kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие для 5 класса "Рождество Христово. Традиции празднования в России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №53 города Кирова»

Внеклассное мероприятие для 5 класса

«Рождество Христово. Традиции празднования в России».

Выполнила учитель русского языка и литература Шамова Ольга Юрьевна.

2014 год


 

Внеклассное мероприятие для 5 класса «Рождество Христово. Традиции празднования в России».

Цели:

  1. Познакомить с традициями празднования Рождества Христова в России
  2. Воспитывать интерес к истории народных традиций.
  3. Развивать и укреплять нравственные ценности детей.
  4. Развивать умение выразительно рассказывать и читать стихи.

Предварительная работа.

  1. Подготовить ведущих, которые будут помогать учителю вести классный час.
  2. Выбрать учащихся  для выразительного  чтения стихов наизусть.
  3. Приготовить рождественское угощение, украсить класс  к  празднику.

Ход классного часа.

  1. Вступление.

Слайд 1. Сообщение о теме и целях классного часа.

Слайд 2. Стихотворение В.Боковой.

  1. Слайд 3. Как праздновали Рождество на Руси. (Материал учитель может выбрать сам в соответствии с возрастом и уровнем подготовки детей).

Как праздновали Рождество на Руси

     1 ведущий.

      Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и гульба - святки. Многие ошибочно причисляют к традициям празднования Рождества всяческие гадания и ряженых. Действительно, были те, кто гадали, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек. Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Но эти традиции являются языческими пережитками. Церковь всегда выступала против подобных явлений, ничего общего не имеющих с христианством.

    Учитель.

      К истинным Рождественским традициям можно отнести славление. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. Что касается происхождения обряда славления, то можно полагать, что он относится к глубокой древности христианской; начало его можно видеть в тех поздравлениях, которые в свое время приносили еще императору Константину Великому его певчие, распевая при этом кондак Рождеству Христову: «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Традиция славления была очень широко распространена среди народа. Молодежь, дети ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве. Считалось дурным тоном отказать славильщикам в угощении, и артисты даже брали с собой большие мешки-торбы для сбора сладких трофеев.

   Слайд 4,5,6.

 2 ведущий.

       В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать кукол Богородицу и Богомладенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актеров.

Слайд 7. Стихотворение А.А.Фета «Ночь тиха».

Слайды 8,9,10,11. Рождественские открытки.

  Учитель:

Первые рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия. К рождеству 1898 года Община св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. И хотя на перечисленных выше открытках не было утвердившейся в последующем надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками. Рождественский праздник, отмечавшийся 25 декабря (старого стиля), был близок по времени к Новому году, и поэтому рождественские открытки часто использовались и для новогодних поздравлений.

Ведущий 1:

Тематика Рождественских открыток была самой разнообразной, всего и не перечислить. На открытках находили свое отражение все события, происходившие в то время, и первая мировая война тоже не стала исключением.

 Ведущий2:

Чуть более десяти лет назад в нашу жизнь вернулась, заняв подобающее ей место, и рождественская открытка. Теперь мы вновь можем увидеть все многообразие открыток, украшенных надписями, вполне соответствующими Великому Празднику: «С Рождеством Христовым!»

Слайды 12, 13.  История рождественской ели.

Стихотворение Г.Гейне «Божья ёлка».

Ведущий 1:

Обычай наряжать на Рождество елку пришел к нам из Германии. Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к 16-му столетию. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и знатные семейства зимой украшали ели цветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе.

Ведущий 2:

В 1699 году Петр I повелел украшать свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями. И только в 30-е годы XIX века елки появились в столице в домах петербургских немцев. А публично в столице ёлки стали ставить только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников.

Учитель:

Но история елки в России была отнюдь не безоблачна. В 1916 году еще не кончилась война с Германией, и Святейший Синод запретил рождественскую елку, как вражескую, немецкую затею. Пришедшие к власти большевики негласно продлили этот запрет. Ничто не должно было напоминать о великом христианском празднике. Но в 1935 году обычай наряжать елку вновь вернулся в наши дома. Правда, для большинства неверующих советских людей вернулась елка уже не как Рождественская, а как новогодняя.

Слайды 14, 15. Рождественский стол.

Ведущий 1:

В ночь с 6 на 7 января Православная Церковь отмечает светлый праздник Рождества Христова. Больше месяца перед праздником длится Рождественский пост.

Ведущий 2:

После Рождественской службы наступает время разговения. Рождественский стол украшается по-особому: под скатерть обычно кладут немного сена или соломы (воспоминание о яслях маленького Иисуса). Наконец, всходит в морозном небе рождественская первая звезда. Вся семья собирается за столом.

Учитель:

В праздник потчевали домашних и гостей всевозможными закусками, мясными и рыбными, заливным и студнем. И уж, конечно, трудно было представить рождественскую трапезу без запеченного гуся с яблоками. Жареная птица - украшение рождественского стола. Курицу подают холодной, гуся или утку - горячими. Холодную птицу гарнируют солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую - жареным картофелем и отдельно подают салаты из огурцов, помидоров, капусты, свежие и соленые огурцы, моченые яблоки и бруснику. На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по своей форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать.

Слайд 17.

  •  

Новый год и Рождество праздновались, естественно, очень давно на Руси. Раньше все это основывалось на крестьянском миропонимании. Наверное, говорить нужно, если об исконных формах, то надо вспомнить, что Новый год не был очень большим праздником. Это была дата. Но большим праздником было Рождество и, соответственно, Крещение, то есть две даты, которые обрамляли святки.

Что касается традиционного отмечания, то в нем были, конечно, очень любопытные моменты и очень интересные вещи, которые сегодня  чуть-чуть начинают как бы входить в нашу жизнь. Скажем, Рождество всегда ведь отмечалось обязательным постом. До первой звезды не ели, и затем весь этот день, Рождество Христово, проходил под знаком именно Рождества младенца-Спасителя. Здесь важно все - и Рождество, и младенец, и Спаситель. Рождественский стол всегда был умиротворенным, тихим, торжественным, без переедания. Главное - родился Христос. Он маленький совсем. Поэтому нельзя шуметь, их нельзя спугнуть, их нельзя потревожить. Их нужно лелеять и, народное замечательное слово, пестовать. Новый год, именно Рождество, это было время детей - начало года, детство человечества, Христос, который еще младенец.

Дети воспринимались как искорки младенцев Христа, они воплощают эти идеи чистоты, безгрешности, начало года, начало истории человечества, начало рода и семьи.

Дети ходили колядовать. Если ко взрослым колядованиям относились всяко, то к детям относились архисерьезно, архипочтительно. Нельзя было себе позволить детей не приветить. Их надо было выслушать и одарить. Пекли специальные печенья в виде домашних животных - козочки, баранчики, коровки в виде тех животных, которые могли прийти к яслям Христа.Давали в принципе одинаковые печенья, но при этом обязательно произносили: «Бычки – мальчикам, а коровки – девочкам», «овечки - девочкам, а баранчики – мальчикам». Этим еще как бы утверждался их пол, их назначение. Рождественский стол был скромный, тихий, спокойный, то вот этот был прямая противоположность. Потом ведь исстари ведется, что вхождение в другой отрезок времени должно быть оформлено, и проходить гладко, то есть нельзя прерывать. Скажем, в эту ночь нельзя спать - что мы сегодня и делаем.

Слайды 17, 18, 19, 20.

Стихи о Рождестве.

Учитель может выбрать любые стихи и распределить их среди детей.

Примечания:

Завершается праздник чаепитием и играми около ёлки, вручением рождественских подарков, которые можно заранее приготовить своими руками.

Музыкальное сопровождение учитель может использовать по своему усмотрению.

Для подготовки мероприятия использовались материалы сайта «Православное Рождество».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие для 5 класса "Рождество Христово. Традиции празднования в России" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №53 города Кирова»







Внеклассное мероприятие для 5 класса

«Рождество Христово. Традиции празднования в России».



















Выполнила учитель русского языка и литература Шамова Ольга Юрьевна.















2014 год

Внеклассное мероприятие для 5 класса «Рождество Христово. Традиции празднования в России».

Цели:

  1. Познакомить с традициями празднования Рождества Христова в России

  2. Воспитывать интерес к истории народных традиций.

  3. Развивать и укреплять нравственные ценности детей.

  4. Развивать умение выразительно рассказывать и читать стихи.

Предварительная работа.

  1. Подготовить ведущих, которые будут помогать учителю вести классный час.

  2. Выбрать учащихся для выразительного чтения стихов наизусть.

  3. Приготовить рождественское угощение, украсить класс к празднику.



Ход классного часа.

  1. Вступление.

Слайд 1. Сообщение о теме и целях классного часа.

Слайд 2. Стихотворение В.Боковой.

  1. Слайд 3. Как праздновали Рождество на Руси. (Материал учитель может выбрать сам в соответствии с возрастом и уровнем подготовки детей).

Рождество в первые века (Этот материал для сведения учителя. Его можно не использовать непосредственно на празднике).

В древности считалось, что датой Рождества является 6 января по старому стилю, или 19-е по новому. Каким образом первые христиане пришли к этой дате? Мы считаем Христа как Сына Человеческого «вторым Адамом». В том смысле, что если первый Адам был виновником грехопадения рода человеческого, то второй стал Искупителем людей, источником нашего спасения. При этом Древняя Церковь пришла к мнению, что Христос родился в тот же день, в который был сотворен первый Адам. То есть в шестой день первого месяца в году. Ныне мы в этот день отмечаем день Богоявления и Крещения Господня. В древности же этот праздник именовался Епифанией и включал в себя Богоявление-Крещение и Рождество.

Однако со временем многие пришли к мнению, что празднование такого важного праздника, как Рождество, должно быть отнесено на отдельный день. Тем более, что наряду с мнением, что Рождество Христово приходится на сотворение Адама, в Церкви издавна существовало убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Многие святые отцы - Ипполит Римский, блаженный Августин и, наконец, святой Иоанн Златоуст - считали, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в год его смерти приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, мы получаем для Рождества Христова дату 25 декабря (старого стиля).

И хотя с абсолютной точностью день Рождества установить невозможно, мнение, что Христос пробыл на земле от момента зачатия до распятия полное число лет, основано на внимательном изучении Евангелия. Во-первых, нам известно, когда Ангел известил старца Захарию о рождении Иоанна Крестителя. Это произошло во время служения Захарии в Храме Соломона. Все священники в Иудее были разделены царем Давидом на 24 чреды, которые служили по очереди. Захария принадлежал к Авиевой чреде, 8-й по счету, время служения которой приходилось на конец августа - первую половину сентября. Вскоре «после сих дней», то есть примерно в конце сентября, Захария зачинает Иоанна Предтечу. Церковь празднует это событие 23 сентября. В 6-й месяц после этого, то есть в марте, Ангел Господень возвестил Пресвятой Богородице о непорочном зачатии Сына. Благовещение в Православной Церкви празднуется 25 марта (старый стиль). Временем Рождества, таким образом, оказывается, по старому стилю конец декабря.

Сначала это убеждение победило, судя по всему, на Западе. И тому есть особое объяснение. Дело в том, что в Римской империи на 25 декабря выпадало торжество, посвященное обновлению мира, - День солнца. В день, когда светлое время суток начинало прибавляться, язычники веселились, поминая бога Митру, и напивались до беспамятства. Увлекали эти празднования и христиан, так же, как сейчас в России мало кто благополучно минует новогодние торжества, приходящиеся на пост. И тогда местное духовенство, желая помочь своей пастве победить приверженность к этой языческой традиции, решило перенести Рождество на самый День солнца. Тем более что в Новом Завете Иисус Христос именуется «Солнцем правды».

Вы хотите поклоняться солнцу? - спрашивали римские святители у мирян. - Так поклоняйтесь, но не сотворенному светилу, а Тому, что дарит нам истинный свет и радость, - Солнцу бессмертному, Иисусу Христу.

Победа нового праздника

Мечта сделать Рождество отдельным праздником и в Восточной Церкви стала насущной к середине четвертого века. В то время свирепствовали ереси, которые навязывали идею, что Бог не принимал человеческого образа, что Христос пришел в мир не во плоти и крови, а, подобно трем ангелам у Мамврийского дуба, был соткан из иных, высших энергий.

Тогда православные поняли, как мало они до сих пор уделяли внимания Рождеству Христову. Особенно болело сердце об этом у святого Иоанна Златоуста. В речи, произнесенной 20 декабря 388 года, он попросил верующих приуготовиться к празднованию Рождества 25 декабря. Святой рассказал, что на Западе Рождество уже давно празднуется, пора и всему православному миру перенять этот добрый обычай. Эта речь победила колеблющихся, и в последующие полвека Рождество восторжествовало повсеместно в христианском мире. В Иерусалиме, например, в этот день вся община во главе с епископом отправлялась в Вифлеем, ночью молилась в пещере, а утром возвращалась праздновать Рождество домой. Торжества продолжались восемь дней.

После того, как на Западе был составлен новый Григорианский календарь, католики и протестанты стали праздновать Рождество на две недели раньше православных. В XX веке под влиянием Константинопольского Патриархата по Григорианскому календарю стали праздновать Рождество Православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Вместе с Русской Церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона. К счастью, по словам покойного Иерусалимского Патриарха Диодора, «старостильники» по численности составляют 4/5 от общего числа православных.

Как праздновали Рождество на Руси

1 ведущий.

Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и гульба - святки. Многие ошибочно причисляют к традициям празднования Рождества всяческие гадания и ряженых. Действительно, были те, кто гадали, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек. Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Но эти традиции являются языческими пережитками. Церковь всегда выступала против подобных явлений, ничего общего не имеющих с христианством.



Учитель.

К истинным Рождественским традициям можно отнести славление. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. Что касается происхождения обряда славления, то можно полагать, что он относится к глубокой древности христианской; начало его можно видеть в тех поздравлениях, которые в свое время приносили еще императору Константину Великому его певчие, распевая при этом кондак Рождеству Христову: «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Традиция славления была очень широко распространена среди народа. Молодежь, дети ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве. Считалось дурным тоном отказать славильщикам в угощении, и артисты даже брали с собой большие мешки-торбы для сбора сладких трофеев.



Слайд 4,5,6.

2 ведущий.

В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать кукол Богородицу и Богомладенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актеров.



Сведения для учителя ( их можно использовать или не использовать на классном часе). На протяжении веков к кратким Евангельским сказаниям о Рождестве Христовом прибавились легенды, народные духовные стихи и предания. Именно в этой древней апокрифической литературе встречается подробное описание вертепа (пещеры), в котором разместилось Святое семейство, и говорится об убогой обстановке, сопровождавшей появление на свет Иисуса Христа.



Эти народные представления нашли свое отражение в иконописи и в народных лубочных картинах, на которых запечатлены не только ясли со Святым Младенцем, но и животные - вол и осел. В IX веке уже окончательно сформировалось изображение картины Рождества Христова. На этой картине изображена пещера, в глубине которой находятся ясли. В этих яслях лежит Богомладенец, Иисус Христос, от Которого исходит сияние. Богоматерь полулежит недалеко от ясель. Иосиф сидит дальше от ясель, по другую сторону, в дремоте или задумчивости.



В книге «Четьи минеи» у Дмитрия Ростовского сообщается о том, что к яслям были привязаны вол и осел. Согласно апокрифическим сказаниям, этих животных привел с собой Иосиф из Назарета. На осле ехала Дева Мария. А вола вел Иосиф с собой для того, чтобы его продать и на вырученные деньги уплатить царскую подать и прокормить Святое семейство, пока оно будет в дороге и в Вифлееме. Поэтому очень часто на рисунках и иконах, изображающих Рождество Христово, фигурируют эти животные. Они стоят рядом с яслями и своим теплым дыханием согревают Богомладенца от холода зимней ночи. Также изображение осла аллегорически символизирует упорство, умение достичь цели. А изображение вола символизирует покорность и трудолюбие.



Здесь следует обратить внимание, что ясли в первоначальном значении - это кормушка, куда клали корм для скота. И это слово, связанное с рождением Богомладенца, настолько вошло в наш язык, как символичное обозначение детских учреждений для младенцев, что никакая атеистическая пропаганда не могла его убрать из обихода.

Слайд 7. Стихотворение А.А.Фета «Ночь тиха».

Слайды 8,9,10,11. Рождественские открытки.

