развитие речи - главная цель обучения русскому языку в школе. Осуществление данной цели связано с формированием коммуникативной компетенции учащихся, на что указывается в государственном стандарте основного общего образования. В коммуникативных упражнениях моделируются речевые ситуации, т.е. совокупность тех условий, которые вовлекают школьника в процесс общения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«задания по развитию речи и мышления »
Развитие речи учащихся — главная цель обучения русскому языку в школе. Осуществление данной цели связано с формированием коммуникативной компетенции учащихся, на что указывается в государственном стандарте основного общего образования по русскому языку.
В коммуникативных упражнениях моделируются речевые ситуации, т.е. совокупность тех условий, которые вовлекают школьника в процесс общения. Речевые ситуации, в которых оказываются школьники, побуждают их к высказыванию, вызывают потребность в общении. Использование учебных ситуаций общения не только повышает эффективность обучения речи, но и способствует формированию и развитию интереса учащихся к русскому языку. Важнейшим компонентом коммуникативно-ориентированного обучения русскому языку является текст в качестве основной единицы учебного материала. На текстовом материале учащиеся наблюдают языковые факты, усваивают речеведческие понятия. На основе текста формируются навыки его интерпретации и порождения. Опора на текст позволяет объединить процессы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции, обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи. Следовательно, цель урока должна также определяться с позиции активной деятельности учащихся. Однако практика показывает, что в формулировках цели по-прежнему отражается активная деятельность учителя. Ср.: Познакомить учащихся с образованием сложных прилагательных или научить употреблять частицу ни в речи и т.п. Учебная цель, реализуемая на уроках в единстве трех компонентов (образовательного, или познавательного, развивающего и практического), должна быть сформулирована таким образом, чтобы обеспечить достижение конечных результатов. Этого можно достичь только во взаимосвязи всех трех компонентов и на основе практической, т.е. коммуникативной, составляющей, которая является ведущей. Цель каждого урока должна быть сформулирована конкретно, с указанием того языкового материала, который будет изучаться на данном уроке, и тех речевых умений и навыков, которые будут формироваться на его основе. Например: тема урока в 6 классе "Устаревшие слова". Какую цель должна я определить, готовясь и проводя урок по этой теме? 1. Познавательная цель: углубить представление учащихся об устаревших словах; познакомиться с особенностями употребления устаревших слов в текстах разных стилей речи. 2. Развивающая: выявить различия между архаизмами и историзмами и усвоить их. 3. Практическая: научиться употреблять устаревшие слова в устной и письменной речи. 4. Воспитательная цель: развивать интерес учащихся к истории русского языка и русского народа. В данных формулировках нашли отражение и деятельность учителя (ср.: познавательная цель: углубить представление учащихся об устаревших словах), и активная позиция учащихся, которая выражена соответствующими словами и грамматическими формами: различия усвоить, с особенностями познакомиться, научиться употреблять. Итак, решение коммуникативных задач как приоритетных в процессе обучения русскому языку возможно с помощью коммуникативной методики, которая активизирует учебную деятельность учащихся, определяет в качестве главной дидактической единицы текст, организует обязательную систематическую работу над жанрами речи.
Результатом совместной – учителя и учеников – работы явилась система заданий по развитию речи и мышления.
Названные задания занимают немного времени и легко вписываются в основное содержание уроков русского языка. Дети взрослеют от четверти к четверти, от книги к книге, от спектакля к спектаклю, от сочинения к сочинению, и естественно идёт усложнение материала от класса к классу.
Цель данных упражнений состоит в том, чтобы повысить эффективность работы по развитию связной речи школьников.
Я даю своим ученикам:
- думать много и свободно;
- говорить много, непринуждённо, эмоционально;
- читать много, внимательно, по желанию;
- анализировать много текстов;
- осознавать, как эти тексты сделаны;
- писать много, свободно, эмоционально.
Задание
А) Найти объяснение каждому фразеологическому обороту. (6 класс)
Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах. Если работа покажется трудной, можно использовать слова для справок: трусливый человек, дремать, мешать, быть самым главным, действовать согласованно, не суметь разобраться в чём- то простом. Ответ запишите. Придумайте небольшую лингвистическую сказку на тему «Фразеологические обороты».
Цель: проверить умение создавать лингвистические тексты.
Б) Указать фразеологизмы со значением “бездельничать”, затем со значением “обманывать” и со значением “быстро”. (6 класс)
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног. Ответ запишите. Придумайте небольшую лингвистическую сказку на тему «Фразеологические обороты».
Цель: проверить умение раскрывать тему и выражать основную мысль.
Задание
Следующую работу провожу в группах. Группы организованы так, что в каждой из них есть слабые, средние и сильные учащиеся.
Деревья закружились в хороводе. Давайте попробуем представить, как танцуют деревья. Ученики образуют творческие группы “Юных писателей”, которые составят рассказ “Хоровод деревьев”. Не забывайте использовать средства выразительности.
Проверка творческой работы “Юных писателей”. Наши творческие группы справились со своим заданием? Проверяю. (“Юные писатели” читают получившиеся тексты, я выполняю роль “связного”). См. приложение.
- Понравился ли вам текст? Чем? (Дети говорят о том, что удалось показать характер каждого дерева, использовали для этого олицетворения, сравнения, перифразы – приводятся примеры.) Давайте попробуем представить, как танцуют деревья.
Цель: проверить умение понимать и раскрывать тему.
Задание
«Юный поэт»
Трудно ли сочинять стихи?
“Я совсем не хороша? Нет, хороша я! Чудо!” - так, наверное, можно сказать о поэзии.
Дети читают любимые стихи собственного сочинения на разные темы. См. приложение.
Цель: проверить умение правильно выражать свои мысли.
Творческое задание.
Речевой конструктор. Соберите его. У текста нет заключительной части придумайте концовку.
I Задумывались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?
II Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.
III Однако не забудем и о звуковой стороне речи.
IV Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат.
V Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.
VI Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.
Умение, которое нуждается в отработке – это умение правильно устанавливать последовательность предложений. Имеется в виду превращение набора предложений в связный текст путём изменения последовательности предложений. Для формирования у учащихся умения последовательно излагать свои мысли, важно учить их устанавливать смысловые связи между предложениями.
Текст желательно расписать на отдельных полосках бумаги.
Вывод: чтобы мысль в тексте развивалась, предложения должны быть по смыслу связаны между собой. Этой связью и определяется порядок слов в предложении.
Данный отрывок даёт возможность ещё раз убедиться в том, что основная мысль текста – этот стержень, которым определяются содержание и построение высказывания.
- Перед вами будущие тексты. Почему будущие, потому что в том варианте, в котором они существуют, их нельзя назвать текстами. Что для этого необходимо сделать? (Восстановить последовательность предложений в тексте). - Определите основную тему текста и озаглавьте его.
Текст 1 (1 вариант).
Из слов можно составить предложение, в котором нужно заставить их работать, подчиняясь друг другу и общей мысли коллектива. Слово – маленькая рыбка, которая плещется в реке – Речи. Без слов не было бы речи, не было бы даже звуков. Слово – творение, которое нужно охранять. Часто от самого говорящего – от человека, которому кажется, что он – властелин слова. Но чтобы стать властелином, надо получить это право, научиться управлять словом. Ох, как это трудно! С появлением нового слова появляется новое понятие. Слово – это загадка, которую невозможно разгадать, понять, разобраться до конца. К этим загадкам нужно относиться бережно, правильно их писать, произносить. Тогда только ты сумеешь подружиться со словом.
Текст 2 (2 вариант).
Я подошел и спросил: “Уважаемое слово, кто вас обидел?” Мне так жаль стало бедные слова, что я решил никогда не обижать их, но пока это мне не всегда удается. Однажды я попал в страну без Орфографии. Смотрю: идет слово, грустное и обиженное, все неправильно исправленное и перечеркнутое. Я пригляделся и с трудом разобрал корявые буквы: ОВЕАЦЫЯ. А оно в ответ: “Разве ты не знаешь, в какой город попал? Это ведь страшный для слов Безорфографинск. Здесь не любят и обижают слова, ведь это город двоечников”. – “Но почему вы не переедете в другой город, где вас не будут обижать?” - удивился я. А слово грустно ответило: “Мне ничего не поможет, потому что я – словарное слово, меня везде найдут и изуродуют. Вот идет слово авиация, посмотри, что с ним сделали!”
Задание
Восстановите текст
“Жили-… старик да…, у них была дочка Аленушка да сынок… Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да … одни одинешеньки. Пошла … на работу и братца с … взяла. Идут они по дальнему …, по широкому …, и захотелось Иванушке … “Сестрица Аленушка, я … хочу!” “Подожди, братец, дойдем до …”
“Налетели …, подхватили мальчика, … на крыльях. Вернулась девочка, глядь - … нету! Выбежала она в чистое поле и только видела … метнулись вдалеке. … и пропали за темным … . тут … догадалась, что они унесли… : про гусей - … давно шла слава, что они … детей уносили. Бросилась … догонять их”
“Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие … и выстрелили. Пустил стрелу … брат. Упала стрела на … двор, подняла ее … дочь. Пустил стрелу … брат. Полетела стрела на … двор, подняла ее … дочь. Пустил стрелу … брат. Полетела она прямо в …, подняла ее … !
Жили-были … да … Была у них внучка… собрались раз подружки в лес по … да по …Пришли звать с собой и … пришли девушки в …, стали собирать … да … вот Машенька … деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла… от подружек. Ходила -… по лесу - совсем…
Работа над текстом позволяет показать: даже если предложения достаточно крепко «сцепить» друг с другом, но при этом не обеспечить тематического единства, общей мысли, объединяющей предложения в единое целое, - текст не получится.
Задание
Игра «Рассказы странствующих рыцарей». (8 класс)
Подбираю изображения двух замков. Класс делится на две группы и каждая работает со своим изображением.
Ребята составляют рассказ о том , что привело их к замку, как выглядело строение здания издалека, что увидели в самом замке, описание замка.
Можно провести контрольный урок по данной теме, например, «Страничка из исторического журнала? Его можно построить в форме этюда.
Цель: научить строить предложения в определённой композиционной форме.
Задание
Игра во фразеологическое лото. Смысл игры заключается в следующем: надо рассортировать слова так, чтобы получились фразеологические обороты. (6 класс). Ответы запишите в тетрадь.
1 коробка
2 коробка
Зуб
В колесе
Сказка про
Колено
Негде упасть
С собакой
Зарубить
Аппетит
Со смеху
Ни к селу
Море по
Белого бычка
Как белка
Яблоку
Ни к городу
Себе на носу
Как кошка
Кататься
Волчий
На один
Задание
I. Из данных простых предложений образуйте сложные, используя, данные в скобках союзы. Какого стиля речи получился текст? Ответ объясните
Цель: проверить умение устанавливать стиль речи по речевой ситуации.
Это было в самом начале весны.
В лесу пол деревьями ещё лежал снег. На открытых местах уже темнели первые проталины (но зато).
Древесные почки начали надуваться.
От этого ветки кустов и деревьев казались не такими голыми, как зимой, а чуть – чуть мохнатыми (и). Кругом в вершинах деревьев на разные голоса распевали овсянки, синицы. Где – то вдали отбивал барабанную дробь лесной барабанщик дятел.(описание).
Цель: проверить умение устанавливать стиль по речевой ситуации.
Задание
Используя, данные словосочетания, опишите поляну осеннего леса.
Маленький ёжик, похожий на зонтик, дубовый листочек, разноцветные листики, у каждого кустика, тоненький стебелёчек, мелкий дождик, служит домиком, хвостик лисы, колючий прутик, последний цветочек, одинокий пенёчек, коврик из листьев, лучик солнца.
Цель: проверяется умение строить текст в определённой композиционной форме.
Задание
Аппликация. Ученикам даётся чистый лист бумаги, набор слов. Вклейте в текст, где это необходимо с вашей точки зрения, определения – прилагательные. Определить тип речи получившегося текста
Русская зима.
На картине И.Шишкина “Зима” изображён … день в сосновом бору. Я вижу …. снег, … небо.
На первом плане художник написал …. сосны, заметённые снегом. Справа непроходимой стеной стоит … лес. А слева лес уже совсем другой – … .
Тихо в лесу. Ничто не нарушает спокойствия этого … дня.
Когда мы смотрим на это … полотно великого художника, то чувствуем покой и …. красоту …. зимы.
Цель: проверить знание признаков понятия «тип речи».
Задание
Дополните текст подходящими по смыслу словами, не забудьте об употреблении тропов; объясняйте орфограммы. Потом нужно будет озаглавить текст.
Лес словно ____________ (сказка). Он полон ___________ и ___________
(тайн и загадок, чудес). О чём шумит он _______________ (кудрявой)
листвой? О чём шепч...тся на заре ________________ (могучие,
величественные) дубы и _______________ берёзки (стройные красавицы,
подружки, нарядные, прелестные)?
Будь не только ___________ (добрым) гостем в лесу, но и _______________
(верным, заботливым) другом. И тогда лес протян...т тебе свои ветки, как
_____________ (сотни рук и тысячи ладошек). И ты увид...ш... в нем много
чудес.
- Выразительно прочитайте текст, который у вас получился. Как его можно озаглавить? (Будь лесу другом!)
- Какие тропы вы использовали? Для чего? (Они украсили текст, сделали образ леса более зримым, живым, он стал похож на живое существо.)
- Какова основная мысль текста? (Будь лесу другом, и тогда он тогда расскажет тебе обо всех своих тайнах.)
Цель: проверить умение анализировать текст.
Задание
Работа в группах по теме «Письмо». Группы организованы так, что в каждой из них есть слабые, средние и сильные учащиеся.
I Напиши письмо другу, в котором вы его просите приехать на каникулы.
Слова – подсказки
У меня к вам (тебе) большая просьба…
Очень прошу вас (тебя)…
С приветом…
Заранее благодарен…
II Напиши дедушке письмо с благодарностью, за присланный подарок
Слова – подсказки
Сердечно…
От всего сердца…
От всей души…
Я очень благодарен…
Как я благодарен…
Большое (огромное спасибо)…
III Напиши другу письмо – рассказ о делах в классе
Слова – подсказки
Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Мы очень скучаем без тебя…
Напиши нам о …
С нетерпением ждём ответа.
Задание
Прочитайте текст. Усильте изобразительность речь. Замените нераспространённые предложения распространёнными, добавив разные второстепенные члены.
Наступила весна. Подул ветерок. Светит солнце. По небу бегут облака.
Чернеет лес. Лежит снег. Появились проталины. Побежали ручьи. Поют птицы. Пахнут почки.
Цель: проверить умение правильно строить сочинение в определённой композиционной форме.
Задание
Прочитайте текст. Усильте изобразительность речь. Замените нераспространённые предложения распространёнными, добавив разные второстепенные члены.
Зима в лесу.
Вьюга замела лес. Иней украсил деревья. Над опушкой пролетели птицы. По лесной поляне идёт лось. Лиса оставила следы на снегу.
(На выполнение задания 5-6-ть минут).
Цель: проверить умение правильно строить сочинение в определённой композиционной форме.
Задание
В каком тексте слова с переносным значением наиболее точно передают описание зимнего пейзажа? Подчеркните их тексте. Какими избразительно – выразительными средствами они являются (олицетворением, метафорой, сравнением). В чём недостаток первого текста . Докажите, о какой поре в нём говорится? Ответ запишите.
I Пришла красавица зима. Всё белым – бело. Снег серебрится на ветках. Пушистые сугробы радуют глаз.
Ответ в первом тексте нет точности описания. Даются общие фразы, типичные для описания зимы.
II Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Февраль метёт на всех парусах. Ответ во втором тексте изобразительно – выразительные средства максимально точно рисуют картину февральских дней. Олицетворения: февраль метёт; свистит метель; метафоры: дымятся сугробы и крыши; рушатся белые водопады; на всех парусах; сравнение: свистит косая метель – белая метла дороги метёт.
Цель: проверить умение правильно строить сочинение в определённой композиционной форме.
Задание
Прочитайте внимательно текст и ответьте на следующие вопросы.
Где по – вашему, начинается завязка?
Проследите, как в тексте развивается действие?
Где его кульминация?
Где развязка?
От какого лица ведется повествование?
Ласточка
Однажды днём в лугах ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво, будто я у неё отнял птенца, и она просила отдать его обратно.
Она летела за мной, не отставая, два часа, и в конце концов мне стало не по себе. Я не мог догадаться, что ей нужно. Я рассказал об этом знакомому деду Митрию, и он посмеялся надо мною.
- Эх ты, безглазый! - сказал он. - Да ты глядел или нет, чего она делала, эта ласточка? Видать, что нет. А еще очки в кармане носишь. Дай покурить, тогда я тебе все объясню.
Я дал ему покурить, и он открыл мне простую истину: когда человек идет по некошеному лугу, он спугивает сотни кузнечиков и жуков, и ласточке незачем выискивать их в густой траве - она летает около человека, ловит их на лету и кормится без всякой заботы.
(К. Паустовский)
Цель: проверить, как усвоены понятия.
Задание
Прочитайте внимательно стихотворение и ответьте на вопросы.
Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом; И вновь душа поэзии полна. Да, только здесь могу я быть поэтом. Некрасов
- Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится четверостишие, которое я только что прочитала? (“Родины, родной природы”).
- А почему только на родной земле может творить поэт?
- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт? (метафора (“душа поэзии полна”), эпитеты (“зеленое, благодатное лето”, “родная сторона”), среди стилистических фигур можно отметить инверсию (родная сторона”, “зеленое, благодатное лето”, “поэзии полна”.) Текст отличается образностью, эмоциональностью).
Напишите миниатюру на основе данного текста.
Цель: проверить умение строить сочинения в определённой композиционной форме.
Задание
Работа по составлению клише
Места, по которым они проезжали (не . .)могли назваться
живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое(где) виднелись небольшие леса, и, усеянные редкими и низкими кустарниками, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининских времен. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто (до)половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными их хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось.
Где здесь передается общее представление, общее впечатление?
Какие далее выделяются признаки общей картины?
В каких словах выражается оценка описываемой картины? Напишите текст по клише.
Текст представляет собой___________________(тип речи), так
как ______________________________________
Задание
l)Что такое красота? 2)Одинаково ли мы воспринимаем красивое? 3)Можно ли оценить красоту? 4)Меняются ли со временем представления о красоте?
5)Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. 6)Идеалы и мода у каждой эпохи свои. 7)Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. 8)Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с пирамидой церкви Покрова на Нерли ... 9) Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет ... » 10)Как раз обратное - удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.
(По Л.Мигдалу)
Каков основной тезис данного текста?
Какие аргументы используются для доказательства?
Каков вывод?
Напишите текст по клише.
Текст представляет собой ____________________________ (тип речи), так
как ________________________________________________________