Просмотр содержимого документа
«Тайны русского языка»
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка» (8-10 классы)
Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся; прививать интерес к русскому языку; развивать речь, творческие способности учащихся, познавательный интерес, познать новое в языкознании.
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.
Чтец 1. Язык наш прекрасный
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Ведущий : А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
Чтец 2 Русских слов глубокое теченье Дарит силу песенной строке. Ах, какое это наслажденье — Говорить на русском языке!
Колосится рожь в широком поле, Облака купаются в реке. Мы с тобой о радости и боли Говорим на русском языке.
Не померкнет подвиг наших дедов, Ордена горят на пиджаке. В майский день друг другу: «С Днём Победы!» — Говорим на русском языке.
Вот малыш спешит за мамой следом, И ручонка в папиной руке. Он уже и с бабушкой, и с дедом Говорит на русском языке.
Вспоминая белые берёзы, От родного дома вдалеке, Мы, смахнув непрошеные слёзы, Говорим на русском языке.
Паренёк с фамилией Гагарин Отправлялся в космос налегке. Он был первым. И из этой дали Говорил на русском языке.
Греет нас особенное слово, Это слово вечное — Москва! Словно мать, беречь она готова Все на свете русские слова.
В Риме, Вашингтоне и в России, И в английском тихом городке, Далеко и близко от России Говорят на русском языке. Ведущий : Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык», которое изучается в 7 классе.
Чтец 3 : «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ведущий : Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.
Ведущий : Сколько замечательных слов сказано о русском языке.
Чтец 4 Мне последнего слова не надо.
И когда хлынет кровь под кадык.
Из меня, как чеку из гранаты,
Время выдернет русский язык.
И сорвёт оглушительной силой
Свет со звёзд, словно пламя со свеч.
Над воронкой, размером с Россию,
В космос вздыбится русская речь.
Немота перейдёт все границы.
И полмира забудет слова.
И минута молчанья продлится
Может, год, может, век, может, два.
Но когда кошельками моллюсков
Мир себя до отвала набьет,
Он очнется и вспомнит про русских,
Про бессребреник – русский народ,
Раздаривший Аляску и правду,
И поднявшийся к Богу впритык.
Мне последнего слова не надо.
Говорить будет русский язык
Ведущий .1. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. (К.Паустовский)
2. Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский)
3. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь)
4. С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский)
5. Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч.
(М. Горький)
6. Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький)
Ведущий .-Сегодня я предлагаю игру-соревнование «Тайны русского языка», где будут предложены вашему вниманию всевозможные задания со словами и буквами. В игре примут участие 2 команды.
1 конкурс «Найдите способ прочитать написанное» Это будет девиз нашей игры. Задание раздать на карточках. За правильное решение команда получает 5 баллов.
QWУNЧLИZТJЬZHСVЯ – ВNIСDЕ4ГVДZА SПGРYRИ WWГО FДNИТRWСQЯ. (Учиться - всегда пригодится). Фраза составлена из букв разных алфавитов, перемешанных между собой. Нужно отобрать только русские буквы.
2конкурс «Блиц-опрос» (Команда отвечает быстро и правильно на вопросы) поможет вам показать ваши знания, кругозор, начитанность.
1. Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).
2. Сколько падежей в русском языке? (6) 3. Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко) 4. На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)
5. Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно) 6. Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли ) 7.Кто из героев народных сказок похож на мяч? ( колобок)
8. Отец твоего отца(дедушка).
9. Подземная железная дорога.(метро)
10. Домашний Дед Мороз.(холодильник)
11. Знаменитый русский писатель.(А. С. Пушкин)
12. Участок земли для овощей.(огород)
13. Говорящая птица.(попугай)
14. Чем заканчиваются день и ночь?(Ь)
15.Дедушка, бабушка, мама, папа и я - они вместе кто?(Семья)
16. Дом автомобиля.(гараж)
17. Детёныш коровы.(телёнок)
18. Что у зайца позади, а у цапли спереди.(Ц)
19. Что находится между городом и селом? (И)
20. Комната для занятий в школе.(класс)
21.Как написать слово "мышеловка" пятью буквами?(кошка) 22. У человека - одно, у вороны - два, у медведя - ни одного. Что это?(буква "о" 23. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (Запасное) 24. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Имя)
3 конкурс «ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»
1. Что посеешь, … (то и пожнешь).
2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
3. Кончил дело – … (гуляй смело).
4. Волков бояться – … (в лес не ходить).
5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6. Один- за всех …(все- за одного)
7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8. В гостях хорошо, …(а дома лучше)
9. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).
10. Учение – свет, … (а неученье – тьма).
11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).
4 конкурс «Ребусы»
5 конкурс «Темная комната»
ОРФОГРАФИЯ
Ведущий. Орфография - раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.
Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?
Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц, куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, - ещё получишь свою порц…ю». (5 букв ы)
За правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.
ФОНЕТИКА
Ведущий. Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковой состав речи.
Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:
- БУКВ ЗВУКОВ;
- БУКВ
- БУКВ = ЗВУКАМ.
Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, пень, мост, семья.
БУКВ ЗВУКОВ
БУКВ
БУКВ = ЗВУКАМ
Команда получает 1 балл за правильность
Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога пар-. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и количество.
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -.
(Парник, партер, пароль, партия, парень, паркет )
6 конкурс «Черный ящик» Команды могут отвечать, как только поймут, о чем речь, но обязательно поднимать руку. За правильный ответ – 1 балл. Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья. (Письмо) письмо приятно читать, если оно написано грамотно.
(Исправить ошибки в диктанте)
Я лублю уроки руского язика. На этих уроках мы учимса понимать силу и красату русского языка.Типлотой веет от блиских с детства слов: ручей, рощя, паляна, трапинка. Русский язык памогает нам дружыть
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать красоту русского языка. Теплотой веет от близких с детства слов : ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помогает нам дружить.
7конкурс «Фразеологизмы»
Ведущий 1: Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.
1Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно говорят … (водой не разольешь).
2 Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки, не надо! Ведь этим ты другу окажешь ... (медвежью услугу).
1 Фальшивят, путают слова, поют ... (кто в лес, кто по дрова).
2 Ребята слушать их не станут: от этой песни ... (уши вянут).
1 И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги)
2.Валится из рук (не получается);
1.Голыми руками взять (легко, без усилий);21.Клевать носом (засыпать);
2.Идти в ногу (согласованно);
1.Вставлять палки в колёса (мешать);
2.В двух словах (сжато);
1.Бросать слова на ветер (обещать напрасно).
2.Филькина грамота( поддельный документ)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИГЫ
ЭПИЛОГ
Ведущий: в качестве эпилога я предлагаю вам викторину. Командам по очереди будут задаваться вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда даёт неправильный ответ, вопрос переходит к зрителям.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (Камень)
2. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)
3. В неё можно переместить водоплавающую птицу, но всё будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это? (Вода)
4. Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет? (Соль)
5. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (Шапка)
6. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он , взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это? (Рак)
7. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые шутники любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему – то любят белки. Что это? (Колесо)
8. Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же это? (Мёд)
1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из – за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (Яблоко)
2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (Хлеб)
3. С её помощью древнегреческий герой Тезей нашёл выход из лабиринта Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а непогоду ни одной её сухой не остаётся. Что это за предмет? (Нить)
4. Когда всё хорошо, она обетованная, а когда плохо – она горит под ногами. У неё есть пуп и край. Сквозь неё можно провалиться. Что же это такое? (Земля)
5. Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это? (Медведь)
6. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за двумя, и убивают, опять – таки из жадности, двух. И наговаривают на них, будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных сказках они в дураках остаются. Кто же это? (Заяц)
7. Он может подкатиться к горлу и застрять в нём. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану – царевичу. Что же это за фольклорный элемент? (Клубок)
8. Козла упрекают в том, что предмета, загаданного мной, у него не бывает, но все почему – то упорно верят, что таковое есть. В сочетании с кровью оно даёт странную смесь, но люди утверждают, что это хорошо и красиво. Их него выложен путь, по которому ориентируются мореплаватели. И что же это такое? (Молоко)
Заключительное слово учителя:
Много языков на свете разных -
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть "изюминка" своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое он всё вбирал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Великие люди высоко ценили русский язык, восхищались его богатством, меткостью, силой и красотой. Мы, следуя их примеру, должны:
1) обогащать свой словарный запас;
2) укреплять грамотность;
3) повышать языковую культуру;
4) любить и беречь русский язык.
Итак, друзья, пришла пора проститься, И я хочу вам пожелать: Всегда с охотою учиться, Всегда с желанием трудиться. Никогда не унывать,