Просмотр содержимого документа
«"Умники и Умницы"»
Внеклассное мероприятие
по русскому языку в рамках Недели русского языка и литературы
Игра «Умники и Умницы»
(для учащихся 10 классов)
Цели: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;
развивать и укреплять навыки критического мышления, повышать грамотность учащихся;
прививать любовь к русскому языку.
Оборудование:
плакаты с высказываниями классиков русской литературы о русском языке:
«Язык наш сладок ,чист и пышен ,и богат».
А.П.Сумароков.
«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых и естественных понятий».
В.Г.Белинский.
«Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость»
К.Г. Паустовский.
Вступительное слово учителя:
С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенком мы засыпаем под монотонное звучание бабушкиных сказок. А ведь сказка – это язык. Вы ходите в школу. В речах учителя, на страницах книг развертывается перед вами огромная Вселенная, отраженная в словах. Вы узнаете о том, что было сто и даже тысячу лет назад. И все это благодаря родному языку. На земном шаре насчитывается более 2000 языков. Есть языки, на которых говорит всего несколько человек; а есть языки, на которых говорят миллионы человек. И в этой большой семье языков русский язык занимает особое место. Русский писатель И.С. Тургенев назвал русский язык правдивым, могучим, а народ, у которого такой язык – великим. Русский язык знают и любят не только все народы, населяющие нашу прекрасную Родину, но и многие люди всех стран мира. Сбылись слова русского писателя А.Н. Толстого, который говорил, что «настанет время, когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». Но наша действительность превзошла предсказание Толстого. Русский язык звучит не только по всем меридианам земного шара, но и в космических просторах. Русский язык имеет большое международное значение. На нем создана богатейшая художественная литература. И чтобы любить русский язык, надо его знать. Ведь не зря говорят, что без грамматики не выучить и математики. И сегодня, ребята, вы сможете показать свою находчивость, смекалку и еще раз проверить свои знания по русскому языку.
Чтецы декламируют стихи.
1.Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!
2.Он твой наставник великий ,могучий,
Он переводчик ,он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
3.Горького зоркость ,бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова
Выучи русский язык!
Ведущий: В нашей школе продолжается неделя русского языка и литературы .А сегодня в нашем зале в игре «Умники и Умницы» встречаются сильнейшие представители 10-х классов- знатоки русского языка. Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Девиз нашей игры: ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК!
1«Приветствие»
Ведущий: Сегодня в нашем зале встречаются команды:
«Словесники», «Языковеды».
(Команды выходят на сцену и представляются)
2. «Блиц-опрос».
(командам нужно как можно быстрее ответить на вопросы)
Вопросы команде «Словесники».
1.Раздел языкознания ,изучающий устойчивые обороты ,а также фразеологические единицы(фразеология).
2.Слово или выражение , употребленное в переносном значении на основе сходства ,которое наблюдается у предметов или явлений(метафора).
3.Как называется в русском языке выделение одного из слогов в слове с помощью различных средств: усиление голоса ,повышение тона(ударение).
4.Как называется предложение ,состоящее из двух или более частей, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое (сложное).
5.Как называется наименьшая, далее неделимая часть слова (морфема).
6.Определение , подчеркивающее характерное свойство предмета , а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность(эпитет).
7.Слово ,называющее того ,к кому обращаются (обращение).
8.Как называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта (гласные).
9.Второстепенный член предложения ,обозначающий место, время, способ действия, (обстоятельство).
10.Это такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже , что и главное.(согласование).
Вопросы команде «Языковеды».
1.Разговор двух или нескольких лиц (диалог).
2.Это такая связь, при которой зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное (управление).
3.Раздел науки, изучающий способы образования и свойства звуков (фонетика).
4.Сопоставление двух явлений . с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого(сравнение).
5.Это часть слова без окончания и формообразующего суффикса. Бывает производной и непроизводной (основа).
6.Как называются сложные предложения ,части которых связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами ?(сложноподчиненные).
7.Как называются звуки , при образовании которых в органах речи воздух встречает какие – либо преграды? (согласные).
8.Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета или явления (определение).
9.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис).
10.Как называются слова ,противоположные по значению?
(жюри оценивает).
3. «Как вы напишете?»
Командам предлагается задание : выбрать из слов, данных в скобках ,нужное слово.
1.Один вопрос для (обеих -обоих) команд.
2 .(Первые –первых) полчаса прошли незаметно.
3 .(Дорогой –дорогая) товарищ Матвеева.
4.Я съел (целых -целые) две миски супа.
5. Кружковцы не приняли (участия – участие) в репетиции.
6.В велогонках первое ,второе, и третье( место- места) поделили ученики нашего класса.
4. «Угадайте слово по определению»
Если команда угадает слово с первого раза, то получает 5 баллов, со второго раза 4, с третьего раза -3.
1
1.Лайковые ,хирургические, боксерские(перчатки).
2.Классная,переносная, половая(доска).
3.Электрическая,настольная,напольная(лампа).
4.Хромовые ,резиновые ,зимние(сапоги).
5. Логическая, горная. Электрическая(цепь).
6.Апельсиновая, погорелая ,румяная(корка).
7.Садовы, избирательный ,милицейский (участок).
8.Обручальное,баскетбольное, золотое(кольцо).
9.Глянцевый,интересный, ежемесячный (журнал).
10.Круглый, обеденный, деревянный (стол).
2.
1.Дождливая, ясная, ненастная (погода).
2.Жалобная, красная ,телефонная(книга).
3.Заварной, обувной, белковый (крем).
4.Породистая, кусачая, дворовая (собака).
5.Электронное ,заказное, анонимное (письмо).
6.Фарфоровая, летающая, суповая (тарелка).
7.Стеклянная, трехлитровая, пол-литровая(банка).
8.Холодное, именное, нарезное (оружие).
9.Семенной, золотой, призовой (фонд).
10.Новый, учебный, високосный (год).
5. «Исправь ошибки».
Ведущий: Перед вами (письмо) стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме , исправьте их.
ЖАЛОБА.
Дядя прашу тебя .помаги
Твоей плимяннице Оле,
Ато небудет ее наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил «два»,
А сам сказал что маю работу
Даже несмок прачитать.
Попраси его,дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.
6.Конкурс капитанов.
Ведущий: Капитаны, пришло ваше время доказывать ,правильным ли курсом вы ведете команду.(Ведущий дает каждому капитану слово, записанное вертикально. К каждой букве этого слова нужно подобрать другие слова , относящиеся к разным частям речи, не повторяясь).
П –правда- существит. О
У- убежать-глагол Р
Н Ф
К О
Т Г
У Р
А А
Ц Ф
И И
Я. Я
7. «Домашнее задание».
Команды читают сочинения, написанные заранее. Сочинение на тему : «Вечная проблема отцов и детей».
8. «Ошибка наборщика»
Командам нужно составить пару из двух неправильных пословиц, которые по «ошибке наборщика» написаны так , что первая половина принадлежит одной пословице, а вторая другой.
1.Береги платье снову, живот в голоде , а ноги в тепле.