Активизировать умственную и творческую деятельность учащихся.
ОФОРМЛЕНИЕ: мультимедиапроектор ( мультимедийная презентация прилагается; на слайдах презентации обозначена последовательность конкурсов и правильные ответы на вопросы игры с иллюстрациями к сказкам), карточки с заданиями, грамоты.
ПОЯСНЕНИЯ: игру по сказкам можно провести на уроке в одном классе или внеклассным мероприятием. Например, на параллель пятых классов. Игре могут участвовать две или три команды (состав команды: 6 – 8 человек). Команды заранее получают задание – придумать название, девиз, эмблему. В жюри приглашаются учителя, работающие в классе или в классах (если мероприятие проводится на параллель).
ХОД УРОКА:
1. Ведущий:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочную страну Лукоморье, где живут персонажи наших любимых сказок. Выясним, что вы знаете о сказках, об их авторах и героях. А так как у нас игра – соревнование, значит, должно быть и компетентное жюри, которое будет оценивать ваши ответы.
Представление членов жюри
А теперь давайте познакомимся с командами.
Представление команд (название, девиз).
1. КОНКУРС « РАЗМИНКА»
Ведущий задает вопросы командам по очереди. За правильный ответ – 1 балл, если команда называет автора произведения + 1 балл дополнительно.
1. В какой сказке есть страна Жевунов? ( А.Волков, « Волшебник изумрудного города» )
2. Кто кусал женщин то в глаз, то в нос, а еще князь? ( Гвидон,
«Сказка о царе Салтане» )
3. Если этот герой начнет снимать одежду, то будет тяжело удержаться от слез? ( Чипполино, Дж. Родари )
4. Что пел золотой петушок из сказки А.С.Пушкина? ( Ку-ка-ре-ку. Царствуй, лежа на боку.)
5. Когда он вертит цветной зонтик, детям снятся цветные сны?
( Оле-Лукойе, Г.Х.Андерсен )
6. Кто помог главному герою этой сказки добыть жар-птицу, коня-златогрива и Елену Прекрасную? ( Серый волк, « Иван-царевич и серый волк» )
7. Какое выражение у Карлсона было любимым? ( Дело житейское, Астрид Линдгрен « Малыш и Карлсон» )
8. Как зовут героиню сказки, которая отправилась в Зазеркалье? ( Алиса, Льюис Кэрролл « Приключения Алисы в Зазеркалье» )
9. За кого вышла замуж Дюймовочка? ( Принц эльфов, Г.Х.Андерсен )
10. Как звали Карлика Носа? ( Якоб, Гауф )
11. На чем передвигалась Баба-Яга? ( Ступа )
12. Как называлась книга, которую купил папа Карло, продав свою куртку? ( « Азбука» )
2. КОНКУРС « УГАДАЙ СКАЗКУ»
Капитаны команд тянут (по очереди) по две карточки, не видя заданий. По перечисленным именам существительным надо угадать название сказки. За правильный ответ – 1 балл, если команда называет автора сказки + 1 балл, за скорость + 1 балл.
Задание: по данным именам существительным угадайте название сказки.
6. Тыква, граф Вишенка, слезы, налоги, пауки, синьоры, восстание, профессор Груша. « Чипполино», Дж.Родари
3.КОНКУРС « ДОПОЛНИ ИМЯ»
На карточках напечатаны первые части имен сказочных героев. Командам надо вспомнить полные имена героев сказок. За каждое имя – 1 балл, за скорость + 1 балл.
Задание: к первой части имени сказочного героя добавьте вторую часть.
1. Кощей-(Бессмертный)
2. Елена-(Прекрасная)
3. Василиса-(Премудрая)
4. Сестрица-(Аленушка)
5. Мальчик-(с-пальчик)
6. Финист-(Ясный сокол)
7. Иван-(Царевич)
8. Братец-(Иванушка)
9. Змей-(Горыныч)
10. Крошечка-(Хаврошечка)
4. КОНКУРС « СКАЗОЧНЫЕ ВЕЩИ»
Капитаны команд тянут (по очереди) по три карточки с названиями сказочных вещей. Командам нужно назвать сказки, в которых упоминаются данные предметы. За правильный ответ – 1 балл, за скорость + 1 балл.
Задание: вспомните названия сказок, где упоминаются эти предметы.
