Цель: повышение мотивации студентов к изучению русского языка.
Задачи:
учебная – углубить и систематизировать знания студентов о разделах языкознания;
развивающая – расширять кругозор студентов;
познавательная – познакомить с неизвестными фактами языка;
воспитывающая – развивать навыки работы в команде.
Правила проведения викторины:
1. разделить группу на команды;
2. выбрать секретаря для фиксации результатов;
3. каждая команда должна записывать свои ответы и передавать секретарю;
4. правильные ответы – на следующих слайдах;
5. за каждый правильный, полный ответ – 2 балла, за правильный, но неполный – 1 балл.
Оборудование: презентация в формате PowerPoint, ПК, интерактивная доска или экран.
Задания викторины
Задание 1. В каком слове сорок гласных?
Ответ на задание 1. Сорока.
Задание 2. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?
Ответ на задание 2. Залп
Задание 3. В каких словах по сто согласных?
Ответ на задание 3. Стол, стон, стог, стоп.
Задание 4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни?
Ответ на задание 4. Станет
Задание 5. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?
Ответ на задание 5. В слове «камыш» слоги поменять местами (мышка).
Задание 6. Какой алфавит состоит всего из шести букв?
Ответ на задание 6. Азбука
Задание 7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?
Ответ на задание 7. Местоимение «он» - союз «но»
Задание 8. В каком числительном содержится приказ?
Ответ на задание 8. Три.
Задание 9. Какова разница в значении между словами индус и индеец?
Ответ на задание 9. Индус - житель Индии; индеец - представитель коренного населения Америки.
Задание 10. Каково происхождение слова столица?
Ответ на задание 10. В древней Руси слово стол означало престол, трон, кресло, на котором сидит князь. Поэтому главный город княжества называли стольным градом или столицей.
Задание 11. Чем отличаются значения слов приуменьшить и преуменьшить?
Ответ на задание 11. Приуменьшить - немного уменьшить (приставка при- имеет значение неполного действия). Преуменьшить - очень уменьшить (пре- = очень).
Задание 12. Каково происхождение слова мешок?
Ответ на задание 12. Слово мешок произошло от слова мех, так как сначала мешки делались из шкур и имели мех.
Задание 13. Слово среда имеет два значения: "день недели" и "то, что находится вокруг, окружение". В каком падеже и в чём именно проявляется различие этих двух значений?
Ответ на задание 13. В винительном падеже ударение падает на разные слоги, например: состояться в сре́ду - поместить в щелочную среду́.
Задание 14. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся.
Ответ на задание 14. Смеяться, бояться, гордиться, стараться и т.п.
Задание 15. Образуйте совершенный вид от глаголов говорить, ловить, брать.
Ответ на задание 15. Сказать, поймать, взять.
Задание 16. Один ученик в сочинении написал: "Необозримы и необходимы просторы нашей страны". В чём заключалась его ошибка? Что он имел в виду на самом деле?
Ответ на задание 16. Ученик не понял лексического значения причастия необходимы, поэтому неправильно его употребил: хотел сказать "невозможно оглядеть и обойти", а получилось "необозримы и очень нужны".
Задание 17. Есть ли наречие в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус". Ответ поясните.
Ответ на задание 17. Нет. Слово светлей является сравнительной степенью прилагательного светлый.
Задание 18. Как образовались наречия сегодня и завтра?
Ответ на задание 18. Сего (этого) + дня = сегодня. За + утро = заутра = завтра.
Задание 19. Какова неопределённая форма глагола вылечу?
Ответ на задание 19. Такую форму в 1-м лице единственного числа имеют два глагола: вылететь и вылечить.
Задание 20. Одинаково ли звучат при чтении слева направо и наоборот слова дед, казак, шалаш, доход?
Ответ на задание 20. Одинаково звучат, т.е. имеют одинаковый звуковой состав слева направо и справа налево лишь шалаш [шалаш] и казак [казак]; дед [д`эт], доход [дахот] при чтении справа налево имеют другой состав и последовательность звуков.
Задание 21. Отгадайте загадку: С буквой о я круг приятелей, С буквой а - мероприятие.
Ответ на задание 21. Компания - кампания
Задание 22. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное - спортивный термин?
Ответ на задание 22. Ничья
Задание 23. Что такое «звательный падеж?»
Ответ на задание 23. Звательный падеж в древности использовался для обращений: князь - княже, отец - отче и т.п. Мы до сих пор используем форму звательного падежа, причём даже в разговорной речи, например: Боже мой! Господи!
Задание 24. Объясните смысловую разницу в словосочетаниях два часа - двое часов.
Ответ на задание 24. Два часа – время; двое часов – два предмета, прибора, измеряющих время.