Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит отправиться в очень увлекательное путешествие. Как любое важное дело, оно требует тщательной подготовки. В этом нам поможет Золушка (проводит опрос)
- Что изучает лексика?
-Для чего служат слова?
-Что такое лексическое значение слова?
-Дайте определение терминам: омонимы, синонимы, антонимы?
-Что такое словосочетание? Какова его структура?
Молодцы, ребята! Вы хорошо отвечали. Сейчас я вас познакомлю с интересным языковым явлением.
Саша быстро бежал по длинному коридору.
Саша сломя голову бежал по длинному коридору.
Сопоставим по значению выделенное слово и словосочетание. (Одинаковы по смыслу )
Попытаемся заменить или опустить одно слово из словосочетания. («Сломя» меняем на «задрав» или «опустив». Смысл изменился)
Вывод:В русском языке есть словосочетания, которые равны по значению слову.В них нельзя изменить или опустить слово.Лексическое значение имеют все словосочетания.Такие словосочетания называются фразеологизмами или устойчивыми выражениями.
Учитель:Русский язык богат фразеологизмами.Я уверена, что вы знаете много устойчивых выражений.Какие можете назвать? (Ответы детей)
Большую помощь в изучении фразеологии вам может оказать вышедший в 1967 году под редакцией А. И. Молоткова «Фразеологический словарь русского языка» В этом году Словарю исполняется 40 лет.Он верно и надёжно служит целям углублённого изучения фразеологического богатства русского языка.
Золушка рассказывает, как пользоваться
этим словарём.(Сообщение заранее подготовлено)
Учитель: Я предлагаю вам отправиться в путь. Мы побываем у героев известных сказок, познакомимся с большим количеством фразеологизмов. Каждый сказочный герой поможет узнать что-то важное об устойчивых выражениях. А конечным пунктом путешествия будет конкурс знатоков. Итак, в путь!
1. В гостях у Золушки
Золушка предлагает собрать стенд «Фразеологический зверинец» .Кто быстрее?
Голоден как………(волк)
Хитёр как…………(лиса)
Труслив как……….(заяц)
Изворотлив как…...(уж)
Надут как………….(индюк)
Нем как……………(рыба)
Упрям как…………(осёл)
Болтлив как……......(сорока)
Вывод: в устойчивых выражениях нельзя заменить слово или опустить его, так как меняется смысл.
2. В гостях у Бабы-Яги
Баба-Яга просит ребят выполнить задание. Нужно подобрать слово и объяснить получившийся фразеологизм.
Как ветром…….(унесло, сдуло, закрутило)
Исчез, как будто и не было.
Хвост……..........(сжать, скомкать, поджать)
Испугаться.
Начать с ……….(азов, буквы, книги)
Начать с самого начала.
Метать бисер перед…(кошками, свиньями,
птицами)
Напрасно доказывать что-то людям, которые
не могут это оценить.
Выносить сор из…(избы, бани, погреба)
Разглашать семейные ссоры, неприятности.
Брать…….(быка, корову, оленя)за рога.
Начинать действовать решительно с самого
начала.
(Олух, тупица, бестолочь) царя небесного.
О глупом, недалёком человеке.
Баба-Яга: В тех словах, что вы выбрали, подчеркните первую
букву. Получилось слово…( СПАСИБО ).
Спасибо, ребята, за помощь!
3.В гостях у Иванушки-Дурочка
Иван готовится к конкурсу и просит ребят о помощи.
1.Определить, среди представителей каких профессий появились следующие фразеологизмы:
Закидывать удочку.(рыбак)
Ждать у моря погоды.(моряк)
Сгущать краски.(художник)
Брать на прицел.(военный)
Топорная работа.(столяр)
Семь раз отмерь, один раз отрежь.(портной)
2.Где фразеологизмы, а где свободные словосочетания?
*Я намылил голову над тазом.
*За двойку по литературе папа мне намылит голову.
*Ребёнку намылили голову, но мыло попало и глаза.
*Расстояние мы определили на глаз.
*На глаз больного наложили повязку.
Иван: Спасибо, ребята! Научили дурака уму-разуму.
4. В гостях у Белоснежки
Белоснежка: Здравствуйте, дети! Сколько вас много! Куду же вы
собрались?
Учитель: Мы направляемся на конкурс знатоков
Фразеологии.
Белоснежка: Отдохните с дороги, попейте чайку, а потом продол-
жите свой путь.
Учитель: Нет, спасибо, Сова. Нам нельзя откладывать наше
дело в долгий ящик. Мы должны как можно быст-
рее попасть на конкурс.
Белоснежка: А вы знаете, каково происхождение фразеологизма
«положить в долгий ящик»?
Ученик: Я знаю!(Сообщение заранее подготовлено учени-
ком о происхождении данного устойчивого выра –
жжения)
Белоснежка: Теперь торопитесь, не буду вас больше задерживать.
счастливого пути, дальше вам предстоит идти через
царство Кощея.
5.В гостя у Снежной Королевы
Кощей: Здравствуйте, друзья! Чтобы пересечь моё царство
вы должны выполнить несколько заданий. (Каждый
ряд получает от королевы конверт с заданием)
1.Подобрать к слову синоним-фразеологизм:
Много-куры не клюют, пруд пруди, вагон и маленькая те-
лежка, с три короба.
Быстро-на всех парах, во всю прыть, во весь дух, со всех
ног, во весь опор, сломя голову, во все лопатки.
Наказывать-снять стужку, дать нагоняй.
Вывод: к фразеологизму, как и к слову, можно подобрать
синоним.
2.Расположить фразеологизмы по степени нарастания признака:
приводить в ярость 3
действовать на нервы 1
выводить из равновесия 2
доводить до белого каления 4
3.Подобрать к данным фразеологизмам антонимы.
жить душа в душу-как кошка с собакой
пруд пруди- с гулькин нос
за тридевять земель-рукой подать
засучив рукава-спустя рукава
Вывод: к фразеологизму, как и к слову, можно подобрать
антоним.
Снежная Королева: Молодцы, ребята! Ловко вы справились с моим заданием, но, наверное, очень устали. Буратино поможет вам восстановить силы перед сложным испытанием.
Буратино проводит физкультминутку.
1.Игра «Далеко-близко» (упражнение для снятия усталости глаз) Буратино называет вначале удалённый предмет, а через 2-3 секунды- предмет, расположенный близко. Учащимся необходимо быстро отыскать глазами предметы, которые он называет.
2.Упражнения для снятия общего и локального напряжения.
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся,
Два-нагнулся,
Три-нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино: Молодцы! Дотянулись до ключика. Он поможет
вам открыть ларец, где спрятаны задания для
конкурса знатоков фразеологии.
Королева даёт ларец с заданиями.
Конкурс.
Конкурс проводится учителем. За каждый верный ответ ребёнок получает жетон. Победителем считается тот, кто пабрал наибольшее количество жетонов. Целесообразнее задания расположить в следующем порядке.
1.Что такое фразеологизм?
2.Назовите признаки фразеологизма.
3.Что общего между словом и фразеологизмом?
4.Найдите фразеологизмы в стихотворении С. Суслова.
Бывает частенько, что слово-одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово вода.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт.
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди-как с гуся вода.
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? Воды в рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идёт.
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь»,
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай».
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
5.Отгадайте загадки.
1.Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез;на него бросают слова деньгите, кто их не ценил.(ветер)
2.Её заваривают, затевая какое-либо неприятное,
хлопотливое дело; а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться;её просит рваная обувь; она в голове у путаников.(каша)
3.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваяст; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)
4.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.(уши)
5.Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди; иногда из неё выходят сухими.(вода)
6.Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дёргают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)
6.Объясни фразеологизмы:
кожа да кости
дырявая память
перемывать кости
пушкой не пробьёшь
авгиевы конюшни
ахиллесова пята
Содом и Гаморро
7.Назовите фразеологизмы, в которых упоминается о каком-либо животном.
С приведёнными фразеологическими оборотами составьте предложения.
Кошка(кот)-кот наплакал, купить кота в мешке, тянуть кота за хвост, драная кошка, жить как кошка с собакой, как угорелая кошка, чёрная кошка пробежала(проскочила), играть в кошки-мышки, кошки скребут на душе(на сердце)
Курица-писать как курица лапой, мокрая курица, носится как курица с яйцом, слепая курица, денег куры не клюют, курам на смех.
Медведь-медведь на ухо наступил, медвежья услуга.
Свинья-подкладывать свинью, метать бисер перед свиньями, разбирается(смыслит, понимает),как свинья в апельсинах.
Собака-устал как собака, вешать собак (на кого), собак гонять, вот где собака зарыта, каждая собака, (нужен) как собаке пятая нога, собаке под хвост, псу под хвост, (жить) как кошка с собакой, собаку съел, к чертям собачьим.
8.Назовите фразеологизмы, в которых упоминается какой-либо орган человека(нос, сердце, руки, ноги, лицо, глаза).
9.Какие из приведённых фразеологизмов употребляются в деловой речи?
в рабочем порядке
ни кола ни двора
буква закона
лезть нарожён
ломать голову
держать в курсе
повесить нос
распустить нюни
Учитель: Вот и подошёл к концу конкурс знатоков фразеологии. Давайте подведём итоги(определить победителя).
Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств вырызительности языка.Во фразеологии запечатлён богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Очень важно их правильно и метко использовать.
Домашнее задание: напишите рассказ, объясняющий значение одного из фразеологизмов ( золотые руки, кот наплакал, когда рак на горе свистнет).