kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Занимательный русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие позволяет вызвать у обучающихся интерес к изучению рксского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Занимательный русский язык"»

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Занимательный русский язык»

Цель:  закрепить знания по различным разделам лингвистики; развивать речь, внимание учеников, навыки выразительного чтения и грамотной речи;

Задачи: прививать интерес к изучению русского языка, совершенствовать речь учащихся; помочь учащимся почувствовать художественно-выразительные возможности слова.

Оборудование: компьютер, проектор, экран;

  1. таблички с буквами: Б – 1, Е – 4, З – 1, Т – 2, Р – 1, У – 2, Д – 2, А – 2, Н – 1, П – 1, Л – 1, О – 1, В – 2, К – 2, Ж – 1, И – 3, Ч – 1, С – 1, Ь -1;

  2. карточки с фразеологизмами: бить баклуши, от доски до доски, на большую ногу (жить), перемывать косточки, зарубить на носу, шиворот-навыворот;

  3. карточки с неверными фразеологизмами: крокодил в мешке, как с совы вода, утиная песня, тигриная доля, конское упрямство, стреляный петух, подложить барана, барсучья услуга;

  4. рисунки детей;

  5. плакат « Смысл + структура = знак препинания».                      

6. Предложения с неверно поставленными знаками: Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней. Когда солнце  село с блеянием и рёвом, прошло стадо. Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях. Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу. Когда я вчера шёл с грохотом и шумом, промчался поезд.

7. Карточки с заданиями.

8. Карточки: СОШИСНШАКА, СВОАДХАРА.

Ход мероприятия

Ведущий

С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с языком.

На земном шаре насчитывается более 2000 языков. Есть языки, на которых говорит всего несколько человек; а есть языки, на которых говорят миллионы человек. И в этой большой семье языков русский язык занимает особое место. Русский писатель И.С. Тургенев назвал русский язык правдивым, могучим, а народ, у которого такой язык – великим. Русский язык знают и любят не только народы, населяющие нашу прекрасную Родину, но и люди других стран мира.

Сбылись слова русского писателя А.Н. Толстого, который говорил, что «настанет время, когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». Действительно, русский язык имеет большое международное значение. И кому, как не нам с вами необходимо изучать, любить и беречь родной язык.

И сегодня, ребята, вы сможете показать свою находчивость, смекалку и еще раз проверить свои знания по русскому языку.


Учитель.

Мы начинаем КВН!

Пусть будут интересны всем

Словесной битвы результаты.

Удачи всем! Вперёд, ребята!

1) Представление команд

1. Мы команда «Знатоки»,

Быть в хвосте нам не с руки.

Мы должны дружнее быть,

Чтоб в КВНе победить!

 

2. У «Лингвистов» нет проблем,

Пусть начнётся КВН,

И мы сможем доказать,

Что нас трудно обыграть!

Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Чтец 2 читает стихотворение Г.Зумакуловой, (кабардино-балкарской поэтессы):

Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык – я онемею.
Утратив русский, – стану я глухой.

Ведущий

Дети

Мы- веселые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствие мы с вами

Будем в КВН играть!


И, соревнуясь, все же с вами

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней!


Ведущий

Пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания


1 конкурс



Капитаны берут карточки, на которых написаны имена. Они должны вспомнить и назвать фразеологизмы с этими именами. Пока капитаны готовятся, вопросы зрителям.

Федот

Сидор 
Макар 
Фома 
Маланья 
Ерема

Емеля



1 конкурс - разминка

На столе против каждой команды в беспорядке лежат таблички с буквами, играющие из букв складывают слова, получается пословица. Побеждает команда, которая раньше справится с этой задачей и получает 5 баллов.

  1. команда - Без труда нет плода.

  2. команда - Век живи - век учись.

2 конкурс - Фразеологическая мозаика.

Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Такие выражения нельзя буквально перевести на другой язык, так как их значение не складывается из смысла отдельных слов. Но если сравнить фразеологизмы и те слова, которыми их можно заменить, то видно, насколько выразительны эти обороты речи: калачом не заманишь - никакими средствами не уговоришь прийти; звезд с неба не хватает - ничем не выдающийся, средних способностей и т.д. А в каких стилях речи можно использовать фразеологические обороты?

Объяснить значение и происхождение фразеологизма.

1 команда


Бить баклуши - бездельничать.

- А что такое баклуши?

- Каков собственный смысл этого слова?

Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполняли обычно подмастерья. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.

Конечно, все познается в сравнении, и работа эта казалась легкой лишь в

сравнении с каторжным крестьянским трудом.

И далеко не у каждого получится сейчас хорошо баклуши бить.


От доски до доски. 

Это выражение связано с книгой. У старых книг

переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали

кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на

застежки.

Прочитать всю книгу от начала до конца - значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.


На широкую ногу (жить). 

В XIV столетии в Западной Европе знатность определялась ... длиной башмака.

Башмак дворянина был в полтора фута, барона - в два фута, а башмак князя -в два с половиной фута.

По башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо «жить на большую ногу» стали говорить «жить на широкую ногу», то есть богато, не считая денег.


2        команда

Шиворот-навыворот. 

В настоящее время эти слова кажутся совсем безобидными, означая, что кто-то оделся или надел что-то наоборот, наизнанку. А ведь было время, когда выражение «шиворот-навыворот» связывалось с позорным наказанием.

Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу.

Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником - шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту, В таком виде возили его по всему городу под свист и улюлюканье уличной толпы.

Впоследствии «шиворот-навыворот» стало означать: сделать или сказать что-нибудь не так, наоборот, перепутать.

За этот конкурс команды получают 6 баллов, по 2 балла за каждый фразеологизм.

3 конкурс Кто быстрее найдет антонимичную пару фразеологизмов. (Задание команды получают на разрезанных карточках, соединяют пары на время)

  • хоть иголки собирай

  • заваривать кашу

  • по чайной ложке

  • коломенская верста

  • чуть свет

  • жить душа в душу

  • сидеть сложа руки

  • не зги не видно

  • на ночь глядя

  • от горшка два вершка

  • как кошка с собакой

  • одним духом

  • расхлебывать кашу

  • не покладая рук

4       конкурс - «Путаница».

В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует

заменить:

1 команда.

Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля.

(Шило в мешке. Как с гуся вода. Лебединая песня. Львиная доля.)

2 команда.

Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга. (Ослиное упрямство. Стреляный воробей. Положить свинью. Медвежья услуга.)

За каждый правильный ответ по 1 баллу.


5        конкурс -Конкурс живописцев.

Ведущий показывает командам по очереди заранее сделанные ребятами рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов. Надо назвать фразеологизм.

1        команда.

Вылететь в трубу. Стоять на часах. С камнем на шее. Сидеть под замком.

2        команда.

Заблудиться в трех соснах. Ахиллесова пята. Попасть пальцем в небо. По колено в воде.

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

6 конкурс Угадай фразеологизм

Учитель в ящике прячет яблоко, хлеб, иглу и соль. Затем читает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то получают 3 балла, если две, то два балла.

1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)

2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)

3.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть  (игла)

4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль)

7 конкурс «Загадочный»

  1. Русской речи государь

По прозванию… (СЛОВАРЬ)

  1. Всему название дано-

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,-

Означено…

(СЛОВАМИ)

  1. В речи очень много нас!

ЗА, У, ДО, НЕ, БЕС, ПО, РАС!

И другие тоже есть,

Всех нас трудно перечесть!

Твердо помните, друзья,-

В языке без нас нельзя!

(ПРИСТАВКИ)

  1. Все, что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

  1. НА дороге пес сидит,

ЗА дорогой столб стоит.

ДО дороги добегу,

ПОД дорогой пробегу.

Там подземный переход.

ОТ дороги - кот идет,

У дороги – поворот.

НАД дорогой – облака.

Шел К дороге пешеход

Полчаса издалека.

Едем С классом НА попутке,

Мы В дороге будем сутки.

Нам С дорогой повезло,

В дождь ее не развезло.

Нам В рассказе О дороге

Очень помогли…

(ПРЕДЛОГИ)

  1. О КОМ все думают, О ЧЕМ мечтают,-

Свои секреты мне лишь открывают.

Мне без предлогов белый свет не мил,

Без них, родных, и дня б я не прожил.

Мое вам имя отгадать не сложно,

Коль я с предлогами то я - падеж…

(ПРЕДЛОЖНЫЙ)

8 конкурс. Игры со знаками.

Беседа о знаках препинания.

Знаки препинания - путеводные знаки для постижения содержания. При оформлении письменной речи большую роль играет правильная осмысленная расстановка знаков препинания. А изучает эти правила раздел науки о языке «Пунктуация».

Слово пунктуация - от латинского слова пункция (укол). Пункт -точка. В древности греки использовали для письма палочку - стилос. В местах остановок они делали после слова укол, то есть ставили точку. (Кстати, ткнуть и точка - однокоренные слова с чередованием к и ч.) «Родственниками» точки являются и такие слова, как затыкать, ткать, соткать. Сюда же относится и слово... сутки (они были «сотканы» из дня и ночи). Но вернемся к нашей теме. С точкой связано и происхождение самого термина пунктуация.

Когда-то слово пунктуация означало буквально «постановка точек или учение о точках». Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом.

Мы по-русски называем знаки пунктуации знаками препинания. Препинание, то есть препятствие в течении реки, как камень или порог -препятствие в течении реки.

Рождение запятой на Руси относится к XV веку; чуть позже родилась точка с запятой. В XVI веке появилось двоеточие, в XVII - вопросительный знак, кавычки, тире и многоточие.

В наше время знаков препинания стало еще больше. Прибавились двойные запятые (обосабливающие запятые), дефис, двойное тире и некоторые другие.

Так что же лежит в основании русской пунктуации, какими признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки препинания?


Запомните: чтобы поставить тот или иной знак препинания, необходимо прежде всего определить смысловую сторону предложения и затем его структуру, то есть действовать по формуле:

Смысл + структура = знак препинания

Когда мы пишем, то постоянно решаем пунктуационные задачи: ставить или не ставить знак препинания; если ставить, то какой.

Давайте порешаем подобные пунктуационные задачи и сейчас.


1 )Вот как обращался с запятыми и точками герой известной книжки -Незнайка. Он написал:


1        команда.

Пальцев у него: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.


2        команда.

Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Когда я вчера шёл с грохотом и шумом, промчался поезд.

Как бы вы расставили знаки в этих предложениях, чтобы не было никакой

нелепицы?


Задание болельщикам

Давным-давно появились были-небылицы про ошибки с запятыми.

Установить статую золотую пику держащую.

Такое завещание оставил своим наследникам один правитель, и они, воспользовавшись оплошностью богача, забывшего про запятую, поставили ее сами. Находчивость позволила им присвоить себе кругленькую сумму. Где должен был поставить запятую правитель? А где поставили наследники?


9 конкурс. Говорящие цифры.

1 команда.

Подберите нужные слова и вы узнаете, какие буквы скрываются за цифрами. Если сделаете это правильно, то цифры заговорят: в них зашифрована народная пословица. Итак, разгадывайте!

Недалеко от нашего дома находится небольшой 7, 2, 3, 1, где мы любим купаться. Многие птицы улетают 8, 13, 16, 9, 5, 11 в теплые края. Все 2, 16, 15, 6, 12, 10 из нашего класса пошли на экскурсию на автомобильный 4, 10, 14, 8, 1.

С помощью этих цифр вы легко прочитаете пословицу:

1, 2, 3, 4, 5, 6,

7, 8, 4, 9, 10, 11, 12, 13. 6,

14, 15. 16. 1. 16.

(Ответ: Друзья познаются в беде.)

2 команда.

2

е

л

о

к

р

м

с

з


1

2

3

4

5

6

7

8

1

а

ч

и

в

ц

у

н

т

1-4, 1-2, 2-1, 2-2, 2-3, 1-4, 2-1, 2-4, 2-1, 1-5, 2-1, 1-7, 1-3, 1-7, 2-1, 2-4, 2-5, 1-1, 2-7, 2-3, 1-8, 1-6, 1-1, 2-5, 1-1, 2-8, 1-6, 2-6.

(Ответ: В человек цени не красоту, а разум.)


10 конкурс. Всех скороговорок не перескороговоришь.

Скороговорки не только занятная игра. Это очень нужное и полезное для детей упражнение, применяемое для того, чтобы исправить плохую дикцию.


1 .Ведущий произносит скороговорку, члены команды по очереди должны её произнести:

1        команда.

В поле полет Фрося просо. Сорняки выносит Фрося.

2        команда.

У пеньков опять пять опят.

Полпогреба репы, полколпака гороху.


2.Передача скороговорки.

Руководитель по секрету, на ухо сообщает первым игрокам каждой команды скороговорку. По сигналу первые игроки также по секрету передают ее вторым, те - третьим и так до конца ряда. Побеждает команда, сумевшая раньше и успешнее завершить передачу.

1        команда.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

2        команда.

Три свиристели еле-еле свистели у ели.

(За каждую правильно выговоренную скороговорку присуждается по 2 балла,

с небольшими искажениями - по 1 баллу).

Конкурсы для болельщиков.

1 .Произнеси правильно скороговорку. 

Говори, говори, да не заговаривайся.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.


2. Отгадай шараду.

Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои.

Здесь, в книге, целое найдется,

И в каждой строчке есть они.        («Бук-вы»)


Мое начало - буква алфавита,

Оно всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова полетит.      («Ш-мель».)


Предлог стоит в моем начале,

В конце же - загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом.        («За-дача».)


Начало — голос птицы,

Конец - на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда. («Кар-тина».)


Начало - нота,

Потом оленя украшение,

А вместе - место

Оживленного движения.        («До-рога».)


Кто играл в горелки летом

Да ещё «горел» при этом,

Называл он раз-другой

Слог и первый, и второй.

Если дождь тебя застанет,

По спине забарабанит,

Чтоб насквозь ты не промок,

Раскрываешь третий слог.

Ты о целом слышал в поле

И видал, конечно, в поле,

Там, где линия земли

С небом сходится вдали.        («Гори-зонт».)

11. Конкурс капитанов

Мы на исторической станции . Я называю старорусские слова, а вы показываете:

1 выя - шея; десница- правая рука; очи-глаза; шуйца- левая рука; чело-лоб; уста-губы, ланиты-щеки

12. Конкурс эрудитов.

Каждой команде дается задача:

1.Отделите плод от растения

СОШИСНШАКА (сосна, шишка)

2. Растворите белое в прозрачном

СВОАДХАРА (вода, сахар)


13 . Конкурс «Догонялки».

Вопросы «вытягиваются» капитаном. На обсуждение дается 0,5 минут. Если не ответили - отвечают соперники. За правильный ответ 1 балл.

1.Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни порядка дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

2. Как особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях? (рука и персты).

3. Не правда ли, странная кличка для собаки-Жучка? Почему она стала так популярна? Однако наши предки называли так не любую попавшуюся собаку, а как должна выглядеть настоящая Жучка? (маленькая и черная, как жук).

4. Есть ли что-то общее между корытом и корью? (от слова кора, при сыпи корь напоминает корку)

5. Почему скатерть в сказках обязательно самобранка. Она за что-то себя бранит? (от слова убирать, т.е. накрывать на стол).

6. Князя Олега прозвали Вещим, потому что ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем? (от слова кость).

14.Конкурс «Заполни таблицу».

В этом конкурсе побеждает команда, которая выполнила задание быстрее всех и правильно.

А




А


А


А




А




А


А


А




А


  1. садовый цветок (астра).

  2. жвачное млекопитающее (баран)

  3. сочетание слов (фраза)

  4. осмотр войск (парад)

  5. одноклеточный организм (амеба)



15. Конкурс «Шуточный словарь».

Сейчас игроки попробуют себя в роли настоящих этимологов. Дело в том, что их сверстники составили маленькие словарики из предложенных им слов. Посмотрите, что у них получилось.

Астрология- раздел ботаники, где рассказывается о разведении астр.

Бездарь- тот, кому ничего не подарили.

Графин- муж графини.

Дурман- глупый человек.

Жатва- обмен рукопожатиями.

Пломбир- стоматолог.

Стриж- парикмахер.

Тысячелистник- толстый роман.

Хлопоты- аплодисменты.

Четвертовать- выставить оценки за четверть.

Ваша задача: пользуясь словарем, найти толкование предложенных слов. Победит та команда, которая благодаря своим слаженным действиям первая выполнит задание.

Конкурс 16. «Сквозные буквы».

- - Н - -

По этой формуле, подставив вместо черточек буквы, капитанам необходимо в течение 3 минут составить как можно больше слов.

Конкурс 17. «Блиц-опрос» (Команда отвечает быстро и правильно на вопросы)

Вопросы: Команда 1

   1.   Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)

   2.   Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу    (текст)

          3.Назовите звук, который всегда мягкий и звонкий?

          4.Что такое ЛИНГВИСТИКА?

5.Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)

6.   Сколько букв в русском алфавите? (33)

     Команда 2

1.Сколько слогов в слове МАШИНОСТРОИТЕЛЬ? (шесть)

     2.Как пишутся имена собственные?

,    3.Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета по действию?

        4.Какие буквы не обозначает звука?

    5.Не с глаголами пишется……

6. Что такое предложение?

Конкурс 18 - "Умножалочка"

Ребята, я буду называть слова в единственном числе, а вы – во множественном. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.

1 житель –

2 любитель – 

1 мука' – нет мн.ч.

2 учитель – учителя

1 грек –

2 узбек – узбеки

1 человек -

2 лень – нет мн.ч.

Стихотворение А.Шибаева «Грустные вести»

Пришло письмишко мне,

Гляжу -

Из лагеря, от Мишки...

Здесь чудный лук, и я лижу.

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса?!

Наверно, шутит, плут...

Читаю дальше:

Здесь лиса, красивый длинный прут...

На днях в лесу нашел я грусть и очень был доволен...

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется — надо подлечить:

Заставить правила учить...



Ведущий 2: Перед командами сложная задача – подобрать зарубежным пословицам и поговоркам русские эквиваленты. За каждый правильный ответ – 1 балл. Приступайте!


1.В новом кувшине вода холодная (персидская). 

Новая метла чисто метет. 

2.Спешащий таракан в суп попадет (удмуртская). 

Поспешишь – людей насмешишь. 

3 Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (французская). 

После драки кулаками не машут. 

4.Как постелешь, так и поспишь (гагаузская). 

Как аукнется, так и откликнется. 

5 На море много черного, но не все это тюлени (финская). 

Не все то золото, что блестит. 

6.Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает (ассирийская). 

У семи нянек дитя без глазу. 

7. Разлука – смерть любви (французская). 

С глаз - долой – из сердца- вон. 

8.Биться, как рыба на кухонном столе (вьетнамская) . 

Биться, как рыба об лед. 

9.Когда свиньи полетят (английская) . 

Когда рак на горе свистнет.

10.Полученный уксус лучше обещанной халвы (персидская) . 

Лучше синица в руках, чем журавль в небе. 

11. Если бы у моей тетки росла борода, она была бы моим дядей (персидская). 

Если бы да кабы во рту росли б грибы.



  1. «Кто вперёд!»  

Ведущий:  «Теперьяподнимитетоже» -   эта фраза, если ее разбить на части,  может обозначать несколько речевых ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением. Определите эти варианты.

          (Команды выполняют это задание на листочках и сдаю жюри)

Ответ:

  1. Теперь я, под ними те тоже.                

  2. Теперь я, поднимите тоже. 

  3. Теперь я, подними те тоже. 

  4. Теперь я под ними, те тоже. 

  5. Теперь я под ним, и те тоже. 

  6. Те перья подними, те тоже. 

  7. Те перья под ними, те тоже. 

  8. Те перья под ним, и те тоже. 

  9. Те перья поднимите тоже. 




  1. «ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА (5 баллов)

Ведущий: Представьте себе, что вам нужно пройти конкурс на очень престижную работу. Через пару минут вы должны будете показать себя в должности, которая вам выпадет по жребию. Должна получиться небольшая сценка. Участвуют два человека. Оба участника должны заработать максимальное количество баллов для своей команды. (Участники выбирают карточки).

  1. Вы - следователь по особо важным делам. В одной из школ города совершено преступление: похищены классные журналы. Подозреваемый задержан. Вы берете у него показания. Необходимо, чтобы он признался в совершении кражи.

  1. Вы – журналист. Должны взять интервью у школьника, лучшего бегуна по школьным коридорам.

  1. Вы – доктор и должны объяснить больному, что ему необходимо поставить прививку от гриппа.

  1. Вы – директор школы и должны объяснить нерадивому ученику, что прогуливать уроки нельзя.

















№ П/П

ВОПРОС

ОТВЕТ

Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Фонетика

Синоним к слову антитеза.

Противопоставление

Кто спас муху-цокотуху?

Комар

Каталог или каталог?

КаталОг

Мой первый друг, мой друг бесценный… О ком это?

О Пущине

Фразеологический оборот со словом голова

Ломать голову, сломя голову, оторвать лову…

Объясните значение: подложить свинью.        

Напакостить

Автор 4-томного Словаря живого великорусского языка.

В.Даль

ЖАлюзи  или жалюзИ?

ЖалюзИ

Сколько раз надо отмерить, чтобы верно отрезать?

7

Сколько самостоятельных частей речи в русском языке?

8

Из главного и зависимого слова состоит…

Словосочетание

Есть ли удвоенные согласные в слове искусный?

Нет

Есть ли непроизносимый согласный в слове окрестность?

Т

Сколько звуков в слове ёжик?

5

Объясните значение: Кот наплакал.

Мало

Со школы или из школы?

Из школы

Часть слова, стоящая перед  корнем.

Приставка

Разносклоняемое существительное м.р.?  

Путь

Есть ли непроизносимый согласный в слове чувствовать?  

В



Подведение итогов , награждение победителей.

Таблица оценки конкурсов.

1 команда. 2 команда.

№ конкурса

1

2

3

4

5

6

7

8





































1 конкурс – 5 балл

2 конкурс – 6 балла

3 конкурс – 4 балла

4 конкурс – 4 балла

5 конкурс – 7 баллов

6 конкурс – 3 балла

7 конкурс -5 баллов

8 конкурс – 1 задание – 3 балла

             2 задание – по 1 баллу за скороговорку

             3 задание – 2 балла, с небольшими искажениями по 1 баллу.




Ведущий

Если ты хочешь судьбу перестроить,

Если не ищешь отрады цветник.

Если нуждаешься в твердой опоре -

Выучи русский язык.

 

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык.

 

Русское слово живет на страницах,

Мир окрыляющих детских книг.

Русское слово - свободы зарница -

Выучи русский язык.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Занимательный русский язык"

Автор: Канунникова Лидия Викторовна

Дата: 21.08.2022

Номер свидетельства: 611937

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Программа факультативного курса «Занимательный русский язык»  3 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446273692"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "
    ["seo_title"] => string(109) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-kursu-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "219076"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434006024"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Дополнительная общеобразовательная программа -   дополнительная  общеразвивающая программа  объединения "Занимательный русский язык", конспект"
    ["seo_title"] => string(159) "dopolnitiel-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma-obiedinieniia-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-konspiekt"
    ["file_id"] => string(6) "275040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452510223"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Внеклассное мероприятие «Занимательный русский язык». "
    ["seo_title"] => string(57) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "213084"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431970877"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Нестандартный урок по русскому языку в 6-7 классах "Занимательный русский язык" "
    ["seo_title"] => string(82) "niestandartnyi-urok-po-russkomu-iazyku-v-6-7-klassakh-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "223904"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438240065"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства