Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Деепричастие"»
Подготовила: Касымханова К.Ж
учитель русского языка и литературы
средней школы № 173 имени А.Молдагуловой
Урок по теме "Деепричастие"
Ход урока
I. Организационный момент.
Запись числа и слов “классная работа”.
II. Новая тема.
1.
Прочитайте тексты и сравните их.
С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы. Вот они опустились на воду и поплыли.
С неба донесся трубный клик лебедей. Всё ниже, ниже большие белые птицы.
Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.
Что общего у этих текстов? (тема – лебеди) Чем отличаются, какими предложениями? Какие предложения выразительнее и почему? Найдите в последнем предложении второго текста слова, обозначающие основное действие. (опустились и поплыли) Какая это часть речи? (глагол) Что обозначает глагол? (глагол – действие) А какие ещё слова позволяют увидеть картину движения? (распрямив, не шевеля, поглядывая) Это глаголы? (нет) Но чем эти слова похожи на глагол? (заключают в себе действие)
Итак, запишем тему урока:
Деепричастие
Цель нашего урока: получить представление о деепричастии как особой форме глагола.
Задачи:
Познакомиться с основными грамматическими признаками, которые свойственны деепричастию;
Уметь отличать деепричастие от глагола.
Мы будем изучать деепричастие по нашему привычному плану. Какому?
План изучения деепричастия.
Грамматическое значение.
Морфологические признаки.
Синтаксические признаки.
Как вы понимаете слово “деепричастие”? Обратимся к его строению.
Деепричастие = Дее + причастие } составное слово
Что нам уже знакомо? (причастие) Что такое причастие? Что может обозначать частица “дее”? К чему же будет причастно? (к действию)
2. Обратимся к справочному материалу.
Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)
Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.
Когда же появился этот термин? Что было прообразом?
3. Запишите последнее предложение из второго текста.
Выполните частичный синтаксический разбор (по членам предложения):
Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.
Проверка.
Какие вопросы вы задавали к деепричастию? (как?, каким образом?) Что есть у деепричастий? (зависимые слова) Что такое деепричастие с зависимыми словами? (деепричастный оборот) От каких же слов зависит деепричастие? (от глаголов-сказуемых) Ещё раз: что обозначает глагол? (действие) Глагол обозначает основное действие, которое выполняет предмет. Какое же действие обозначает деепричастие? (второстепенное, добавочное, дополнительное действие)
Что обозначает глагол и деепричастие?
Глагол – основное действие. Деепричастие – добавочное действие.
4. Выпишите из предложения “глагол + деепричастие” и выполните морфемный разбор слов.
опустились, распрямив; опустились, не шевеля; поплыли, поглядывая.
(Спор об окончании: надо поставить глагол в настоящее время и будущее, при этом деепричастие не изменится.)
Чтение учебника на странице 163.
Какой же признак есть у деепричастия? (неизменяемость)
5.
Может быть, деепричастие (как и причастие) заимствует признаки от какой-то другой части речи? Какие?
Деепричастие, как и причастие, морфологический гибрид.
Давайте обратимся к тексту:
Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само. Прочитайте монолог деепричастия. Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье Причастий и считалось близким родственником действительных, хотя и в краткой форме. Потом меня переселили в новую семью, молодую, только становящуюся на ноги, дали другое имя, хотя родственные связи налицо. В результате этих перемен я утратило многие возможности. Живя под именем Краткого Причастия, я могло занимать высокое положение сказуемого в любом предложении. Я навсегда потеряло право изменяться по родам,числам и падеж, как это было до XYII века. Правда, и Причастиям живется нелегко. Их, как и меня, постоянно ущемляют, подозревают в несамостоятельности. Так и живешь, доказывая всем свою независимость. Конечно, с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец –Глагол. Он много дал мне: и значение действия (хоть и добавочного), и возвратность, и вид. Матери же у нас разные. Своей матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую рольобстоятельства и морфологическую неизменяемость. Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми, как бы подчёркивая свою главенствующую роль. И всё вопросы задаёт как?, каким образом?, почему?. Или ещё лучше: что делая?, что сделав?.
Итак, вы прочитали монолог деепричастия. Выполните самостоятельно следующее задание.
Заполните таблицу.
У деепричастия:
Признаки глагола
Признаки наречия
1. Вид
1. Неизменяемость
2. Возвратность
2. Синтаксич. роль
3. Значение
3. Вопросы
Проверка.
Чтение учебника на странице 163. Что же мы с вами отработали из нашего плана? Что же такое деепричастие?
Сформулируйте определение:
Деепричастие – … глагола, которая обозначает …, объединяет признаки … и …, показывает, каким образом, почему, когда совершается … действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы… .
У деепричастия, как и у причастия, есть особые приметы – это опознавательные морфемы.
Давайте рассмотрим схему и запомним эти опознавательные морфемы.
Деепричастия
Образуется от глагола
-а- -я- -учи- -ючи- -в- -вши- -ши-
Чтение учебника на странице 163.
Выделите эти морфемы в записанных вами деепричастиях.
III. Закрепление.
1. Выполним упражнение № 368.
(Выполняем все вместе – один ученик у доски, комментирует все записи.)
Танцуя; Подорожав; Скрепив; Скрепивши.
2. Обратимся к тексту, по которому вам необходимо выполнить задание.
Выпишите из текста словосочетания “глагол +деепричастие”. Укажите признаки деепричастия и выделите опознавательные морфемы.
Чтобы доехать до Парижа.
Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок. Он на одном написал: “Яд для короля”, на другом – “Яд для королевы”, на третьем – “Яд для первого министра”. Оставив пакетик на видном месте, он стал ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в “злом умысле” и в подтверждение проглотил всё содержимое пакетиков.
Проверка:
Написал, насыпав – сов. вид, невозвр. Стал ждать, оставив – сов. вид, невозвр. Прочла, убирая – несов. вид, невозвр. Вызвал, всполошившись – сов. вид, возвр. Признался, представ – сов. вид, невозвр.
IV. Итог урока.
Что мы сегодня изучали? Что узнали нового? Какие есть признаки? От каких частей речи? От какой части речи зависит? Чем является в предложении? От какой части речи образуется? При помощи чего?