kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Глагол. Морфологические признаки, синтаксическая роль. Правописание глаголов. Наклонение глагола.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 III. Объяснение нового материала:  

-Что такое глагол?

-Какие постоянные и непостоянные признаки глагола вы знаете?

-Какие три наклонения есть у глагола? Приведите примеры.

Глаголы в повелительном наклонении выражают волю говорящего, побуждение к действию. Употребляются в форме 2-го лица ед.ч. и мн. ч. Не изменяется по временам.

Например: Принесите, закрой, скажи и др.

Глаголы в сослагательном наклонении обозначают действия, которые с точки зрения говорящего являются предполагаемыми, возможными или желаемыми. Образуются от формы прошедшего времени с помощью частицы БЫ, изменяется по числам, а в единственном – по родам. Частица БЫ  пишется отдельно и может стоять до и после глагола.

-Играл – изъявительное наклонение.

Буква Ь употребляется в глаголе

-В неопределенной форме глагола: писать, говорить

-В окончаниях 2 лица единственного числа: пишешь, говоришь

-В возвратной частице СЬ: учусь, добъюсь

-В повелительном наклонении: брось, сядь, нарежь

Различайте глаголы прыгнете (изъявительное наклонение) и прыгните (повелительное)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Глагол. Морфологические признаки, синтаксическая роль. Правописание глаголов. Наклонение глагола.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН 26

Дата

Группы








Дисциплина: Русский язык

Тема урока: Глагол. Морфологические признаки, синтаксическая роль. Правописание глаголов. Наклонение глагола.

Тип урока: комбинированный


Цели урока

Обучающая: Формировать у студентов понятия о глаголе, его морфологических признаках и синтаксической роли в предложении, об изменении глагола по наклонениям.


Развивающая: Развивать у cтудентов умение определять морфологические признаки глагола, умение выполнять морфологический и синтаксический разборы.


Воспитательная: Развивать у cтудентов умение определять морфологические признаки глагола, умение выполнять морфологический и синтаксический разборы.


ОСНАЩЕНИЕ УРОКА


Методы урока: репродуктивный, эвристический

Межпредметные связи: казахский язык, литература

Методическое обеспечение: толковый словарь Ожегова, учебник

Л. Жанпеисова «Русский язык» 10 кл., табл. «Глагол», слайды

Работа со словами: хороший вкус, общая культура человека, индивидуальность



Этапы урока

(основные и необходимые методические рекомендации и предложения)

I. Организационный момент

Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

- Чтение текста «Что такое хороший вкус?»

- Найдите значения слов вкус, культура, индивидуальность в словаре.

- Что такое «хороший вкус»?

- Почему в разные эпохи меняются представления о красоте?

- Выполните морфологический разбор слов милее, ярче и синтаксический разбор предложения Широко распространено мнение, что о вкусах не спорят.

III. Объяснение нового материала:

-Что такое глагол?

-Какие постоянные и непостоянные признаки глагола вы знаете?

-Какие три наклонения есть у глагола? Приведите примеры.

Глаголы в повелительном наклонении выражают волю говорящего, побуждение к действию. Употребляются в форме 2-го лица ед.ч. и мн. ч. Не изменяется по временам.

Например: Принесите, закрой, скажи и др.

Глаголы в сослагательном наклонении обозначают действия, которые с точки зрения говорящего являются предполагаемыми, возможными или желаемыми. Образуются от формы прошедшего времени с помощью частицы БЫ, изменяется по числам, а в единственном – по родам. Частица БЫ пишется отдельно и может стоять до и после глагола.

-Играл – изъявительное наклонение.

Буква Ь употребляется в глаголе

-В неопределенной форме глагола: писать, говорить

-В окончаниях 2 лица единственного числа: пишешь, говоришь

-В возвратной частице СЬ: учусь, добъюсь

-В повелительном наклонении: брось, сядь, нарежь

Различайте глаголы прыгнете (изъявительное наклонение) и прыгните (повелительное)

2.Чередующиеся гласные в корне слова

гор-гар (под ударением А, без ударения О) загар, загореть

зор-зар (под ударением О, без ударения А) зарница, зорька

раст-рос-ращ (А перед ст и щ, в остальных случаях О, исключение: росток, отрасль) растение, выращивать, вырос

бир-бер, тир-тер, пир-пер,мир-мер, блист-блест, стил-стел (И, если после корня есть А, если нет суффикса А, то пишется Е) соберу, собираю, стелю, застилаю.

-Играл бы – сослагательное наклонение


IV. Закрепление пройденного материала:

Упр. 346.

V. Домашнее задание:

Морфологический разбор глагола

VІ. Итог урока:





Преподаватель_________________ Акашева К.Б.

















МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН 27

Дата

Группы








Дисциплина: Русский язык

Тема урока: Морфологический разбор глагола. Употребление глаголов в речи.

Тип урока: комбинированный


Цели урока

Обучающая: Формировать у студентов понятие о порядке морфологического разбора глагола.:


Развивающая: Развивать умение выполнять морфологический разбор на основе полученных знаний о глаголе.


Воспитательная: Воспитывать самостоятельность, дисциплиннированность.


ОСНАЩЕНИЕ УРОКА


Методы урока: словесный, наглядно-иллюстративный

Межпредметные связи: казахский язык, литература

Методическое обеспечение: раздаточно – дидактический материал, образец морфологического разбора глагола, учебник Л. Жанпеисова «Русский язык» 10 кл, карточки-тесты



Этапы урока

(основные и необходимые методические рекомендации и предложения)

I. Организационный момент

Организационный момент 2-3 мин.

II. Повторение изученного материала.

Работа по карточкам-тестам 15 мин

III. Объяснение нового материала 20 мин

-Знакомство учащихся с порядком морфологического разбора глагола

-Что обозначают глаголы?

-Назовите постоянные морфологические признаки глагола?

-Как определить вид глагола, спряжение, переходность, возвратность?

-Как изменяются глаголы?

-Какие три наклонения глагола вы знаете?

-Глаголы какого времени спрягаются? Какие не спрягаются?

-Глаголы какого времени и числа изменяются по родам?

-Какую синтаксическую роль могут выполнять глаголы?

-Назовите типы сказуемых.

-Расскажите о правописании глаголов.

Выполнение морфологического разбора глаголов из текста задания.

-Индивидуальная работа учащихся по карточкам. (см. раздел Глагол 10 класс)


IV. Закрепление пройденного материала:

Тесты по разделу «Глагол»

V. Домашнее задание:

Упр. 392

VІ. Итог урока:



Преподаватель_________________ Акашева К.Б.

Методист ________________



































Тесты по разделу «Глагол» (1 вариант)


1.Найдите ряд глаголов прошедшего времени.

А. Писал, бросаю, чихну.

В. Сох, уйти, шагнул.

С. Нёс, достиг, испекла.

Д. Шёл, сказала, говорит.

2. Укажите предложение с деепричастным оборотом

А. Лошади при чуть брезшущем свете лежали понурив головы.

В. Его разбудила беготня поднявшаяся в доме.

С. Вершины лип были подобны опустившимся с небес тучам.

Д. Мы подъехали к горам поросшим лесом.

Е. Я смотрел на дельфинов изредка подплывающих к берегу.

3. Укажите словосочетание с действительным причастием.

А. рассказанная история

В. выжженная трава

С. смеющийся ребёнок

Д. выкрашенный забор

Е. построенный дом

4. Укажите глагол с окончанием – ет.

А. Рассыпл…тся.

В. Смотр…т.

С. Помн…т.

Д. Вид…т.

Е. Стро…т.

5. Укажите предложение с глаголами повелительного наклонения.

А. Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат.

В. Живи, учись, гордись, мой сын!

С. Знай я о приезде брата, пришёл бы домой пораньше.

Д. Весело сияет месяц над селом.

Е. Грачи улетели, поля опустели, лес обнажился.

6. Найдите словосочетание «причастие + существительное».

А. весенний день

В. расположился в лесу

С. закрыв глаза

Д. бушующее море

Е. спортивная колонна

7. Указать ряд глаголов 2 спряжения.

А. Строить, встречать, лить.

В. Добреть, скучать, спать.

С. Велеть, клеить, кричать.

Д. Пропеть, прижать, блестеть.

Е. Держать, стареть, лететь.

8. В каком предложении причастный оборот не обособляется.

А. Его разбудила беготня поднявшаяся в доме.

В. К нам подошла пышущая здоровьем девушка.

С. Ветер разгоняет зной накопившийся за день.

Д. Я смотрел на дельфинов изредка подплывающих к берегу.

Е. Он ехал по пустыне окружённой горами.

9. Укажите, от какого глагола нельзя образовать форму 1-го лица ед. числа.

А. Стесняться.

В. Победить.

С. Бороться.

Д. Ржаветь.

Е. Видеть.

10. Укажите, какой из перечисленных признаков не имеет отношения к глаголу.

А. Число.

В. Лицо.

С. Склонение.

Д. Время.

Е. Наклонение.

11. Укажите глагол, который пишется с НЕ раздельно.

А. (не)доумевал

В. (не)был

С. (не)навидел

Д. (не)досмотрел

Е. (не)здоровилось

12. Укажите глагол с окончанием –ит.

А. Стел…

В. Та…

С. Завис…

Д. Клокоч…

Е. Капл…



















Тесты по разделу «Глагол» (2 вариант)


1. Укажите ряд глаголов совершенного вида.

А. Уйти, крикнуть, искать.

В. Поймать, говорить, ответить.

С. Думать, сказать, прийти.

Д. Победить, сказать, утомлять.

Е. Поймать, написать, ответить.

2. Определите глаголы условного наклонения.

А. Влюбись, понравилась, подарите.

В. Спать бы, остался б, жил бы.

С. Не нагляжусь, не нарадуюсь, пошёл было.

Д. Поехали, уселись, въехали.

Е. Не обижайся, скажи, сказал.

3. Указать глагол несовершенного вида.

А. Ринуться.

В. Спросить.

С. Рассчитывать.

Д. Дать.

Е. Замереть.

4. Укажите словосочетание с действительным причастием.

А. рассказанная история

В. выжженная трава

С. смеющийся ребёнок

Д. выкрашенный забор

Е. построенный дом

5. Укажите глагол будущего времени.

А. Просит о помощи.

В. Разросся красавец-тополь.

С. Выполнит задание.

Д. Смеётся над шуткой.

Е. Руководит очень умело.

6. Какие наклонения глаглов вы знаете?

А. Изъяснительное, условное.

В. Совершенное и несовершенное.

С. Будущее, настоящее и прошедшее.

Д. Повелительное, изъявительное, прошедшее условное.

Е. Повелительное, изъявительное и условное.


7. Укажите глагол с окончанием – ет- :

А. Грохоч…т.

В. Обид…тся.

С. Верт…т.

Д. Тащ…т. Е.

Завис…т.

8. Укажите глагол с окончанием – ит:

А. Шепч…тся.

В. Сыщ…т.

С. Дремл…т.

Д. Точ…т.

Е. Гасн…т.

9. Спряжение – это:

А. Изменение глаголов по лицам.

В. Изменение глаголов по лицам, числам и падежам.

С. Изменение глаголов по лицам и числам.

Д. Изменение слов по лицам, числам и падежам.

Е. Изменение слов по лицам, числам и временам.

10. Укажите предложение с деепричастным оборотом

А. Лошади при чуть брезшущем свете лежали понурив головы.

В. Его разбудила беготня поднявшаяся в доме.

С. Вершины лип были подобны опустившимся с небес тучам.

Д. Мы подъехали к горам поросшим лесом.

Е. Я смотрел на дельфинов изредка подплывающих к берегу.

11. В каком предложении причастный оборот обособляется.

А. Его разбудила беготня поднявшаяся в доме.

В. К нам подошла пышущая здоровьем девушка.

С. Ветер разгоняет накопившийся за день зной.

Д. Я смотрел на подплывающих к берегу дельфинов.

Е. Он ехал по окружённой горами пустыне.

12. Укажите глагол с окончанием – ют- в форме 3 лица множественного лица.

А. Брить-бре…тся.

В. Находить-наход…тся.

С. Заводиться-завод…тся.

Д. Целиться-цел…тся.

Е. Гнать-гон…т.














МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН 28

Дата

Группы








Дисциплина: Русский язык

Тема урока: Причастие. Образование причастий.

Тип урока: комбинированный


Цели урока

Обучающая: Сформировать у студентов понятие о причастии, видах причастия и причастном обороте.


Развивающая: Развивать умение различать действительные причастия от страдательных, находить в тексте причастный оборот.


Воспитательная: Воспитывать интерес к искусству.


ОСНАЩЕНИЕ УРОКА


Методы урока: словесный, иллюстративно-наглядный

Межпредметные связи: казахский язык, культурология

Методическое обеспечение: раздаточно – дидактический материал, образец морфологического разбора. Жанпеисова Л. «Русский язык»11кл.,компьют. презентация. Работа со словами: архитектура, скульптура, хореография, синтез, воплощение, воскрешать, непреходящие.



Этапы урока

(основные и необходимые методические рекомендации и предложения)

I. Организационный момент

Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Опрос дом. задания.

III. Объяснение нового материала:

-Что такое причастие?

-Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

-Какие виды причастий вы помните?

-Как образуются действительные и страдательные причастия?

-Какие признаки глагола и прилагательного совмещены в причастии?

-Что такое причастный оборот?

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос: КАКОЙ?

Имеет признаки ГЛАГОЛА (время, вид, возвратность) и

ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО (вопрос какой?, изменяется по падежам, числам и родам)

Например: читать – читающий (наст. Времени, несовершенного вида, невозвратный, мужского рода, ед.ч., и.п.)

Причастия бывают ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ и СТРАДАТЕЛЬНЫЕ

Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффисков: ащ-ящ, ущ-ющ: любит – любящий; смеется – смеющийся,

Прошедшего времени – ш-вш: смотрел –смотревший, читал - читавший

Страдательные причастия – обозначают признак предмета или лица, которые подвергаются действию.

Страдательные причастия настоящего времени образуются при помоши суффиксов –ЕМ, -ИМ: исполняемый, хранимый

Прошедшего времени – НН, -ЕНН,- ЁНН, -Т: прочитанный, соединённый, построенный, открытый

Страдательные причастия могут иметь краткую форму: Прочитанный – прочитана, прочитано, прочитан, прочитаны.

Запомните, если в суффиксе страдательных причастий полной формы пишется НН, то в краткой – Н.

Краткие причастия как и краткие прилагательные всегда сказуемые. Сравните: Прочитанная книга лежала на столе. (прочитанная - определение). Книга прочитана. (прочитана - сказуемое)

Причастие с зависимыми словами – это причастный оборот.

Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если стоит после определяемого слова.

Прочитанная учеником книга лежит на столе.

Книга, прочитанная учеником , лежит на столе.

Причастный оборот выполняет в предложении роль определения.


IV. Закрепление пройденного материала:

Выполнение упражнений.

-Чтение текста об искусстве.

-Объясните значение слов архитектура, скульптура, хореография, синтез, воплощение, воскрешать, непреходящие.

-Как вы понимаете выражение «Искусство – память народа»? Приведите примеры.

Составьте 5 –стишье к слову «Искусство

V. Домашнее задание:

Упр.402

VІ. Итог урока:








Преподаватель_________________ Акашева К.Б.

Методист ________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Акашева Клара Болатовна

Дата: 18.03.2017

Номер свидетельства: 401380

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Наречие как часть речи Разработка урока "
    ["seo_title"] => string(44) "nariechiie-kak-chast-riechi-razrabotka-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "151708"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420733570"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) ": « МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА» "
    ["seo_title"] => string(32) "morfologichieskii-razbor-glagola"
    ["file_id"] => string(6) "152589"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420883762"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Путешествие по стране Глаголии (Обобщающий урок по теме "Глагол")"
    ["seo_title"] => string(77) "putieshiestviie_po_stranie_glagholii_obobshchaiushchii_urok_po_tiemie_glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "344893"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474448708"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Повторительно – обобщающий урок по русскому языку в 6 – ом классе.  Тема  Удивительная часть речи – глагол. "
    ["seo_title"] => string(114) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-po-russkomu-iazyku-v-6-om-klassie-tiema-udivitiel-naia-chast-riechi-ghlaghol"
    ["file_id"] => string(6) "180309"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425150261"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Материалы для проведения зачётных работ по русскому языку в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(78) "matierialy-dlia-proviedieniia-zachiotnykh-rabot-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "166262"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422942474"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства