___________________ БуслаеваМ.А.
М.П.
Программа разработана на основе программы «Русский язык» 1-4 классы / Канакиной В.П. Москва. «Просвещение». 2013г.
Рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Учебный предмет русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Содержание предмета имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Данная программа обеспечивает продолжение достижения второклассникамиследующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народи историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия бощения;
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения предмета «Русский язык»:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психологические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и д.т.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредментной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
- для изложений: первое полугодие – примерно – 40-50 слов, конец года – 50-65 слов.
В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения во2-м классе на изучение предмета «Русский язык» отводится 5 часов в неделю. Программа рассчитана на 170 часов (34 учебных недели).
Знакомство с учебником. Виды речи. Наша речь. Диалог и монолог.
Текст. Что такое текст. Главная мысль текста. Части текста.
Предложение как часть единица речи, его назначение и признаки. Связь слов в предложении. Логическое (смысловое) ударение в предложении. Члены предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень».
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Перенос слова по слогам.
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Обобщение знаний об изученных правилах письма. Разделительный мягкий знак (ь).
Части речи. Имя существительное как часть речи. Одушевлённый и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Глагол как часть речи. Число глагола. Правописание частицы не с глаголом. Текст-повествование и роль в нём глаголов. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имени прилагательного. Текст- описание и роль в нём имени прилагательного. Местоимение (личное) как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.
Текст. Виды текстов. Предложение. Члены предложения. Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова. Части речи. Звуки и буквы. Правила правописания.
Перечень контрольных работ.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности | Формируемые умения/личные качества (планируемые результаты обучения) |
По плану | Факти чески | предметные | универсальные учебные действия |
Наша речь (3 часа) |
1 | Знакомство с учебником. Виды речи | 1 | | | Воспринимать и понимать звучащую речь. | Познакомить с новым учебником и правилами работы по нему. | Уметь договариваться и приходить к общему решению. Оценивать свои результаты. Делать выводы о значении речи в жизни человека. |
2 | Виды речи. | 1 | | | Воспринимать и понимать звучащую речь. Упражняться в определении вида речи. | С помощью наглядных примеров показать учащимся, что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова. | Анализировать и делать выводы. Обнаруживать и формулировать учебную проблему. Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения. |
3 | Диалог и монолог. | 1 | | | Отличать диалогическую речь от монологической использовать в речи диалог и монолог. | Познакомить с терминами «диалог» и «монолог»; формировать умение оформлять диалог. | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Аргументировать свою позицию. Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения. |
Текст (4 часа) |
Текст (2 ч.) |
4 | Текст. Признаки текста. | 1 | | | Отличать текст от других записей по его признакам. | Повторить признаки текста. Научить определять тему текста. | Аргументировать свою позицию. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
5 | Текст. Тема и главная мысль текста. | 1 | | | Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста. | Научить определять тему и главную мысль текста. | Уметь договариваться и приходить к общему решению. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Части текста (2ч.) |
6 | Части текста. Признаки текста. | 1 | | | Составлять текст по заданной теме. | Научить выделять в тексте начало, основную часть и концовку. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
7 | Части текста. | 1 | | | Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. | Научить выделять в тексте начало, основную часть и концовку. | Умение слушать и понимать речь других. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Предложение (12 часов) |
Предложение (3 ч.) |
8 | Предложение как единица речи. | 1 | | | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. | Повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения. | Умение аргументировать своё предположение. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
9 | Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания. | 1 | | | Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предлодения. | Научить составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении. | Сотрудничество с учителем и сверстниками. Анализировать, делать выводы, сравнивать. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
10 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | | | Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. | Составлять предложения, читать их, делать логическое ударение. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
Члены предложения (9 ч.) |
11 | Главные члены предложения (основа). | 1 | | | Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. | Познакомить с терминами «главные члены», «основа предложения»; научить находить главные члены предложения и его основу. | Умение слушать и понимать речь других. Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
12 | Второстепенные члены предложения. | 1 | | | Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. | Познакомить с термином «второстепенные члены предложения»; научить находить второстепенные члены предложения. | Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
13 | Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения. | 2 | | | Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. | Познакомить с терминами «подлежащее» и «сказуемое»; научить находить подлежащее и сказуемое в предложении. | Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
14 | | |
15 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | | | Различать распространённоеи нераспространённое предложение. | Познакомить с понятиями «и распространённое» и «нераспространённое» предложение; научить находить в предложении подлежащее и сказуемое. | Умение слушать и понимать речь других. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом кон-го результата. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
16 | Связь слов в предложении. | 2 | | | Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. | Научить задавать вопросы к словам в предложении. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение проговаривать последовательность действий на уроке. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
17 | | |
18 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции И.С. Остроуховой «Золотая осень». | 1 | | | Составлять рассказ по репродукции картины И.С. Остроуховой «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. | Научить письменно излагать свои мысли. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
19 | Контрольная работа №1.Входной диктант. | 1 | | | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу. | Умение слушать и понимать речь других. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Слова, слова, слова… (18 часов) |
Слово и его значение (4 ч.) |
20 | Слово и его значение. | 1 | | | Опеделять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. | Познакомить с понятием « лексическое значение слова». | Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
21 | Слово как общее название многих однодродныхпред-метов. | 1 | | | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. | Познакомить с понятием «многозначные слова»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | Умение слушать и понимать речь других. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
22 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | | | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. | Познакомить с понятием «многозначные слова»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Волевая саморегуляция. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
23 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | | | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. | Познакомить с понятиями « прямое» и «переносное» значение слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
Синонимы и антонимы (4ч.) |
24 | Синонимы. Словарь синонимов русского языка. | 1 | | | Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. | Познакомить с термином «синонимы»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | Умение работать в паре, группе. Целеполагание как постановка учебной задачи. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
25 | Антонимы. Словарь антонимов русского языка. | 1 | | | Подбирать к слову синонимы, антонимы. | Познакомить с термином «антонимы»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Прогнозирование результата. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
26 | Синонимы и антонимы (обобщение знаний). Проверочная работа. | 1 | | | Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. | Познакомить с термином «синонимы» и «антонимы»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Прогнозирование результата. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
27 | Развитие речи. Изложение текстаподанным к нему вопросам. | 1 | | | Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам. | Научить письменно передавать содержание текста. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
Однокоренные слова (4ч.) |
28 | Родственные слова. Общая часть родственных слов. | 1 | | | Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. | Познакомить с понятием «родственные слова», с признаками однокоренных слов; формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
29 | Родственные слова и синонимы. Однокоренные слова. Корень слова. | 1 | | | Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы. | Познакомить с понятием «родственные слова», с признаками однокоренных слов; формировать умение видеть и образовывать родственные слова; пополнять словарный запас учащихся. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
30 | Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 | | | Группировать однокоренные слова с разными корнями. | Познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова»; формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова. | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
31 | Корень слова (обобщение, систематизация знаний). | 1 | | | Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. | Познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова»; формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова. | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
Слог. Ударение. Перенос слова. (6 ч.) |
32 | Слог. | 1 | | | Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. | Повторить правила деления слова на слоги. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
33 | Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. | 1 | | | Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. | Повторить понятие «ударение»; формировать умение ставить ударения. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализировать, делать выводы, сравнивать. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
34 | Смыслоразличительная роль ударения. | 1 | | | Различать ударные и безударные слоги. Наблюдатьзаразноместностью и подвижностью русского ударения. | Повторить понятие «ударение»; формировать умение ставить ударения. | Умение слушать и понимать речь других. Уметь точно отвечать на вопросы. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
35 | Перенос слов по слогам. | 1 | | | Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима) | Повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Уметь точно отвечать на вопросы. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
36 | Перенос слов по слогам. Проверочная работа. | 1 | | | Перенос слов по слогам. Определять способы переноса (колоколь-чик, колокольчик, колокольчик) | Повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую. | Умение слушать и понимать речь других. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
37 | Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 1 | | | Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам | Продолжить работу над развитием письменной речи. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализировать, делать выводы, сравнивать.Осоз-нание роли языка и речи в жизни человека. |
Звуки и буквы (59 часов) |
Звуки и буквы (1 ч.) |
38 | Звуки и буквы. | 1 | | | Различать звуки и буквы. | Обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать звуки буквы. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
Русский алфавит, или Азбука(3 ч.) |
39 | Алфавит. Значение алфавита. | 1 | | | Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. | Повторить порядок букв в алфавите, названия букв, записывать слова в алфавитном порядке. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
40 | Использование алфавита при работе со словарями. | 1 | | | Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. | Повторить порядок букв в алфавите, названия букв, записывать слова в алфавитном порядке. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
41 | Употребление прописной (заглавной) буквы. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом». | 1 | | | Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. | Обобщить знания учащихся об употреблении большой буквы в именах собственных. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
Гласные звуки (2ч.) |
42 | Признаки гласного звука. | 1 | | | Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. | Развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме. | Умение слушать и понимать речь других. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
43 | Слова с буквой Э. | 1 | | | Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. | Развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме. | Умение слушать и понимать речь других. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
Правописание слов сбезударным гласным звуком в корне (15ч.) |
44 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | | | Определять безударный гласный звук вслове и его место в слове. | Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; учить видеть и проверять безударные гласные в корне. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
45 | Правила обозначения буквой безударного гласного звука. | 1 | | | Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. | Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; учить видеть и проверять безударные гласные в корне. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
46 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 1 | | | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны-слон, слоник; трава-травы, трав-ка). | Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; учить видеть и проверять безударные гласные в корне. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
47 | Контрольная работа №2. Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы». | 1 | | | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
48 | Работа над ошибками. Словарный диктант (слова с непроверяемыми орфограммами). | 1 | | | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Научить детей работать над исправлением ошибок. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
49 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | 1 | | | Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. | Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; учить видеть и проверять безударные гласные в корне. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
50 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Составление текста из деформированных предложений. | 1 | | | Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. | Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; учить видеть и проверять безударные гласные в корне. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
51 | Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать. | 1 | | | Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звукавсловах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. | Формировать умение видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умениеосознавать роль языка и речи в жизни людей. |
52 | Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать. | 1 | | | Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звукавсловах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. | Формировать умение видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
53 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | 1 | | | Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. | Формировать умение видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
54 | Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 | | | Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звукавсловах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. | Формировать умение видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
55 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутуновой «Зима пришла. Детство». | 1 | | | Составлять текст из предложений. Составлять рассказ по репродукциикартины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство». | Учить выражать свою мысль письменно и устно. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
56 | Контрольная работа №3. Контрольный диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». | 1 | | | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
57 | Работа над ошибками, допущеннымивдиктанте и сочинении. Словарный диктант. | 1 | | | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Научить детей работать над исправлением ошибок. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
58 | Контрольная работа № 4. Контрольное списывание по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». | 1 | | | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. | Проверить умение грамотно списывать, навык грамотного каллиграфического письма. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Согласные звуки (1ч.) |
59 | Признаки согласного звука. | 1 | | | Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. | Повторить изученный материал по теме «Согласные звуки». | Умение работать в паре, группе. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Согласный звук [й'] и буква «и краткое» (1 ч.) |
60 | Слова с буквой й, вошедшие в наш язык из других языков. | 1 | | | Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]; различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. | Познакомить учащихся с особенностями буквы Й. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Слова с удвоенными согласными (2 ч) |
61 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | | | Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). | Познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
62 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси». | 1 | | | Составлять рассказ по репродукциикартины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ. | Учить выражать свою мысль письменно и устно. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Нравственно-этическая ориентация. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2ч.) |
63 | Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуов на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Ь. | 1 | | | Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. | Повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
64 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы дляихобобзначения. | 1 | | | Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). | Повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Мягкий знак (3 ч.) |
65 | Мягкий знак как знак обозначения мягкости согласногозвука на письме. | 1 | | | Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. | Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
66 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. | 1 | | | Подбирать примеры сдов с мягким знаком (ь). | Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
67 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Составление ответов на вопросы к тексту. | 1 | | | Подбирать примеры с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным (день, коньки). | Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8 ч.) |
68 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Буквосочетания чн, чн, чт, щн, нч. | 1 | | | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чн, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. | Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
69 | Правописание в словах буквосочетанийчн, чн, чт, щн, нч. | 1 | | | Применять правило написания слов с буквосочетаниями чн, чн, чт, щн, нч. | Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
70 | Правописание в словах буквосочетанийчн, чн, чт, щн, нчи других изученных орфограмм. | 1 | | | Применять правило написания слов с буквосочетаниями чн, чн, чт, щн, нч. | Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
71 | Проект «Рифма» | 1 | | | Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, составлять словарик собственных рифм. | Нацелить на выполнение проектной деятельности. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
72 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | | | Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. | Формировать навыки правописания слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; развивать орфографическую зоркость. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
73 | Правописание в словах буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | | | Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Формировать навыки правописания слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; развивать орфографическую зоркость. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
74 | Правописание в словах буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | | | Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Формировать навыки правописания слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; развивать орфографическую зоркость. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
75 | Объяснительный проверочный диктант. | 1 | | | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. | Формировать навыки правописания слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; развивать орфографическую зоркость. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
Звонкие и глухие согласные звуки (1ч.) |
76 | Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) иих обозначение буквами. | 1 | | | Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой-звон-кий, парный-непар-ный) | Систематизировать и уточнить знания учащихся о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; способствовать обогащению словарного запаса учащихся. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным (15 ч.) |
77 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | | | Определять на слух по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. | Систематизировать и уточнить знания учащихся о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; способствовать обогащению словарного запаса учащихся. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
78 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. | 1 | | | Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. | Познакомить со способом проверки парных согласных в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренных слов. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
79 | Особенности проверочного и проверяемого слов для слов с парным по глухости – звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | 1 | | | Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверяемое и проверочное слово. | Развивать умения распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять её путём подбора однокоренного проверочного слова. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
80 | Способы проверки написания буквы, обозначающейпарный по глухости – звонкости согласным на конце слова или перед согласным в корне. | 1 | | | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка-трава, травушка; мороз-морозы, морозный). | Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать выводы; развивать у учащихся навыки грамотного письма. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
81 | Единообразное написание корня в формах одного и того же слова и в однокоренных словах. | 1 | | | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. | Развивать умения распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять её путём подбора однокоренного проверочного слова. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
82 | Контрольная работа № 5. Контрольный диктант по теме «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным». | 1 | | | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Проверить умения писать слова на изученные орфограммы. Слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова, делать звуко-буквенный анализ слова; развивать орфографическую зоркость. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
83 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | | | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов | Провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
84 | Правописание слов с парным по глухости - звонкости согласным на конце слова и перед согласным | 3 | | | Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. | Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать выводы. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
85 | | |
86 | | |
87 | Обощение знаний об изученных правилах письма | 2 | | | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка-трава, травушка; мороз-морозы, морозный). | Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать выводы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
88 | | |
89 | Обобщение знаний об изученных правилах письма | 1 | | | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка-трава, травушка; мороз-морозы, морозный). | Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать выводы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
90 | Проверочная работа «Проверь себя» | 1 | | | Объяснять правило при написании слов с парными по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. | Проверить умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
91 | Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе словарный диктант. | 1 | | | Подбирать примеры слов с изученной орфограммой. Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. | Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать выводы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
Разделительный мягкий знак (5 ч.) |
92 | Разделительный мягкий знак | 1 | | | Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. | Формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописание слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
93 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 2 | | | Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. | Формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописание слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
94 | | |
95 | Правописание слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами | 1 | | | Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. | Формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописание слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквен-ный анализ слов с разделительным мягким знаком. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
96 | Объяснительный диктант с грамматическим заданием | 1 | | | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Проверить умения писать слова на изученные орфограммы; развивать орфографическую зоркость. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
Части речи (58 часов) |
Части речи (2 ч.) |
97 | Части речи. Соотнесение слов-на-званий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. | 1 | | | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. | Дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; формировать умение распознавать самостоятельные части речи. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
98 | Употребление частей речи в тексте. | 1 | | | Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. | Дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; формировать умение распознавать самостоятельные части речи. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
Имя существительное (19 ч.) |
