Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование по русскому языку в 5 классе»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ТЮРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
___________ Х. С. Нурекешев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
основного общего образования 5 класса
Количество часов: 172
Учитель: Нурушова Айгуль Асаньяковна
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой «Программы по русскому языку 5-9 кл.» М.: Просвещение, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2011), а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по русскому языку (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 кл., М.: Просвещение, 2015) и программы по русскому языку для основной школы: «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2015» и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО).
Реализация учебной программы обеспечивается учебником: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский/ - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015, включённым в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Форма организации учебных занятий – классно-урочная.
Цель курса:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
Задачи курса:
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Содержание тем учебного курса
Язык и общение (3 часа)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи
Повторение изученного в 1-4 классах. (24 часа)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв ы, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ъ на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2-го и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ъ во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -тъея; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (27 часов).
I.Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простомпредложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Культура речи (17 часов).
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (10 часов).
I.Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части.Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика (26 часов).
I.Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Роль окончаний в словах. Нулевое окончание. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и о в корнях -лож лаг-, -рос— -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (56 часов).
Имя существительное как часть речи (21 час)
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
П. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное как часть речи (11 часов).
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол как часть речи (24 часа).
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -тъ (-тъся), -ти (-тисъ), -чь (-чься)). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е –и в корнях глаголов –бер - бир-, -дер - дир-, -мер- мир-, -пер- пир-, -тер- тир-, -стел- стил- Правописание не с глаголами.
Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение (9часов).
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Правописание о-е после шипящих и ц.
Употребление букв ь и ъ. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческихспособностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
•адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативнойустановки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
•владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
•адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видамиаудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
•способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовойинформации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоватьсясловарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
•овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
•умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствиетеме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватноиспользовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средстваргументации;
2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способностьиспользовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметномуровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсужденияхактуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различныхситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Дата
Название раздела.
Тема урока.
Кол-во часов
план
факт
Язык и общение (3 часа)
1
Читаем учебник. Слушаем на уроке. Урок актуализации знаний и умений.
1
2
Язык и человек. Язык и речь
1
3
Стили речи
1
Повторение изученного в 1-4 классах (24 часа)
4
Звуки и буквы. Произношение и правописание
1
5
Орфограмма
1
6
Правописание проверяемых безударных гласных в корне.
1
7
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
1
8
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
1
9
Буквы и, у, а после шипящих
1
10
Разделительные ъ и ь.
1
11
Раздельное написание предлогов с другими словами
1
12
Текст
1
13
Р.Р. Обучающее изложение (по Г.А.Скребицкому, упр. 69)
1
14
Части речи.
1
15
Глагол.
1
16
Правописание -тся и -тъся в глаголах
1
17
Личные окончания глаголов. Не с глаголами
1
18
Р. Р. Тема текста.
1
19
Имя существительное.
1
20
Падежные окончания существительных
1
21
Имя прилагательное
1
22
Обучающее сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом»
1
23
Местоимение как часть речи
1
24
Р.Р. Основная мысль текста
1
25
Повторение и обобщение изученного в начальных классах.
1
26
Контрольный диктант с грамматическим заданием
1
27
Анализ диктанта и работа над ошибками
1
Синтаксис (27часов) Пунктуация. Культура речи.
28
Синтаксис и пунктуация.
1
29
Словосочетание
1
30
Разбор словосочетаний
1
31
Предложение.
1
32
Р. Р.Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева
1
33
Виды предложений по цели высказывания
1
34
Восклицательные предложения.
1
35
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее
1
36
Сказуемое
1
37
Тире между подлежащим и сказуемым
1
38
Нераспространённые и распространённые предложения
1
39
Второстепенные члены предложения. Дополнение
1
40
Определение.
1
41
Обстоятельство.
1
42
Предложения с однородными членами
1
43
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
1
44
Обобщающие слова при однородных членах
1
45
Предложения с обращениями
1
46
Письмо
1
47
Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения
1
48
Простые и сложные предложения
1
49
Прямая речь.
1
50
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
1
51
Диалог.
1
52
Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».
1
53
Контрольный диктант с грамматическим заданием
1
54
Анализ диктанта и работа над ошибками
1
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи. (17 часов)
55
Фонетика.
Гласные звуки.
1
56
Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие
1
57
Изменение звуков в потоке речи.
1
58
Повествование Р.Р. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»)
1
59
Согласные звонкие и глухие
1
60
Графика. Алфавит
1
61
Описание предмета
1
62
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
1
63-64
Двойная роль букв е, ё, ю, я
2
65
Орфоэпия
1
66
Фонетический разбор слова
1
67
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»
1
68
Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»
1
69
Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.
1
70
Р.Р.Подготовка к сочинению- описанию предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
1
71
Р.Р.Сочинение - описание предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
1
Лексика. Культура речи. (10 часов)
72
Слово и его лексическое значение
1
73
Однозначные и многозначные слова
1
74
Прямое и переносное значение слов
1
75
Омонимы
1
76
Синонимы
1
77
Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
1
78
Р. Р. Контрольное сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».
1
79
Антонимы.
1
80
Повторение изученного в разделе «Лексика».
1
81
Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи»
1
Морфемика (26 часов)
82
Морфема - наименьшая значимая часть слова.
1
83
Изменение и образование слов.
1
84
Р.Р.Подготовка к изложению по рассказу К.Г. Паустовского «Первый снег»)
1
85
Р. Р. Контрольное изложение по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег».
1
86
Окончание. Основа слова.
1
87
Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям.
1
88
Корень слова.
1
89
Р.Р. Рассуждение
1
90
Суффикс.
1
91
Приставка.
1
92
Р.Р. Выборочное изложение с изменением лица.
1
93
Чередование звуков
1
94
Беглые гласные
1
95
Варианты морфем
1
96
Морфемный разбор слова
1
97
Правописание гласных и согласных в приставках
1
98
Буквы З и С на конце приставок.
1
99
Буквы а – о в корнях -лаг-(-лож-).
1
100
Буквы а – о в корнях -раст-, -рос-, -ращ-.
1
101
Буквы О – Ё после шипящих в корне.
1
102
Буквы ы-и после ц
1
103
Повторение по теме «Морфемика»
1
104
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»
1
105
Анализ диктанта и работа над ошибками
1
106
Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
1
107
Сочинение- описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
1
Морфология (56 часов)
Орфография. Культура речи.
Имя существительное как часть речи (21час)
108
Имя существительное как часть речи
1
109
Доказательства в рассуждении
1
110
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
1
111
Имена существительные собственные и нарицательные.
1
112
Род имен существительных.
1
113
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
1
114
Сжатое изложение (упр. 513) (Е.Пермяк. «Перо и чернильница»).
1
115
Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.
1
116
Три склонения имен существительных
1
117
Падежи имен существительных
1
118
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
1
119
Существительные на –ия, -ие, -ий.
1
120
Р. Р. Подробное изложение с изменением лица (упр. 547)
1
121
Множественное число имён существительных.
1
122
Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
1
123
Морфологический разбор имени существительного
1
124
125
Повторение по теме «Имя существительное»
2
126
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»
1
127
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
1
128
Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»).
1
Имя прилагательное как часть речи (11 часов)
129
Имя прилагательное как часть речи
1
130
Роль имён прилагательных в речи.
1
131
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
1
132
Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных
1
133
Р.Р.Описание животного
1
134
Прилагательные полные и краткие
1
135
Синтаксическая роль кратких прилагательных.
1
136
Морфологический разбор имени прилагательного
1
137
Повторение по теме «Имя прилагательное»
1
138
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»
1
139
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
1
Глагол как часть речи (24 часа)
140
Глагол как часть речи
1
141
Не с глаголами
1
142
Р. Р. Рассказ.
1
143
Неопределенная форма глагола.
1
144
Правописание -ться и –тся в глаголах
1
145
Виды глагола
1
146
Видовые пары глагола
1
147
Правописание букв е – и в корнях с чередованием.
1
148
Правописание букв е – и в корнях с чередованием.
1
149
Р.Р.Невыдуманный рассказ (о себе)
1
150
Время глагола. Прошедшее время
1
151
Настоящее время
1
152
Будущее время
1
153
Спряжение глаголов
1
154-155
Правописание безударных личных окончаний глагола
2
156
Морфологический разбор глагола
1
157
Р. Р. Подготовка к сжатому изложению с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»).
1
158
Р.Р. Написание сжатого изложения.
1
159
Мягкий знак после шипящихв глаголах во 2-м лице единственного числа
1
160
Употребление времен
1
161
Повторение по теме «Глагол»
1
162
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»
1
163
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
1
Повторение (9 часов)
164
Разделы науки о языке.
1
165
Р.Р. Контрольное сочинение «Однажды в детстве»
1
166
Орфограммы в приставках и в корнях слов
1
167
Орфограммы в окончаниях слов
1
168
Правописание о-е после шипящих и ц.
1
169
Употребление букв ьи ъ
1
170
Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
1
171
Итоговый контрольный диктант
1
172
Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном диктанте