СОЛОМИНКА- « Пузырь, соломинка и лапоть»
ПЕРЫШКО- « Финист-Ясный сокол»
ГОРОШЕК- « Кот, лиса и петух», « Принцесса на горошине»
КОЛЬЦО- « Волшебное кольцо», « 12 месяцев»
ЯЙЦО- « Курочка-ряба», « Царевна-лягушка»
СТРЕЛА- « Царевна-лягушка»
РУКАВИЦА- « Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»,
« Теремок» ( « Рукавичка» )
МАННАЯ КРУПА- « Лиса и журавль»
ИГЛА- « Царевна-лягушка»
5. КОНКУРС « ВОССТАНОВИ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ»
На карточках напечатаны названия сказок, но все буквы стоят не на своих местах. Из перепутанных букв надо составить названия восьми известных сказок. За правильный ответ – 1 балл, за скорость + 1 балл.
Задание: из разрозненных букв составьте название сказки
Капитаны команд тянут (по очереди) из рук ведущего карточки с задачами. За правильное решение задачи – 1 балл, за скорость + 1 балл.
Задание: решите сказочные задачи.
1. В школе для бесенят было 10 учеников. На дом каждому задали совершить 3 мелких пакости. Один бесенок не выполнил задание. Сколько мелких пакостей было сделано бесенятами?
( Ответ: 27)
2. Змей Горыныч вызвал на бой 3 богатырей. Сколько голов должен отсечь каждый богатырь, если у змея их 12, а богатыри поделили их поровну? ( Ответ: 4)
3. Чудо-Юдо рыба-кит проглотило новгородского купца Садко вместе с лодкой. Купец весил 100 кг, лодка - вдвое больше. На сколько килограммов потяжелело Чудо-Юдо , если Садко оно выплюнуло обратно? ( Ответ: 200)
7. КОНКУРС « КТО ЭТО?»
Ведущий зачитывает отрывки из сказок. Нужно угадать, о каком сказочном герое идет речь. За правильный ответ – 1 балл + 1 балл за название сказки.
Задание: угадайте, о ком идет речь.
« Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным» ( Кай, « Снежная королева» )
« Появился на птичьем дворе маленький птенец-утенок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птенцы не приняли его в свою семью» ( Лебедь, « Гадкий утенок» )
Ночь настала, Месяц всходит, Поле все герой обходит,
Озираючись кругом, И садится под кустом.
Звезды на небе считает и краюшку уплетает. ( Иван, « Конек-горбунок»
4. « Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку-настоящего друга. Но мама была почему-то против. И все-таки друг у меня появился. Самый лучший друг в мире: в меру упитанный мужчина в расцвете лет, лучший в мире специалист по паровым машинам, лучший в мире поедатель пирогов, лучшая в мире нянька»
( Малыш, « Малыш и Карлсон» )
« Маленькие дети, ни за что на свете
Не ходите, дети, в Африку гулять.
В Африке-разбойник, в Африке-злодей…» ( Бармалей,
« Бармалей» )
В этой книжке именины, много было там гостей.
А на этих именинах, появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть ее не погубил,
Но коварному злодею кто-то голову срубил. ( Комарик,
« Муха-цокотуха» )
Дополнительные вопросы ведущий задает зрителям, когда команды работают, жюри подводит итоги. За правильный ответ зрителя на вопрос команда, за которую он «болеет», получает 1 балл.
Уплетая калачи ехал парень на печи.
Прокатился по деревне и женился на царевне. ( Емеля )
У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы.
Высоко они летят, далеко они глядят. ( гуси-лебеди )
Был друг у Ивана немного горбатым,
Но сделал счастливым его и богатым. ( конек-горбунок )
Эта скатерть знаменита, тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она вкусных кушаний полна. ( скатерть-самобранка )
Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем, и светло в ночи, как днем. ( жар-птица )
Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом…
Кем же были эти маленькие дети? ( 7 козлят )
Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет и в дороге слезы льет.
Он сумел поймать воришку, он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком, а поймал он их бочком. ( бычок-смоляной бочок )
Объявление результатов игры, награждение.
Список литературы
1. Внеклассная работа по литературе 5 – 6 классы. Составитель Цветкова Г.В., Волгоград, Корифей, 2007
4. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме 5 – 11 классы, Москва, Глобус, 2007
5. Сухин И.Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все – все – все. Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей, Москва, Новая школа,1994
6. Читаем, учимся, играем. 2008 №1, стр. 4 – 6, Тунгулукова С.А. « В гостях у литературных героев»
7. Читаем, учимся, играем. 2008 №6, стр. 8, Карпова Н.А. « Со сказкой вы не расставайтесь…»