Внеклассное мероприятие «Велик и могуч русский язык…»
Внеклассное мероприятие «Велик и могуч русский язык…»
Внеклассное мероприятие "Велик и могуч русский язык" было проведено с целью проверки знаний учащихся, пополнения и расширения кругозора по русскому языку и литературе в форме конкурса.Главное, чтобы у школьников не пропал интерес к этим предметам, и они научились работать в команде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Велик и могуч русский язык…»»
Внеклассное мероприятие. Конкурс знатоков русского языка и литературы «Велик и могуч русский язык…» (для учащихся 6 кл.) Горячева Т.Б.,учитель русского языка и литературы частной школы «БЭСТ» г. Алматы Конспект внеклассного мероприятия «Велик и могуч русский язык…»
Цели:
Проверить знания учащихся, пополнить и расширить кругозор по русскому языку и литературе;
Способствовать развитию памяти и воображения;
Воспитывать любовь и интерес к русскому языку и литературе, умение работать в команде.
Ход мероприятия:
- Здравствуйте, ребята! Мы с вами проведем сегодня «Конкурс знатоков русского языка и литературы». Нам необходимо провести жеребьевку для того, чтобы определить участников команд. Их (команд) у нас будет три, в каждой команде будет по шесть человек. Для жеребьевки предлагаются геометрические фигуры трех цветов, на обратной стороне фигур будут написаны названия команд, которые будут бороться за первенство. Игроки придумывают название своим командам, выбирают капитана. - Итак, команды будут называться: «Эрудиты», «Знатоки», «Умники».
В жюри у нас сегодня старшеклассники, они будут следить за правильностью ответов и выставлять баллы.
I.Конкурс«Разминка». Каждой команде дается карточка, вы должны определить лексическое значение предложенных слов и заполнить ее за 1 минуту и передать жюри (команде, правильно выполнившей задание -2 балла, остальным - по 1 баллу).
Карточка
1. вёдро
а) очень жаркая погода
2. затюкать
б) возглас в значении «довольно», «достаточно»
3. жарынь
в) хорошая погода
4. амба
г) ненадолго приехавший откуда-нибудь
5. квакушка
д) о человеке, существе маленького роста
6. качкий
е) то же, что лягушка
7. ларёчник
ж) качающийся, неустойчивый
8. заезжий
з) продавец в ларьке
9. катыш
и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого
10. малек
к) то же, что затюркать
II.Конкурс«Знаешь ли ты?» Каждой команде даются конверты, в которых лежат разрезанные карточки, на каждой карточке половина фразеологизма. Необходимо сопоставить половинки, чтобы получился фразеологизм, объяснить значение фразеологизмов. Выполнение задания – 2 минуты (команде, первой выполнившей задание (правильно)- 2 балла, остальным по 1 баллу) . 1.Водить за нос (обманывать) 2.Как в воду опущенный (грустный человек) 3.Сесть в калошу (попасть в неловкую ситуацию) 4.Седьмая вод на киселе (дальний родственник) 5.Держать язык за зубами (молчать) 6.Как в воду глядел (предвидел) 7.Как две капли воды (очень похожи) 8.Прошли огонь и воду (все испытания) 9.Работать спустя рукава (плохо) 10.Водой не разольёшь (неразлучные друзья).
III. Конкурс капитанов. За отдельный стол садятся капитаны трех команд, им предлагается за 2 минуты составить как можно больше слов из данного (КАЛЕЙДОСКОП). (Победителю – 3 балла, остальным по 1 баллу). Пока капитаны выполняют задание, мы проведем игру со зрителями.
Игра со зрителями.
1. В каком наречии 5 «О»? (О-пять)
2. В каком слове 100 «Л»? (сто-Л)
3. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-Мы)
4. Сколько личных местоимений в слове «семья» (7-Я)
5. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка,
а вместе – это овощ. (Ты-Ква)
6. Какой остров жалуется на свой размер и первый его слог
личное местоимение? (Ямал)
7. Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу? (сорок-А)
8. Что нужно сделать с существительным «жаркóе», чтобы оно стало прилагательным?
(надо изменить ударение)
9. Какое из данных слов лишнее? (четырёхугольник, четыре, четвёрка)
10. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают
мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)
11. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями
стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)
12. Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы?
(поставить существительные во множественное число)
IV. Конкурс «Кто больше?» Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят имена числительные, назовите авторов. На выполнение задания дается минуты3 минуты, за каждое правильно названное произведение -1 балл
«3 толстяка» Ю. Олеша; «3 мушкетера» А. Дюма; «3 медведя» Л. Толстой; «За 80 дней вокруг света» Ж.Верн; «17 мгновений весны» Ю. Семенов; «12 стульев» И. Ильф и Е. Петров; «1000 и 1 ночь» арабские народные сказки; «20000 лье под водой» Ж.Верн; «Петр I» А. Толстой; «15 летний капитан» Ж.Верн; «Волк и 7 козлят» народная сказка «3 поросенка» английская сказка и т.д.
V. Конкурс «Кто быстрее?» Командам раздаются карточки, необходимо определить падеж у подчеркнутых слов в пословицах. На работу дается 1 минута, команда, выполнившая правильно и быстро получает 2 балла, остальные - по 1 баллу.
Дело шуток не любит. (Им. п.)
От слова до дела целая верста. (Род. п.)
Не по сути дело, а по делу суть. (Им. п., Дат. п.)
Ты за дело, а дело за тебя. (Вин. п., Им. п.)
Велик телом, да мал делом. (Тв. п.)
И умён, и крепок, и в деле гож. (Предл. п.)
Всех дел не переделаешь. (Род. п.)
Языком не спеши, а делами не смеши. (Тв. п.)
Умён на словах, да глуп на делах. (Предл. п.)
По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)
Игра со зрителями. Пока команды выполняют задания, проведем игру со зрителями.
Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.
Ответы:
Ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой.
VI. Конкурс «Блиц- опрос».Определить часть речи у следующих слов, каждой команде дается по 7 слов, за каждое правильное – по 1 баллу.
VII. Конкурс «Пантомима». Передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов, если участники других команд отгадали, то их команда получает по 1 баллу, а выступающая команда получает 2 балла за каждый отгаданный фразеологизм. Капитаны получают задания для команд в конвертах,
1конверт: водить за нос, дело в шляпе 2конверт: льет как из ведра, намылить шею 3конверт: засучить рукава, пальчики оближешь
VIII. Конкурс «Заключительный». Определить ХВС в данных отрывках.
1.«А потом пронёсся лёгкий шум, торопливый, радостный и влажный» (Эпитет). 2. Сидит милый на крыльце с удивленьем на лице, а у милого лицо занимает всё крыльцо (Гипербола) 3.Лёд….словно как тающий сахар блестит (Сравнение)4. Ночью сквозь шорох дождя пароход прокричал четыре раза…»(Олицетворение) 5.В саду горит костёр рябины красной (Метафора) 6.Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно – покой и простор (Сравнение) Игра со зрителями. Закончите пословицы. (Пока проходит игра со зрителями, члены жюри подсчитывают баллы).
Не торопись языком – торопись…. (Делом))
Не имей 100 рублей, а …. (Имей 100 друзей)
Маленькое дело лучше… (Большого безделья)
Делу время - … (Потехе час)
Смеется тот, …Кто смеется последний)
На чужом несчастье … (Счастья не построишь)
Подведение итогов. Называется команда - победитель