Просмотр содержимого документа
«Элективные курсы. "Язык как средство художественной выразительности". 9 класс.»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа элективного курса в 9 классе составлена на основе Примерной программы по русскому языку 5-9 классы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2013.
Элективный курс русского языка «Язык как средство художественной выразительности» предназначен для обучающихся 9 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции обучающихся, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 4 часа (1 час в неделю). Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических и зачетных работ.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема 1. Средства выразительности речи. – 2 часа.
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 2. Стилистика русского языка. – 2 часа.
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
3. Календарно-тематическое планирование элективного курса
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
План
Факт
1
Средства выразительности речи.
1
07.10.
2
Средства выразительности речи. Практическая работа
1
14.10.
3
Стилистика русского языка.
1
21.10.
4
Стилистика русского языка. Зачетная работа.
1
29.10.
4. Учебно-методическое обеспечение
1. Учебно-справочные материалы для 9 класса", Москва., Санкт-Петербург, "Просвещение", 2011 г.
2. "Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум, 9", Саратов, Издательство "Лицей", 2010 г.
3. "Государственная итоговая аттестация в новой форме, 9 класс. Русский язык. Тематические тренировочные задания", Москва, "Эксмо", 2012 г.
4. "Русский язык, 9. Тренировочные варианты к экзамену", Саратов, Издательство "Лицей", 2010 г.
5. "Русский язык. Государственная итоговая аттестация, 9"Москва, "Генжер", 2009 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального района Учалинский район республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете ЗДВР директор школы
________Е.В.Пермякова __________Р.Р.Харисов
протокол № 2_от «29»08 2017г. «___»___________2017 г. Приказ №277 от «31»08 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
по русскому языку
«Язык как средство художественной выразительности»