Цели мероприятия: актуализировать знания учащихся по различным разделам русского языка; развивать познавательный интерес к предмету, расширять общий кругозор и обогащать речь школьников; воспитывать культуру речи, способность работы в команде, терпимость к различным точкам зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Викторина "Юный филолог"»
Конспект внеклассного мероприятия в 7 классе
Тема. Викторина «Юный филолог»».
Цели и задачи: актуализировать знания учащихся по различным разделам русского языка; развивать познавательный интерес к предмету, расширять общий кругозор и обогащать речь школьников; воспитывать культуру речи, способность работы в команде, терпимость к различным точкам зрения.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, песочные часы для заключительного этапа игры.
Ход игры
Ведущий 1. (Слайд №1). Добрый день, я рада приветствовать всех присутствующих на викторине «Юный филолог». Сегодня знатоки русского языка 7А класса собрались здесь, чтобы проверить глубину своих знаний и сравнить себя с соперниками. В нашем соревновании участвуют команды (деление на 3 команды, рассчитываясь на 1,2,3, представление команд). Оценивать игру будет жюри в лице учителя русского языка и литературы Рахметовой Т.К. А победителем станет тот, кто лучше и быстрее сможет воспользоваться знаниями, полученными на уроках русского языка.
Ведущий 2. Начнём нашу игру с Разминки (Слайд № 2). За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу. (3,4,5 слайды)
Вопросы:
1 команда
1. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)
2. Какие существительные не имеют рода? (Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа – брюки, часы и т.д.)
3. Какие существительные не относятся к 1, 2 и 3 склонению? (Разносклоняемые и несклоняемые)
Ведущий 1. 2 команда
1. Какие прилагательные имеют краткую форму? (качественные)
2. Какой частью речи является слово «оба»? (числительное)
3. Без какого местоимения не могут обойтись прилагательные в форме превосходной степени сравнения? (Самый, всех)
Ведущий 2. 3 команда
1. В каких случаях существительные не являются членами предложения? ( Если они входят в состав обращения)
2. Какое местоимение не имеет именительного падежа? (Себя)
3. Как называется раздел языкознания, изучающий правильное произношение слов? (Орфоэпия).
Ведущий 1. Следующий конкурс в нашей игре «ОРФОЭПИЧЕСКИЙ» (Слайд № 6)
Каждый из участников команд сможет принести очко своей команде, если правильно произнесёт слово, которое появится на экране. Проходить этот конкурс будет в виде словесной дуэли (Слайд № 7),. КВАРТАЛ, КРАСИВЕЕ, БАНТЫ, СВЁКЛА, РАКУШКА, ЦЫГАН, СИРОТЫ, ЩАВЕЛЬ, ВЕРБА, ТОРТЫ, КУХОННЫЙ, ЖАЛЮЗИ.
Ведущий 2. А сейчас в нашей игре – юмористическая страничка (Слайд № 8), ведь мы переходим к фразеологическому конкурсу, который называется «Пословицы-перевёртыши». Ваша задача – узнать пословицы и поговорки, в которых шут заменил слова на другие , часто противоположные по значению . Например, «Лужа по шею» - перевёрнутая поговорка «Море по колено».
На полицейском сапоги мокнут. – На воре шапка горит.
Перед солнечным понедельником. – После дождичка в четверг.
Лысина – мужское безобразие. – Коса – девичья краса.
Ниже пяток не опустишься. – Выше головы не прыгнешь.
Болтовня не примета отказа. – Молчание – знак согласия.
Курица кабану подружка. – Гусь свинье не товарищ.
Ведущий 1. Четвертый конкурс называется Пантомима. Выходит участник и показывает инсценировкуфразеологизма. (Слайд № 9)
Команды угадывают фразеологизм, который инсценирует участник:
Обвести вокруг пальца
водить за нос
хлопать ушами
тянуть за язык
прикусить язык
спустя рукава
клевать носом
на лбу написано
Ведущий 2. Следующий конкурс «Полиглот» (Слайд № 10,11). Кого называют полиглотом?
( Полиглот – человек, знающий много языков). В русском языке есть группа слов, которые называются заимствованные. Почему их так называют? (Ответы) Участники выступят в роли переводчиков с девяти иностранных языков и, воспользовавшись подсказками, назовут слова, пришедшие в русский язык из других языков. (Работа в группах)
А сейчас проверим, как справились с заданием команды.
1. «Книга» по-гречески
библия
2. «Чтение» по-арабски
коран
3. «Запад» по-немецки
вест
4. «Мальчик» по-французски
гарсон
5. «Созвучие» по-итальянски
аккорд
6. «Испытание» по-латыни
экзамен
7. «Ледяная гора» по-шведски
айсберг
8. «Крестословица» по-английски
кроссворд
9. «Источник» по-исландски
гейзер
Ведущий 1. Последний конкурс «Экспресс-опрос».
Команда должна постараться дать как можно больше правильных ответов на вопросы за одну минуту.
Вопросы для 1 команды
К какому роду относится существительное кофе?(к мужскому)
Второстепенный член предложения подчёркивается пунктиром? (дополнение)
Как называются слова, близкие по лексическому значению? (синонимы)
Значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов (суффикс)
Сколько существует типов речи? ( 3)
К какому склонению относится существительное метро? (несклоняемое)
Раздел языкознания, изучающий правила постановки знаков препинания. (пунктуация)
Вопросы для 2 команды
Является ли пословица фразеологизмом? (да)
Как называются слова, употребляемые людьми той или иной местности? (диалектные)
Форма какой степени сравнения имён прилагательных образуется при помощи слова более? ( составной сравнительной)
Член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей? (дополнение)
К какому склонению относится существительное путь? (разносклоняемое)
Часть слова без окончания (основа)
К какому роду относится существительное шимпанзе? (к мужскому)
Вопросы для 3 команды
Являются ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? (нет)
Какие прилагательные отвечают на вопрос чей? (притяжательные)
Устойчивые сочетания слов называются (фразеологизмы)
Сколько существует стилей речи? (5)
Сколько значений имеет каждое слово? ( 2)
Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов (орфография)
К какому склонению относится существительное знамя? (разносклоняемое)
СЛОВО ЖЮРИ
Заключительное слово учителя (Слайд № 9):подведение итогов, награждение победителей.