Дорогие ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно «Сказка про краски». Если б все на свете было одинакового цвета, Вас бы это рассердило Или радовало это? Кто решился бы отныне, Приходя домой усталым, на зеленой спать перине Под зеленым одеялом? И зеленою водою на рассвете умываться, И зеленым-презеленым Полотенцем утираться? Любоваться, как над вами, Зеленея, птицы реют, Над зелеными домами Ярко солнце зеленеет. Видеть мир привыкли люди Белым. Желтым. Синим. Красным. Пусть же все на свете будет Удивительным и разным.
Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова – имена прилагательные. постановка целей и задач урока.
Запись темы. Имя прилагательное.
4. Работа по карточкам .
Поставить вопрос от существительного к имени прилагательному.( на какие же вопросы отвечает имя прилагательное.
Определить по изображению Цвет, форму ,размер и вкус.( что обозначает имя прилагательное) Изучение новой темы.
Существительное с прилагательным Живет на редкость дружно. Изменит окончание, когда ему так нужно. Оно его не бросит в воде и на земле, Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
По каким признакам можно определить род имени прилагательного? Слайд № 7
Задание №1 Слайд 10
Распредели в три столбика .
Задание № Соотнеси словосочетания, согласуя имя прилагательное с именем существительным в роде.
(Работа в группах.) Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки? Сделаем вывод: Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам. Открываем таблицу. Физкультминутка. ^ Встаем. Игра «Найди лишнего».
Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным. - Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.
Вывод: Чаще всего прилагательные являются определениями, но могут выступать в роли сказуемого. Назовите такие прилагательные. На какой вопрос они отвечают? 2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак». Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным. 1 группа – трава 3 группа – снег 4 группа – море 3) Отгадайте загадки. (Задание выполняется по группам.) 1 группа Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса. Кто же это? (лиса)
Зеленый, сладкий, сахарный. (арбуз) 2 группа На овчарку не похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (волк) Спелое, круглое, сочное. (яблоко) 3 группа Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Шуба для зимы – другого цвета. (заяц) Бурый, мохнатый, косолапый? (медведь) Вывод: Так для чего нужны имена прилагательные? (Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.) Поэтому прилагательные о себе говорят так: С существительными подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука. Но если нас к ним приложить Им веселее станет жить. Домашнее задание: Правило .Составите предложение используя прилагательные