Считается, что первую рождественскую открытку создал английский художник Добсон в 1794 году. На карточке, которую он подарил своему другу, был изображен зимний пейзаж и семейная сценка возле елки. Настоящая же серийная открытка появилась тоже в Англии, в 1840 году, когда государственный чиновник сэр Генри Коул придумал для близких оригинальное поздравление – рождественскую открытку с рисунками художника Джона Хорсли, своего друга. Джон Хорсли придумал украсить открытку (12x7 см) настоящим рождественским триптихом: в центре художник поместил семью сэра Генри Коула, сидящую за рождественским столом, по бокам расположил картинки, призванные напоминать окружающим о милосердии и сострадании этого добропорядочного английского семейства. Судя по рисункам, Коулы щедро делились с бедняками одеждой и едой. Изображение дополняла звучная подпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!».

Открытка имела бешеный успех. Родственники Коулов с гордостью демонстрировали ее окружающим. Завистникам же работа Хорсли показалась излишне фривольной: художника упрекали в том, что он изобразил семейство с бокалами в руках и поднимающими тост за Рождество. Но несмотря на это, интерес к открытке Коулов не ослабевал. Даже спустя три года ее по-прежнему выставляли на всеобщее обозрение. Это натолкнуло Коулов на мысль, что подобные открытки, если их продавать всем желающим, могут принести неплохой доход.С оригинала было отпечатано около тысячи экземпляров, и за каждую открытку Коулы получили по шиллингу – это были очень большие деньги! Но при этом семейство было уверено, что интерес публики к рождественским открыткам – не более чем сиюминутная мода, а не бизнес. В этом они ошибались. С 1860-х производство открыток было поставлено на поток.

Рождественские открытки, по мнению историков, существовали и раньше. Их прототипом можно считать гравюры и литографии на темы Рождества, очень популярные в период Средневековья.

Позже в Европе стали посылать друг другу письма с рождественскими и новогодними поздравлениями, иногда в них даже рисовали от руки. Дети в конце декабря всегда готовили такие письма родителям. Прообразом рождественских открыток также можно считать и визитные карточки, появившиеся в Париже уже в середине XVIII века. Как всегда, Париж стал законодателем мод – визитки тут же распространились по всей Европе. Накануне Рождества визитные карточки лично развозили всем важным адресатам.

Здесь нужно отметить, что изобретателями именно почтовых открыток, то есть открытых писем без конверта, считаются немцы, точнее - пруссаки. Открытые письма с маркой на обратной стороне ведут свою историю с 1870 года и обязаны своим рождением франко-прусской войне. Тогдашний обер-почтмейстер Пруссии Генрих Штеффан предложил подобное нововведение, «чтобы не писали, что ни попадя». Вскоре по почте стали пересылать уже не просто письма, а иллюстрированные карточки.(для сведения учителя)

В Россию первые рождественские открытки пришли из Англии в 90-х годах XIX века. Причем предприимчивые купцы покупали только такие, на которых рисунок не сопровождался надписью на иноземном языке - ее потом наносили на русском. Дело было хлопотное, а потому и продавали открытки по рублю, а то и дороже. Затем открытки стали печатать за рубежом, преимущественно в Германии, специально для России по заказу крупных книжных лавок. А пересылать по почте открытки стали в России с 1894 года, когда министр внутренних дел, в ведении которого находился почтовый департамент, подписал соответствующее распоряжение. Дело в том, что первые открытые письма (без иллюстраций) были введены в обращение в России в 1872 году, но право их выпуска было предоставлено только почтовому ведомству. В соответствии же с распоряжением 1894 года через почтовый департамент стало возможным пересылать бланки с иллюстрациями, выпущенные частными издателями. При этом адресная сторона открытки должна была иметь такое же оформление, как у стандартных карточек почтового департамента. Это разрешение было дано в ответ на многочисленные просьбы русских предпринимателей, которые обращали внимание правительства на то, что в западноевропейских странах иллюстрированные открытки уже прочно вошли в почтовое обращение, а в России их выпуск искусственно сдерживался.

Таким образом, в 1894 году появились первые иллюстрированные открытки, изданные в России. Они были видовыми и представляли собой монтажи из нескольких видов того или иного города, украшенные виньетками. Рисунок сопровождался надписью: «Привет из (такого-то города)» или «Поклон из (такого-то города)». На рубеже XIX и XX столетий выпуск иллюстрированных открыток приобрел широкий размах. Все более разнообразной становилась их тематика. Кроме открыток с видами городов и местностей появляются открытки с изображением типов населения России, поздравительные, рекламные, юмористические и другие.

Учитель:

Первые рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия. К рождеству 1898 года Община св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. И хотя на перечисленных выше открытках не было утвердившейся в последующем надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками. Рождественский праздник, отмечавшийся 25 декабря (старого стиля), был близок по времени к Новому году, и поэтому рождественские открытки часто использовались и для новогодних поздравлений.

Открытки дореволюционной России не уступали в мастерстве зарубежным, а порою и превосходили их. Невозможно было описать разнообразие существующих в то время «почтовых карточек». В каталогах издательств того времени можно прочесть перечисление множества видов открыток, таких как: «рельефные изящной работы», «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн», «бромосеребряные», «плюшевые», «настоящие гравюрные с золотым обрезом». И особенно отрадно было то, что, как писало одно издательство: «Мы, наконец, можем поздравить своих родных и знакомых не открыткой с изображением обрядов из немецкой жизни, а русской, где все так близко нам и дорого, и полно воспоминаний о заветах русской старины».

Для России открытки стали практически особым способом искусства. Ими украшали интерьер, их вставляли в специальные альбомы. Из 23 государств Всемирного почтового союза лишь Россия не придерживалась установленного международного стандарта величины открытки (9х14 см). Для нее было недопустимым ограничивать фантазию отечественных производителей.



Ведущий 1:

Тематика Рождественских открыток была самой разнообразной, всего и не перечислить. На открытках находили свое отражение все события, происходившие в то время, и первая мировая война тоже не стала исключением.

После октября 1917 года выпуск поздравительных открыток, как предмета быта буржуазного общества, был полностью прекращен. Из печатных изданий и официального языка полностью исчезли не только слова «С Рождеством», но и поздравления с Новым годом. Но обычай посылать праздничные поздравления продолжал существовать. Для этого использовались любые иллюстрированные открытки, близкие по сюжету к данному празднику.

В годы Великой Отечественной войны, а точнее в 1941 году, традиция теперь уже новогодних (о Рождестве, конечно, не могло быть и речи) поздравлений возрождается. Правда, тематика этих открыток была целиком связана с войной, да и качеством они не блистали. Чтобы можно было быстрее их напечатать, художники стремились к сравнительно простым приемам исполнения. Зато в конце войны в страну хлынул поток великолепных зарубежных новогодних открыток - солдаты и офицеры посылали их из освобожденных стран Европы.

Чтобы противопоставить потоку «буржуазной продукции» что-то свое, стремительно начинает развиваться производство новогодних открыток.

Подлинный расцвет советской новогодней открытки наступил в 60-х годах. Увеличилось количество сюжетов, появились такие мотивы, как освоение космоса, борьба за мир. И только несколько позже вернулись на свои привычные места Дед Мороз и Снегурочка.

Ведущий2:

Чуть более десяти лет назад в нашу жизнь вернулась, заняв подобающее ей место, и рождественская открытка. Теперь мы вновь можем увидеть все многообразие открыток, украшенных надписями, вполне соответствующими Великому Празднику: «С Рождеством Христовым!»



Слайды 12, 13. История рождественской ели.

Стихотворение Г.Гейне «Божья ёлка».

Ведущий 1:

Обычай наряжать на Рождество елку пришел к нам из Германии. Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к 16-му столетию. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и знатные семейства зимой украшали ели цветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе.

Ведущий 2:

В 1699 году Петр I повелел украшать свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями. И только в 30-е годы XIX века елки появились в столице в домах петербургских немцев. А публично в столице ёлки стали ставить только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников.

Учитель:

Но история елки в России была отнюдь не безоблачна. В 1916 году еще не кончилась война с Германией, и Святейший Синод запретил рождественскую елку, как вражескую, немецкую затею. Пришедшие к власти большевики негласно продлили этот запрет. Ничто не должно было напоминать о великом христианском празднике. Но в 1935 году обычай наряжать елку вновь вернулся в наши дома. Правда, для большинства неверующих советских людей вернулась елка уже не как Рождественская, а как новогодняя.



Слайды 14, 15. Рождественский стол.



Ведущий 1:

В ночь с 6 на 7 января Православная Церковь отмечает светлый праздник Рождества Христова. Больше месяца перед праздником длится Рождественский пост.



Ведущий 2:

После Рождественской службы наступает время разговения. Рождественский стол украшается по-особому: под скатерть обычно кладут немного сена или соломы (воспоминание о яслях маленького Иисуса). Наконец, всходит в морозном небе рождественская первая звезда. Вся семья собирается за столом.



Учитель:

В праздник потчевали домашних и гостей всевозможными закусками, мясными и рыбными, заливным и студнем. И уж, конечно, трудно было представить рождественскую трапезу без запеченного гуся с яблоками. Жареная птица - украшение рождественского стола. Курицу подают холодной, гуся или утку - горячими. Холодную птицу гарнируют солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую - жареным картофелем и отдельно подают салаты из огурцов, помидоров, капусты, свежие и соленые огурцы, моченые яблоки и бруснику. На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по своей форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать.

Приложение «Рецепты рождественских блюд». Предварительно можно договориться с родителями, чтобы те приготовили эти блюда и дети их попробовали.

Колядки

Тесто:

2 стакана муки (либо сугубо ржаной, либо ржаной и пшеничной в равных соотношениях (1:1),

1 стакан жидкости (воды, молока, простокваши, сметаны - в любых соотношениях),

соль на кончике ножа.

Замесить тесто, прикрыть салфеткой, дать ему постоять 20-30 минут. Затем нарезать на равные кусочки, из них раскатать тонкие лепешки круглой или овальной формы, наполнить их начинкой. Выпекать колядки при температуре 200-220º С. Испеченные горячие колядки смазать растопленным маслом или маслом со сметаной.

Картофельная начинка для колядок:

7-8 картофелин,

2-3 ст. ложки сливочного масла,

1 яйцо,

соль по вкусу.

Картофель отварить и растолочь, добавить в него масло, яйцо, соль и взбить до однородной кремообразной массы.

Морковная начинка:

300 г сырой моркови,

1 чайная ложка сахара,

1 чайная ложка сливочного масла,

cоль по вкусу,

cок лимона по вкусу.

Морковь натереть на средней терке, добавить в нее 2-3 столовые ложки воды, сливочного масла, сахара, соли и сока лимона; прикрыв крышкой, немного поварить, изредка помешивая.

Творожная начинка:

100 г свежего творога,

1 желток,

½ чайной ложки сахара,

соль по вкусу.

Творог тщательно растереть с желтком, сахаром и солью до однородной массы.

Сырная начинка:

150 г сыра,

1 сырое яйцо,

1 сваренное вкрутую яйцо,

1 пучок петрушки, укропа или сельдерея.

На крупной терке натереть сыр или брынзу, добавить мелко нарезанный укроп, рубленное и сырое яйцо, петрушку или сельдерей. Все перемешать.

Начинка из свежих грибов:

1 кг свежих грибов,

½ стакана сметаны,

1 -2 ст. ложки сливочного масла,

1 головка репчатого лука,

зелень укропа или петрушки.

Очищенные промытые грибы отварить, обжарить в масле, в них добавить отдельно обжаренный репчатый лук, сметану, все посолить и тушить под крышкой 20 минут. Охладить, затем добавить мелко нарезанную петрушку или/и укроп.

Начинка из каши:

1 стакан пшена (прекрасным заменителем пшена может служить перловка или гречка),

2 стакана молока или воды,

2 ст. ложки масла,

соль по вкусу.

Пшено промыть, залить молоком (или водой), добавить масло, соль и сварить рассыпчатую кашу.

Кекс «Рождественский»

250 г сливочного масла,

1 стакан сахара,

6 яиц,

500 г сметаны,

600 г муки,

100 г мелко рубленных орехов,

1 чайная ложка меда,

1 чайная ложка корицы,

1 чайная ложка соды,

щепотка соли.



Масло с сахаром растереть добела, добавить желтки и растирать массу до полного исчезновения кристаллов сахара. Добавить теплый расплавленный мед с корицей, сметану, соль, соду, всыпать муку и отдельно взбитые с усердием белки. Тесто должно получиться, как густая сметана. Выложить на смазанную маслом кексовую форму. Выпекать в духовке при температуре 180º С в течение часа.



Рождественское Печево

1 ст. ложка сахарной пудры,

cода на кончике ножа,

500 г меда,

4 яйца,

500 г муки,

100-150 г миндаля.



В сахарную пудру добавить соду. Мед подогреть, затем, постоянно помешивая, влить в миску с сахарной пудрой. Слегка остудив полученную смесь, влить яйца, всыпать муку и, перемешав массу, поставить ее на противень, предварительно смазав его маслом и припорошив мукой. Сверху присыпать все тесто крупно помолотым миндалем и выпекать.











Слайд 17.

Учитель:

Новый год и Рождество праздновались, естественно, очень давно на Руси.. Раньше все это основывалось на крестьянском миропонимании. Наверное, говорить нужно, если об исконных формах, то надо вспомнить, что Новый год не был очень большим праздником. Это была дата. Но большим праздником было Рождество и, соответственно, Крещение, то есть две даты, которые обрамляли святки.

Что касается традиционного отмечания, то в нем были, конечно, очень любопытные моменты и очень интересные вещи, которые сегодня чуть-чуть начинают как бы входить в нашу жизнь. Скажем, Рождество всегда ведь отмечалось обязательным постом. До первой звезды не ели, и затем весь этот день, Рождество Христово, проходил под знаком именно Рождества младенца-Спасителя. Здесь важно все - и Рождество, и младенец, и Спаситель. Рождественский стол всегда был умиротворенным, тихим, торжественным, без переедания. Главное - родился Христос. Он маленький совсем. Поэтому нельзя шуметь, их нельзя спугнуть, их нельзя потревожить. Их нужно лелеять и, народное замечательное слово, пестовать. Новый год, именно Рождество, это было время детей - начало года, детство человечества, Христос, который еще младенец.

Дети воспринимались как искорки младенцев Христа, они воплощают эти идеи чистоты, безгрешности, начало года, начало истории человечества, начало рода и семьи.



Дети ходили колядовать. Если ко взрослым колядованиям относились всяко, то к детям относились архисерьезно, архипочтительно. Нельзя было себе позволить детей не приветить. Их надо было выслушать и одарить. Пекли специальные печенья в виде домашних животных - козочки, баранчики, коровки в виде тех животных, которые могли прийти к яслям Христа.Давали в принципе одинаковые печенья, но при этом обязательно произносили: «Бычки – мальчикам, а коровки – девочкам», «овечки - девочкам, а баранчики – мальчикам». Этим еще как бы утверждался их пол, их назначение. Рождественский стол был скромный, тихий, спокойный, то вот этот был прямая противоположность. Потом ведь исстари ведется, что вхождение в другой отрезок времени должно быть оформлено, и проходить гладко, то есть нельзя прерывать. Скажем, в эту ночь нельзя спать - что мы сегодня и делаем.















Слайды 17, 18, 19, 20.

Стихи о Рождестве.

Учитель может выбрать любые стихи и распределить их среди детей.



В ожидании Рождества

Скоро, скоро Рождество,

Поскорей бы только —

Будет в доме торжество,

Засверкает елка!



Приготовят нам наряды

К Празднику чудесному.

Все мы будем очень рады

Торжеству Небесному.



В этот день веселый, яркий —

Смех и песни! Целый воз

Деткам привезет подарков

Добрый Дедушка Мороз!



А на стенке календарь

Странно улыбается:

У него пока октябрь

Грустный не кончается.



Скоро, скоро Рождество,

Поскорей бы только —

Будет в доме торжество,

Засверкает елка!

(Н. Воронина)

Рождество

Зимний день. Заветный праздник.

Пусть мороз январский зол, –

Он, как ряженый проказник,

Снова в гости к нам пришёл.

Распахнулись настежь двери,

Разгулялась суета.

Все, кто верит и не верит,

Славят мальчика Христа.

Старшие, расправив плечи,

Одобрительно кряхтят.

День и ночь витые свечи

Перед образом горят.

На глазах тут оживает

Русских сказок волшебство.

Всё ликует и играет –

Здравствуй, праздник – Рождество!

(Д. Попов)



Светлое Рождество

Светлый праздник Рождества!

Нет счастливей торжества!

В ночь рождения Христова

Над землёй зажглась звезда.

С той поры через столетья

Нам она, как солнце, светит.

Согревает верой души,

Чтобы мир был краше, лучше.

Дарит искры волшебства

Светлый праздник Рождества!

Мир приходит в каждый дом…

Поздравляем с Рождеством!

(Т. Бокова)



Рождественская песнь

Радость, радость без конца!

Звон вечерний раздаётся,

Нам благая весть дается

От небесного Творца.

Тяжелы колокола,

Ну а звон их лёгок, светел,

Слышен он на целом свете,

От него душа светла.

С мамой, папой запоём

Мы рождественские гимны,

В этот чудный вечер зимний

Всех поздравим с Рождеством.

Ёлка золотом сверкает,

В ярких блестках и огнях.

Из-за веток, я-то знаю,

Ангел смотрит на меня!

Птички кормлены пшеницей,

Радость, смех и суета.

Всё поёт и веселится

В ожидании Христа.

Воплотившись в жизнь земную

Счастья людям он принёс.

Все сияют, все ликуют:

Днесь рождается Христос!

(М. Мюнте)







Рождественское

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен его волос...

Бык дохнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть дитя бочком...

Присмиревший белый козлик

На чело его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

"Посмотреть бы на ребенка

Хоть минуточку и мне!"

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине...

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: "Смотри скорей!.."

(С. Чёрный)



Явление ангела пастырям

Встаньте и пойдите

В город Вифлеем;

Души усладите

И скажите всем:

«Спас пришел к народу,

Спас явился в мир!

Слава в вышних Богу,

И на земли мир!

Там, где отдыхает

Бессловесна тварь,

В яслях почивает

Всего мира Царь!»

(А. Фет)



Ночь тиха

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,

Вот пропели петухи —

И за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик.

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко

Та звезда далеких стран;

С ней несут цари востока

Злато, смирну и ладан.

(А. Фет)



Стихи про Рождество

Сегодня будет Рождество,

весь город в ожиданьи тайны,

он дремлет в инее хрустальном

и ждет: свершится волшебство.

Метели завладели им,

похожие на сновиденье.

В соборах трепет свеч и пенье,

и ладана сребристый дым.



Под перезвон колоколов

забьётся колоколом сердце.

И от судьбы своей не деться –

от рождества волшебных слов.

Родник небес – тех слов исток,

они из пламени и света.

И в мире, и в душе поэта,

и в слове возродится Бог.

Колдуй же, вьюга-чародей,

твоя волшебная стихия

преобразит в миры иные

всю землю, город, и людей.

Встречаться будут чудеса,

так запросто, в толпе прохожих,

и вдруг на музыку похожи

людские станут голоса.

(М. Лермонтов)

В этот светлый праздник

В этот светлый праздник –

Праздник Рождества

Мы друг другу скажем

Теплые слова.

Тихо снег ложится:

За окном зима,

Чудо здесь свершится

И зажжет сердца.



Пусть улыбки ваши

В этот дивный день

Будут счастьем нашим

И подарком всем.

Льются звуки жизни,

Счастья и добра,

Озаряя мысли

Светом Рождества.

(А. Хомяков)



Звезда

(Рождественская песнь)

На широком небосводе,

В звездном ярком хороводе,

Светит дивная звезда.

Всюду луч она заронит,

Где людское горе стонет, —

В села, рощи, города.

Луч доходит до светлицы

И крестьянки, и царицы,

И до птичьего гнезда.

Он вскользнет и в дом богатый,

И не минет бедной хаты

Луч волшебный никогда.

Всюду ярче радость блещет,

Где тот звездный луч трепещет,

И не страшна там беда,

Где засветится звезда.

(И. Гриневская)

Рождество

Всей семьёю в этот вечер

Соберёмся за столом.

Скажет мама:

Может, свечи

Ради праздника зажжём?

Электричество погасим,

Обойдёмся без него.

И торжественно украсим

Общий ужин

В Рождество.

Пусть огонь весёлый

Скачет

Над малиновой свечой,

А подсвечник

Тихо плачет

Стеариновой слезой.

(В. Приходько)







Божья елка

Г. Гейне

Ярко звездными лучами

Блещет неба синева…

Отчего, скажи мне, мама,

Ярче в небе звезд сиянье

В ночь святую Рождества?

Словно елка в горном мире

В эту полночь зажжена

И алмазными огнями,

И сияньем звезд лучистых

Вся украшена она?

Правда, сын мой, в Божьем небе

Ночью нынешней святой

Зажжена для мира елка

И полна даров чудесных

Для семьи она людской.

Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там, вдали:

Светят в них дары святые —

Для людей — благоволенье,

Мир и правда — для земли.









Рождество

Г. Лонгфелло

Кругом рождественская мгла.

Во мгле гудят колокола,

И с ними в лад Слова звучат:

«Мир на земле и счастья всем!».

Я чувствовал, как в этот день,

Жизнь городов и деревень

Объединив, звучит призыв:

«Мир на земле и счастья всем!»



Звезда

И. Гриневская

(Рождественская песнь)

На широком небосводе,

В звездном ярком хороводе,

Светит дивная звезда.

Всюду луч она заронит,

Где людское горе стонет, —

В села, рощи, города.

Луч доходит до светлицы

И крестьянки, и царицы,

И до птичьего гнезда.

Он вскользнет и в дом богатый,

И не минет бедной хаты

Луч волшебный никогда.

