Оборудование: иллюстративный материал (оформление доски), раздаточный
материал, ребусы.
I Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы
проводим конкурс по русскому языку « Грамотеи», и вы сможете
показать свои знания по этому предмету, смекалку, эрудицию.
Участвуют две команды: «Дружба» и «Искорка».
II Вступительная часть.
1. Рассказ учителя и выступления учащихся.
Учитель: Русский язык - один из богатейших языков мира. Русский народ создал
русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как
стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, своему народу.
Ученица: Родной язык! Он с детства мне знаком.
На нём впервые я сказала : «Мама!»
На нём клялась я в верности упрямой
И первый вздох понятен мне на нём.
Ученик: Но, как родной люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо каждый миг.
На нём живые трепетные чувства
Открылись мне, и мир открылся в них.
Ученица: Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в стране родной
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я от искры большой.
2. Представление жюри.
Работу наших команд будет оценивать жюри – это родители и учителя. Познакомьтесь с ними.
III Конкурсная программа.
Конкурс 1. «Домашнее задание»
Домашним заданием было сочинить рекламу своей команды.
Представление команд.
- Поприветствуем команды и пожелаем им удачи.
Учитель: Азбука… Всем хорошо известно это слово. А появилось оно тысячу лет
тому назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась
тогда «аз», а буква Б – «буки». Из этих названий «аз» и «буки» и получи-
лось русское слово «азбука».
А слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке
первая буква называлась «альфа», а вторую в это время называли «вита».
Из этих двух названий «альфа» и «вита» получилось слово «алфавит» . Это
слово из греческого языка вошло в русский язык и стало привычным.
Так и живут у нас слова-близнецы: русское слово «азбука» и греческое
слово «алфавит», а обозначают они одно и тоже: все буквы, расположен-
ные в установленном порядке. Каждая буква имеет своё постоянное место
и название: «а», «бэ», «вэ», «гэ», «дэ» и т.д.
Конкурс 2. «Расколдуй слово»
Даны «заколдованные» слова с изменённым порядком букв:
ХОУПЛ СМТОЫ УГЬШЛ НЫБТИ
Нужно «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке.
Ответы: лопух, мосты, глушь. бинты.
Конкурс болельщикам.
Пока команды готовятся, отгадайте несколько ребусов. За верный ответ болельщики получают жетон. Набравшие большее количество жетонов получат приз.
Оценивание команд.
Конкурс 3. «Что за слово»
Расшифровать и записать 3 слова, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите: 1, 13, 22, 1, 3, 10, 20; 2, 21,12, 3, 1, 18, 30; 4, 18, 1, 14, 16, 20, 1.
Ответы: алфавит, букварь, грамота.
Конкурс болельщикам.
Вставить в слово нужную букву.
Оценивание команд ,итоги конкурса подводит жюри.
Учитель: В речи мы произносим звуки порциями – это и есть слоги. Слоги бывают
разные. А вот в древнерусском языке все слоги заканчивались гласными
звуками. Но с исчезновением гласных ер и ерь появились закрытые
конечные слоги.
Конкурс 4. «Помогите слову»
Восстановите слова, в которых один слог пропущен:
. . модан . . силёк
. . ртина . . рзина
ка . . ста . . ркало
ра . . о ско . . рода
по . . шка те . . фон
бу . . га о . . яло
Музыкальная пауза.
Конкурс 5. «Путаница»
Даны слова с изменённым порядком слогов. Восстановите правильный порядок слогов: ро- со-ка, ба-со-ка, тё-ко-нок, плё-цы-нок, ко-ва-ро, ку-ца-ри,
те-нок-лё.
Конкурс болельщикам «Шарады»
1. Мой первый слог есть на лице,
Второй есть у оленя,
Соедини их гласной, получишь зверя. (нос - о - рог)
2. Мой первый слог число с нулями,
У всех людей - последних два,
А вместе – догадайтесь сами:
Всем городам она глава. ( сто - ли – ца )
3. Две ноты - союз, а всё вместе игра,
В которую любит играть детвора. ( до – ми – но )
Оценивание команд.
Конкурс 6. «Капитаны»
Викторина: 1. Сколько букв в алфавите между А и Я? 2. Какие буквы обозначают
только твёрдые или только мягкие звуки? 3. Какие буквы никогда не бывают в начале слова? 4. Каких букв больше, гласных или согласных? 5. Чего в русском языке больше, звуков или букв? 6. В чём разница между словами «букварь» и «азбука» ?
Итоги подводит жюри.
Конкурс 7. «Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает»
Угадайте слова , в которые вставлен лишний слог: сапохар, пераченье, хадулва, сугрохари, грукрыша, коранфеты, патустила, балиранка, кабрыкао, оребрихи.