепляются (4) к самым различным животным.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Война была на исходе (1) и (2) хотя до конца её оставался почти год (3) но мы твёрдо знали (4) что победа будет за нами.