kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология развития критического мышления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной образовательной технологи  – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»











Технология развития критического мышления при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку

илитературе

Ванина Алла Маратовна,

учитель русского языка и литературы



2021 год





Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует от учителя использования эффективных приемов в обучении. В современном обществе меняется представление о целях образования: «знания, умения, навыки» из целей образования переходят в разряд средств, приёмов, а главным становится формирование компетентной личности, владеющей комплексом ключевых компетенций. Переход от знаниецентричной парадигмы обучения в современной школе к компетентностному подходу требует изменения и методики преподавания русского языка, в которой особое внимание уделяется анализу текстов. Для формирования компетентной личности, способной успешно пройти ГИА по русскому языку за курс средней школы, наряду с традиционными способами работы с текстом в школьной практике активно используем технологию развития критического мышления, которая отвечает целям образования на современном этапе, способствует формированию личности учащегося, учит овладевать способами работы с информацией.

Цель данной образовательной технологи – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:

- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

- пользоваться различными способами интегрирования информации;

- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

- решать проблемы;

- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

- брать на себя ответственность;

- участвовать в совместном принятии решения;

- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

- умение сотрудничать и работать в группе и др.

Ключевым тезисом технологии развития критического мышления , как утверждает И.В. Муштавинская,( канд. пед. наук, доц. каф. инновационных образовательных технологий, проректор по методической работе СПбАППО, эксперт Международной программы «Чтение и письмо для развития критического мышления» » ) «является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности» [6:С. 32]. Действительно, трудно не согласиться с тем, что мышление ученика развивается в ситуации, когда он сам собирает сведения о предмете, формирует свои представления о нём, при этом не нарушается его естественная тяга к исследовательской и познавательной деятельности. Основой данной технологии, как утверждает учёный, является трёхфазовая структура урока:

  • вызов (активизация, мотивация),

  • осмысление (активное чтение, слушание),

  • рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация).

И.В. Муштавинская структуру трёхфазового урока представляет в таблице, в которой отражена деятельность учителя, учащихся, а также представлены следующие возможные приёмы и методы работы [6: С. 31]:

— постановка прямых и скрытых вопросов к тексту учителем или учащимися;

— поиск в тексте ответов на поставленные самими учащимися или учителем вопросы;

— маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;

— расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;

— графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;

— ведение записей (бортовых журналов и др.).

В данной работе представлен ряд заданий, помещённых в учебниках по русскому языку. Эти задания способствуют развитию критического мышления обучающихся, являются составной частью материала для подготовки к государственной итоговой аттестации обучающихся 11 класса по русскому языку.

5 класс

Кластер

Кластер - (пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластер – это прием, который является палочкой-выручалочкой в 11классе при подготовке к ЕГЭ. Если использовать этот прием в системе, как на уроках литературы, так и на уроках русского языка, то для выпускников это будет хорошим подспорьем при подготовке к экзаменам. Все кластеры, созданные ими по разным темам, хранятся в их папках - портфолио или в специальных папках «Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ».


Взаимообучение

В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя:

- суммируют содержание абзаца;

- придумывают вопрос и предлагают другим ответить на него;

- разъясняют, что непонятно;

- дают задания для чтения следующего абзаца. (Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников).




«Толстые» и «тонкие» вопросы могут быть оформлены в виде таблицы. Таблицы, схемы - основа для обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т. д.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного


Таблицы

    Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаем рассмотреть еще несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.



6 класс



Ключевые моменты текста

(сообщения)

На чём остановилось внимание ?

Почему именно на этом остановилось внимание ?

(анализ)














Кластер


Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам.



-Фразеологизм

-Емкое, меткое

-Уточняет, обогащает, развивает

-Это перлы, самородки и самоцветы языка

-Фраза.

Методический приём «Ромашка Блума»

Он помогает научить детей задавать вопросы.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:




Воспроизведение

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Понимание

Уточняющие

Правильно ли я понял..?

Применение

Практические

Как можно применить..?

Что можно сделать из..?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если..?

Использование приёма «Ромашка Блума» на уроке литературы в 6 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский». 1 глава.

1. Простые вопросы. С кем из героев мы знакомимся в 1 главе? Что мы узнаем об их жизни?

2. Уточняющий вопрос. Чем занимался Троекуров, как проводил время? Что давало ему власть?

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему Троекуров, надменный в отношениях с другими людьми, уважал Дубровского?

4. Творческие вопросы. Проанализируйте сцену, которая послужила причиной ссоры между

Троекуровым и Дубровским.

5. Оценочные вопросы. Как характеризует Дубровского случай на псарне?

6. Практические вопросы. Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт? Как для этого ему следовало поступить?

7 класс

Инсерт


Звуковой аналог условного английского сокращения. В дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.


Задание. Прочитайте информационный текст. Заполните таблицу.

"V"- я это знаю

"+"- новое для меня

"-"- я думал иначе

"?"- это мне интересно, непонятно, нужно разобраться


Методический прием «Корзина идей»

Это прием, способствующий развитию критического мышления, позволяет учителю одновременно выяснить уровень знаний детей по какому-либо вопросу и сделать вступление в новую тему, заинтересовать обучающихся.

После объявления темы урока каждый ученик в тетради 2 минуты коротко записывает всё, что ему известно по данной теме. Работая в парах, обучающиеся обмениваются информацией и выясняют, в чём их мнения совпали и чем они отличаются. На эту работу – 3 минуты. Далее каждая группа высказывает мысли по данной теме. Ответы не должны повторяться. Всё учитель кратко записывает на доске.

Все высказанные идеи анализируются в ходе урока. В итоге в «корзине» остаются только верные ответы.

Мозговой штурм

 Построенный особым образом коллективный метод или поиск нетрадиционных путей решения проблемы. Это метод, позволяющий избежать инерционной направленности поиска, активизирующий ассоциативные способности человека.





«Верные - неверные утверждения»


Вот как прием «верные-неверные утверждения» работает на стадии вызова при изучении темы  «Сложноподчиненные предложения с придаточными  изъяснительными» в 9 классе.

Цель использования приема на данном этапе: повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах учащиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает «Что хочу знать?»

На каждой парте распечатка:

- Дополнение – отвечает на вопросы кто? что?

-Что, как, будто, чтобы, ли – это союзные слова.

-Союзное слово так же, как и союз не является членом предложения.

-Определение отвечает на вопрос чей?

-Части сложноподчиненного предложения соединены только союзами.

-На письме части сложноподчиненного предложения отделяются запятой.

Задание: индивидуально рассмотрите «верные и неверные утверждения», произведите на местах их правку. Если вы согласны с данным утверждением, напишите слово «да», если нет – «нет».

- Прочитайте все верные утверждения.

-Все согласны с данными утверждениями?

-Прочитайте все неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.

-Все согласны с данными утверждениями?


10-11 класс

Эссе


Эссе́ — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.

Эссе - художественная форм Инсерт


Задание. Прочитайте информационный текст. Заполните таблицу.

"V"- я это знаю

"+"- новое для меня

"-"- я думал иначе

"?"- это мне интересно, непонятно, нужно разобраться


Синквейн Цель написания синквейнов – отработать понятия, рефлексивно оценить пройденное.

Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие и отношение.

-Морфология-Многословная, великая

-Изучать, понимать, разбирать части речи

-Как велик и разнообразен русский язык

-Мощь и сила

Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания, которые он успешно сможет применить для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Технология развития критического мышления.

Автор: Ванина Алла Маратовна

Дата: 07.11.2021

Номер свидетельства: 590638

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(286) "Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка» "
    ["seo_title"] => string(170) "itoghovaia-rabota-na-tiemu-tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnykh-sposobnostiei-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "206533"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430210133"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Мастер-класс: применение технологии  "Развитие критического мышления" в образовательном процессе"
    ["seo_title"] => string(112) "mastier-klass-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-1"
    ["file_id"] => string(6) "301617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456944706"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Мастер-класс "Технология  развития критического мышления через чтение и письмо  на первой ступени обучения" "
    ["seo_title"] => string(126) "mastier-klass-tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-piervoi-stupieni-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150043"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420387501"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Формирование ключевых компетенций учащихся через применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(159) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "104789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402757802"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Технология развития критического мышления в современном обучении "
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-v-sovriemiennom-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "195992"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427989030"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства