Программа факультативного курса по русскому языку «К тайнам русского языка» для учащихся 2(3) класса (ISBN 978-601-303-183-5)
Программа факультативного курса по русскому языку «К тайнам русского языка» для учащихся 2(3) класса (ISBN 978-601-303-183-5)
Программа факультативного курса " К тайнам русского языка" разработана для учащихся 2 класса(можно использовать в 3 классе), которая позволяет учащимся ознакомиться со многими вопросами развития речи, выходящими за рамки школьной программы. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по русскому языку «К тайнам русского языка» для учащихся 2(3) класса (ISBN 978-601-303-183-5) »
Государственное учреждение
«Мичуринская средняя школа»
Программа
факультативного курса по русскому языку
«К тайнам русского языка»
для учащихся 2(3) класса
(ISBN 978-601-303-183-5)
Составитель:
Соловей Т.Ю.
2014 г.
Пояснительная записка.
«Ребёнок научится составлять сочинение
только в том случае, когда каждое слово
перед ним будет возникать как готовый кирпичик,
которому заранее приготовлено место.
И дети выбирают тот единственный кирпичик,
который подходит в данном случае».
В.А.Сухомлинский
Программа факультативного курса " К тайнам русского языка" разработана для учащихся 2 класса(можно использовать в 3 классе), которая позволяет учащимся ознакомиться со многими вопросами развития речи, выходящими за рамки школьной программы. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. А для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.
Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств. Наиболее важные из них - это рассказы, пересказы, сочинения и другие. Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые.
Развивая речь учащихся, школьная программа придерживается четко определенных характеристик речи, к которой следует стремиться и, которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.
Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников - это их житейский опыт: их детство, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, поэтому нужно специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся представлений. Для этого целесообразно использовать экскурсии, наблюдения, чтение стихов и рассказов, различные обсуждения в классе.
Сочинение – творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, выбор слов, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии – весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.
В сочинении для ученика обретают смысл все изучаемые правила грамматики, требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинении письмо, причём письмо грамотное, осознаётся школьником не как учебное выражение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженное в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с практикой. Школьники любят сочинение за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нём можно проявить себя, «писать своё».
Данный курс развивает у детей творческие способности, познавательные интересы, самостоятельную мыслительную деятельность, формирует у них культуру речевого поведения, даёт возможность практической реализации творчества, формирует у учащихся положительное мотивационное отношение к изучению русского языка, развивает личностные качества, воображение, мышление, умение делать логические выводы, побуждает к наблюдательности.
Курс является межпредметным, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру, изобразительному искусству, литературе.
Цель программы:
всестороннее развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств, углубление представлений о культуре речевого поведения.
Задачи обучения:
Обогащение словарного запаса учащихся.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением сложных предложений, за правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
Развитие самостоятельной познавательной деятельности.
4. Развитие связной устной и письменной речи.
К концу курса обучающиеся должны знать:
типы текстов: описание, повествование, рассуждение и их особенности в отборе и использовании материала, в построении текста;
жанры текста: рассказ, письмо, заметка в газету, отзыв о книге, зарисовка картин природы и т. д.
К концу курса обучающиеся должны уметь:
понимать тему сочинения, раскрывать её;
собирать и отбирать материал для сочинения;
систематизировать материал, составлять план своего рассказа;
последовательно выражать свои мысли;
совершенствовать собственный текст;
выполнять работу достаточно быстро.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во часов
1.
Тема текста, опорные слова, связь между предложениями в тексте.
1
2.
Типы текстов.
1
3.
Стили речи. Разговорный и книжный.
1
4.
Разговорный стиль. Диалог.
1
5-6
Культура общения. Правила поведения в театре.
2
7.
Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.
1
8.
Художественный стиль. Общее понятие.
1
9.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные
1
10.
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет.
1
11.
Метафора. Сравнение.
1
12.
Олицетворение.
1
13-14
Сочинение загадок.
2
15.
Жизнь слова. Устаревшие и новые слова.
1
16.
Возникновение слова. Происхождение топонимов и антропонимов
1
17.
Сочинение- описание портрета древнерусского богатыря
1
18.
Текст. Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи.
1
19.
Лексическое редактирование текстов с цепной связью.
1
20.
Параллельное построение описательного текста.
1
21.
Единый временной план текста
1
22.
Временная соотнесённость глаголов в повествовательных текстах.
1
23.
Использование глагольного времени в переносном значении
1
24-25.
Сочинение-повествование с элементами описания на тему: "Путешествие по канатной дороге"
2
26.
Редактирование сочинения.
1
27.
Научный стиль речи
1
28-29
Научные слова. Словарная статья как пример научного стиля.
2
30.
Крылатые слова
1
31-32.
Сочинение- рассуждение о значении фразеологизмов.
2
33.
Редактирование сочинения- рассуждения
1
34.
Повторение пройденного.
1
Итого: 34 ч
Содержание занятий.
Тема 1.Тема текста, опорные слова, связь между предложениями в тексте (1 ч.)
Тема. Микротема. Основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Тема 2. Типы текстов.(1 ч.)
Повествование, описание, рассуждение, контаминированный (смешанный) типы текстов. Составление текстов описаний предметов и явлений. Повествование с элементами описания.
Тема 3. Стили речи. Разговорный и книжный.. (1 ч.)
Стилистическая принадлежность текстов. Составление текстов в любом стиле.
Тема 4. Разговорный стиль. Диалог.(1 ч.)
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи. Выразительность. Монолог и диалог.
Тема 5-6.Культура общения. Правила поведения в театре (2 ч.)
"Волшебные слова". Правила поведение в транспорте, театре. Использование вежливых слов в диалоге. Учёт речевой ситуации. Мимика. Пантомимика.
Тема 7. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. (1 ч.)
Использование вежливых слов в диалоге. Учёт речевой ситуации. Мимика. Пантомимика.
Тема 8.Художественный стиль. Общее понятие. (1 ч.)
Стили речи . Использование рассуждения в художественном тексте.
Тема 9. Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные(1 ч.)
Копилки слов . Толковый словарь. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. Знакомство со словарём синонимов.
Тема 10. Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет. (1 ч.)
Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять их значение и назначение. Использование при создании текста художественного стиля.
Тема 11. Метафора. Сравнение. (1 ч.)
Умение выделять их в тексте, определять их значение и назначение. Использование при создании текста художественного стиля.
Тема 12. Олицетворение. (1 ч.)
Умение выделять их в тексте, определять их значение и назначение. Использование при создании текста художественного стиля.
Тема 13-14. Сочинение загадок. (2 ч.)
Составление описаний предметов и явлений. Слова- признаки.
Тема 15. Жизнь слова. Устаревшие и новые слова. (1 ч.)
Жизнь слова. Устаревшие и новые слова. Выделение их в тексте, определение их значения, стилистическая принадлежность.
Тема 16. Возникновение слова. Происхождение топонимов и антропонимов. (1 ч.)
Происхождение антропонимов (имён и фамилий) и топонимов ( наиболее важных местных географических названий)
Тема 17. Сочинение- описание древнерусского богатыря. (1 ч.)
Тема 18. Текст. Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи. (1 ч.)
Связь между предложениями в тексте. Цепная связь. Средства связи при цепном построении текста: повторы, лексические и текстовые синонимы, однокоренные слова, описательные обороты.
Тема 19. Лексическое редактирование текстов с цепной связью. (1 ч.)
Средства связи с параллельным построением: видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Тема 21. Единый временной план текста. (1 ч.)
Определение средств связи, составление схемы текста, конструирование текста по заданной схеме.
Тема 22. Временная соотнесённость глаголов в повествовательных текстов. (1 ч.)
Составление текстов с действиями происходящими в данное время, в прошедшем времени и в будущем.
Тема 23. Использование глагольного времени в переносном значении. (1 ч.)
Составление текстов повествовательного характера с использование глаголов в переносном значении.
Тема 24-25. Сочинение -повествование с элементами описания на тему: "Путешествие по канатной дороге"(2 ч.)
Составление плана для написания сочинения. Определение признаков текста повествования.
Тема 26. Редактирование сочинения. (1 ч.)
Редактирование простого и сложного предложения. Исправление порядка слов и порядка частей. Замена неудачно употреблённых слов, устранение лишних и восстановление недостающих слов. Распространение предложений.
Тема 27. Научный стиль речи. (1 ч.)
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный) Определение стилистической принадлежности текста. Составление текста в научном стиле.
Тема 28-29. Научные слова. Словарная статья как пример научного стиля. (2 ч.)
Выделение научных слов в тексте. Объяснение их значения с помощью толкового словаря. Употребление в тексте научного стиля.
Тема 30. Крылатые слова.(1 ч.)
Крылатые слова. Определение значений устойчивых выражений. Употребление их в заданной речевой ситуации.
Тема 31-32. Сочинение- рассуждение о значении фразеологизмов. (2 ч.)
Значение фразеологизмов. Роль в тексте. Употребление их в заданной речевой ситуации.
Исправление порядка слов и порядка частей. Замена неудачно употреблённых слов, устранение лишних и восстановление недостающих слов. Распространение предложений.
Тема 34. Повторение пройденного. (1 ч.)
Литература:
Мастерство устной речи / Под ред. В. В. Голубкова.— М., 1967.
В защиту живого слова / Сост. В. Я. Коровина.— М., 1966.
Коровина В. Я. От упражнений к системе развития речи.— М., 1996.