99 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 2 | | | Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение ислова к имени существительному. | Формировать понятие об имени существительном; развивать наблюдательность, речь. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
100 | | |
101 | Одушевлённые имена существительные. | 1 | | | Различать одушевлённые и неодушевлённые именасуществительныесопрой на вопросы кто? что? выбирать примеры таких существительных. | Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? От слов, отвечающих на вопрос что; учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать неодушевлённые имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
102 | Неодушевлённые имена существительные. | 1 | | | Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. | Классифицировать неодушевлённые имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
103 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | | | Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы | Классифицировать неодушевлённые имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
104 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | | | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных | Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
105 | Правописание собственных имён существительных. Составление устного рассказа по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри». | 1 | | | Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы | Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
106 | Правописание собственных имён существительных. | 2 | | | Писать с заглавной буквы имена собственные | Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
107 | | |
108 | Заглавная буква в именах собственных (географических названиях). | 1 | | | Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, из Интернета о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). | Формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические предметы; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
109 | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 | | | Определять число имён существительных (единственное и множественное). | Дать понятие об изменении имён существительных по числам; учит определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
110 | Изменение имён существительных по числам. | 1 | | | Изменять имена существительные по числам (книга-кни-ги). | Дать понятие об изменении имён существительных по числам; учит определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
111 | Число имён существительных. | 1 | | | Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля-туф-ли, простыня-прос-тыни). | Дать понятие об изменении имён существительных по числам; учит определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
112 | Обобщение знаий об имени существительном. | 2 | | | Определять грамматические признаки имён существительных: единственное и множественное; одушевлённое и неодушевлённое | Давать характеристику именам существительным,используя изученные правила. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
113 | | |
114 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. | 1 | | | Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст. | Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
115 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | 1 | | | Оценивать свои достижения при выполении заданий «Проверь себя» в учебнике | Обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
116 | Проверочный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | | | Обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; закрепить навыки правописания изученных орфограмм; развивать речевую деятельность; отрабатывать правильное произношение. | Обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
117 | Работа над ошибками, допущенными в проверочном диктанте. | 1 | | | Формировать умение употреблять в письменной речи имена собственные. | Провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; формировать умение проверять парные согласные в корне слова, безударные гласные путём подбора форм множественного и единственного числа. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
Глагол (12 ч.) |
118 | Значение глаголов в речи. | 2 | | | Распознават глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. | Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
119 | | |
120 | Признаки глагола (значение и вопрос). Восстановление деформированного текста. | 1 | | | Классифицировать глаголы по вопросам.распознавать глаголы, употреблённые в прямом ипереносном значении. | Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
121 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукциикартины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 | | | Рассматривать репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. | Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Нравственно-этическая ориентация. |
122 | Единственное и множественное число глаголов. | 2 | | | Определять число глаголов, распределять глаголы по группамв зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённомчисле. | Познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
123 | | |
124 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | | | Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать). | Формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; познакомить их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
125 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | | | Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. | Формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; развивать речь, коммуникативные навыки. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
126 | Текст-повествова-ние и роль в нём глаголов. | 1 | | | Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголв в повествовательном тексте. | Познакомить учащихся с понятием текст – повествование, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Нравственно-этическая ориентация. |
127 | Текст-повествова-ние. Развитие речи. Составление текста на предложенную тему. | 1 | | | Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для отве на вопрос к тексту и записывать ответ. | Познакомить учащихся с понятием текст – повествование, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Нравственно-этическая ориентация. |
128 | Подробное изложение повествовательного текста по вопросам и опорным словам. | 1 | | | Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для отве на вопрос к тексту и записывать ответ. | Познакомить учащихся с понятием текст – повествование, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Нравственно-этическая ориентация. |
129 | Проверочная работа по теме «Глагол». | 1 | | | Оценивать свои достижения при выполении заданий «Проверь себя» в учебнике. | Обобщить знания учащихся о глаголе; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
Имя прилагательное (13 ч.) |
130 | Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. | 3 | | | Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. | Познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
131 | | |
132 | | |
133 | Контрольная работа № 6. Контрольный диктант по теме «Части речи». | 1 | | | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
134 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Употребление в речи имени прилагательного. | 1 | | | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. | Формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
135 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | | | Использовать в речи прилагательные раз-личных лексико-тематических групп. | Познакомить со смысловым значением имён прилагательных; показать связь имени прилагательного с именем существительным. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
136 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 2 | | | Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. | Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и множественном числе. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
137 | | |
138 | Понятие о тексте- описании. Роль имён прилагательных в тексте- описании. | 1 | | | Распознавать текст- описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте - описании. | Познакомить учащихся с понятием текст – описание, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
139 | Текст – описание и роль в нёи имён прилагательных. | 1 | | | Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте - описании. | Познакомить учащихся с понятием текст – описание, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
140 | Развитие речи. Составление текста- описания предмета на основе личных наблюдений. | 1 | | | Составлять текст- описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы). | Познакомить учащихся с понятием текст – описание, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
141 | Развитиеречи. Составление текста-описания натюрморта порепродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 1 | | | Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»(под руководством учителя). | Составлять текст-описание по репродукции картины. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
142 | Проверочная работа. | 1 | | | Оценивать свои достижения при выполении заданий «Проверь себя» в учебнике. | Обобщить знания учащихся об имени прилагательном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
Местоимение (4 ч.) |
143 | Местоимение (личное) как часть речи. | 2 | | | Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении. Различать местоимения и имена существительные. | Формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
144 | | |
145 | Текст-рассуждение. | 1 | | | Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассу.ждения | Познакомить учащихся с понятием текст – рассуждение, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
146 | Проверочная работа «Проверь себя». | 1 | | | Оценивать свои достижения при выполении заданий «Проверь себя» в учебнике. | Обобщить знания учащихся о местоимении; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
Предлоги (8 ч.) |
147 | Роль предлогов в речи. | 1 | | | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы) | Формировать представление о предлоге как части речи, его роли в предложении. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
148 | Правописание предлогов с именами существительными. | 3 | | | Раздельно писать предлоги со словами. | Развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами в предложении. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
149 | | |
150 | | |
151 | Правописание пре-длогов с именами существительнми. Восстановление деформированного повествовательного текста. | 1 | | | Раздельно писать предлоги со словами.редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст. | Развивать умение анализировать и корректировать предложения с нарушенным порядком слов. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
152 | Проверочная работа «Проверь себя». | 1 | | | Оценивать свои достижения при выполении заданий «Проверь себя» в учебнике. | Обобщить знания учащихся о местоимении; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
153 | Контрольная работа № 7. Контрольный итоговый за год. | 1 | | | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
154 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | | | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. | Формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
Повторение (16 часов) |
155 | Текст. Типы текстов подробное изложение по коллективно составленному плану. | 1 | | | Различать типы текстов. Воспринимать и понимать звучащую речь. | Повторить изученный материал по теме «Текст». | Строить сообщения в устной и письменной форме. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
156 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Текст. Типы текстов. | 1 | | | Различать типы текстов. Воспринимать и понимать звучащую | Повторить изученный материал по теме «Текст». | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
157 | Предложение. Члены предложения. | 2 | | | Распознавать разновидности предложений по цели высказывания.определять главные и второстепенные члены предложения. | Повторить изученный материал по теме «Предложение». | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
158 | | |
159 | Проверочная работа по теме «Предложение. Члены предложения». | 1 | | | Оценивать свои достижения при выполении заданий «Проверь себя» в учебнике. | Обобщить знания учащихся о местоимении; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Осознание роли языка и речи в жизни человека. |
160 | Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова. | 2 | | | Опеделять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова.подбирать однокоренные слова. | Повторить изученный материал по теме «Слово и его значение». | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
161 | | |
162 | Части речи. | 2 | | | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. | Повторить изученный материал по теме «Части речи». | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
163 | | |
164 | Контрольная работа№ 8. Контрольное списывание по теме «Повторение». | 1 | | | Списывать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения.формировать навык грамотного написания орфограмм в корне слова. | Проверить умение грамотно списывать, навык грамотного каллиграфического письма. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
165 | Звуки и буквы | 1 | | | Различать звуки и буквы. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Повторить изученный материал по теме «Звуки и буквы». | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
166 | Правила правописания. | 1 | | | Отрабатывать алгоритм написания парных согласных в корне слова. | Проверить знания учащихся о правилах правописания. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. |
167 | Проверочная работа по теме «Правила правописания». | 1 | | | Оценивать свои достижения при выполении заданий «Проверь себя» в учебнике. | Обобщить знания учащихся о местоимении; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
168 | Правила правописания. | 3 | | | Отрабатывать алгоритм написания парных согласных в корне слова. | Проверить знания учащихся о правилах правописания. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
169 | | |
170 | | |
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
Справочная литература.
начальных классов ____________ Волохова Г.Ю.
___________ Шаповалова Н.Н. __________________