Цель: повторение знаний по русскому языку, расширение кругозора учащихся. Задачи: Проверить знания учащихся по русскому языку.Развивать логическое мышление, память, внимание, творческие способности, речь, смекалку. Воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету, художественному слову, умение работать в коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Знаешь ли ты русский язык?»
Игра «Знаем русский»
С 1 апреля 2007 г. по воскресеньям в 10.30 утра на телеканале «Мир» начала выходить передача «Знаем русский». Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» ведет телевизионное вещание на территориях большинства стран СНГ — Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии. Через операторов эфирного и кабельного вещания программы «Мира» смотрят более чем в 135 городах России, на Украине, в регионах Балтии и Скандинавии, телеканал «Мир» входит в пакет программ, транслируемых НТВ+; ведется прямая трансляция передач этого канала на интернет-сайте www.mirtv.ru.
«Знаем русский» — это передача для тех, кто любит русский язык, знает его и хочет знать еще лучше, а также для тех, кто любит играть и выигрывать. Как сказала нам шеф-редактор программы Ольга Перегудова, «мы хотим пробудить в подрастающем поколении на всем постсоветском пространстве интерес не только к русскому языку, но и литературе, истории и культуре России, показать, что изучение русского языка не только не скучное, а даже очень увлекательное занятие. Ведь язык — это не просто "сухой" свод правил, а постоянно развивающийся живой организм. Смотря нашу передачу, вы сможете не только узнать много интересного из истории русского языка и литературы, проверить свою грамотность, но и поболеть за одну из команд, которые будут бороться за звание са-мой-самой знающей». Пока что в программе принимали участие в основном ученики старших классов московских и подмосковных школ (впрочем, уже в одной из программ участвовали ученики школы № 2 г. Костерево Владимирской области), но в дальнейшем создатели программы планируют расширить как «географию» передачи, так и возрастной диапазон ее участников. Уже подготовлена одна программа, в которой участвовали первоклашки, будут подготовлены задания для 6—8-х классов и для взрослых. Ведет передачу учитель истории московской гимназии № 1505, кандидат философских наук Антон Молев, а «судят» и комментируют ответы участников эксперты — известные актеры театра и кино, дикторы радио и телевидения, писатели, журналисты, учителя и преподаватели вузов. Постоянный председатель экспертного совета и консультант передачи — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Елена Шмелева.
Мы хотим рассказать, как устроен алгоритм игры «Знаем русский», и привести примеры заданий, которые уже выполняли участники программы. В игре принимают участие три команды по три человека. У каждой команды есть болельщики, которые не только поддерживают свою команду, но в одном из туров даже могут помочь ей набрать баллы. «Знаем русский» — это не экзамен и даже не олимпиада, это игра, и многое в ней зависит от везения и, как это ни странно, от хорошей физической подготовки. Дело в том, что вопросы игры очень разные: от совсем простых до довольно-таки сложных, а выбор вопроса зависит от того, куда попадет кольцо, которое капитан команды или кто-то из игроков кидает на так называемый «круг вопросов» — деревянный круг с торчащими из него столбиками. В «круге вопросов» есть легкий сектор, сектор потруднее и самый трудный. За попадание на круг также начисляются баллы, конечно, меньшие, чем за знание русского языка и литературы, но иногда именно эти баллы помогают победить даже не самой сильной команде. Во всяком случае все участники передачи, а не только победители получают призы — очень интересные и прекрасно оформленные книги издательства «Белый город».
Начинается игра с блицтурнира капитанов: за 20 секунд капитану надо набросить 6 колец на круг и одновременно ответить на 6 коротких вопросов по культуре речи, просклонять имя числительное (520) или проспрягать глагол (дерзить), ответить на вопросы по орфоэпии (тОрты или тортЫ; грАжданство или граждАнство) или образовать трудную падежную форму или форму множественного/единственного числа имен существительных (килограмм помидор или помидоров, нет ясель или яслей, одна туфля или один туфель). В следующих трех турах на вопрос отвечает вся команда и на обдумывание вопроса дается 30 секунд. Первый тур посвящен истории русского языка. Вот, например, несколько вопросов этого тура.
ПЕРВЫЙТУРИГРЫ«ЗНАЕМРУССКИЙ»
1. Что такое лукоморье?
—Лука (излучина) моря, старинное народное название морского залива, бухты.
2. Что означало слово мекать в древнерусском языке?
— Думать, понимать, ср. смекать, кумекать, намекать и т.д.
3. Кого называли в Древней Руси немцами?
—Всех иностранцев: немец — немой, не говорящий по-русски.
4. Как образовано слово тунеядец?
—Тот. кто ест хлеб даром (втуне), дармоед.
5. Какое значение было в древности у слова живот?
—Жизнь, ср. биться не на живот, а на смерть.
6. Что такое ораю?
—То. чем пашут: соха, плуг (ср. Перекуем мечина орала).
7. От названия какого знаменитого города образовано слово бедлам?
—Вифлеем.
8. Что в древнерусском языке означало слово изумляться?
—Сходить с ума, выходить из ума.
9. Что в Древней Руси называли порохом?
—Порошок, мелкую пыль (ср. И мчится в прахе боевом, Гордясь могучим седоком. (А. С. Пушкин))
10. Откуда произошло название московской улицы Якиманка?
— От имен Иоакима (Акима, или Якима) и Анны – родителей Богородицы.
11. Что значит выражение ходить фертом?
—Уперев руки в боки, от названия буквы Ф (ферт).
12. Как в древнерусском языке называлась правая рука?
— Десница.
13. Имя какого исторического персонажа превратилось в слово король?
—Карл Великий, франкский король (742—814).
14. Когда в России появились комиссары?
—Задолго до революции, в XVII в. (ср.: Едут туда комиссары, Глядь — уж деревня стоит. (Н.А. Некрасов)
15. От какого слова образовано название Елоховской улицы?
— От названия дерева ольха (елоха, елха).
ВТОРОЙТУРИГРЫ«ЗНАЕМРУССКИЙ»
В этом туре участников ждали вопросы по русскому языку, очень похожие на вопросы тестов и контрольных работ. Это и традиционные вопросы по орфографии и пунктуации (их мы здесь приводить не будем), и немного менее стандартные вопросы по лексикологии, фразеологии, ономастике или топонимике. Приведем для примера несколько вопросов второго тура.
1. Расшифруйте, пожалуйста, аббревиатуры СНГ; ЗАГС; СССР.
—Содружество Независимых Государств; запись актов гражданского состояния, Союз Советских Социалистических Республик.
2. Одушевленные или неодушевленные слова народ, труп, покойник?
7. Какие слова являются архаизмами, а какие — историзмами: чело, боярин, ланиты?
— Чело (лоб), ланиты (щеки) — архаизмы; боярин — историзм.
8. Сколько твердых согласных звуков в словах цирк, тушь, чаша?
— Цирк — три твердых; тушь — два твердых; чаша — один твердый (ш).
9. К какой части речи относятся слова бордо, хинди, нетто в словосочетаниях ткань бордо, учить хинди, вес нетто?
— Бордо, нетто — имена прилагательные; хинди — имя существительное.
10. С какими словами может сочетаться собирательное числительное трое: очки, сыновья, дочери?
— Трое очков, сыновей. Три дочери.
11. Образуйте, пожалуйста, деепричастия настоящего времени от глаголов кричать, стричь, ждать.
— Крича. Деепричастия настоящего времени от глаголов стричь и ждать не образуются.
12. Образуйте, пожалуйста, краткие прилагательные единственного числа мужского рода от имен прилагательных стройный, спокойный, достойный.
— Строен, спокоен, достоин.
