kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тайны русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках недели "русского языка" проведено данное мероприятие

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тайны русского языка»

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка» (8-10 классы)


 Цель:
  развивать интеллектуальные способности учащихся; прививать интерес к русскому языку; развивать речь, творческие способности учащихся, познавательный интерес, познать новое в языкознании.


Вступительное слово учителя:

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Чтец 1. Язык наш прекрасный

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!


Ведущий : А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».

Чтец 2
Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье — 
Говорить на русском языке!

Колосится рожь в широком поле,
Облака купаются в реке.
Мы с тобой о радости и боли 
Говорим на русском языке.

Не померкнет подвиг наших дедов,
Ордена горят на пиджаке.
В майский день друг другу: «С Днём Победы!» —
Говорим на русском языке.

Вот малыш спешит за мамой следом,
И ручонка в папиной руке.
Он уже и с бабушкой, и с дедом
Говорит на русском языке.

Вспоминая белые берёзы,
От родного дома вдалеке, 
Мы, смахнув непрошеные слёзы,
Говорим на русском языке.

Паренёк с фамилией Гагарин
Отправлялся в космос налегке.
Он был первым. И из этой дали
Говорил на русском языке.

Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Словно мать, беречь она готова
Все на свете русские слова.

В Риме, Вашингтоне и в России, 
И в английском тихом городке,
Далеко и близко от России
Говорят на русском языке.
Ведущий : Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык», которое изучается в 7 классе.


Чтец 3 : «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Ведущий : Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.


Ведущий : Сколько замечательных слов сказано о русском языке.

Чтец 4 Мне последнего слова не надо.

И когда хлынет кровь под кадык.

Из меня, как чеку из гранаты,

Время выдернет русский язык.

И сорвёт оглушительной силой

Свет со звёзд, словно пламя со свеч.

Над воронкой, размером с Россию,

В космос вздыбится русская речь.

Немота перейдёт все границы.

И полмира забудет слова.

И минута молчанья продлится

Может, год, может, век, может, два.

Но когда кошельками моллюсков

Мир себя до отвала набьет,

Он очнется и вспомнит про русских,

Про бессребреник – русский народ,

Раздаривший Аляску и правду,

И поднявшийся к Богу впритык.

Мне последнего слова не надо.

Говорить будет русский язык


Ведущий .1. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. (К.Паустовский)

2. Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский)

3. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь)

4. С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский)

5. Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч.

(М. Горький)

6. Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький)


Ведущий .-Сегодня я предлагаю игру-соревнование «Тайны русского языка», где будут предложены вашему вниманию всевозможные задания со словами и буквами. В игре примут участие 2  команды.


1 конкурс «Найдите способ прочитать написанное» Это будет девиз нашей игры.
Задание раздать на карточках. За правильное решение команда получает 5 баллов.

QWУNЧLИZТJЬZHСVЯ – ВNIСDЕ4ГVДZА SПGРYRИ WWГО FДNИТRWСQЯ. 
(Учиться - всегда пригодится).
Фраза составлена из букв разных алфавитов, перемешанных между собой. Нужно отобрать только русские буквы.


2конкурс «Блиц-опрос» (Команда отвечает быстро и правильно на вопросы)
поможет вам показать ваши знания, кругозор, начитанность.

1. Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).

2. Сколько падежей в русском языке? (6)
3. Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
4. На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)

5. Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
6. Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )
7.Кто из героев народных сказок похож на мяч? ( колобок)

8. Отец твоего отца(дедушка).

9. Подземная железная дорога.(метро)

10. Домашний Дед Мороз.(холодильник)

11. Знаменитый русский писатель.(А. С. Пушкин)

12. Участок земли для овощей.(огород)

13. Говорящая птица.(попугай)

14. Чем заканчиваются день и ночь?(Ь)

15.Дедушка, бабушка, мама, папа и я - они вместе кто?(Семья)

16. Дом автомобиля.(гараж)

17. Детёныш коровы.(телёнок)

18. Что у зайца позади, а у цапли спереди.(Ц)

19. Что находится между городом и селом? (И)

20. Комната для занятий в школе.(класс)

21.Как написать слово "мышеловка" пятью буквами?(кошка)
22. У человека - одно, у вороны - два, у медведя - ни одного. Что это?(буква "о"
23. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (Запасное)
24. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Имя)


3 конкурс «ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»

1.      Что посеешь, … (то и пожнешь).

2.      Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3.      Кончил дело – … (гуляй смело).

4.      Волков бояться – … (в лес не ходить).

5.      С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6.      Один- за всех …(все- за одного)

7.      За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8.      В гостях хорошо, …(а дома лучше)

9.      Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

10.  Учение – свет, … (а неученье – тьма).

11.  Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12.  Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).


4 конкурс «Ребусы»


5 конкурс «Темная комната»

ОРФОГРАФИЯ

Ведущий. Орфография  - раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.

Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?

Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц, куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, - ещё получишь свою порц…ю».  (5 букв ы)

За правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.

ФОНЕТИКА

Ведущий. Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковой состав речи.

Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:

- БУКВ   ЗВУКОВ;

- БУКВ 

- БУКВ  = ЗВУКАМ.

Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, пень, мост, семья.

БУКВ   ЗВУКОВ

БУКВ 

БУКВ  = ЗВУКАМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Команда получает 1 балл за правильность

Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога пар-. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и количество.

ПАР  -  -  -;

ПАР  -  -  -;

ПАР  -  -  -;

ПАР  -  -  -;

ПАР  -  -  -.

(Парник, партер, пароль, партия, парень, паркет )

6 конкурс «Черный ящик»
  Команды могут отвечать, как только поймут, о чем речь, но обязательно поднимать руку. За правильный ответ – 1 балл.
Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как  поживают дальние родственники, друзья. (Письмо) письмо приятно читать, если оно написано грамотно.

(Исправить ошибки в диктанте)

  Я лублю уроки руского язика. На этих уроках мы учимса понимать силу и красату русского языка.  Типлотой веет от блиских с детства слов: ручей, рощя, паляна, трапинка. Русский язык памогает нам дружыть

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать красоту русского языка. Теплотой веет от близких с детства слов : ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помогает нам дружить.

7конкурс «Фразеологизмы»

Ведущий 1: Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.


1Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно го­ворят … (водой не разольешь).

2 Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки, не надо! Ведь этим ты другу окажешь ... (медвежью услугу).

1 Фальшивят, путают слова, поют ... (кто в лес, кто по дрова).

2 Ребята слушать их не станут: от этой песни ... (уши вянут).

1 И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги)


2.Валится из рук (не получается);

1.Голыми руками взять (легко, без усилий);21.Клевать носом (засыпать);

2.Идти в ногу (согласованно);

1.Вставлять палки в колёса (мешать);

2.В двух словах (сжато);

1.Бросать слова на ветер (обещать напрасно).

2.Филькина грамота( поддельный документ)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИГЫ

ЭПИЛОГ

Ведущий: в качестве эпилога я предлагаю вам викторину. Командам по очереди будут задаваться вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда даёт неправильный ответ, вопрос переходит к зрителям.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.

1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это.  Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти.    (Камень)

2.  Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек  будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет?     (Иголка)

3. В неё можно переместить водоплавающую птицу, но всё будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это?     (Вода)

4. Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет?      (Соль)

5. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет?    (Шапка)

6. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он , взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это?     (Рак)

7. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые шутники любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему – то любят белки. Что это?     (Колесо)

8.  Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же это?    (Мёд)

1.  За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из – за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет?     (Яблоко)

2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это?     (Хлеб)

3. С её помощью древнегреческий герой Тезей нашёл выход из лабиринта Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а непогоду ни одной её сухой не остаётся. Что это за предмет?    (Нить)

4. Когда всё хорошо, она обетованная, а когда плохо – она горит под ногами. У неё есть пуп и край. Сквозь неё можно провалиться. Что же это такое?     (Земля)

5. Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это?   (Медведь)

6. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за двумя, и убивают, опять – таки из жадности, двух. И наговаривают на них, будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных сказках они в дураках остаются. Кто же это?    (Заяц)

7. Он может подкатиться к горлу и застрять в нём. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану – царевичу. Что же это за фольклорный элемент?     (Клубок)

8. Козла упрекают в том, что предмета, загаданного мной, у него не бывает, но все почему – то упорно верят, что таковое есть. В сочетании с кровью оно даёт странную смесь, но люди утверждают, что это хорошо и красиво. Их него выложен путь, по которому ориентируются мореплаватели. И что же это такое?    (Молоко)



Заключительное слово учителя:

Много языков на свете разных -

Выучить их все не смог бы я;

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть "изюминка" своя.


Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный русский,

Для меня родной лишь он один!


Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл!


Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова,

Новое он всё вбирал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива!


Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!


   Великие люди высоко ценили русский язык, восхищались его богатством, меткостью, силой и красотой. Мы, следуя их примеру, должны:

1) обогащать свой словарный запас;

2) укреплять грамотность;

3) повышать языковую культуру;

4) любить и беречь русский язык.


Итак, друзья, пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с желанием трудиться.
Никогда не унывать,

А русский на «отлично» знать.



Подведение итогов. Награждение


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тайны русского языка

Автор: Зверева Марина Николаевна

Дата: 01.02.2021

Номер свидетельства: 572084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Внеурочная деятельность по русскому языку "Тайны русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "vnieurochnaia_dieiatiel_nost_po_russkomu_iazyku_tainy_russkogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "472062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1528038700"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tainy-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "222069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435829616"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Тайны русского языка"
    ["seo_title"] => string(23) "tainy_russkogo_iazyka_2"
    ["file_id"] => string(6) "564547"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1606382235"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Программа факультативного курса по русскому языку «К тайнам русского языка» для учащихся 2(3) класса (ISBN 978-601-303-183-5) "
    ["seo_title"] => string(132) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-k-tainam-russkogho-iazyka-dlia-uchashchikhsia-2-3-klassa-isbn-978-601-303-183-5"
    ["file_id"] => string(6) "227324"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440685316"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Презентация "Тайны русского языка" по теме "Лексика""
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia_tainy_russkogho_iazyka_po_tiemie_lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "371068"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1482095345"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства