Просмотр содержимого документа
«"Знаешь ли ты русский язык,"»
Викторина « Знаешь ли ты русский язык?»
Тема: «Словообразование и орфография».
Цель:
закрепить в игровой форме теоретические знания и практические навыки учащихся по орфографии и словообразованию; расширить кругозор детей; развивать логику мышления;
показать, что нестандартная занимательная работа пробуждает у учащихся интерес к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность и повышает эрудицию.
Оборудование: плакат, штурвальное колесо, таблица результатов, жетоны, конверты с заданиями.
Ход занятия.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами собрались на мероприятие, которое имеет необычное название: « Викторина». Кто из вас может объяснить, что означает это слово?
Ученик: Викторина – это, когда ведущий задаёт вопросы, а дети отвечают на них.
Ведущий: Правильно, а точнее, это игра в ответы на вопросы, объединённые одной темой. Сегодня мы с вами будем отвечать на вопросы по русскому языку по теме « Словообразование и орфография», где вы сумеете проверить свои теоретические знания и практические навыки.
(Ведущий представляет членов жюри: учителя русского языка, классного руководителя, учащегося 10 класса.)
Затем класс организованно делится на 3 команды (по рядам или по желанию), ведущий помогает назначить консультанта в каждой команде и знакомит участников с правилами игры.
На доске висит плакат (примерно четыре листа ватмана, соединённые вместе), в его центре укрепляется вращающееся штурвальное колесо. На одну из ручек штурвала прикреплена стрелка. Колесо раскручивается, и стрелка при остановке штурвала показывает на одну из станций. Таких станций пять: Историческая, Практическая, Теоретическая, Сообразительная и Музыкальная. Каждый участник команды по очереди подходит к штурвальному колесу, раскручивает его и по остановившейся стрелке определяет, на вопрос какой станции он должен отвечать. Если представитель команды затрудняется в ответе, то ему помогают члены команды. За правильный ответ команда получает жетон, который прикрепляется в таблицу результатов: если стрелка покажет на Музыкальную станцию, то звучит музыка. После исполнения музыкального номера испытанию подвергается следующая команда.
Вопросы Исторической станции.
1. Каково происхождение слова сочетание?
( Ответ: чета – два (слав.), со – вместе).
2. Каково значение слова паркет?
( Ответ: заимствовано в 18 веке из французского языка, «огороженное место, помост, возвышение»).
3. Каково происхождение слова предмет?
(Ответ: это словообразовательная калька с латинского языка, в русском языке появилась в начале 18 века.)
4. Когда и из какого языка заимствовано словоуважать?
(Ответ: в 18 веке из польского языка, означает «быть внимательным, замечать»).
5. Каково происхождение названия месяца август?
(Ответ: заимствовано из старославянского. Римляне дали название месяцу в честь Императора Октавиана Августа.).
6. Откуда пришло в русский язык словоабажур?
(Ответ: из французского языка, означает « окно, расширяющееся внутрь или наружу для усиления света»).
7. Из какого языка и когда заимствовано слово лейтенант?
(Ответ: из немецкого языка в 18 веке, означает « заместитель»).
Вопросы Практической станции.
Разобрать слово застеклить по составу.
Назвать однокоренные слова к слову растение.
Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание слов:
сверх…зысканный, без…нтересный.
Назвать способ образования слов спецкор, привокзальная.
Подобрать синоним к слову бесчувственный, антоним – к слову безветренный.
Написать предложения и объяснить правописание корня –кас- -кос-:
Касаюсь стены. Прикосновение опасно.
Объяснить правописание слов: загоревший, загар.
Написать три слова с приставкой при -, обозначающей неполное действие.
Вопросы Теоретической станции.
Что такое окончание слова?
Что называется основой слова?
Дать определения приставки, корня и суффикса слова.
Сформулируйте правило правописания приставок пре- и при-.
Назвать способы образования слов и привести примеры.
Какие слова называются сложносокращёнными?
Когда в сложных словах пишется соединительная о, когда е?
Назвать способы образования сложносокращённых слов и привести примеры.
Вопросы Сообразительной станции.
1 .В каком слове семь букв о?
(Ответ: обороноспособность).
2. Шарады:
С буквой к бери меня на покос,
Без буквы к ужалю в нос.
(Ответ: коса- оса).
3. Из писка птиц мой первый слог возьмёте,
Второй- с бараньей головы.
Откройте печь и там найдёте
То, что не раз едали вы.
( Ответ: пи-рог).
4. Что правильно? Декоративный:
а) служащий для украшения,
б) с крапинками, пятнистый,
в) исполненный ручным трудом.
В заключение викторины подводятся итоги в таблице результатов, награждаются победители.
1 команда
2 команда
3 команда
На этой же встрече даётся задание к следующей викторине, которая будет посвящена имени существительному. Чтобы не оказаться в проигрыше, учащиеся старательно изучают указанный раздел и с нетерпением ждут очередных испытаний. Заинтересованность учеников в изучении русского языка при такой проверке знаний значительно возрастает.
Такую викторину можно проводить как в одном классе, так и между классами параллели.