Задачи: 1. Прививать интерес к русскому языку, развитию речи учащихся образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками. 2. Развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку. 3.Воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову; совершенствовать навыки коллективной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Задачи: 1. Прививать интерес к русскому языку, развитию речи учащихся образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками. 2. Развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку. 3.Воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову; совершенствовать навыки коллективной работы.
1. Вступление.
С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей. Еще не зная слов, ребенок по звукам голосов узнает близких и дорогих ему людей. Спустя время он сам слово за слово начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно малыш начинает овладевать речью.
Могуч и прекрасен наш родной язык.(слова записаны на доске)
Грамматика, грамматика!
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Глухое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравить.
Отправляя поздравленья
Помни правила склонения,
Род, число и падежи —
Крепко в памяти держи.
А приставки и частицы
Вроде маленьких зверьков.
Им охота порезвиться, обмануть учеников.
Люблю тебя грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
2. Соревнование по командам.
А теперь посмотрим, как вы хорошо знаете русский язык. Проведем соревнование по омандм(класс делится на три команды, каждая придумывает название и девиз; всё это отражается на интерактивной доске).
Задание 1.«Назови одним словом».
(вместо словосочетания надо назвать одно слово, которое обозначает предмет — имя существительное; например: храбрый человек — храбрец)
БОЛТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК — болтун, болтушка;
ЛЕНИВЫЙ ЧЕЛОВЕК — лентяй, ленивец;
МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК — мудрец;
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК — добряк;
УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК — умелец;
БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК — богатый, богач;
ГРУБЫЙ ЧЕЛОВЕК — грубиян;
СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК — силач;
ВЕСЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК — весельчак.
( каждой команде по три словосочетания)
Задание 2. «Загадка в загадке».
(прочитай загадку, вставь пропущенные буквы и напиши отгадки)
1. Сидит де ... во сто шу … одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
2. На п … ляне л … сной
Под могучей с … сной
Стоит старичок,
На нем бурый колпачок.
3. Через поле и л … сок
Подается г … л … сок.
Он бежит по проводам -
Скажешь здесь, а слышно там.
4. По полотняной стр … не,
По реке Простыне
Плывёт парохо …
То назад, то вперед,
А за ним такая гла … ь,
Что и зыби не видать.
Задание 3. «Составь слово».
(у каждой команды конверт с буквами: надо составить по четыре слова)
б) с, н, е, г, в, е, с, н, а, п, о, л, е, к, о, т;
Задание 4. «Волшебные буквы».
(на доске 11 шариков с буквами: а, о, е, ы, л, м, н, п, р, м, т; составить как можно больше слов)
Какие волшебные буквы, их только одиннадцать, а сколько разных слов из них получилось. Но волшебниками вы стали потому, что хорошо учитесь и дружите с русским языком. А если не учиться — ничего не получится.
Задание 5. «Угадай какое слово спряталось».
(каждой команде из данных букв необходимо составить словои попробовать из этих букв составить новые слова)
А О С Н В М Т К О - (космонавт)
Б И Ь И Л У Н Д К - (будильник)
Ш А К Р А Н А Д - (карандаш)
Задание 6. «Разгадайте кроссворд».
Задание 7. «Закончи фразеологизм».
(у каждой команды на карточках напечатаны фразеологизмы)
1. Голоден как … (волк).
Изворотлив как … (уж).
Нем как … (рыба).
Болтлив как … (сорока).
Как мокрая … (курица).
2. Клевать носом - … (дремать).
Зарубить на носу - … (запомнить).
Чесать языком - … (болтать).
Дать стрекача - … (убегать).
Ломать голову - … (думать).
Задание 8. «Впиши названия рыб, зверей».
Задание 9. «Собери пословицу».
(из слогов собери пословицу: ша, ро, кни, я, га, хо, ший, друг, луч)
Задание 10. «Составь слова».
Задание 11. «Словесные портреты».
(узнай произведение и автора, каждой команде по три вопроса)
* Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше её на свете никого не было. Бабушка подарила ей шапочку …
(Ш.Перро «Красная шапочка»)
* Она так красива, так прекрасна. Глаза ее сверкают, как звезды, но в них нет ни теплоты, ни света …
(Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»)
* Месяц под косой блестит.
А во лбу звезда горит:
А сама-то величава,
Выступает, словно пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
* Маленький печальный человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо осыпано пудрой, белой, как зубной порошок …
(А.Толстой «Приключения Буратино», Пьеро)
* По амбару метен, по сусекам скребён,
На сметане мешан,
В печку сажен, на окошке стужён,
Он от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл …
(русская народная сказка «Колобок»)
* В широкополой шляпе. Ходит с прекрасной шарманкой по городу. Пением и музыкой добывает себе на хлеб …
(А.Толстой «Приключения Буратино», папа Карло»
* Ест за четверых, работает за семерых.
До светла всё у него пляшет:
Лошадь запряжёт, полосу спашет,
Печь затопит, всё закупит, заготовит …
(А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»)
* Мальчик в ярко-голубой шляпе с широкими полями, в брюках канареечного цвета и оранжевой рубашке …
(Н.Носов «Приключения Незнайки»)
* Внимание! Разыскивается мальчик лет шести. Очень самостоятельный, любит животных. С ним могут находиться кот и пес. Оба беспородные. Без определенного места жительства …
(Э.Успенский «Дядя Федор, пёс и кот»)
Задание 12. «Исправь ошибки».
(дано предложение или слова с орфографическими ошибками; надо найти ошибки, исправить их и объяснить орфограммы, в которых допущены ошибки)