Рабочая программа по русскому языку 3 класс к УМК "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку 3 класс к УМК "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС НОО, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основе авторской программы Л.М.Зелениной,Т.Е.Хохловой "Русский язык" УМК "Школа России". Рабочая программа содержит пояснительную записку, место предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, содержание и тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 класс к УМК "Школа России" »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, целями и задачами образовательной программы МКОУ «СОШ №10» на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык» УМК «Школа России».
Основная цель обучения– открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес (стремление) к его изучению, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель предполагает:
- открытие детям и детьми русского языка как предмета изучения;
- формирование у учащихся представлений о русском языке целостной системе, о единстве и взаимопроникновении всех составляющих его элементов (единиц – звуков речи, слов, предложений;
- формирование у младших школьников представления о единстве окружающего мира и языка. отражающего этот мир во всем его многообразии (культуры, ценностей и ценностных отношений. природы;
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке.
Социокультурная цель предполагает:
- осознание ребенком себя гражданином России, носителем русского языка;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся, их готовности к общению для получения, передачи информации, обмена информацией, аргументации высказанной точки зрения;
- обеспечение качественно нового уровня владения русским языком и нового уровня речевой практики;
- формирование ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к его бытию;
- сохранение чистоты, выразительности, уникальности русского слова, пробуждение интереса (стремления) к его изучению.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью, применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:
- интерактивные технологии; -метод сотрудничества; -методики проектирования; - дифференцированный подход; - деятельностный подход; - работа по алгоритму и др.
III.МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Год обучения
Кол-во часов в неделю
Кол-во рабочих недель
Всего часов
за учебный год
3 класс
5
34
170
IV.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
V.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и употреблении в речи;
формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 3 класса.
В результате изучения русского языка ученик должен знать / понимать:
• главные и второстепенные члены предложения;
• предложения распространенные и нераспространенные;
• значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
• однокоренные и разные формы одного и того же слова;
• чередование согласных и беглые гласные в слове;
• употребление разделительных мягкого (ь) и твердого (ъ) знаков;
• различие приставок и предлогов;
• лексическое значение, грамматические признаки имени существительного, имени
• прилагательного, глагола;
• употребление в речи различных частей речи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• активного использования учащимися в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространенных, нераспространенных), по эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных), правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;
• разбора слов по составу,
• применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами -ик, -ек, с изученными приставками;
• правописания сложных слов и глаголов с не; написания слов с непроверяемыми орфограммами;
• письма под диктовку текстов (55—60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
VI.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 3 класс (136 ч)
№ п/п
Раздел,
кол-во часов
Содержание
1
Повторение
( 18ч.)
Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие. Сильная и слабая позиции гласных и согласных звуков в слове. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных, парных и непарных согласных. Понятие об орфограмме. Мягкие и твердые согласные; обозначение мягких согласных на письме. Слово как единица языка. Значимые части слова. Корень слова. Слова однокоренные. Слово как часть речи. Имя существительное: лексическое значение; вопросы кто? что?; начальная форма; употребление в предложении. Имя прилагательное: лексическое значение; вопросы какой? какая? какое? какие?; изменение по числам; словосочетание прилагательных с существительными; употребление в предложении. Глагол: лексическое значение; вопросы что делать? что сделать?; употребление в предложении. Предложение. Словосочетание. Текст (описание, повествование). Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (восклицательная и невосклицательная).
Слова, близкие по значению и противоположные. Многозначность слова. Объяснение значения слова подбором синонимов и антонимов. Употребление в речи устойчивых словосочетаний (добрый молодец; боярин знатный; купец богатый; красная девица и др.). Особенности словарного состава пословиц, поговорок, загадок. Смысловое значение и эмоциональные оттенки слова, передаваемые словообразовательными средствами языка (приставками, суффиксами).
2
Предложение
(16ч.)
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа Второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Логическое ударение. Интонация перечисления.
3
Состав слова
(64ч.)
Значимые части слова. Основа и окончание. Корень. Приставка. Суффикс. Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова. Чередование согласных в корне слова. Беглые гласные. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок). Правописание суффиксов -ик, -ек. Правописание гласных и согласных в приставках по-, под-, от-, про-, до-, об-, на-, за-, над-, с-. Приставка и предлог. Разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки. Непроизносимые согласные. Двойные согласные. Сложные слова. Соединительные гласные о и е.
4
Части речи (66ч.)
Имя существительное (22ч.)
Лексическое значение. Существительные, обозначающие предмет, явление природы, действие или признак. Существительные собственные и нарицательные. Основные грамматические признаки имени существительного: начальная форма имени существительного.
Род, число, изменение существительных по вопросам (падежам).
Понятие о склонении существительных. Существительные с твердой и мягкой основами и их склонение.
Употребление существительных в речи. Роль в предложении.
Имя прилагательное (17ч.)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Вопросы какой? какая? какое? какие? Связь прилагательных с существительными.
Род прилагательных. Изменение прилагательных по числам, родам. Понятие о склонении прилагательных. Родовые окончания прилагательных. Употребление прилагательных в речи.
Личные местоимения (4ч.)
Общее понятие о личных местоимениях.
Глагол
(23ч.)
Лексическое значение. Глаголы, обозначающие действие предмета, его состояние, изменение признака предмета. Основные грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время, лицо, число глаголов. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по числам. Понятие о личных окончаниях глаголов. Правописание не с глаголами. Употребление глагола в речи (в предложении).
5
Повторение
(6ч.)
Обобщение знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения разделов русского языка, установление связи между ними, совершенствование умений применять знания в практике языковой и речевой деятельности.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Выражение и развитие законченной мысли в тексте. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика»): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов. Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения
VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
3 класс (170 ч)
№
п/п
Раздел,
кол-во часов
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
I.
Повторение
( 18ч.)
1
Предложение
(4ч.)
Язык и речь. Предложение. Словосочетание (повторение). Наша речь, виды речи. Знакомство со шмуцтитулом.
Уметь различать предложения и словосочетания. Составление текстов (описание, повествование) из данных предложений.
Предложение из одного слова и из нескольких слов. Наш язык.
Уметь устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому; закрепить навыки записи предложений.
Текст. Предложение. Словосочетание. типы текстов. Главные члены предложения.
Уметь устанавливать связь слов в предложении; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
Предложение (повествовательное, вопросительное, побудительное).
Различать предложения по цели высказывания и интонации. Закреплять умение выделять главные члены предложения и словосочетания в предложении.
2
Слово
(4ч.)
Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Виды предложения по цели высказывания.
Уметь различать части речи по смыслу и по вопросу.
Начальная форма имени существительного. Речевое развитие: Виды предложений по интонации.
Ввести понятие о начальной форме имени существительного. Продолжить уточнение лексического значения и грамматических признаков имени существительного.
Предлог. Употребление предлогов в предложении. Предложение с обращением (речевое развитие)
Выяснить роль предлога как части речи в предложении. Уметь находить в тексте предлог, и определять его роль в предложении.
Контрольная работа (входная).
Уметь применять полученные знания и умения на практике.
3
Звуки и буквы
(10ч.)
Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. Звуки речи.
Развитие фонематического слуха, готовность и способность к звукобуквенному анализу звучащего слова. Закрепление навыка различать гласные и согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются на письме.
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Главные и второстепенные члены предложения.
Закреплять знание о слогообразующей функции гласных звуков. Уметь правильно ставить ударение, переносить слова.
Проверка безударного гласного в корне слова. Простое и сложное предложения (речевое развитие)
Формировать представление об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова. Уметь определять слабую позицию гласных звуков корне и находить проверочное написание.
Развитие речи. Обучающее изложение
Обогащение словарного состава речевой деятельности.
Знать и понимать признаки текста и типы текстов. Использовать знания и умения для:
- выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся;
- составления предложений на заданную тему.
Контрольное списывание. Простое и сложное предложение. Правила написания предложений.
Уметь списывать, расчленять текст на смысловые части – предложения.
Анализ изложения и списывания. Словосочетание. Звонкие и глухие согласные звуки.
Развивать фонематический слух. Уметь проводить звукобуквенный анализ слова.
Контрольный диктант по теме «Предложение».
Показать умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажение букв. Формировать умение работать самостоятельно, применять правило написания орфограмм в словах.
Анализ к/диктанта. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Словосочетание. Словарный диктант.
Систематизировать знания о согласных звуках и буквах, словосочетании. Повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Слово в языке и речи. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова (речевое развитие)
Уметь применять полученные знания и умения на практике. Развивать речевую активность.
Правописание сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. Синонимы и антонимы (речевое развитие)
Развивать речевую активность учащихся. Уметь правильно писать слова с данными сочетаниями.
II.
Предложение (16ч.)
4
Главные и второстепенные члены предложения
(4ч.)
Подлежащее и сказуемое.
Омонимы (речевое развитие)
Введение в словарь терминов подлежащее и сказуемое. Уметь находить в предложении подлежащее и сказуемое.
Выражение сказуемого глаголом и существитель-ным. Слово и словосочетание. Главные члены предложения.
Подведение учащихся к выводу: сказуемое в предложении может быть выражено не только глаголом, но и другими частями речи.
Выражение подлежащего существительным и местоимением. Фразеологизмы (речевое развитие)
Формирование выделять главные члены предложения, в которых подлежащее выражено не только существительным, но и личным местоимением. Уметь составлять и записывать предложения с личным местоимением, выполнять разбор этих предложений по членам предложения.
Развитие речи. Обучающее изложение.
Обогащение словарного состава речевой деятельности. Знать и понимать признаки текста и типы текстов. Использовать знания и умения для: - выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся; - составления предложений на заданную тему.
5
Распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.
(4ч.)
Второстепенные члены предложения. Части речи. Связь слов в предложении. Анализ изложения.
Формирование представлений о распространенных и нераспространенных предложениях, о синтаксическом разборе предложения. Уметь преобразовывать нераспространенные предложения в распространенные и наоборот.
Разбор предложений по членам предложения.
Работа с текстом.
Формирование и закрепление умения устанавливать связь главных членов предложения с второстепенными. Уметь устанавливать связь главных членов предложения с второстепенными.
Различение предложений и словосочетаний. «Проверим себя…»
Уметь различать предложение, словосочетание и группу слов. Уметь составлять предложения из данных слов.
Закрепление изученного.
Раскрыть связь между целью работы и теми знаниями и способами деятельности, которые необходимы для достижения положительного результата.
6
Логическое ударение. Интонация перечисления
(8ч.)
Логическое ударение и главная мысль предложения.
Формирование представления о логическом ударении и его значение для точности передачи смысла предложения. Уметь определять логическое ударение в предложении.
Интонация перечисления.
Оформление интонации перечисления на письме.
Знакомство с предложениями, содержащими интонацию перечисления, со знаками препинания в предложениях с перечислениями. Уметь определять предложения с интонацией перечисления.
Оформление интонации перечисления на письме.
Продолжить работу со знаками препинания в предложениях с перечислениями.
Обобщение и закрепление изученного. «Проверим себя…»
Формирование представления о логическом ударении и его значение для точности передачи смысла предложения. Уметь определять логическое ударение в предложении.
Обобщение и закрепление изученного.
Уметь определять логическое ударение в предложении.
Развитие речи. Обучающее изложение.
Знать и понимать признаки текста и типы текстов. Использовать знания и умения для:
- выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся; - составления предложений на заданную тему.
Обобщающий урок. «Проверим себя...».
Уметь определять логическое ударение в предложении.
Обобщение и закрепление изученного
Закрепление представления о простых и распространенных предложениях, логическом ударении. Уметь ставить знаки препинания в предложениях с перечислениями.
III.
Слово (64ч.)
7
Состав слова. Основа. Окончание
(6ч.)
Основа слова. Окончание.
Формирование представления об окончании и основе. Введение в словарь учащихся терминов: окончание, нулевое окончание, разные формы одного и того же слова. Уметь выделять в слове окончание и основу.
Окончание как изменяемая часть слова. Разные формы одного и того же слова. Окончание и связь слов в предложении.
Формирование представления об окончании и основе. Введение в словарь учащихся терминов: окончание, нулевое окончание, разные формы одного и того же слова. Уметь выделять в слове окончание и основу.
Нулевое окончание
Формирование способов действий по выделению в слове окончания. Уметь выделять в слове окончание и основу.
Основа слова
Формирование представления об основе слова как части речи слова без окончания. Уметь выделять в слове основу.
Основы однокоренных слов и разных форм одного и того же слова.
Формирование способов действий по выделению в слове основы и окончания. Первичное знакомство с согласованием в словосочетании имени прилагательного с именем существительным.
Уметь выделять в слове основу.
Повторение пройденного.
Формирование способов действий по выделению в слове основы и окончания. Уметь выделять в слове основу. Уметь находить взаимосвязь между прилагательным и существительным.
8
Корень. Приставка. Суффикс
(6ч.)
Состав (строение) основы слова. Корень слова — главная часть основы
Формирование представления о возможном составе (строении) основы слова. Уточнение представления о корне слова как о главной части основы слова. Уметь подбирать однокоренные слова, находить корень слова.
Приставка как значимая часть основы слова. Роль приставки в словообразовании
Продолжить работу по формированию представления о возможном составе (строении) основы слова. Формировать представления о приставке как о значимой части основы слова, с помощью которой можно образовывать родственные слова. Уметь выделять приставку в слове.
Суффикс как значимая часть основы слова. Роль суффикса в словообразовании.
Формирование представления о суффиксе как о значимой части основы слова. Формирование умений: образовывать группы однокоренных слов с данными суффиксами; разбирать слова по составу.
Разбор слова по составу.
Продолжить формирование представления о том, что значит разобрать слово по составу. Развитие навыка разбора слов по составу, орфографической зоркости. Уметь разбирать слово по составу.
Роль суффиксов в образовании новых однокоренных слов (двор — дворник) и роль суффиксов, придающих однокоренным словам оттенки значений (двор — дворик)
Углубление представлений о составе слова. Формирование первоначального представления о словообразовании в русском языке. Уметь разбирать слово по составу. Уметь разными способами подбирать проверочные слова.
Проверочная работа
Формировать умение работать самостоятельно, применять правило написания орфограмм в словах. Уметь работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.
9
Правописание безударных гласных и парных согласных
в корне слова
(11ч.)
Способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова. Новое правило переноса слов.
Формирование опыта правописания слов с безударной гласной в корне и разными способами подбора проверочных слов.
Способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова. Новое правило переноса слов.
Продолжить формирование умения проверять правописание безударных гласных и парных согласных в корне.
Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (практическое применение способов проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова)
Формирование практического опыта правописания слов с безударной гласной и парной согласной в корне. Развитие самостоятельного мышления и познавательной активности учащихся.
Проверочная работа.
Проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажение букв. Формировать умение работать самостоятельно, применять правило написания орфограмм в словах.
Чередование согласных в корне слова
Формирование представления о чередовании согласных звуков в корне слова. Формирование практического опыта правописания слов с безударной гласной и парной согласной в корне.
Обучающее изложение
Формирование умения применять знания о предложении при построении текста. Развивать умение применять правила при написании слов с изученными орфограммами. Уметь правильно составлять связный текст по плану.
Анализ изложения.
Разбор по составу слов с чередующимися согласными в корне.
Продолжить формирование представления о чередовании согласных звуков в корне слова. Формирование практического опыта правописания слов с безударной гласной и парной согласной в корне
Беглые гласные в корне слова.
Формирование понятия о беглых гласных посредством наблюдения за словами; умения разбирать по составу слова с беглыми гласными. Уметь разбирать слова по составу с беглыми гласными.
Анализ изложения.
Беглые гласные в суффиксе.
Продолжить формирование представления о беглых гласных посредством наблюдения за словами. Возможное наличие гласной не только в корне, но и в суффиксе.
Закрепление изученного.
Уметь применять на практике правила написания слов с изученными орфограммами, разбирать слова по составу.
Контрольный диктант «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова»
Уметь применять на практике правила написания слов с изученными орфограммами, разбирать слова по составу.
10
Правописание суффиксов
–ек, -ик
(6ч.)
Анализ диктанта.
Суффиксы -ек, -ик как орфограмма.
Работа с текстом: продолжение текста по его началу.
Формирование представления о написании суффиксов – ик, - ек. Самостоятельная формулировка учащимися вывода о том, как узнать какой суффикс писать в слове: - ик, - ек. Развитие самостоятельности мышления и познавательной потребности.
Работа с текстом: продолжение текста по его началу. Обучающее сочинение №1
Формирование умения применять знания о предложении при построении текста. Развивать умение применять правила при написании слов с изученными орфограммами. Уметь правильно составлять связный текст по плану.
Анализ сочинения.
Правила правописания суффиксов -ек, -ик
Формирование способности и готовности составлять небольшие по объему сообщения в устной и письменной речи. Уметь определить, какой суффикс писать в слове: -икили – ек.
Закрепление изученного.
Формирование умения определять, какую гласную следует написать в словах с суффиксами – ик, - ек; способности и готовности составлять небольшие по объему сообщения в устной и письменной речи.
Закрепление изученного.
Закрепление навыка правописания слов с изученными орфограммами. Уметь применять на практике правила написания слов с изученными орфограммами.
Закрепление изученного. «Проверим себя…»
Закрепление навыка правописания слов с изученными орфограммами. Уметь применять на практике правила написания слов с изученными орфограммами.
Формировать четкое представление об основных частях основы слова корне, приставке, суффиксе; ознакомить с ролью приставок в речи, основными правилами их правописания ( с гласными а, о в приставках по-, под-, от-, до -).
Правописание приставок на-, за-, над-. Продолжение текста по его началу. Обучающее сочинение № 2.
Формировать умение пользоваться морфемным анализом слова в целях раскрытия его лексического значения, связи между лексическим значением слова и его структурой. Тренировать умение письма приставки всегда одинаково, независимо от произношения.
Различные способы проверки правописание безударных гласных в корне, суффиксе, приставке. Анализ сочинения.
Углублять знания о приставках, о их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок, независимо от произношения.
Правило правописания слов с приставкой с-.
Развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения по теме.
Проверочная работа
Уметь работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм.
12
Приставка и предлог
(2ч.)
Приставка как часть основы слова. Предлог как самостоятельное слово (часть речи). Связь предлога с существительным. «Проверим себя…»
Формировать представление о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, умение правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками, навыки правильного написания приставок; показать нецелесообразность применения предлогов перед глаголами.
Место предлога в словосочетаниях существительного с прилагательным, существительного с глаголом. «Проверим себя…»
Уметь правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками.
13
Правописание не с глаголами
(4ч.).
Раздельное написаниене с глаголами
Формировать навыки правописания частицы не с глаголами; познакомиться с ролью частицы не в речи. познакомиться со словами- исключениями.
Административная контрольная работа.
Уметь применять на практике правила написания слов с изученными орфограммами.
Анализ диктанта. Правописание слов ненавидеть, негодовать, нездоровиться.
Формирование умения правильно писать частицы не с глаголами и приставки не- с прилагательными; повторять правописание приставок и предлогов. Уметь находить способ деятельности для достижения положительного результата.
Закрепление изученного. «Проверим себя…»
Проверить умение применять правила правописания слов с орфограммами в корне слова, формировать умение проверять написание этих слов изменением формы слова. Уметь применять полученные знания на практике.
14
Разделительный твердый знак(ъ) (7ч.).
Состав слова и разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком
Формировать умение правильно употреблять разделительные твердый и мягкий знаки при написании слов. Уметь образовывать однокоренные слова с разделительным твердым знаком.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
Повторять написание приставок и предлогов со словами, частицы не с глаголами. Уметь образовывать однокоренные слова с разделительным твердым знаком.
Обучающее изложение.
Формирование умения применять знания о предложении при построении текста. Развивать умение применять правила при написании слов с изученными орфограммами. Уметь правильно составлять связный текст по плану.
Анализ изложения.
Обобщение и закрепление изученного
Формировать умения различать слова с ъ и ь знаками; развивать умения различать орфограммы в словах, правильно списывать текст, писать под диктовку и по памяти.
Проверочная работа.
Формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности; учиться анализировать текст, точно употреблять слова в речи, избегать повторов одних и тех же слов; развивать орфографическую зоркость. Обучаться правильному озаглавливанию частей текста, способствовать развитию наблюдательности.
Обобщение и закрепление изученного.
Закреплять умения различать слова с ъ и ь знаками; развивать умения различать орфограммы в словах, правильно списывать текст, писать под диктовку и по памяти. Уметь различать орфограммы в словах.
Повторение и закрепление пройденного.
Повторить правописание приставок и предлогов, разделительных ъ и ь, словарных слов. Уметь определять изученную орфограмму в слове.
15
Непроизносимые согласные
(7ч.).
Слова с непроизносимыми согласными в корне слова
Формировать представление о словах с непроизносимыми согласными звуками, познакомиться со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными, способом подбора однокоренных слов. Уметь определять изученную орфограмму в слове.
Способы проверки непроизносимых согласных в слове
Формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне слов. Закреплять знания о проверки слов с непроизносимыми согласными; применять ранее изученные правила для грамотного написания слов.
Способы проверки непроизносимых согласных в слове
Тренировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, развивать умение видеть данную орфограмму. Повторять ранее изученные орфограммы, состав слова, звукобуквенный анализ и разбор предложения по членам, строить литературно-грамотные и распространенные предложения.
Обобщение и закрепление изученного.
Продолжить формирование умения применять правило написания непроизносимых согласных в корнях слов. Формировать умение находить в тексте слова с другими проверяемыми орфограммами в корне и подбирать к ним проверочные слова.
Обобщение и закрепление изученного. Проверочная работа.
Продолжить формирование умения применять правило написания непроизносимых согласных в корнях слов. Формировать умение находить в тексте слова с другими проверяемыми орфограммами в корне и подбирать к ним проверочные слова.
Развитие речи. Сочинение № 3.
Формировать умение работать с текстом, определять его основную мысль, идею, структуру, делить текст на части и озаглавливать их. Уметь излагать текст по составленному плану.
Контрольное списывание №2.
Проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажение букв. Формировать умение работать самостоятельно, применять правило написания орфограмм в словах.
16
Двойные согласные
(4ч.).
Двойные согласные в корне слова. Анализ сочинения и списывания.
Формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными; способствовать развитию фонематического слуха. Расширять словарный запас слов. Уметь писать слова русского и иностранного происхождения с двойными согласными.
Двойные согласные в основе слова. Обучающее сочинение № 4.
Формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами. Уметь писать слова русского и иностранного происхождения с двойными согласными.
Закрепление изученного
Упражнять в написании слов с удвоенными согласными. Повторять правило переноса слов с удвоенными согласными. Уметь определять изученную орфограмму в слове.
Словарный диктант. «Проверим себя…»
Уметь работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.
17
Сложные слова (6ч.).
Понятие о сложном слове, его строении. Соединительные гласные о, е
Формировать представление о словах, которые имеют два корня, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные о и е. Уметь правильно писать соединительные гласные о и ев сложных словах, разбирать такие слова по составу.
Лексическое значение сложного слова
Формировать умение правильно писать и употреблять в речи сложные слова. Формировать орфографическую зоркость. Уметь применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова.
Разбор сложных слов по составу
Отрабатывать навыки грамотного письма. Формировать умение образовывать, писать, разбирать по составу сложные слова. Уметь применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова.
Разбор сложных слов по составу
Закрепление.
Уметь применять изученные правила на практике.
Контрольный диктант «Состав слова»
Проверить усвоение правописание о,е в сложных словах, безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, правописание приставок, разделительного твердого знака, удвоенных согласных, смягчающего мягкого знака.
IV.
Части речи (66ч.)
18
Имя существительное. Понятие об имени существительном (4ч.).
Лексико-грамматические признаки имени существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак. Вопросы, на которые отвечают существительные: кто? что? Анализ диктанта.
Формировать умение определять в речи имена существительные, познакомиться с обобщенным лексическим значением имен существительных. Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным.
Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные
Формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к именам существительным и обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы, имена собственные и нарицательные. Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным.
Суффиксы имён существительных.
Формировать умение осознанно определять суффиксы имен существительных. Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным.
Суффиксы имён существительных.
19
Число и род имен существительных. (2ч.)
Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам
Познакомить с приемами распознавания рода имен существительных по окончаниям слов, формировать умение изменять существительные по числам, определять начальную форму имен существительных.
Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного. Работа с текстом: составление рассказа на заданную тему.
Тренировать умение изменять имена существительные по числам, распознавать род имен существительных. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
20
Существительные с твердой и мягкой основой.
(7ч.)
Твёрдая и мягкая основа существительных мужского рода
Формировать умение определять основу имен существительных мужского рода. Уметь определять основу имен существительных женского рода.
Твёрдая и мягкая основа существительных среднего рода
Формировать умение классифицировать существительные на группы с твердой и мягкой основами. Уметь определять начальную форму имени существительного.
Твёрдая и мягкая основа существительных женского рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ
Формировать умение определять основу имен существительных женского рода.
Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку. Сочинение № 5. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ
Формировать умение употреблять имена существительные в речи. Учиться выделять в тексте ключевые слова, словосочетания, помогающие передать основное содержание текста, определять главную мысль каждой части и выражать ее кратко. Уточнять значение слов, расширять и обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость. Уметь составлять связный текст по составленному плану.
Контрольный диктант «Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ»..
Проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажение букв. Формировать умение работать самостоятельно, применять правило написания орфограмм в словах.
Повторение пройденного. Анализ диктанта и сочинения.
Формировать умение употреблять имена существительные в речи, отбирать для написания материал в соответствии с основной мыслью текста. Уточнять значение слов, расширять и обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость, учиться самостоятельному применению правил правописания корня.
Закрепление изученного Словарный диктант.
Самостоятельно применять правила правописания корня.
21
Изменение существительных по вопросам.
(9ч.)
Анализ диктанта.
Изменение существительного при его связи с другими словами в предложении
Тренировать умение изменять окончание имен существитель-ных в зависимости от связи с другим словом и от вопроса к нему поставленного. Развивать фонематический слух, умение устанавливать взаимосвязь слов в предложении, работать с деформированным текстом.
Тренировать умения учащихся изменять по вопросам имена существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Устанавливать зависимость окончания слов от предлога, систематизировать знания о предлогах, о связи слов в предложении. Уметь изменять по вопросам имена существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы.
Изменение существительных по вопросам
Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомиться с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами. Уточнить представление о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа. Знать названия падежей и падежные вопросы.
Склонение имён существительных. Вопросы, по которым изменяются (склоняются) одушевлённые существительные, неодушевлённые существительные. Именительный падеж. Косвенные падежи.
Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомиться с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами. Знать названия падежей и падежные вопросы. Уметь изменять существительные по падежам
Склонение имён существительных. Вопросы, по которым изменяются (склоняются) одушевлённые существительные, неодушевлённые существительные. Именительный падеж. Косвенные падежи.
Изменение по падежам существительных в форме единственного и множественного числа
Формировать умения учащихся изменять имена существительные по вопросам в единственном и во множественном числе, ставить к именам существительным падежные вопросы и определять падеж имени существительного с помощью вопроса. Тренировать умение разбирать предложения по членам предложения, определять род имен существительных, сравнивать падежные окончания имен существительных в зависимости от рода.
Различение именительного и винительного падежей имён существительных.
Работа с текстом: составление рассказа по опорным словам. Сочинение №6.
Формировать умения учащихся определять падеж имени существительного, используя для этого слова- помощники. Тренировать умение правильно употреблять предлоги со словами, ставить к слову вопросы косвенных падежей. Уметь изменять существительные по падежам, ставить к существительным падежные вопросы и определять падеж.
Обобщение изученного по теме «Имя существительное». Разбор существительного как части речи (морфологический разбор) Анализ сочинения.
Проверить знания об имени существительном: изменение по родам, по числам, падежам, правописание корней, написание мягкого знака как показателя рода имен существительных, тренировать умения в определении падежа имен существительных.
Контрольный диктант « Имя существительное»
Проверить навык правописания двойных, непроизносимых, безударных, звонких, глухих согласных, предлогов и приставок, родовых окончаний имен существительных, не с глаголами, мягкого знака после шипящих на конце основы. Проверить умение разбирать слова по составу, а предложения по частям речи.
22
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. (4ч.)
Лексико-грамматические признаки имени прилагательного. Вопросы, на которые отвечают имена прилагательные: какой? какая? какое? какие? Анализ диктанта.
Повторить и обобщить знания об имени прилагательном как части речи, тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными. Уметь распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными.
Словосочетание прилагательного с существительным. Связь слов в словосочетании прилагательного с существительным.
Повторить существенные признаки имени прилагательного, уточнять знания о синонимах и антонимах, формировать умение употреблять их в устной и письменной речи.
Морфемный состав имени прилагательного. Суффиксы прилагательных: -к-, -н-, -енн-, -еньк-
Повторить существенные признаки имени прилагательного, уточнять знания о синонимах и антонимах, формировать умение употреблять их в устной и письменной речи. Повторять разбор слова по составу, правописание слов с изученными орфограммами..
Контрольное изложение
Развивать мышление, литературную речь, умение излагать письменно свои мысли, обогащать словарь, умение пользоваться различными средствами для выражения одной и той же мысли.
23
Число и род имен прилагательных. (7ч.)
Анализ изложения.
Основные грамматические признаки имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам
Формировать представление об основных грамматических признаках имен прилагательных, о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом и падежом существительного к которому данное прилагательное относится. Усвоение знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в форме единственного числа.
Изменение прилагательных по родам в форме единственного числа
Формировать представление об основных грамматических признаках имен прилагательных, о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом и падежом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Родовые окончания прилагательных
Формирование умения устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род, число, правильно писать родовые окончания. Уметь устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род, число, правильно писать родовые окончания.
Определение рода и числа прилагательных, выделение родовых окончаний прилагательных
Повторить разбор существительного как части речи, слого-звуковой анализ слов и разбор по составу, развивать навыки грамотного письма.
Окончания прилагательных множественного числа
Систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи, развивать умения определять род и писать родовые окончания прилагательных.
Обобщение и закрепление изученного. Проверочная работа.
Проверить умение писать безударные родовые окончания имен прилагательных в единственном числе т окончания прилагательных во множественном числе. Уметь применять полученные знания, умения и навыки при письме.
Обобщение и закрепление изученного.
Проверить умение писать безударные родовые окончания имен прилагательных в единственном числе т окончания прилагательных во множественном числе. Уметь применять полученные знания, умения и навыки при письме.
24
Изменение имен прилагательных по вопросам.
(6ч.)
Понятие о склонении прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского рода. Словарный диктант.
Формировать умение изменять имена прилагательные по падежным вопросам, правильно писать безударные окончания прилагательных. Уметь изменять прилагательные по падежам.
Склонение имён прилагательных среднего рода
Тренировать умение изменять имена прилагательные по вопросам, правильно писать безударные окончания прилагательных. Формировать орфографическую зоркость, память, внимание. Уметь изменять прилагательные по падежам.
Формировать умение склонять прилагательные единственного числа, познакомиться со склонением имен прилагательных в форме множественного числа. Уметь изменять прилагательные по падежам.
Определение рода, числа и падежа прилагательного в предложении, словосочетании. Анализ сочинения.
Формировать умение склонять прилагательные единственного числа, множественного числа. Тренировать умение устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, правильно писать безударные окончания.
Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное». «Проверим себя…»
Обобщить знания об именах прилагательных, их связи с именами существительными. Уметь употреблять существительные и прилагательные в речи.
Контрольный диктант «Имя прилагательное»
Проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажение букв. Формировать умение работать самостоятельно, применять правило написания орфограмм в словах.
25
Личные местоимения. Основные грамматические признаки личного местоимения.
(4ч.)
Анализ контрольного диктанта. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Познакомиться с местоимениями 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа, формировать умение находить местоимение в тексте. Уметь находить местоимения в тексте.
Контрольное списывание.
Уметь каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажение букв. Формировать умение работать самостоятельно, применять правило написания орфограмм в словах.
Личные местоимения единственного числа: я, ты, он, она, оно. Анализ списывания.
Формировать умение изменять личные местоимения по вопросам, определять падеж, в котором стоит местоимение; находить местоимение в тексте. Уметь изменять местоимения по вопросам, определять падеж, в котором стоит местоимение; находить местоимение в тексте.
Учить изменять глаголы по лицам, отрабатывать навыки грамотного письма.
26
Глагол. Понятие о глаголе.
(4ч.)
Основные грамматические признаки глагола
Повторить и обобщить знания о глаголе как части речи; тренировать умения распознавать глаголы в тексте, устанавливать их связь с именами существительными; развивать умение правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи. Наблюдать за окружающей жизнью, природой, и подмечать разнообразные действия предметов. Формировать орфографическую зоркость.
Основные грамматические признаки глагола
Начальная (неопределённая) форма глагола. Вопросы, на которые отвечают глаголы в начальной (неопределённой) форме.
Формировать умение ставить вопросы к глаголам в начальной форме; употреблять в речи глаголы- синонимы и глаголы- антонимы. Упражнять в образовании однокоренных глаголов с приставками.
Начальная (неопределённая) форма глагола. Вопросы, на которые отвечают глаголы в начальной (неопределённой) форме
Упражняться в образовании однокоренных глаголов с приставками. Уметь определять в тексте глаголы в неопределенной форме.
27
Число глаголов.
(3ч.)
Глаголы в форме единственного и множественного числа. Изменение глаголов по числам
Актуализировать знания об изменении глаголов по числам; формировать понятие о том, что у глаголов, стоящих в неопределенной форме, определить форму числа невозможно. Уметь изменять глаголы по числам.
Выделение в тексте глаголов и определение их числа.
Продолжить формирование умения изменять глаголы по числам, формировать умение находить в тексте слова с изученными орфограммами. Уметь изменять глаголы по числам.
Закрепление знаний учащихся о числе глаголов.
Сочинение № 8.
Формировать умение согласовывать имя существительное и глагол в числе; употреблять глаголы в тексте. Находить и проверять орфограммы в предложении. Уметь изменять глаголы по числам.
28
Время глаголов. (8ч.)
Настоящее время. Будущее время. Прошедшее время. Анализ сочинения.
Знакомство с тремя временными формами глаголов. Формировать умения изменять глаголы по временам. Тренировать умение объяснять написание слов с изученными орфограммами, подбирать проверочные слова. Уметь изменять глаголы по временам.
Контрольное списывание.
Уметь каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажение букв. Формировать умение работать самостоятельно, применять правило написания орфограмм в словах.
Изменение глаголов по временам. Анализ списывания.
Формирование умения отличать одну форму от другой по вопросам, суффиксу –л, -х в прошедшем времени; отличать глагол от других частей речи, находить глаголы в тексте. Уметь изменять глаголы по временам
Изменение глаголов по временам
Словарный диктант.
Формирование умения отличать одну форму от другой по вопросам; отличать глагол от других частей речи, находить глаголы в тексте. Уметь отличать глагол от других частей речи.
Изменение глаголов по временам
Уметь отличать глагол от других частей речи, находить глаголы в тексте.
Формы времени глаголов, отвечающих на вопросы что делать? что сделать? Простое будущее время. Сложное будущее время
Продолжить формирование умения отличать одну временную форму глагола от другой, изменять глагол по временам, употреблять глаголы в речи. Развивать умение определять род, число, падеж имен прилагательных и существительных. Уметь изменять глаголы по временам.
Формы времени глаголов, отвечающих на вопросы что делать? что сделать? Простое будущее время. Сложное будущее время
Формирование умения применять знания о предложении при построении текста. Развивать умение применять правила при написании слов с изученными орфограммами. Уметь правильно составлять связный текст по плану.
Комплексная проверочная работа.
Формировать умение работать самостоятельно, применять правило написания орфограмм в словах.
29
Лицо глаголов. (5ч.)
Глаголы 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Изменение глаголов по лицам. Анализ проверочной работы.
Актуализировать и конкретизировать знания о личных местоимениях; познакомиться с изменением местоимений по вопросам и падежам. Показать, что во 2-м лице единственного числа глаголы имеют окончания –ишь, -ешь. Уметь находить способ деятельности для достижения положительного результата.
Обучающее изложение
Уметь применять знания о предложении при построении текста; применять правила при написании слов с изученными орфограммами. Уметь правильно составлять связный текст по плану.
Глаголы 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Изменение глаголов по лицам. Анализ изложения.
Актуализировать и конкретизировать знания о личных местоимениях, что во 2-м лице единственного числа глаголы имеют окончания –ишь, -ешь. Уметь находить способ деятельности для достижения положительного результата.
Административная контрольная работа.
Формировать умение работать самостоятельно, применять правило написания орфограмм в словах.
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного.
Раскрыть связь между целью работы и теми знаниями и способами деятельности, которые необходимы для достижения положительного результата. Уметь определять способ деятельности для достижения положительного результата.
30
Окончания глаголов
(3ч.)
Род глаголов прошедшего времени. Окончания глаголов в форме прошедшего времени мужского, женского и среднего рода единственного числа. Окончания глаголов в форме прошедшего времени множественного числа
Формировать умения определять спряжения глаголов, правильно писать личные окончания глаголов, продолжать отрабатывать каллиграфическое письмо; воспитывать орфографическое чутье. Уметь изменять глаголы по лицам, определять личные окончания глаголов во множественном числе. Уметь применять на письме основные правила правописания.
Личные окончания глаголов в форме единственного числа. Личные окончания глаголов в форме множественного числа
Формировать умения определять спряжения глаголов, правильно писать личные окончания глаголов, продолжать отрабатывать каллиграфическое письмо; воспитывать орфографическое чутье. Уметь изменять глаголы по лицам, определять личные окончания глаголов во множественном числе. Уметь применять на письме основные правила правописания.
Обобщение знаний учащихся по теме «Глагол». Проверочная работа.
Уметь работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.
V.
Повторение (6ч.)
Части речи. Повторение пройденного.
Повторить лексическое значение, грамматические признаки, употребляемых в предложении различных частей речи. Уметь выделять в предложении различные части речи по их грамматическим признакам.
Части речи. Контрольный словарный диктант.
Предложение. Проверочная работа.
Повторить и обобщить знания о предложении; уточнить представления о частях текста, по красной строке. Обобщить знания о роли различных частей в речи, уточнить и систематизировать знания о звукобуквенном составе слова. Уметь устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому; закрепить навыки записи предложений.
Предложение.
Состав слова.
Повторить и обобщить написание орфограмм на все изученные правила; безударные гласные в корне слова, двойные согласные в словах, звонкие - глухие и непроизносимые согласные, написание предлогов и приставок, родовых окончаний имен прилагательных, личных окончаний глаголов, определение рода, числа, падежа имен существительных.
Тематическое планирование учебного материала.
№ п/п
Разделы, темы
Всего уроков
Из них
Уроков
Словарных диктантов
Проверочных работ
Сочинений
Изложений
Списываний
Контрольных работ, диктантов
1
Повторение
18
14
1
1
1
2
2
Предложение
16
14
1
3
2
3
Состав слова
64
54
4
6
4
2
1
3
4
Части речи
66
53
3
3
4
2
2
4+
комплекс. п/работа
5
Повторение пройденного в конце года
6
6
1
1
Итого
170
141
10
13
8
7
4
9+
комплекс. п/работа
Распределение учебного материала по четвертям.
Количество
часов
Из них
уроков
слов.
диктантов
провер работ
сочинений
изложений
списываний
контр. работ, диктантов
I четверть
47
41
2
4
3
1
2
II четверть
33
27
2
5
2
2
2
III четверть
50
41
3
2
4
1
1
3
IV четверть
40
32
3
2
2
1
2
2+
комплекс. п/работа
ГОД
170
141
10
13
8
7
4
9+
комплекс п/работа
VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Учебная и методическая литература.
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2014
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 1, М.: Просвещение, 2014
Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Тесты. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014
Псарева Л. А., Жиренко О. Е., Обухова Л. А.Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой: 3 класс. М.: ВАКО, 2009
Методические рекомендации по русскому языку к УМК Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой: 3 класс. М.: ВАКО, 2014
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс
Технические средства обучения.
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления.