Цель: Закрепить и углубить знания по фонетике. Развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к русскому языку. Девиз: Думай, пробуй и ищи, Трудно будет – не пищи . Ход занятия. 1. Грамматическая сказка о звуках и буквах. Жили-были в одной волшебной стране совсем крохотные жители. И было их всего 31. Их никто не видел, т. к. были они невидимками. А вот слышать их было можно. 6 из них были замечательными певцами. За певучесть и голосистость их прозвали ? (гласными). Остальные 21 тоже были добрыми звуками, но петь не умели.. Они дружили, во всем соглашались с гласными, любили очень стоять рядом с ними, их называли ? (согласными) И вот однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Он услышал об их доброте и согласии и решил познакомиться с жителями поближе. А когда узнал, что они невидимки, очень огорчился. Но он ведь был волшебником, причем добрым, поэтому решил каждому жителю подарить по волшебному платью.. Стоило его только надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы. - Чем же отличаются звуки от букв? 2. Сейчас мы пригласим волшебника, звуки и буквы и поиграем с ними в интересные игры. (класс делится на 2 команды – гласные и согласные, подготовленные ученики читают стихи). Он бывает тихим, громким, А еще глухим и звонким. Может быстро проскочить. А захочет – будет жить. До тех пор, пока звонок Не отмерит ему срок. Он везде всегда дрожит И по воздуху бежит. Рот ему, как дом родной, Из него летит волной. Любит с эхом подразниться, В барабане схорониться. Если где услышишь стук, Значит, к нам добрался звук. Воздух рвет преграды, Шум получается, Воздуха нет совсем, Но звук прорывается. Как называется звук такой? (согласный) Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос зовет, Звук получается... гласный 3. Игра – соревнование. Девиз: Все разведать, все узнать! Легких тропок не искать! 4. Задание 1. К «звуковому костюмчику» подбери «буквенное платье». Запиши слово. (мойут) (майак) (йем) (мэл) (лйу) (пйу) Вывод. Есть «хитрые» гласные буквы. Задание 2. Луна или Марс? Самый правдивый человек на земле барон Мюнхаузен рассказывал о планете, на которой он однажды побывал. И вот что он рассказал: «Мухи там величиной с овец, яблоки не меньше арбуза.» Что это за планета? В слове-отгадке нет глухих согласных звуков. Кролик или Пятачок? Кто из них гадал на ромашке: «Любит- не любит, плюнет, поцелует?». В имени- отгадке все согласные звуки глухие. Вывод. Согласные парные по звонкости и глухости. Задание 3. «Путаница» Восстанови слова из букв. Найди лишнее. Докажи. Пашак - шапка вобрь – бровь фотак – кофта камай – майка аалтерк - тарелка кожал – ложка шкаач - чашка дмончеа - чемодан Задание 4. «Полсловечка за вами». Вино - дух Вол - точка Верх - осы Вес - ушки Воз - град Задание 5. Составь из слова наборщик как можно больше слов. (набор, щи, кино, бор, банщик, барон, барин, икра, роща, ар, бак.) Веселая пауза «Буква заблудилась» (см. И. Остапенко « Веселая школа для дошколят», стр. 22) Задание 7. С помощью шагослова последовательно изменить в каждом последующем слове-ответе по одной букве. (от Луны к розе) Небесное светило, спутник Земли - Луна То, что образуется после дождя - лужа Место в театральном зале - ложа Наружное покрытие кожи человека - кожа Животное, рифмующиеся со словом дереза - коза цветок с шипами - роза Задание 8. «Модель одна - слов много» -йка ????? (чайка, майка, зайка, лайка, гайка, сайка) Задание 9. Веселые рифмы про ударение. Ударный слог, ударный слог. Он назван так недаром, Эй, невидимка-молоток, Отметь его ударом. И молоток стучит, стучит, И четко речь моя звучит. Шутник он, невидимка-молоток. Тук! – и ударил в безударный слог.. И сразу же исчез огромный замок И появился маленький замок… Послушай, молоток, Не путай слоги. Опять, озорничая, не солги. Мы в слове слог ударный Найдем элементарно. А, когда его найдем, Громче всех произнесем. Правила про ударение. Правило 1 Ошибка в ударении Граничит с преступлением. Пускай запомнит это млад и стар. Ни молодым, ни старым Нельзя одним ударом Не то, что нужно, ставить Под удар. Правило 2 Возил не шофер, а шофер, Не фарфор, а фарфор. Был оглашен не приговор- Судебный приговор. Строгал не столяр, а столяр, Но доску – не доску. И слушал в одиночестве Не «Тоску», а тоску. Задание 10. «Русский, польский или французский» Слово учителя. В русском языке ударение подвижное. Во французском всегда падает на последний слог. ( Париж, шофер). В польском – на предпоследний ( Варшава, Краков, полька, Висла). А теперь представьте себе, что вы играете роль француза и роль поляка в кино или в театре. Не зная русский, вы произносите русские слова с французским или польским акцентом. Как они будут звучать? Щука Курица Кукушка муха рыба Задание 11. «Пропавшие без вести» Из данных слов сбежало одно животное. (еж) Сер……..ка Заст……ка Од……кА Ст……кА Из данных слов улетело одно насекомое. (оса) ………да ………дки ………нка К……… Р……… Пол……… Н………тый Задание 12. Раздели слова на две части так, чтобы получились 2 новых слова. Горизонт = …….. + …… Газель = …….. + ……….. Парус = …… + …….. Верхушки = ….. + ……. Макушки = ………. + ……… Волокно = …………+ ………… Задание 13 «Слова - матрешки» Машина Господин Дрожь Удочка Осадки трубил |