kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Устный журнал "Словари - наши добрые помощники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словари – наши добрые помощники Только люди обладают даром речи. С помощью слова люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя. Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку». Народ издавна отметил разницу между словом и делом: «На словах и так и сяк, а на деле - никак», «Кто словом скор, тот в деле не спор», «От слова до дела не близко» А великий Лев Николаевич Толстой когда-то писал: «Слово- дело великое. Великое потому, что словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Так сколько же слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка. В однотомном «Толковом словаре» С.И.Ожегова около 57 тысяч слов.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Словари - наши добрые помощники"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Наумовка Муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан









Внеклассное мероприятие




Словари – наши добрые помощники

(устный журнал)










Провела

учитель русского языка и литературы

Зайкина Алина Семёновна












Словари – наши добрые помощники


Только люди обладают даром речи. С помощью слова люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя.

Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку».

Народ издавна отметил разницу между словом и делом: «На словах и так и сяк, а на деле - никак», «Кто словом скор, тот в деле не спор», «От слова до дела не близко»

А великий Лев Николаевич Толстой когда-то писал: «Слово- дело великое. Великое потому, что словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

Так сколько же слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка.

В однотомном «Толковом словаре» С.И.Ожегова около 57 тысяч слов.

Его подвиг никогда не забудется

нами, и я верю, что созданный

им чудесный словарь сослужит

великую службу многим поколениям…

К.И.Чуковский


1. Автобиографический калейдоскоп. Сила слов (О Сергее Ивановиче Ожегове). (1900-1964), русский языковед, лексикограф.


В первые меяцы 1949 года в литературной жизни нашей страны произошло событие, значение которого первоначально не было по-настоящему оценено даже специалистами-филологами.

В Государственном издательстве иностранных и национальных словарей в Москве вышла в свет книга «Словарь русского языка». На обложке объемистого тома в тысячу страниц имя автора-составителя не было указано. И лишь открыв титульный лист, можно было прочитать под заглавием следующие слова:»Составил С.И.Ожегов». Да, это был широко известный теперь в нашей стране и за рубежом однотомный «Словарь русского языка» профессора С.И.Ожегова, или, говоря кратко, Ожеговский словарь, выдержавший впоследствие 24 переиздания.

Сергей Иванович Ожегов принадлежал к числу уникальных людей своей эпохи.

Ожеговы- фамилия уральская. Она происходит от слова «ожег». Так в старину называлась палка, которую окунали в расплавленный металл, чтобы определить степень его готовности. Считалось , что род происходил от одного из демидовских крепостных, которому чудом удалось спастись из затопленных подвалов Невьякского завода. По женской линии Ожегов происходил из «колокольного» дворянства. Его предками была династия псковского духовенства.

Родился Сергей Иванович на рубеже веков, в сентябре 1900 года, в фабричном посёлке Каменское Тверской губернии. Его отец Иван Иванович работал там инженером на большой бумажной фабрике купцов Кувшиновых. Мать Александра Фёдоровна работала акушеркой в фабричной больнице.

О детстве и ранней молодости Ожегова известно мало. Учился он в санкт-петербургской 5-й гимназии. Сохранились книги, которыми его награждали «за примерное поведение и отличные успехи».

Сергей Иванович сделал свой выбор в конце 1918 года. Летом он окончил гимназию и поступил в Петроградский университет. Однако учиться в нём тогда не стал. Он уехал к родным по матери в городок Опочку и, будучи членом партии эсеров, устанавливал там советскую власть. А 5 декабря 1918 года зачислился в Красную армию. После окончания Гражданской войны ему предложили учиться в военной академии, он отказался и продолжил учёбу на филологическом факультете Петроградского университета.

Ожегов был немногословным, но общительным человеком, легко находившим общий язык с любыми людьми. Он начал преподавать русский язык, ещё учась в университете. Окончил университет в 1926 году, но ещё до этого стал «своим» в небольшом кругу ленинградских лингвистов, познакомился с московскими коллегами. Он был оценён по достоинству и стал младшим коллегой таких известных учёных, как Виктор Владимирович Виноградов и Дмитрий Николаевич Ушаков. Особенно важным было знакомство с Дмитрием Ушаковым. Оно определило всю дальнейшую судьбу Ожегова. Ушаков, известный русский лингвист, автор первого после Даля четырёхтомного «Толкового словаря русского языка», привлёк его к своей работе..

Научная карьера Ожегова, как и вся его жизнь, была непростой. Список его трудов невелик, но значимость некоторых его перечисленных в нём работ трудно переоценить. В коллективе авторов Ушаковского четырёхтомного «Толкового словаря русского языка» он занял ведущее место: ему принадлежат 33,55% текста.

В процессе работы над «Ушаковским» словарём у Ожегова возникла идея создания однотомного словаря для самого широкого использования. В 1949 году книга была создана. Ожегов по праву являлся её единственным автором. При жизни учёного вышло в свет шесть изданий словаря. Дорабатывая словарь, Ожегов не стремился увеличивать его объем, твёрдо следуя принципам, изложенным им самим в статье «О трёх типах толковых словарей современного русского языка». Словарь был «краткий, популярного типа». Объем и принципы построения словаря оставались в прижизненных изданиях неизменными, но словник(лексика) и структура постоянно совершенствовались.

Популярность словаря начала быстро расти сразу после его выхода в свет. Уже в 1952 году вышло репринтное издание в Китае, за ним последовало японское издание. Тиражи росли, Ожегов любил говорить, что по количеству изданных экземпляров словарь не уступает трудам классиков марксизма- ленинизма. Он стал настольной книгой десятков миллионов людей на всём земном шаре. В 1990 году Академия наук СССР присудила «Словарю русского языка» С.И.Ожегова премию имени А.С.Пушкина. За пределами России нет, пожалуй, никого, кто, изучая русский язык, не был знаком с именем Ожегова. Последней данью признательности к нему стал «Новый русско - китайский словарь», вышедший в Пекине в 1992 году. Его автор Ли Ша сделала необычную книгу: она слово в слово перевела на китайский язык весь Ожеговский словарь.

Т.о. ученый- языковед Сергей Иванович Ожегов сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка. Заглянув в словарь и найдя нужное слово, мы узнаём, что оно обозначает, как пишется, где находится ударение, как оно изменяется.


2. Путешествие по стране слов


Задание №1.

В большом Словаре жили самые разные слова. Каждое слово знало своё место, потому что Словарь требовал, чтобы они стояли строго по алфавиту. Это иногда разлучало родственников, но слова жили спокойно, в дружбе со своими соседями.

Из Словаря они отправились на работу в тетради школьников, в книги писателей, на театральные афиши и в другие места. Трудились они хорошо, по первому зову прибегало нужное слово. Ответьте на вопросы:

  • Какое слово стоит в словаре раньше: день-ночь, зима-осень, утро-вечер, лето-весна, полдень-полночь, лето-зима, осень-весна?


  • Что за чем следует: бурак-буря, дождь-град, снег-гололёд, метель-вьюга, вспашка-жатва, посев-уборка, заготовка-продажа, работа-отдых, смех-слёзы?


  • Напиши в алфавитном порядке: улица, сад, тишина, река, берег, шоссе, солнце, город, доска, огород, корова, дерево, ворона, трава, луг, поток, озеро, болото, лодка, весло.


Задание №2.

Не забывай на праведном пути

То, что старик Марк Твен сказал

когда –то:

ты должен слово нужное найти,

А не его троюродного брата.

А.Гитович

Заполни клетки словами соответственно толкованиям. В этом тебе помогут словарь и буква Э.


БУКВА Э






Впишите по горизонтали слова, начинающиеся с буквы Э, которые обозначают:

1. Отражённый звук. 2. Вертикальная поверхность для демонстрации фильмов. 3.Вывоз товаров за границу. 4. Короткое стихотворение сатирического содержания. 5. Научный опыт. 6. Один из видов энергии, используемый в быту. 7. Лицо, проводящее экзамен. 8. Движущаяся лестница в метро. 9. Проверочное испытание по учебному предмету. 10. Предварительный набросок рисунка, картины. 11.Эпоха, период.


Ответы: 1.Эхо. 2. Экран. 3. Экспорт. 4. Эпиграмма. 5. Эксперимент. 6. Электричество. 7. Экзаменатор. 8. Эскалатор. 9. Экзамен. 10. Эскиз. 11. Эра.

3. Какие ещё есть словари?


«Орфографический словарь русского языка» под редакцией С.Г.Бархударова, С.И.Ожегова и А.Б.Шапиро (104 тысячи слов)

«Словарь ударений» ( для работников радио и телевидения) под редакцией Д.Э.Розенталя.

«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И.Молотова ( 4000 выражений)

«Словарь синонимов русского языка» под редакцией З.Е.Александровой

«Словарь иностранных слов» под редакцией И.В.Лехина, С.М.Локшиной и Л.С. Шаумяна ( 23 тысячи слов иноязычного происхождения)

«Словарь антонимов» под редакцией

Есть и другие языковые словари.


Задания для учащихся


  1. Каким словарём необходимо пользоваться, чтобы узнать значение и происхождение словосочетаний:

Между двух огней;

Хлопать глазами;

Одна нога здесь, другая там;

Зубы заговаривать;

Голова идёт кругом;

Спустя рукава; засучив рукава.

Объясните происхождение и значение этих фразеологизмов. Пользуйтесь «Фразеологическим словарём»

  1. Ответьте, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю?

  2. Пользуясь «Школьным словообразовательным словарем», мы сможем объяснить образование того или иного слова. Объясните, как образовались данные слова: пчела, игрушка, жалеть, молниеносный, времянка и другие.

  3. Поставьте ударение в словах: танцовщица, цыган, хозяева, щавель, звонит, баловать, кулинария, премировать.

  4. Подберите синонимы к следующим словам:


  1. Подберите антонимы к следующим словам:



Обращайтесь к школьным словарям и справочникам постоянно. Помощь, которую они вам окажут, вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Устный журнал "Словари - наши добрые помощники"

Автор: Зайкина Алина Семеновна

Дата: 12.12.2015

Номер свидетельства: 265463

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства