Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку в 10 классе "Искусство устной и письменной речи. Искусство слова"-10 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору «Искусство устной и письменнойречи» реализуется в 10 классе. Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.И. Львовой «Искусство устной и письменной речи для 10–11классов» (М.: «Мнемозина», 2009).
Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной речи в устной и письменной форме. В связи с этим старшеклассники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: создать тексты различных стилей и жанров; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога и диалога; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста.
Кроме того, ученики должны научиться соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка. И наконец, учащиеся должны осуществлять речевой самоконтроль: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Предполагается активное использование интернет-ресурсов, особенно на этапе сбора и классификации материала по выбранной учеником теме реферата и готовящегося на его основе устного выступления.
В связи с этим целесообразно познакомить учеников с основными признаками гипертекста, который широко представлен в информационную эпоху прежде всего вновых информационных и коммуникационных технологиях. Именно гипертекст является объектом интернет-чтения, а это означает, что школьник должен овладеть специфическими навыками информационно-смысловой переработки интернет- публикаций, научиться пользоваться разнообразными гипертекстовыми контекстными ссылками, понимать смысл графических выделений, что формирует способность не только получать разнообразную информацию, но и общаться в виртуальном пространстве.
Нужно иметь в виду, что успешное овладение чтением как видом речевой деятельности обеспечивает и результативное использование элементарных форм дистанционного обучения с использованием гипертекстовых электронных справочников, электронных учебников, интернет-ресурсов.
Таким образом, элективный курс поможет поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационнымикоммуникационнымитехнологиями.
В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения. Старшеклассник должен по возможности овладеть различными формами такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный класс (чат), обмен файлами и др. Кроме того, целесообразно привлекать в работе гипертекстовые электронные учебники, которые содержат задания на самопроверку и
интерактивные тексты, разнообразные задания коммуникативного характера и справочный материал.
Прослушивание на занятии доклада одноклассника, осмысление услышанного, фиксация на письме основных положений выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, аргументированный анализ (рецензия) услышанного доклада, поиски уместных цитат из различных источников, подтверждающих или опровергающих определённые положения докладчика, способствует комплексному совершенствованию всех видов речевой деятельности
В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативнуюдеятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели; развёрнутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание¸ монолог, дискуссия, полемика ) следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Программа данного элективного курса рассчитана на 34 часа. Предполагает изучение материала в течение одного года в 10 классе.
Учебно-тематическое планирование курса по выбору «Искусство устной и письменной речи», 10 класс
№
Наименованиеразделовитем
Количествочасов
1.
Сбор материала для письменного и устного
высказывания.
4
2.
Развитие основной мысли в письменном и устном
высказывании
3
3.
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств.
Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли.
Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного).
Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания.
Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, интернет – публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, аннотаций и т.п.
Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух.
Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием интернет-ресурсов в процессе подбора материала по теме реферата (выступления).
Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации. Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.
Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (3ч.)
Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана. Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения. Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения публичного выступления. Основная часть речевого высказывания. Подчиненность доказательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания.
Логические формы и приёмы изложения (дедукция, индукция, аналогия). Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов. Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений. Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей текста и предложений.
Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи. Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста.
Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические, синтаксические). Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном тексте.
Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др. Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли.
Стили произношения (нейтральный, высокий и разговорный), их особенности и уместность использования в разных ситуациях общения.
Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств (3 ч.)
Работа над точностью и правильностью речевого высказывания. Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.
Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные). Вариативность норм.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфографический, орфоэпический, толковый, словарь грамматических трудностей, словарь и справочники по русскому правописанию.
Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации. Уместное использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов, языковых средств, наиболее подходящий в данной речевой ситуации.
Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (4ч.)
Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на читателя.
Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание т.д.
Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя. Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя.
Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры.
Публичная защита реферата (3ч)
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи.
Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида. Психологическая готовность к трудностям публичного выступления. Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам; выразительность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.
Функциональныеразновидностирусскогоязыка(9ч)
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка.
Научныйстиль,сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечённость, обобщённость, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно- научного общения (устная и письменная формы).
Официально-деловойстиль,сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические и синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма делового документа. Культура официально-делового общения (устная и письменная формы).
Публицистическийстиль,сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические и
синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Понятиепубличнойречи.Основные качества публичной речи: правильность (владение нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие речи на эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность, уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи).
Разговорнаяречь,сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические и синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Языкхудожественнойлитературыи его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Виды речевой деятельности (6 ч)
Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности: мотивационно- ориентировочная, планирующая, исполнительная, контрольная. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Чтениекак вид речевой деятельности. Использование разных видов чтения (ознакомительного, изучающего, просмотрового и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и интернет – ресурсы.
Аудирование(слушание) как вид речевой деятельности. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; адекватное восприятие информации, выраженной как явно, так и в скрытой форме; овладение приёмами, повышающими эффективность слушания устной монологической речи; применение правил эффективного
слушания в ситуации диалога.
Говорениекак вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания. Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования на обращённую речь, вступления в речевое общение, привлечения внимания собеседника, поддержания или завершения разговора и т. п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.
Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление. Культура письма.
Особенности устной и письменной речи (2 ч)
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ, краткий и развёрнутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д. Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания. Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.
Особенностиписьменнойречи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, репортажи, сочинения (разные типы), деловые бумаги, рецензии, статьи, конспект, план, реферат и т.п.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. Образцы русской письменной речи.
Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.) Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Требования к умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны уметь:
строить собственное речевое (монологическое и диалогическое) высказывание в соответствии с целями, содержанием и адресатом;
грамотно отбирать языковые средства, варьировать их с учетом речевой ситуации;
вступать в диалог с собеседником, учитывая условия диалогического общения;
создавать тексты различных стилей и жанров;
владеть различными видами монолога;
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и в письменной форме;
соблюдать нормы построения текста;
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; - осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны владеть навыками: определения коммуникативной стратегии и тактики речевого поведения; соблюдения этикетных норм и правил в процессе речевого общения.
Литературадляучащихся
МилославскийИ.Г.Культура речи и русская грамматика. – М.: 2005
ЛьвовВ.В.Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: 2004
СкворцовЛ.И.Культура русской речи. Словарь –справочник. – М.: 2004
ЛадыженскаяТ. А. Риторика в школе и жизни. - М.: 2005
Вагаков Д. Риторика. – М., 2001
Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М., 1988
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997
Литература для учителя
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд., перераб. и доп. – М., 1984
Безменова Н.А. Очерки по истории и теории риторики. – М., 1991
Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 1993
Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – М., 1992
Ивин А.А. Основы теории аргументации. – М., 1997
Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 1998
Культура русской речи/ Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 1998
Ладыженская Т.А. Живое слово: устная речь как искусство предмет обучения. – М., 1986
Ладыженская Т.А. Риторика в школе и в жизни. – М., 2001
Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя.- М., 1991
Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002
Сонер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1995
Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: Курс лекций. - М., 2004
Календарно-тематическоепланированиекурса по выбору «Искусствоустной
Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей. Работа над содержанием речи. Анализ литературы по теме.
2.
Практикум по написанию тезисного плана, конспекта и по составлению библиографического списка, написанию аннотации.
3.
Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах. Выделение главной и второстепенной информации. Прямое и обратное доказательство.
4.
Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.
Продумывание композиции высказывания. Вступление как способ введения основной мысли. Основная часть речевого высказывания. Виды аргументов. Заключение и основная мысль текста. Функция заключения. Варианты заключения.
6.
Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи. Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном тексте. Смысловые части письменного текста и абзацная логичность и упорядоченность мысли как основное требование к устному и письменному высказыванию.
7.
Специфические средства устной речи и их использование для точной передачи мысли. Стили произношения. Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.
Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Коррекция неточно сформулированной мысли.
9.
Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка.
10.
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи. Оценка речевого высказывания в соответствии с языковыми нормами.
Выразительность русской речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка, синонимия, многозначность и др.
12.
Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи. Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.
13.
Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи. Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.
14.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публичной сферах общения.
Публичнаязащитареферата(3часа)
15.
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида. Психологическая
готовность к трудностям публичного выступления.
16.
Основные критерии оценки выступления на защите реферата.
17.
Практическая работа: публичные выступления учащихся, защита
рефератов, исследовательской работы.
Функциональныеразновидностиязыка(9ч)
18.
Функциональные стили. Общая характеристика стилей речи.
19.
Научный стиль. Сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля. Особенности научного стиля. Учебно – научный стиль. Основные жанры.
20.
Практическоезанятие. Культура учебно – научного общения (устная и письменная форма)
21.
Официально – деловой стиль, сфера его использования, назначение. Основные признаки официально – делового стиля. Особенности делового стиля. Основные жанры официально- делового стиля.
22.
Практическоезанятие. Культура официально делового общения (устная и письменная форма)
23.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля. Особенности публицистического стиля. Основные жанры. Понятие публичной речи. Основные качества.
24.
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи. Особенности разговорной речи. Невербальные средства общения.
25.
Практическоезанятие. Культура разговорной речи.
26.
Семинар: Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи.
Видыречевойдеятельности(6ч)
27.
Виды речевой деятельности.
28.
Чтение как вид речевой деятельности.
29.
Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности.
30.
Говорение как вид речевой деятельности.
31.
Письмо как вид речевой деятельности. Контрольный тест по видам речевой деятельности.
32.
Практическоезанятие. Культура речевой деятельности.
Особенности устнойиписьменной речи(2ч)
33.
Особенности устной речи: темп, тембр, громкость голоса, интонация. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний.
34.
Особенности письменной речи. Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. Речевая культура использования технических средств коммуникации. Основные правила письменного общения.