Всюду ярче радость блещет,

Где тот звездный луч трепещет,

И не страшна там беда,

Где засветится звезда.



Христославы

А. Коринфский

Под покровом ночи звездной

Дремлет русское село;

Всю дорогу, все тропинки

Белым снегом замело…

Кое-где огни по окнам,

Словно звездочки, горят.

На огонь бежит сугробом

Со звездой толпа ребят,

Под оконцами стучатся,

«Рождество Твое» поют.

«Христославы! Христославы!»

Раздается там и тут.

И в нестройном детском хоре

Так таинственна, чиста,

Так отрадна весть святая

О рождении Христа…



Рождественский кондак

В. Шидловский

Того, Кто вечно был и есть,

Рождает миру Дева днесь.

И Неприступному Ему —

Непостижимому уму

Земля нашла уже приют.

И в небе ангелы поют,

И пастухи спешат с холма,

И пред Звездой теснится тьма,

А за Звездой идут волхвы.

И в эту ночь познали мы,

Как ради нас родиться мог

Младенец — Он же вечный Бог.







Рождественская звезда

Б. Пастернак

(Отрывок)

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было Младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере,

Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль пастухи,

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то,

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе, один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звезды сметал с небосвода,

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.



В этот светлый праздник

Хомяков А.С.

В этот светлый праздник -

Праздник Рождества

Мы друг другу скажем

Теплые слова.

Тихо снег ложится:

За окном зима,

Чудо здесь свершится

И зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши

В этот дивный день

Будут счастьем нашим

И подарком всем.

Льются звуки жизни,

Счастья и добра,

Озаряя мысли

Светом Рождества.







В эту ночь Земля была в волнении

Хомяков А.С.

В эту ночь Земля была в волнении:

Блеск большой, диковинной звезды

Ослепил вдруг горы и селенья,

Города, пустыни и сады.

А в пустыне наблюдали львицы,

Как, дарами дивными полны,

Двигались бесшумно колесницы,

Важно шли верблюды и слоны.

И в челе большого каравана,

Устремивши взоры в небосклон,

Три волхва в затейливых тюрбанах

Ехали к кому-то на поклон.

А в пещере, где всю ночь не гасли

Факелы, мигая и чадя,

Там ягнята увидали в яслях

Спящее прекрасное Дитя.

В эту ночь вся тварь была в волнении,

Пели птицы в полуночной мгле,

Возвещая всем благоволенье,

Наступленье мира на земле.



Крошку-ангела в сочельник Бог на землю посылал

Ф.М.Достоевский

Крошку-ангела в сочельник

Бог на землю посылал:

Как пойдешь ты через ельник,

- Он с улыбкою сказал, -

Елку срубишь, и малютке

Самой доброй на земле,

Самой ласковой и чуткой

Дай, как память обо Мне”.

И смутился ангел-крошка:

Но кому же мне отдать?

Как узнать, на ком из деток

Будет Божья благодать?”

Сам увидишь”, - Бог ответил.

И небесный гость пошел.

Месяц встал уж, путь был светел

И в огромный город вел.

Всюду праздничные речи,

Всюду счастье деток ждет…

Вскинув елочку на плечи,

Ангел с радостью идет…

Загляните в окна сами, -

Там большое торжество!

Елки светятся огнями,

Как бывает в Рождество.

И из дома в дом поспешно

Ангел стал переходить,

Чтоб узнать, кому он должен

Елку Божью подарить.

И прекрасных и послушных

Много видел он детей. –

Все при виде божьей елки,

Все забыв, тянулись к ней.

Кто кричит: “Я елки стою!”

Кто корит за то его:

Не сравнишься ты со мною,

Я добрее твоего!”

Нет, я елочки достойна

И достойнее других!”

Ангел слушает спокойно,

Озирая с грустью их.

Все кичатся друг пред другом,

Каждый хвалит сам себя,

На соперника с испугом

Или с завистью глядя.

И на улицу, понурясь,

Ангел вышел… “Боже мой!

Научи, кому бы мог я

Дар отдать бесценный Твой!”

И на улице встречает

Ангел крошку, - он стоит,

Елку Божью озирает, -

И восторгом взор горит.

Елка! Елочка! – захлопал

Он в ладоши. – Жаль, что я

Этой елки не достоин

И она не для меня…

Но снеси ее сестренке,

Что лежит у нас больна.

Сделай ей такую радость, -

Стоит елочки она!

Пусть не плачется напрасно!”

Мальчик ангелу шепнул.

И с улыбкой ангел ясный

Елку крошке протянул.

И тогда каким-то чудом

С неба звезды сорвались

И, сверкая изумрудом,

В ветви елочки впились.

Елка искрится и блещет, -

Ей небесный символ дан;

И восторженно трепещет

Изумленный мальчуган…

И, любовь узнав такую,

Ангел, тронутый до слез,

Богу весточку благую,

Как бесценный дар, принес.





Примечания:

Завершается праздник чаепитием и играми около ёлки, вручением рождественских подарков, которые можно заранее приготовить своими руками.



Музыкальное сопровождение учитель может использовать по своему усмотрению.



Для подготовки мероприятия использовались материалы сайта «Православное Рождество».

30




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Шамова Ольга Юрьевна

Дата: 22.08.2015

Номер свидетельства: 226345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Презентация к внеклассному мероприятию в 5 классе "Рождество Христово. Традиции празднования в России" "
    ["seo_title"] => string(113) "priezientatsiia-k-vnieklassnomu-mieropriiatiiu-v-5-klassie-rozhdiestvo-khristovo-traditsii-prazdnovaniia-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "226348"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440219304"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства