-Какие постоянные и непостоянные признаки глагола вы знаете?
-Какие три наклонения есть у глагола? Приведите примеры.
Глаголы в повелительном наклонении выражают волю говорящего, побуждение к действию. Употребляются в форме 2-го лица ед.ч. и мн. ч. Не изменяется по временам.
Например: Принесите, закрой, скажи и др.
Глаголы в сослагательном наклонении обозначают действия, которые с точки зрения говорящего являются предполагаемыми, возможными или желаемыми. Образуются от формы прошедшего времени с помощью частицы БЫ, изменяется по числам, а в единственном – по родам. Частица БЫ пишется отдельно и может стоять до и после глагола.
-Играл – изъявительное наклонение.
Буква Ь употребляется в глаголе
-В неопределенной форме глагола: писать, говорить
-В окончаниях 2 лица единственного числа: пишешь, говоришь
-В возвратной частице СЬ: учусь, добъюсь
-В повелительном наклонении: брось, сядь, нарежь
Различайте глаголы прыгнете (изъявительное наклонение) и прыгните (повелительное)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Обучающая: Формировать у студентов понятия о глаголе, его морфологических признаках и синтаксической роли в предложении, об изменении глагола по наклонениям.
Развивающая: Развивать у cтудентов умение определять морфологические признаки глагола, умение выполнять морфологический и синтаксический разборы.
Воспитательная: Развивать у cтудентов умение определять морфологические признаки глагола, умение выполнять морфологический и синтаксический разборы.
Л. Жанпеисова «Русский язык» 10 кл., табл. «Глагол», слайды
Работа со словами: хороший вкус, общая культура человека, индивидуальность
Этапы урока
(основные и необходимые методические рекомендации и предложения)
I. Организационный момент
Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
- Чтение текста «Что такое хороший вкус?»
- Найдите значения слов вкус, культура, индивидуальность в словаре.
- Что такое «хороший вкус»?
- Почему в разные эпохи меняются представления о красоте?
- Выполните морфологический разбор слов милее, ярче и синтаксический разбор предложения Широко распространено мнение, что о вкусах не спорят.
III. Объяснение нового материала:
-Что такое глагол?
-Какие постоянные и непостоянные признаки глагола вы знаете?
-Какие три наклонения есть у глагола? Приведите примеры.
Глаголы в повелительном наклонении выражают волю говорящего, побуждение к действию. Употребляются в форме 2-го лица ед.ч. и мн. ч. Не изменяется по временам.
Например: Принесите, закрой, скажи и др.
Глаголы в сослагательном наклонении обозначают действия, которые с точки зрения говорящего являются предполагаемыми, возможными или желаемыми. Образуются от формы прошедшего времени с помощью частицы БЫ, изменяется по числам, а в единственном – по родам. Частица БЫ пишется отдельно и может стоять до и после глагола.
-Играл – изъявительное наклонение.
Буква Ь употребляется в глаголе
-В неопределенной форме глагола: писать, говорить
-В окончаниях 2 лица единственного числа: пишешь, говоришь
-В возвратной частице СЬ: учусь, добъюсь
-В повелительном наклонении: брось, сядь, нарежь
Различайте глаголы прыгнете (изъявительное наклонение) и прыгните (повелительное)
2.Чередующиеся гласные в корне слова
гор-гар (под ударением А, без ударения О) загар, загореть
зор-зар (под ударением О, без ударения А) зарница, зорька
раст-рос-ращ (А перед ст и щ, в остальных случаях О, исключение: росток, отрасль) растение, выращивать, вырос
бир-бер, тир-тер, пир-пер,мир-мер, блист-блест, стил-стел (И, если после корня есть А, если нет суффикса А, то пишется Е) соберу, собираю, стелю, застилаю.
-Играл бы – сослагательное наклонение
IV. Закрепление пройденного материала:
Упр. 346.
V. Домашнее задание:
Морфологический разбор глагола
VІ. Итог урока:
Преподаватель_________________ Акашева К.Б.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН № 27
Дата
Группы
Дисциплина: Русский язык
Тема урока: Морфологический разбор глагола. Употребление глаголов в речи.
Тип урока: комбинированный
Цели урока
Обучающая: Формировать у студентов понятие о порядке морфологического разбора глагола.:
Развивающая: Развивать умение выполнять морфологический разбор на основе полученных знаний о глаголе.
Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффисков: ащ-ящ, ущ-ющ: любит – любящий; смеется – смеющийся,
Прошедшего времени – ш-вш: смотрел –смотревший, читал - читавший
Страдательные причастия – обозначают признак предмета или лица, которые подвергаются действию.
Страдательные причастия настоящего времени образуются при помоши суффиксов –ЕМ, -ИМ: исполняемый, хранимый
Прошедшего времени – НН, -ЕНН,- ЁНН, -Т: прочитанный, соединённый, построенный, открытый
Страдательные причастия могут иметь краткую форму: Прочитанный – прочитана, прочитано, прочитан, прочитаны.
Запомните, если в суффиксе страдательных причастий полной формы пишется НН, то в краткой – Н.
Краткие причастия как и краткие прилагательные всегда сказуемые. Сравните: Прочитанная книга лежала на столе. (прочитанная - определение). Книга прочитана. (прочитана - сказуемое)
Причастие с зависимыми словами – это причастный оборот.
Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если стоит после определяемого слова.
Прочитанная учеником книга лежит на столе.
Книга, прочитанная учеником , лежит на столе.
Причастный оборот выполняет в предложении роль определения.
IV. Закрепление пройденного материала:
Выполнение упражнений.
-Чтение текста об искусстве.
-Объясните значение слов архитектура, скульптура, хореография, синтез, воплощение, воскрешать, непреходящие.
-Как вы понимаете выражение «Искусство – память народа»? Приведите примеры.