Урок русского языка в 5 классе
по теме: «Антонимы».
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова, синонимы;
- познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»;
- научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
- расширить лексический запас учащихся;
- познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.
Развивающие:
- развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать в группах;
- развивать умение работать с текстом;
- развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
-Ребята сдают сочинение-миниатюру «Моя мечта» с использованием синонимов (заветная, сокровенная, заповедная; хотеть, желать, мечтать; думать, полагать, считать, мыслить, размышлять и т.д.).
-По очереди называют подобранные ими синонимы к слову говорить (сказать, воскликнуть, заметить, отозваться, откликнуться, промолвить, повторить, заявить, разговаривать, болтать, произносить, глаголить, вещать, объяснить, вставить, добавить, дополнить, утверждать, шептать, кричать, бубнить, ворчать, ответить и т.д.).
-Дают определение синонимов.
- «Радионяня». Веселый урок «Синонимы».
- Ребята, запишите в тетради: число, классная работа.
Давайте сыграем с вами в игру: «Угадай слово». Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.
1.Группа специалистов, оценивающая выступление или присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.
2.Совокупность графических знаков буквенной системы письма.
3.Фраза перед произведением или главой, поясняющая идею, смысл текста.
4.Красная строка, отступ вправо в начале строки.
5.Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и размещения служб на железнодорожных, автомобильных и водных станциях.
6.Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда.
7.Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
Ответы: жюри, алфавит, эпиграф, абзац, вокзал, цитата, синоним.
4. Объяснение нового материала.
1. Ребята, сегодня к нам в гости пришли герои пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» профессор и юная принцесса.
Сценка.
(Профессор и королева)
К. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!
П. Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное, но очень нужное занятие. Поэтому осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой несколько строчек.
К. Опять писать? Ну ладно уж, диктуйте. Только я не хочу одна писать. Пусть и ребята вместе со мной напишут. Я им приказываю!
П. Но, ваше величество, ребятам нельзя приказывать, их надо попросить.
К. Хорошо, я прошу вас, ребята, помочь мне.
П. Ребята, и вы, ваше величество, откройте свои тетради и запишите слова Льва Николаевича Толстого:
«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти».
П. Ребята, поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проверьте работы друг друга, а я пока посмотрю, что написала королева.
(Профессор и ребята проверяют работы. В это время текст высвечивается на доске через графопроектор)
П. Ваше величество, почему вы в первом предложении поставили тире?
К. Почему, почему! Пусть лучше ребята отвечают.
П. Хорошо. Ребята, почему в первом предложении ставится тире?
Какие орфограммы есть в словах «соединить», «разъединить»?
К. Какой же вы любопытный человек! Все спрашиваете и спрашиваете. Лучше бы сами что-нибудь интересное рассказали.
П. Что же вам рассказать?
К. Вот вы на прошлом уроке так интересно рассказывали нам о синонимах. Расскажите нам еще о словах и об их значениях.
П. Действительно, тема очень интересная, но расскажет вам об этом моя коллега – Елена Геннадьевна. А мы все внимательно послушаем.
2. Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.
Запишите тему сегодняшнего урока: «Антонимы».
Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.
5. Домашнее задание.
-Записать в две колонки слова-антонимы, которые мы могли бы использовать для характеристики человека.
-Сочинить небольшую сказку с использованием антонимов (задание выполняется по желанию сильными учениками).