Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» п.г.т. Рощинский
муниципального района Волжский Самарской области
РАССМОТРЕНО
На заседании МО учителей
Протокол № ____
от «29» августа 2017 года
Руководитель МО
_____________________ /
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
____________ /И.А.Бирюкова
« 30 » августа 2017 года
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский
_____________________ / О.И.Рубина
« 01» сентября 2017 года
Адаптированная рабочая программа для детей с УО
по чтению и развитию речи
для 8г класса
Учитель: Нестерова Лариса Михайловна
2017-2018 учебный год
1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе следующих
нормативноправовых документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
3.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
5.Планируемые результаты основного общего образования;
6.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Под редакцией И.М. Бгажноковой;
7.Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях VIII вида;
8.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
9.СанПиН, 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья »;
10.На базе ООП ООО с учетом АОП обучающегося с умственной отсталостью и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями ребенка;
11. Устав ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский.
Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией И.М. Бгажноковой., федерального перечня учебников, допущенных Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; Чтение для 8 класса 8 вида автора – составителя З.Ф.Малышева и базисного учебного плана на 2017-2018 учебный год.
В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как чтение.
Программа по чтению и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель программы:
обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
Задачи программы: 1.Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей. 2.Создание комфортной обстановки для получения учащимися образования. 3.Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Ценности программы: Определение необходимых и достаточных условий для проявления и развития индивидуальности каждого ребенка. Приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.
Задачи преподавания чтения и развития речи:.
формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция фонематического слуха.
Коррекция артикуляционного аппарата.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Коррекция познавательных процессов.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Программа по чтению и развитию речи включает разделы: «Устное народное творчество», «Русская литература IXвека», «Русская литература XXвека», «Навыки чтения», «Работа с текстом».
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Учащиеся 8 класса продолжат учиться отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения, делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
На уроках чтения решаются и проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы (чтения) в 5-9 классах. В учебном плане ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский количество учебных недель составляет 34 в связи с чем данная рабочая программа предусматривает изучение литературы в 8 классе в количестве 68 часов (из расчета 2 часа в неделю). Материал школьного курса литературы в программе расположен с учётом возрастных возможностей обучающихся с для детей с нарушением интеллекта (с умственной отсталостью).
Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому значительное место в ней отводится технике чтения, пересказу.
4.Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета
Устное народное творчество
Кто мы? Откуда мы? Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об исторической народной памяти. Былины, исторические песни, предания, сказки. Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло; хочешь счастья — учись уму-разуму; не нарушай данного слова и т. д. Народная точка зрения на добро и зло. Образ русского человека в произведениях устного народного творчества.
Русская литература XIX века
(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 7класса.) Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, К. Пруткова, И. С. Никитина, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.
Русская литература XX века
(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 7класса.) Биография и творчество М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Н. А. Островского, И. А. Бунина, А. Н. Толстого, А. А. Платонова, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, К. Г. Паустовского, Н. М. Рубцова, Ф. А. Абрамова, В. М. Шукшина, Р. П. Погодина, Ю. М. Нагибина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, К. Булычева, Ф. А. Искандера.
Навыки чтения
Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения. Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой классом. Чтение по ролям и драматизация.
Работа над текстом
Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нем нравственных истин. Составление характеристики героев путем отбора соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера. Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя). Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни. Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий. Самостоятельноеозаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах. Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного. Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа. Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли учителя. Составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения. Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и словосочетаний, употребленных в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев. Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их. Определение жанровых особенностей произведения. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).
Коммуникативные: формирование умений воспринимать, анализировать интерпретировать прочитанное.
Познавательные: осознание возможностей языка;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
2-3
Сказка «Волшебное кольцо»Работа по содержанию сказки «Волшебное кольцо».
2
Формирование и развитие представлений об устном народном творчестве.
Коррекционные задачи:
Развивать словесно – логическое мышление, причинные связи
Устный опрос.
Познавательные УУД: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
Коммуникативные УУД: формирование умений анализировать;
формирование умений анализировать
4-5
Чтение статьи «Баллады».
Баллада В.А.Жуковского «Светлана». Проверка техники чтения.
2
Формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире.
Коррекционные задачи: Обогащать и активизировать словарный запас, развивать речь.
Устный опрос
Познавательные УУД: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
6-7
Былина «Садко» (отрывок). Чтение.
2
Формирование и развитие представлений о русском народном творчестве.
Коррекционные задачи:
Развивать навыки сравнения, графические навыки.
Устный опрос.
Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Познавательные УУД: объяснять, анализировать связи и отношения.
8
Былина «Садко». Пересказ с помощью учителя.
Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам.
Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные УУД: формировать ситуацию саморегуляции. Познавательные УУД: объяснять новые понятия, выявляемые в ходе обучения
9
Чтение статьи об А.С.Пушкине.
1
Обучение выразительному чтению.
Формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа
Коррекционные задачи:
Развивать словесно-логическое мышление.
Устный опрос.
Коммуникативные УУД:сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные УУД: формировать ситуацию волевой саморегуляции. Познавательные УУД: познавательная инициативность
10
И.И.Пущин «Записки о Пушкине».
1
Формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей русского народа
Коррекционные задачи:
Развивать анализирующее восприятие; умение работать по словесной и письменной инструкции.
Устный опрос.
Коммуникативные УУД: использование речевых высказываний. Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения.
11
Стихотворение «Памятник» (отрывок).
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Регулятивные УУД: развитие эмоциональной сферы
Коммуникативные УУД: постановка вопросов, инициативное сотрудничество
12
Природа в лирике А.С. Пушкина. «Зимнее утро».
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях.
Коррекционные задачи: Активизировать практическую деятельность обучаемых.
Устный опрос.
Регулятивные УУД: развитие эмоциональной сферы
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, причинно-следственных связей
13
Любовь в лирике А.С. Пушкина. «Сожженное письмо», «Я вас любил…».
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях.
Коррекционные задачи:
Развивать речь.
Устный опрос.
Регулятивные УУД: развитие эмоциональной сферы
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации
14
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».
1
Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций
Коррекционные задачи: Обогащать и активизировать словарный запас.
Отрывки из «Песни про купца Калашникова». 1 часть.
1
Формирование через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации
Коррекционные задачи:
Обогащать и активизировать словарный запас, развивать речь.
Устный опрос.
Познавательные УУД: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития
Регулятивные УУД: развитие эмоциональной сферы
17
2 часть «Песни про купца Калашникова»..
1
Знакомство с жизнью российской глубинки XIXв, жизнью крестьянских детей, их духовным миром. Знакомство с народными верованиями и преданиями.
Коррекционные задачи:
Умение работать по словесной и письменной инструкции.
Познавательные УУД: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития. Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование
18
3 часть «Песни про купца Калашникова»..
1
Развитие эмоциональной сферы через изучение описания природы
Коррекционные задачи:
Развивать анализирующее восприятие; умение работать по словесной и письменной инструкции.
Устный опрос.
Регулятивные УУД: развитие эмоциональной сферы
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации
19
Итоговый урок по «Песне про купца Калашникова».
1
Развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и эстетического мышления через изучение описания природы
Коррекционные задачи:
Умение работать по словесной и письменной инструкции.
Письменная работа
Познавательные УУД: умение строить речевые высказывания в устной форме
20
Статья о И.А.Крылове. Понятие о басне.
1
Развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и эстетического мышления через изучение описания природы
Коррекционные задачи:
Развивать навыки сравнения, графические навыки.
Устный опрос.
Познавательные УУД: умение строить речевые высказывания в устной форме Регулятивные УУД: развитие эмоциональной сферы , способность к волевому усилию
21
Басня «Волк на псарне».
1
Знакомство с жизнью российской глубинки XIX , жизнью людей труда, их духовным миром.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Коммуникативные УУД: владение монологической и даилогической формами речи Познавательные УУД: умение строить речевые высказывания в устной форме
22
Статья о Н.А.Некрасове.
1
Формирование потребности и способности выражения себя в
слове.
Коррекционные задачи:
Умение работать по словесной и письменной инструкции.
Регулятивные УУД:умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества.
33
Обобщение по повести И.С. Тургенева «Муму». Р/р. Характеристика героя (по плану).
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях.
Коррекционные задачи:
Развивать анализирующее восприятие; умение работать по словесной и письменной инструкции.
Письменная работа
Познавательные УУД: объяснять, анализировать
Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества. Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.
34
Статья о Л.Н. Толстом.
1
Формирование умение анализировать, формирование потребности в чтении.
Коррекционные задачи: Обогащать и активизировать словарный запас, развивать речь.
Устный опрос.
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества.
35
Л.Н. Толстой «После бала» (в сокращении). Внешность и поведение полковника на балу.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
.
Познавательные: осознание возможностей языка;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста
35
Жестокость полковника после бала.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества. Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.
37
Смысл названия юмористического рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Познавательные: осознание возможностей языка;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста
38
А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия». Чтение по ролям.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания
Устный опрос.
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества.
39
Статья о В. Г. Короленко.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Регулятивные УУД: умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное
40
«Слепой музыкант» (отрывки). Часть 1. Знакомство с главными героями рассказа.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Регулятивные УУД: умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное
41
«Слепой музыкант» (отрывки). Часть 2. Характеристика детей: Петрик и девочка.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Регулятивные УУД: умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное
42
«Слепой музыкант» (отрывки). Часть 3.Чтение по ролям.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Коммуникативные: формирование умений воспринимать, анализировать интерпретировать прочитанное.
Познавательные: осознание возможностей языка;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа
43
«Слепой музыкант» (отрывки). Части 4-5. Дружба детей.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества.
44
Статья о М. Горьком.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Регулятивные УУД: умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное
45
«Макар Чудра» (отрывок). История Лойко и Радды.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Коммуникативные: формирование умений воспринимать, анализировать интерпретировать прочитанное.
46
Мастерство М. Горького при описании своих героев.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества.
47
Тема родины и природы. «Спит ковыль». «Пороша». «Отговорила роща золотая».
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Регулятивные УУД: умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное
48
Статья о Н. А. Заболоцком. Красота человека в стихотворении «Некрасивая девочка».
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества.
49
Статья о К.Г. Паустовском.
«Телеграмма». Часть 1. Чувство одиночества.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания
Устный опрос.
Регулятивные УУД: умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное
50
Часть 2. Главная мысль рассказа
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Самостоятельная работа
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества.
51
Статья о Л. А. Кассиле. «Пекины бутсы». 1-я глава. Внешность Пеки.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Регулятивные УУД: умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное
52
Анализ 2-й главы.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества. Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.
53
3-я глава. Характеристика Пеки Дементьева (по плану).
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества.
54
Статья о А. Т. Твардовском. Поэма «Василий Тёркин (отрывки). Фронтовая жизнь в главе «Гармонь».
1
Обучение выразительному чтению.
Формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа
Коррекционные задачи:
Развивать словесно-логическое мышление.
Устный опрос.
Регулятивные УУД: умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное
55
Выразительное чтение и анализ главы «Гармонь». Административная контрольная работа: проверка техники чтения.
1
Обучение выразительному чтению.
Формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа
Коррекционные задачи:
Развивать словесно-логическое мышлени Обучение выразительному чтению.
Устный опрос.
Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества. Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.
56
Подвиг Тёркина в главе «Кто стрелял?»
1
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств,
формирование потребности в качественном чтении.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества.
57
Глава «В наступлении». Характеристика Василия Тёркина в бою.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества.
58-59
Статья о В.М. Шукшине. «Гринька Малюгин». Часть 1. Оценка поступка главного героя.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества.
60
Части 2-3. Характеристика главного героя.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Регулятивные УУД: умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное
61
Статья об В. П. Астафьеве. «Далёкая и близкая сказка». Искусство музыки в рассказе.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества.
62-63
Статья о Р. П. Погодине. «Альфред». Часть 1. Знакомство с главными героями.
1
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств,
формирование потребности в качественном чтении.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества. Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.
64
Составление плана 2-й главы.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества.
65
Деление 3-й главы на части.
1
Формирование культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Регулятивные УУД: умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное
66
Часть 4. Характеристика детей.
1
Формирование через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации
Коррекционные задачи:
Обогащать и активизировать словарный запас, развивать речь.
Устный опрос.
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества.
67
Часть 5. Оценка поведения детей.
1
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств,
формирование потребности в качественном чтении.
Коррекционные задачи:
Развивать умение сознательно и последовательно работать над выполнением задания.
Устный опрос.
Коммуникативные: формирование умений воспринимать, анализировать интерпретировать прочитанное.
68
Итоги года. Задание на лето.
1
Формирование через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации
Коррекционные задачи:
Обогащать и активизировать словарный запас, развивать речь.
Устный опрос.
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества.
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; дидактического материала коррекционно-развивающего характера
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Под редакцией И.М. Бгажноковой;
З.Ф.Малышева. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 8 класс. - М.: Просвещение, 2009
И.М. Бгажнокова, К.С. Погостина. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 8 класс.- М.: «Просвещение» 2014г.
З.Ф.Малышева. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 8 класс.- М.: Просвещение, 2010г.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
• читать вслух правильно, выразительно, целыми словами; • читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно; • пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям; • выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи; • выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя); • находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя); • учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников); • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
5-9 классы:
Оценка «5»ставится обучающемуся, если он:
читает правильно, бегло (согласно индивидуальному темпу чтения), выразительно с соблюдением норм литературного произношения; способен выделить с незначительной помощью учителя основную мысль произведения или части рассказа; делить текст на части и озаглавливать их; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передает по плану содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
Оценка «4»ставится обучающемуся, если он:
читает, в основном, правильно, выразительно, бегло (согласно индивидуальному темпу чтения); допускает одну-две ошибки при чтении, допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает незначительные неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания;
Оценка «3»ставится обучающемуся, если он:
читает по слогам, недостаточно правильно, выразительно; допускает ошибки при чтении, не соблюдает паузы, знаки препинания, допускает ошибки в постановке логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа только с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение воспроизведения.
Оценка «2» не ставится.
Нормативы техники чтения (количество слов в минуту)