В третьем туре игры участники должны продемонстрировать не только языковое чутье и знание правил русского языка, но и знание русской литературы. Для этого участникам приходится отвечать на разнообразные вопросы.
ТРЕТИЙТУРИГРЫ«ЗНАЕМРУССКИЙ»
1. Какое произведение классической русской литературы заканчивается словами «Скучно на этом свете, господа!»? Кто его автор? В каком городе происходит действие этого произведения?
— «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Н.В. Гоголь. В Миргороде.
2. Какого из трех русских писателей — лауреатов Нобелевской премии называли в советских газетах (соответственно) литературным сорняком, литературным власовцем и литературным трутнем?
3. По пересказу или «обратному переводу с иностранного» попробуйте восстановить известные стихотворные строчки и назвать произведение и автора. Задача искусства в том, чтобы реализовать себя, а не в суете, не в популярности. Стыдно, когда о тебе все говорят, хотя сам ты обладатель весьма скромных талантов.
— Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, неуспех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех. —
«Быть знаменитым некрасиво...». Б.Л. Пастернак.
4. У вас вся спина белая. Толстый и красивый парниша. Жуть! Мрак! Блеск! — это из лексикона одного литературного персонажа. Как его (ее, их) зовут? Как называется произведение, в котором описан этот герой? Кто его автор»?
5. В каком произведении русской классической литературы детей одного из персонажей зовут Фемистоклюс и Алкид? Кто автор этого произведения? Чьих детей зовут такими странными именами?
— «Мертвые души». Н.В. Гоголь. Сыновей Манилова.
6. Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне. Кому дал такую характеристику известный литературный персонаж? Как его зовут? Кто автор этого произведения?
— Ольге Лариной. «Евгений Онегин». А.С. Пушкин.
7. Персонажа какой известной русской пьесы «забыли» в закрытом доме? Как его зовут? Как называется пьеса? Кто ее автор?
— Старого слугу Фирса. «Вишневый сад». А.П. Чехов.
8. Назовите произведение, автора и вспомните, что за фамилия была в этой эпитафии:
Смиренный грешник Дмитрий...,
Господний раб и бригадир,
Под камнем сим вкушает мир.
—«Евгений Онегин». А.С. Пушкин. Смиренный грешник Дмитрий Ларин.
9. Названия трех романов этого писателя начинаются на об. Что это за писатель и что это за романы?
Что это за произведение, кто его автор и кто это — черница!
— «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А.С. Пушкин. Черница — монашка.
11. По пересказу или «обратному переводу с иностранного» попробуйте восстановить известные стихотворные строчки и назвать произведение и автора:
О, непрерывная битва.
Отдых мы видим лишь во сне.
— И вечный бой, покой нам только снится!
«На поле Куликовом». А.А. Блок.
12. Кто автор и как называется произведение, в котором один из персонажей говорит, что география — наука не дворянская; кто из персонажей произносит эти слова?
— Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Госпожа Простакова.
13. Кто автор и как называется произведение, из которого взят знаменитый отрывок «Чуден Днепр при тихой погоде...»? Как называется сборник, в который входит это произведение?
— Н.В. Гоголь. «Страшная месть». «Вечера на хуторе близ Диканьки».
14. В какой семье, описанной в знаменитом русском романе, детей зовут Вера, Николай, Наталия и Петр? Как называется этот роман? Кто его автор?
— В семье Ростовых. «Война и мир». Л.Н. Толстой.
После того как команды покажут свои знания в русской словесности, они должны еще показать, как они владеют словом, как сочиняют стихи и разыгрывают пьесы. Например, в одной из игр командам надо было в разных жанрах — одной команде в жанре трагедии, другой — в жанре драмы, а третьей — в жанре комедии — разыграть басню И.А. Крылова «Кот и Повар».
И это еще не все. Команде, набравшей наименьшее число очков, дается шанс исправить положение. Эта команда может попытаться ответить на присланный в студию вопрос зрителей. Играйте и выигрывайте!