Просмотр содержимого документа
«"Тайны русского языка"»
Школа-лицей №5
Цели:
- формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
- формирование умения работать в разновозрастной группе, в команде;
- воспитание бережного отношения к языку.
Оборудование: презентация, наглядности.
Ход мероприятия
Учитель. Существительное школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Вместе мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо проверять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!
О. Высоцкая
Сегодня мы с вами проведем игру, в конце которой выясним, кто из нашего класса является знатоком русского языка.
Я вам буду читать задания, которые вам предстоит выполнять. За каждое правильное выполненное задание, ребята, вы будите получать по одному баллу, а после всех конкурсов мы подсчитаем баллы у каждого участника. А тот, кто наберет большее количество баллов, получит титул «Знаток русского языка». Таких людей может оказаться несколько.
Я когда-то захотела стать поэтом. Но, как ни старалась, не смогла подобрать рифму к слову «пакля». Потом выяснилось, что к этому слову вообще нет рифмы. Итак, первое мое задание называется «Подбери рифму».
Задание 1. Разминка «Назови одним словом»
1.Храбрые люди- храбрец
2. Болтливый человек- болтун
3. Мудрые люди – мудрецы
4. Ленивый человек – лентяй
5. Богатые люди- богачи
6. Грубый человек – грубиян
7. Сильные люди – силачи
8. Веселые люди - весельчаки
Задание 2. «Буквы рассыпались»
Представьте, что в некоторых словах буквы поиграли в чехарду и перепутались. Помогите предложениям вернуть свой первоначальный вид, а для этого расставьте буквы в нужном порядке.
Внимание! Нельзя использовать дополнительные буквы и оставлять «лишние» слова, а так же нельзя изменять форму слов и их окончания. У кого получиться правильно?
1 команда:
Е,Н,А,П,Л -пенал
Е,Т,У,П,Х -петух
О,З,О,М,Р- мороз
Р,А,Н,Д,А,К,Ш,А-карандаш
2 команда:
О,Р,А,К,О,В- корова
А,Ш,И,М,А,Н-машина
А,Н,О,Р,О,В-ворона
Ц,Я,З,А-заяц
ЗАДАНИЕ 3: Среди буквенной путаницы, найдите фамилии восьми писателей (на время, 1 минута). Потадмаршакрдудсьмрмнвдпушкиноранвдсиврйунтлермонтовмтогдвимктолстойартолстойдлвтсноопнклвжстрвнумтаркрыловлпонзжатнсктранковгсркнетслыкдбсиапнтургеневтмрвенучтвнкдмтналчтсггогольевдывжвыьмсрщуцд
Решите примеры. Ба + деревянный сосуд = летающее насекомое = бабочка До + зарытые в земле ценности = доклад Кабан – ан + лук = каблук Автор – р + мода – да + бильярд – ярд = автомобиль
В этом прямоугольнике с буквами спрятались 14 названий сладостей. Слова можно искать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – торт – мы за вас уже нашли.
Задание 8. «Найди синоним»
Более ста лет назад И.С. Тургенев высказал мысль о том, что русский язык богат и могуч. Если задуматься над тем, почему же богат русский язык. То можно обнаружить целый ряд причин. Например, в нашем языке очень много синонимов (слов, близких по значению). А как вы понимаете, что такое синоним?
Ответы детей.
Почти каждому глаголу можно найти пять близких по значению слов и сочетаний слов. Так вместо «глядеть» можно сказать «смотреть», распахнуть глаза», «вперить очки», «выпучить зенки», «сверлить взглядом» и т.д.
Попробуйте найти не менее десяти синонимов к глаголам: «есть», («кушать»), «учить», «говорить», «отдыхать», «идти».
Учащиеся выполнять задание, затем зачитывают получившееся.
Подходит к завершению наш турнир. Мы увидели, насколько интересен
русский язык. Он богат, красив и выразителен. А теперь подведем итоги игры.